Буквально за день до премьеры средства массовой информации порадовали потенциальных зрителей новостью: подтвердилось предположение, что Том Хэнкс приходится Фреду Роджерсу дальним (шестиюродным) родственником. Впрочем, Джоанн, вдова легендарного телеведущего, официально исполнявшая на съёмках функции консультанта, и без того не раз делилась с прессой соображениями, что именно этот актёр является (и сразу казался) идеальным кандидатом на роль её покойного мужа. Охотно верю! С одной стороны достаточно даже поверхностного знакомства с передачей «Соседство мистера Роджерса», радовавшей американцев (1) на протяжении трёх с лишним десятилетий, с бурного 1968-го по 2001-й годы, чтобы составить представление о человеке, послужившем прототипом кинематографистам. А с другой – ни для кого не составляет секрета экранный имидж кинозвезды. Начиная с первой ведущей партии в кинофантазии «Всплеск» /1984/, Том увлечённо, талантливо, избегая самоповторов, варьировал образ взрослого ребёнка. Иногда (в «Мальчишнике» /1984/, «Волонтёрах» /1985/) его герои чудили, как сорванцы-переростки, но чаще – допустим, в «Большом» /1988/ Пенни Маршалл – превалировала стихия весёлой игры, а не хулиганства. Тенденция достигла апогея, разумеется, в «Форресте Гампе» /1994/, но вместе с тем – давала о себе знать и в драмах (вроде «Аполлона 13» /1995/ и «Зелёной мили» /1999/). Кем ещё мог стать типичный хэнксовский персонаж на склоне лет?! Очередное выдвижение актёра на соискание премии «Оскар» воспринимается абсолютно заслуженным.
Любопытно, что в основу сценария (к слову, написанного достаточно давно – по меньшей мере в начале десятилетия) положена статья Тома Джунода «Можешь ли ты сказать… «герой»?», опубликованная на страницах популярного издания Esquire в ноябре 1998-го. То есть ситуация с поручением талантливому, но строптивому, работающему неровно (и нервно!) журналисту подготовить материал объёмом в четыреста слов, посвящённый Роджерсу, имела место в действительности. Вот только имя и фамилию автора, в отличие от интервьюируемой знаменитости, кинодраматурги Мика Фитцерман-Блу и Ноа Харпстер изменили – и неспроста! Если касательно образа Фреда создатели фильма выбрали тактику максимальной точности, то применительно к его визави – позволили себе массу художественных преувеличений и даже вольностей. На самом деле Джунод вовсе не дрался с собственным отцом на свадьбе сестры, которой у него отродясь не было; это и многое другое потребовалось для максимального обострения ситуации.
Пожалуй, реализовать замысел удалось. Благодаря доведению обстоятельств до крайности Мариэль Хеллер получилось предельно заострить мысль. Кем был Фред? В чём тайна личности того, чья доброта покорила миллионы телезрителей – и кто, по воспоминаниям очевидцев, производил неизменно приятное впечатление на любого собеседника? У него и интервью-то было сложно брать потому, что разговор постепенно переходил на проблемы журналиста… Хотя режиссёр не заостряет внимания на религиозной деятельности телеведущего и по совместительству глубоко верующего христианина, в его характере поневоле начинают проглядывать черты пастора – доброго пастыря, помогающего людям разобраться в себе и в отношениях пусть не с Богом (подобное утверждение прозвучит неуместно пафосно), так с окружающим миром. Это редкий пример индивида, превращающего реальность (для большинства серую, скучную, а для кого-то и жестокую) в некое подобие сказки – указывающего на обилие маленьких и больших чудес, не замечаемых нами в суете будней. Уже один гражданин, сумевший вынести тяжкое бремя житейских невзгод, побороть затяжную депрессию, избавиться от ощущения бессмысленности бытия, – бесспорная победа. А Роджерс может поставить себе в заслугу спасение многих, с позволения сказать, заблудших душ.
