Еще год назад, во время премьеры на фестивале "Трайбека", и предположить было нельзя, что камерный фантастический триллер "Последняя женщина на Земле" режиссера и сценариста Такаши Дошера ("Осевшие") из своеобразной постапокалиптической притчи превратится в резонирующий фильм, где окажутся отражены фобии коронавирусной пандемии. В концепте проекта постановщик использует как страхи о кометах, которые издавна готовы были приносить несчастья человечеству, так и мысли о том, что земляне окажутся обречены на вымирание, сократившись ровно вполовину из-за полного исчезновения женского пола. И если примером воплощения первого на экране может быть лента 1984 года "Ночь кометы" Тома Эберхардта, то о втором кинематографисты продолжают активно высказываться и сейчас, что можно было увидеть в "Свете моей жизни" Кейси Аффлека. Нельзя сказать, что Дошер стремится обеспечить в нелинейном повествовании, максимально плотно исполосованном флэшбэками, характерное напряжение и остроту погони за теми, кто нарушил общественный режим. Напротив, зловещее настроение и надежда, смешанная с отчаянием, помогают воспринимать эту в большей степени экзистенциальную работу как способ размышлений о том, "что будет, если", который показывает развитие отношений одной влюбленной пары в течение 400 дней. Главная героиня (Фрида Пинто, "Любовь. Свадьба. Повтор", "Маугли") имеет множество причин, чтобы быть несчастной, укрываясь от всех в добровольном заточении, она - одна из тех женщин, кто остался в живых и о ком еще не знает правительство, объявившее охоту на тех, кто может продолжить человеческий род. Сложно сказать, предполагал ли Дошер, что в его фильме будут считываться женоненавистнические акценты, но во многих сценах характер Пинто рассматривается как как запрещенное, находящееся вне закона существо, добыча для охотников за головами. При этом постановщик предпочитает говорить о событиях в жизни двоих, не глобализируя до уровня мирового женского Сопротивления, а показывая как уменьшается число собеседниц в секретном чате протагонистки и как растет число фотографий тех, которые ушли навсегда из-за смертельного вируса. В большей степени Дошер старается говорить о любви, о том, как сохранить чувства, когда начинает давать о себе знать изоляционная паранойя, и чудо сохранения отношений и самих личностей возлюбленных оказывается намного более ценным, чем саспенс. Поэтому "Последняя женщина на Земле" рассказывает об острых углах в отношениях, о герметичности жизни в замкнутом пространстве, о последних желаниях и о воспоминаниях о свободе в рамках простой с виду истории о тех, кто хочет выжить и сохранить чувства.
В начале "Последней женщины на Земле" Дошер показывает центральных персонажей, Еву (Фрида Пинто) и Уилла (Лесли Одом мл., "Гамильтон", "Harriet"), которые движутся с рюкзаками и винтовкой через густой лес по берегу реку. Выйдя на открытую местность, они начинают говорить о прощении... И вот уже режиссер отматывает время на неопределенное время назад и показывает квартиру, где множество разделяющих пространство прозрачных занавесов из плотного полиэтилена. Рыдающая героиня Пинто стоит под душем, на стене перед ней находится угольно-черный след, сливное отверстие принимает в себя стекающие с тела Евы крупные черные частицы. В это же время Уилл не находит себе места в одной из комнат, произошло что-то необратимое, и вот уже в его руках появляется коробка с набором для биологического теста. Женщина при помощи небольшой палочки берет пробу из своего рта и опускает ее в небольшую пробирку с индикативным раствором. Он и она заметно нервничают в ожидании результата, звук полицейской сирены за окнами прерывает эту вынужденную паузу. Характер Одома прячет свою подругу в специальном укрытии под кроватью, далее он всем своим видом будет показывать копам, что давно живет