Книга "Джим Пуговка и машинист Лукас" известного немецкого писателя Михаэля Энде, увидевшая свет в 1960 году, стала третьей по счету крупной полнометражной экранизацией произведений этого автора наряду с "Бесконечной историей" Вольфганга Петерсена и "Момо" Йоханнеса Шааф, которые были сняты достаточно давно, в середине 80-х, и имели большой и заслуженный успех у зрителей. Новым проектом занимался такой амбициозный режиссер как Деннис Ганзель ("Механик: Воскрешение", "Вкус ночи"), неожиданно разработавший ленту для детей в ретро-стилистике приключенческого бадди-муви по лекалам большого голливудского блокбастера. Вслед за автором книги Ганзель отправляет своих героев в практически кругосветное путешествие по неведомым землям на чудо-паровозе по имени "Эмма", обладающему чудесной способностью проезжать практически везде, по любому бездорожью и, о, сказочная удивительность, этому средству передвижения совсем не нужны рельсы. Идеологическую составляющую оригинала Михаэля Энде приходится разглядывать практически под микроскопом, потому что очень сложно ассоциировать темнокожего Джима Пуговку (Соломон Гордон) с потоком беженцев, хлынувших в Европу из Африки и Ближнего Востока. Так ли важно, где ты родился, если тебя воспитали добрые и заботливые люди, которые смогли привить свои ценности и взгляды на мир? Так ли важно знать, откуда ты родом, если уже давно ты стал как сын этим людям, почему-то так и не создавшим свои семьи? Иронично делая основой двигателя сюжета перенаселенность крошечного островного государства Мидландия, авторы ленты преподносят это зрителям возможность отправиться в абсолютно сюрреалистическое путешествие и посмотреть мир, людей и живых существ, его населяющих. Поэтому "Джим Пуговка и машинист Лукас" становятся тем редким сейчас случаем, когда детская лента обладает в первую очередь захватывающей занимательностью и чудесами на каждом шагу, а уже потом проводит некие параллели для взрослых, заставляя на пару часов погружаться их в мир, тропа в который, кажется, уже заросла навсегда за повседневной суетой и рутиной.
Прологом для сюжета "Джима Пуговки и машиниста Лукаса" становится колыбель с младенцем, которую вылавливают отчаянные пираты в открытом море и затем отправляют в Страну Драконов некой фрау Зуппе. Но вот незадача, посылка с маленьким очаровательным мальчуганом оказывается на причале крошечной Мидландии из-за того, что почтальон как обычно перепутал адрес... Этой страной, где есть королевский замок, несколько домов и железная дорога правит король Альфонс (Уве Оксенкнехт, "Добро пожаловать к Хартманнам", "Просветление гарантируется") сочетающий в себе просвещенность и маразм, смешно путающий слова когда волнуется и обеспокоенный тем, что с прибытием Джима (так нарекли парня всем миром) острову начинает грозить перенаселенность. Смешно, но Альфонс управляет всего тремя подданными, понимая, тем не менее, что у мальчика должен быть свой дом, который может быть построен, если снести строение, где находится локомотив Эмма, которая умеет разговаривать со своим машинистом Лукасом (Хеннинг Баум, "Морской волк", сериал "Спецотряд "Кобра") при помощи свистков и гудков. Лукас и Джим покидают остров и отправляются в авантюрное путешествие на поиски идентичности Джима, который очень хочет найти свою родину. Эмма может передвигаться и по морю, но не способна выдержать гигантскую волну, поэтому в результате такого паровозокрушения главные герои оказываются на побережье в легендарной стране Мандала (за которую, очевидно, был взят канонический Китай). Лукас и Джим находят в бутылке, которая попала на борт локомотива во время шторма, странную записку, отправленную принцессой Ли Си (Лиэнн Эсперансат), которая находится в заточении в Стране Драконов. С найденным посланием они отправляются к императору Мандалы (Као Чэньминь), который дал обет молчания и глубоко сожалеет о пропавшей юной дочери. На приеме у императора, после знакомства с малышом Пинг-Понгом (Иден Гоф), герои узнают о существовании второй части записки, которая хранится у печального отца Ли Си. Остальное в ленте становится тем, что емко укладывается в сочетание "настоящее приключение", потому что Джим и Лукас отправляются на поиски Ли Си.