Собственно, к уразумению этого и пришёл в итоге Фогель. Поначалу его смущала и даже раздражала манера мистера Роджерса уклоняться от прямых и чётких ответов, переводя русло беседы на то, что волнует гостя (вплоть до любимой детской игрушки – старого кролика). Злополучное интервью оказалось Ллойду как нельзя некстати: мало того что не по основному профилю, так ещё – в сложный момент семейной жизни. Выяснение отношений с отцом, бросившим мать давным-давно и теперь вдруг решившим установить контакт с сыном, заботы о новорождённом отпрыске Гэвине и т.д. – всего и не перечислить! А тут посторонний человек докучает с наивными советами, словно не понимая: волшебные законы, действующие в телешоу, не имеют силы уже рядом – буквально за дверью павильона. Это – как раз за разом слушать раздражающую песенку о том, какой прекрасный день задался по соседству. Для того, чтобы в полной мере оценить мудрость Фреда, Фогелю потребовалось многое пережить и переосмыслить.
Впрочем, особое очарование картине Хеллер придают не только масштаб и своеобразие личности Роджерса, но и другие, не менее важные аспекты. Оставаясь пресвитерианским проповедником по призванию, он избрал поразительно удачный способ общения с массами – всё-таки не с «паствой», а со своими бесчисленными почитателями и друзьями. Знаменательно, что точные копии кукол, с какими ведущий выступал на телевидении, изготовили умельцы из команды «Улицы Сезам» – наследники дела великого Джима Хенсона. Передаче, конечно, не был присущ столь же дерзкий юмор, как искромётному «Маппет-шоу» /1976-81/, но его программа тоже являлась полноценным произведением искусства. О чём, собственно, и стараются поведать нам создатели ленты. «Прекрасный день по соседству», сочетающий элементы трагикомедии с музыкально-танцевальными номерами, как в классическом мюзикле, воспринимается настоящей одой во славу той самой «лиры скромной, благородной», о которой писал Александр Сергеевич Пушкин. Быть может, высшая цель творчества – достижение состояния гармонии в вечно неспокойной, ищущей, мятущейся душе. Неудивительно, что престарелый Роджерс стал добрым товарищем журналиста – и дружба прервалась лишь с кончиной Фреда в 2003-м году. Остаётся только порадоваться за продюсеров, что потраченные на производство $25 млн. вернулись сторицей, поскольку мировые кассовые сборы превысили отметку в $60 млн. И ведь ещё предстоит прокат в нескольких странах, в том числе в России!
_______
1 – Включая типичного обитателя пригорода Рэя Питерсона (в «чёрной комедии» «Предместье» /1989/ Джо Данте) в исполнении… кого бы вы думали?
8
,1
2019, США, Биография
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Буквально за день до премьеры средства массовой информации порадовали потенциальных зрителей новостью: подтвердилось предположение, что Том Хэнкс приходится Фреду Роджерсу дальним (шестиюродным) родственником. Впрочем, Джоанн, вдова легендарного телеведущего, официально исполнявшая на съёмках функции консультанта, и без того не раз делилась с прессой соображениями, что именно этот актёр является (и сразу казался) идеальным кандидатом на роль её покойного мужа. Охотно верю! С одной стороны достаточно даже поверхностного знакомства с передачей «Соседство мистера Роджерса», радовавшей американцев (1) на протяжении трёх с лишним десятилетий, с бурного 1968-го по 2001-й годы, чтобы составить представление о человеке, послужившем прототипом кинематографистам. А с другой – ни для кого не составляет секрета экранный имидж кинозвезды. Начиная с первой ведущей партии в кинофантазии «Всплеск» /1984/, Том увлечённо, талантливо, избегая самоповторов, варьировал образ взрослого ребёнка. Иногда (в «Мальчишнике» /1984/, «Волонтёрах» /1985/) его герои чудили, как сорванцы-переростки, но чаще – допустим, в «Большом» /1988/ Пенни Маршалл – превалировала стихия весёлой игры, а не хулиганства. Тенденция достигла апогея, разумеется, в «Форресте Гампе» /1994/, но вместе с тем – давала о себе знать и в драмах (вроде «Аполлона 13» /1995/ и «Зелёной мили» /1999/). Кем ещё мог стать типичный хэнксовский персонаж на склоне лет?! Очередное выдвижение актёра на соискание премии «Оскар» воспринимается абсолютно заслуженным. Любопытно, что в основу сценария (к слову, написанного достаточно давно – по меньшей мере в начале десятилетия) положена статья Тома Джунода «Можешь ли ты сказать… «герой»?», опубликованная на страницах популярного издания Esquire в ноябре 1998-го. То есть ситуация с поручением талантливому, но строптивому, работающему