один в квартире, которую снимали Кэролин (Тиа Хендрикс, "Королева юга", "В блюзе только Бесси") и Ева. Уилл уже давно готов к такому разговору с полицией: первая - умерла еще в самом начале эпидемии, вторая - сбежала к матери и отцу в Великобританию. Он остался один и всего лишь просто живет в квартире бывшей подружки, с которой до этого год встречался. Патруль в противогазах обыскивает помещение, в поисках молодой женщины они стремятся вычислить, где она скрывается. Персонаж Пинто не совершала никаких преступлений, однако она и ее яйцеклетки представляют интерес для проекта "Эмбрион", который был запущен для восстановления популяции на планете и в первую очередь в США, когда темные крупные хлопья смога, подобные саже из старой печи, несли с собой смертельный вирус для продолжательниц человеческого рода. Герой Одома абсолютно не интересует полицейских даже как потенциальный нарушитель закона, за его голову дадут слишком мало, чтобы с ним возиться и раскручивать на правду, другое дело Ева - за ее голову дают уже миллион долларов. Здесь ставка куда более высока. Допросив протагониста и не найдя Еву, служители закона догадываются, что она где-то прячется, но они уходят, так и не получив ее голову и тело. Собрав только самое необходимое, характеры Пинто и Одома садятся в машину и бегут к водопаду в национальном заповеднике, туда, где они были когда-то счастливы вдвоем.
Своеобразный пульс развития действия "Последней женщины на Земле" Дошера отчасти оправдывается тем, что линейное развитие нарратива не произвело бы должного эффекта на зрителя. Перемешанные ретроспекциями одни сутки из жизни главных героев позволяют фрагментировать настроение ленты, которая очень плавно движется от одного акта к другому, лишь повышая градус мрачности и сменяя настроения от паники до меланхолии и печали. Время от времени постановщик сталкивает протагонистов с опасностями "мужского мира" лицом к лицу, но это нужно больше всего только для того, чтобы подчеркнуть разрастающуюся драму проверки любовных отношений. По Дошеру масштабный контроль за женщинами и их телами обусловлен борьбой за выживание. Это является путем узаконенного насилия, но режиссер предпочитает воздерживаться от масштабных комментариев, переводя все в плоскость шлифовки взаимоотношений Уилла и Ева и напрочь забывая об апокалиптичном антураже. Такой подход и такое приближение на деле оказываются намного страшнее и пронзительнее, потому что рассказывают о персональном конце света для двоих, остро осознающих свою обреченность и фатальность ситуации, где для выживания герой Одома должен пожертвовать Евой и предать ее. Очевидные вопросы о том, можно ли сдать на добровольную смерть мать, жену или сестру, не становятся вопросами морали, они уже давно решены Уиллом, у которого есть план по спасению себя и Евы. Но тот естественный спектакль, который на протяжении полутора часов достойно представляют Фрида Пинто и Лесли Одом, обладает одним существенным изъяном: постановщик предъявляет слишком мало деталей из прежней жизни протагонистов, чтобы хотя бы догадаться о причинах такой сильной одержимости Уилла своей женщиной. Безусловно, отличная экранная химия делает свое дело и добавляет симпатий, но выводит также вперед сложный вопрос о гендерных ролях героев. Уилл - настоящий добытчик и защитник, который вовремя дезинфицирует апартаменты, кормит свою возлюбленную консервированными равиоли и старается стать стеной между Евой и тем, что творится в сползающем в безумие мире. Характер Пинто чувствует себя жертвой, она страдает от несвободы, это подталкивает ее к выбору одного из двух одинаково ужасных состояний: умереть, распорядившись своей жизнью, или продолжать скрываться неопределенное время от всех тогда, когда уже две стены оказались полностью заполнены фотографиями покинувших мир подруг по переписке.