неровно (и нервно!) журналисту подготовить материал объёмом в четыреста слов, посвящённый Роджерсу, имела место в действительности. Вот только имя и фамилию автора, в отличие от интервьюируемой знаменитости, кинодраматурги Мика Фитцерман-Блу и Ноа Харпстер изменили – и неспроста! Если касательно образа Фреда создатели фильма выбрали тактику максимальной точности, то применительно к его визави – позволили себе массу художественных преувеличений и даже вольностей. На самом деле Джунод вовсе не дрался с собственным отцом на свадьбе сестры, которой у него отродясь не было; это и многое другое потребовалось для максимального обострения ситуации. Пожалуй, реализовать замысел удалось. Благодаря доведению обстоятельств до крайности Мариэль Хеллер получилось предельно заострить мысль. Кем был Фред? В чём тайна личности того, чья доброта покорила миллионы телезрителей – и кто, по воспоминаниям очевидцев, производил неизменно приятное впечатление на любого собеседника? У него и интервью-то было сложно брать потому, что разговор постепенно переходил на проблемы журналиста… Хотя режиссёр не заостряет внимания на религиозной деятельности телеведущего и по совместительству глубоко верующего христианина, в его характере поневоле начинают проглядывать черты пастора – доброго пастыря, помогающего людям разобраться в себе и в отношениях пусть не с Богом (подобное утверждение прозвучит неуместно пафосно), так с окружающим миром. Это редкий пример индивида, превращающего реальность (для большинства серую, скучную, а для кого-то и жестокую) в некое подобие сказки – указывающего на обилие маленьких и больших чудес, не замечаемых нами в суете будней. Уже один гражданин, сумевший вынести тяжкое бремя житейских невзгод, побороть затяжную депрессию, избавиться от ощущения бессмысленности бытия, – бесспорная победа. А Роджерс может поставить себе в заслугу спасение многих, с позволения сказать, заблудших душ. Собственно, к уразумению этого и пришёл в итоге Фогель. Поначалу его смущала и даже раздражала манера мистера Роджерса уклоняться от прямых и чётких ответов, переводя русло беседы на то, что волнует гостя (вплоть до любимой детской игрушки – старого кролика). Злополучное интервью оказалось Ллойду как нельзя некстати: мало того что не по основному профилю, так ещё – в сложный момент семейной жизни. Выяснение отношений с отцом, бросившим мать давным-давно и теперь вдруг решившим установить контакт с сыном, заботы о новорождённом отпрыске Гэвине и т.д. – всего и не перечислить! А тут посторонний человек докучает с наивными советами, словно не понимая: волшебные законы, действующие в телешоу, не имеют силы уже рядом – буквально за дверью павильона. Это – как раз за разом слушать раздражающую песенку о том, какой прекрасный день задался по соседству. Для того, чтобы в полной мере оценить мудрость Фреда, Фогелю потребовалось многое пережить и переосмыслить. Впрочем, особое очарование картине Хеллер придают не только масштаб и своеобразие личности Роджерса, но и другие, не менее важные аспекты. Оставаясь пресвитерианским проповедником по призванию, он избрал поразительно удачный способ общения с массами – всё-таки не с «паствой», а со своими бесчисленными почитателями и друзьями. Знаменательно, что точные копии кукол, с какими ведущий выступал на телевидении, изготовили умельцы из команды «Улицы Сезам» – наследники дела великого Джима Хенсона. Передаче, конечно, не был присущ столь же дерзкий юмор, как искромётному «Маппет-шоу» /1976-81/, но его программа тоже являлась полноценным произведением искусства. О чём, собственно, и стараются поведать нам создатели ленты. «Прекрасный день по соседству», сочетающий элементы трагикомедии с музыкально-танцевальными номерами, как в классическом мюзикле, воспринимается настоящей одой во славу той самой «лиры скромной, благородной», о которой писал Александр Сергеевич Пушкин. Быть может, высшая цель творчества – достижение состояния гармонии в вечно неспокойной, ищущей, мятущейся душе. Неудивительно, что престарелый Роджерс стал добрым товарищем журналиста – и дружба прервалась лишь с кончиной Фреда в 2003-м году. Остаётся только порадоваться за продюсеров, что потраченные на производство $25 млн. вернулись сторицей, поскольку мировые кассовые сборы превысили отметку в $60 млн. И ведь ещё предстоит прокат в нескольких странах, в том числе в России! _______ 1 – Включая типичного обитателя пригорода Рэя Питерсона (в «чёрной комедии» «Предместье» /1989/ Джо Данте) в исполнении… кого бы вы думали?