Провокационной пищи для размышлений "Последняя женщина на Земле" Дошера в настоящий момент времени доставляет иногда даже больше, чем необходимо. Герои Одома и Пинто начинают как двое нежно любящих друг друга, но после коллапса приобретают четко обозначенные патриархальные роли: он - покровитель и добытчик, она - ведомая, теряющая себя и не имеющая права голоса в целях собственной безопасности. Борьба за чувство независимости Евы формирует новую природу отношений и выводит прекрасное представление Фриды Пинто на уровень того, что даже опрометчивое решение, ломающее жизнь, способно подарить минуты счастья и вновь почувствовать себя человеком, а не загнанным в щель насекомым. Идеализм Такаши Дошера говорит о любви, которую уже практически нигде не встретить и которую никто не ищет, она прекрасна сама по себе как нечто эфемерное и не отягощенное плотским. Секс, желания, томления и ожидания у постановщика булькают где-то в сублимациях Уилла, который рвется на части из-за воздержания. Постановщика интересует больше всего настройка душ, а это куда более сложное занятие, чем прелести физиологии. Мозаичная хроника 400 дней жизни Евы и Уилла выводит одно ключевое слово - жертвоприношение, которое может служить для характеристики всего проекта целиком. Молчание безоговорочной любви персонажа Одома заставляет сострадать тем, кто не до конца понимает что же с ними происходит на самом деле. Жизнь в какой-то момент становится разочарованием, причиняет боль и так появляется желание все отпустить. И это несмотря на то, что любовь еще сильна, и Уилл готов бороться за Еву каждый день и каждую минуту. Парадоксально, но Дошер по касательной затрагивает очень важный вопросы о том, зачем появляются новые живые существа в этом мире и с какой целью вообще возникает связь между мужчиной и женщиной. Явный ответов в этом случае не считывается, но, очевидно, что режиссер верит в необыкновенную силу любви, способную наполнить светом даже самые мрачные времена. Поэтому "Последняя женщина на Земле" показывает выверенный профессионализм Дошера и его умение сделать банальные вещи вычурными и элегантными, но играет с ним злую шутку. Проект оказывается удивительно хорош для b-movie, но с трудом конкурирует с более успешными антиутопиями последнего времени.
5
,4
2019, США, Фантастика
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Еще год назад, во время премьеры на фестивале "Трайбека", и предположить было нельзя, что камерный фантастический триллер "Последняя женщина на Земле" режиссера и сценариста Такаши Дошера ("Осевшие") из своеобразной постапокалиптической притчи превратится в резонирующий фильм, где окажутся отражены фобии коронавирусной пандемии. В концепте проекта постановщик использует как страхи о кометах, которые издавна готовы были приносить несчастья человечеству, так и мысли о том, что земляне окажутся обречены на вымирание, сократившись ровно вполовину из-за полного исчезновения женского пола. И если примером воплощения первого на экране может быть лента 1984 года "Ночь кометы" Тома Эберхардта, то о втором кинематографисты продолжают активно высказываться и сейчас, что можно было увидеть в "Свете моей жизни" Кейси Аффлека. Нельзя сказать, что Дошер стремится обеспечить в нелинейном повествовании, максимально плотно исполосованном флэшбэками, характерное напряжение и остроту погони за теми, кто нарушил общественный режим. Напротив, зловещее настроение и надежда, смешанная с отчаянием, помогают воспринимать эту в большей степени экзистенциальную работу как способ размышлений о том, "что будет, если", который показывает развитие отношений одной влюбленной пары в течение 400 дней. Главная героиня (Фрида Пинто, "Любовь. Свадьба. Повтор", "Маугли") имеет множество причин, чтобы быть несчастной, укрываясь от всех в добровольном заточении, она - одна из тех женщин, кто остался в живых и о ком еще не знает правительство, объявившее охоту на тех, кто может продолжить человеческий род. Сложно сказать, предполагал ли Дошер, что в его фильме будут считываться женоненавистнические акценты, но во многих сценах характер Пинто рассматривается как как запрещенное, находящееся вне закона существо, добыча для охотников за головами. При этом постановщик предпочитает говорить о событиях в жизни двоих, не глобализируя до уровня мирового женского Сопротивления, а показывая как уменьшается число собеседниц в секретном чате протагонистки и как растет число фотографий тех, которые ушли навсегда из-за смертельного вируса. В большей степени Дошер старается говорить о любви, о том, как сохранить чувства, когда начинает давать о себе знать изоляционная паранойя, и чудо сохранения отношений и самих личностей возлюбленных оказывается намного более ценным, чем саспенс. Поэтому "Последняя женщина на Земле" рассказывает об острых углах в отношениях, о герметичности жизни в замкнутом пространстве, о последних желаниях и о воспоминаниях о свободе в рамках простой с виду истории о тех, кто хочет выжить и сохранить чувства. В начале "Последней женщины на Земле" Дошер показывает центральных персонажей, Еву (Фрида Пинто) и Уилла (Лесли Одом мл., "Гамильтон", "Harriet"), которые движутся с рюкзаками и винтовкой через густой лес по берегу реку. Выйдя на открытую местность, они начинают говорить о прощении... И вот уже режиссер отматывает время на неопределенное время назад и показывает квартиру, где множество разделяющих пространство прозрачных занавесов из плотного полиэтилена. Рыдающая героиня Пинто стоит под душем, на стене перед ней находится угольно-черный след, сливное отверстие принимает в себя стекающие с тела Евы крупные черные частицы. В это же время Уилл не находит себе места в одной из комнат, произошло что-то необратимое, и вот уже в его руках появляется коробка с набором для биологического теста. Женщина при помощи небольшой палочки берет пробу из своего рта и опускает ее в небольшую пробирку с индикативным раствором. Он и она заметно нервничают в ожидании результата, звук полицейской сирены за окнами прерывает эту вынужденную паузу. Характер Одома прячет свою подругу в специальном укрытии под кроватью, далее он всем своим видом будет показывать копам, что давно живет один в квартире, которую снимали Кэролин (Тиа Хендрикс, "Королева юга", "В блюзе только Бесси") и Ева. Уилл уже давно готов к такому разговору с полицией: первая - умерла еще в самом начале эпидемии, вторая - сбежала к матери и отцу в Великобританию. Он остался один и всего лишь просто живет в квартире бывшей подружки, с которой до этого год встречался. Патруль в противогазах обыскивает помещение, в поисках молодой женщины они стремятся вычислить, где она скрывается. Персонаж Пинто не совершала никаких преступлений, однако она и ее яйцеклетки представляют интерес для проекта "Эмбрион", который был запущен для восстановления популяции на планете и в первую очередь в США, когда темные крупные хлопья смога, подобные саже из старой печи, несли с собой смертельный вирус для продолжательниц человеческого рода. Герой Одома абсолютно не интересует полицейских даже как потенциальный нарушитель закона, за его голову дадут слишком мало, чтобы с ним возиться и раскручивать на правду, другое дело Ева - за ее голову дают уже миллион долларов. Здесь ставка куда более высока. Допросив протагониста и не найдя Еву, служители закона догадываются, что она где-то прячется, но они уходят, так и не получив ее голову и тело. Собрав только самое необходимое, характеры Пинто и Одома садятся в машину и бегут к водопаду в национальном заповеднике, туда, где они были когда-то счастливы вдвоем. Своеобразный пульс развития действия "Последней женщины на Земле" Дошера отчасти оправдывается тем, что линейное развитие нарратива не произвело бы должного эффекта на зрителя. Перемешанные ретроспекциями одни сутки из жизни главных героев позволяют фрагментировать настроение ленты, которая очень плавно движется от одного акта к другому, лишь повышая градус мрачности и сменяя настроения от паники до меланхолии и печали. Время от времени постановщик сталкивает протагонистов с опасностями "мужского мира" лицом к лицу, но это нужно больше всего только для того, чтобы подчеркнуть разрастающуюся драму проверки любовных отношений. По Дошеру масштабный контроль за женщинами и их телами обусловлен борьбой за выживание. Это является путем узаконенного насилия, но режиссер предпочитает воздерживаться от масштабных комментариев, переводя все в плоскость шлифовки взаимоотношений Уилла и Ева и напрочь забывая об апокалиптичном антураже. Такой подход и такое приближение на деле оказываются намного страшнее и пронзительнее, потому что рассказывают о персональном конце света для двоих, остро осознающих свою обреченность и фатальность ситуации, где для выживания герой Одома должен пожертвовать Евой и предать ее. Очевидные вопросы о том, можно ли сдать на добровольную смерть мать, жену или сестру, не становятся вопросами морали, они уже давно решены Уиллом, у которого есть план по спасению себя и Евы. Но тот естественный спектакль, который на протяжении полутора часов достойно представляют Фрида Пинто и Лесли Одом, обладает одним существенным изъяном: постановщик предъявляет слишком мало деталей из прежней жизни протагонистов, чтобы хотя бы догадаться о причинах такой сильной одержимости Уилла своей женщиной. Безусловно, отличная экранная химия делает свое дело и добавляет симпатий, но выводит также вперед сложный вопрос о гендерных ролях героев. Уилл - настоящий добытчик и защитник, который вовремя дезинфицирует апартаменты, кормит свою возлюбленную консервированными равиоли и старается стать стеной между Евой и тем, что творится в сползающем в безумие мире. Характер Пинто чувствует себя жертвой, она страдает от несвободы, это подталкивает ее к выбору одного из двух одинаково ужасных состояний: умереть, распорядившись своей жизнью, или продолжать скрываться неопределенное время от всех тогда, когда уже две стены оказались полностью заполнены фотографиями покинувших мир подруг по переписке. Провокационной пищи для размышлений "Последняя женщина на Земле" Дошера в настоящий момент времени доставляет иногда даже больше, чем необходимо. Герои Одома и Пинто начинают как двое нежно любящих друг друга, но после коллапса приобретают четко обозначенные патриархальные роли: он - покровитель и добытчик, она - ведомая, теряющая себя и не имеющая права голоса в целях собственной безопасности. Борьба за чувство независимости Евы формирует новую природу отношений и выводит прекрасное представление Фриды Пинто на уровень того, что даже опрометчивое решение, ломающее жизнь, способно подарить минуты счастья и вновь почувствовать себя человеком, а не загнанным в щель насекомым. Идеализм Такаши Дошера говорит о любви, которую уже практически нигде не встретить и которую никто не ищет, она прекрасна сама по себе как нечто эфемерное и не отягощенное плотским. Секс, желания, томления и ожидания у постановщика булькают где-то в сублимациях Уилла, который рвется на части из-за воздержания. Постановщика интересует больше всего настройка душ, а это куда более сложное занятие, чем прелести физиологии. Мозаичная хроника 400 дней жизни Евы и Уилла выводит одно ключевое слово - жертвоприношение, которое может служить для характеристики всего проекта целиком. Молчание безоговорочной любви персонажа Одома заставляет сострадать тем, кто не до конца понимает что же с ними происходит на самом деле. Жизнь в какой-то момент становится разочарованием, причиняет боль и так появляется желание все отпустить. И это несмотря на то, что любовь еще сильна, и Уилл готов бороться за Еву каждый день и каждую минуту. Парадоксально, но Дошер по касательной затрагивает очень важный вопросы о том, зачем появляются новые живые существа в этом мире и с какой целью вообще возникает связь между мужчиной и женщиной. Явный ответов в этом случае не считывается, но, очевидно, что режиссер верит в необыкновенную силу любви, способную наполнить светом даже самые мрачные времена. Поэтому "Последняя женщина на Земле" показывает выверенный профессионализм Дошера и его умение сделать банальные вещи вычурными и элегантными, но играет с ним злую шутку. Проект оказывается удивительно хорош для b-movie, но с трудом конкурирует с более успешными антиутопиями последнего времени.