История "Джима Пуговку и машиниста Лукаса" давно уже перестала для немцев, да и многих читателей романа Энде по всему миру, культурным достоянием и находится спустя полвека уже вне времени. Из-за этого Деннис Ганзель очень хорошо понимал концепт своего проекта и всю ответственность, которую он взвалил на себя. Он должен был воплотить мечту, с которой жили в детстве ни больше ни меньше несколько поколений читателей книги. Поэтому режиссер выдал такую зашкаливающую ностальгию, возможно, и по своему собственному детству, где не было смартфонов и прочих гаджетов, а за воспитание детей помимо всего прочего отвечала прекрасная литература, которая учила и передавала весь набор общественно-значимых ценностей. Без всяких преувеличений можно сказать, что Ганзель выступил одним из творцов нового сказочного мира в этой ленте, мира ускользающей, практически забытой иллюзии старой сказки, где увлекательность рассказываемой истории сочетается с гротеском показанной реальности. У ленты много незабываемых персонажей, которые навсегда остаются в сердце, впрочем, как и много идей, о которых экранная история очень часто рассказывает в предельно мягком ключе. Вполне очевидно, что в своей книге Михаэль Энде, детство и юность которого прошли в фашистской Германии, под драконами и их страной подразумевает нацистов. Однако этот акцент в ленте очень мягко смещен на то, что дракониха фрау Зуппе похищает почему-то детей именно разных национальностей, то ли собирая этническую коллекцию характеров, то ли воспитывая будущих завоевателей человеческого мира в разных частях света. Интересно, что Лукас и Джим постоянно сталкиваются с условными "посторонними", аутсайдерами сказочного мира, которые постоянно приходят им на помощь в трудную минуту. Удивляет и потрясает воображение пустынник-великан Тур Тур, блестяще сыгранный Миланом Пешелем ("Нянька", "Поможем расстаться"), характер привносящий в эту сказку философскую глубину. Пешель привносит благодаря этому характеру, существующему в пустыне за счет оптических иллюзий, то, что очень важно для зрителей юного возраста, Тур Тур учит не бояться искренне выражать свои чувства и эмоции.
Говорить о том, что "Джим Пуговка и машинист Лукас" заставляет надолго вернуться в детство взрослых зрителей совершенно не хочется только по одной причине. Все герои ленты Ганзеля кажутся давно и хорошо знакомыми где-то на уровне подсознания, на уровне культурного кода сказки, которая не будет поставлять двойные стандарты и раскрашивать мир в серые цвета. Хочется, чтобы готовящийся сиквел этой ленты не уронил планку проекта, оставил ему душу и пульс, а не пустил ленту по просчитанным коммерческим рельсам. Ведь именно благодаря машинисту Лукасу в нынешнюю эпоху супергеройского комиксного кино остается в кадре человек, которого можно назвать и бунтарем, и искателем приключений, и поборником правды. Хеннинг Баум органичен в образе Лукаса, он влился в эту роль, он показывает настоящие, хорошо считываемые эмоции и представляет собой уникальный мужской реликт, который умеет все делать своими руками, по-настоящему любит свое дело и по-отечески нежно относится к подкидышу Джиму, в котором видит своего друга и соратника. Авторам ленты удалось сохранить по-своему дух произведений Михаэля Энде, где послания автора о морали, дружбе и любви выдаются очень деликатно и в меру, без многозначительного поднятия указательного пальца. Само собой, для всех создателей проекта было важно, чтобы зрители получили не только первоклассное зрилище со спецэффектами, но поймали, почувствовали на себе заряд доброты и настоящего исскуства, который несет эта картина. Несколько диссонансов нарушают цельность работы Ганзеля, который так и не определился, как ему быть с мощным антирасистским посланием, заложенным первонально в романе Энде, кроме того, наделение Лукаса излишней физической силой по сценарию чуть было не погубило проект одной-единственной дракой во дворце императора Мандалы, где Лукас расправляется с охраной в лучших традициях индийского кино. У "Джима Пуговки и машиниста Лукаса" есть много общего с "Бесконечной историей" Петерсена, что заставляет поверить в вечное движение и реинкарнацию, потому что праздник на экране не заканчивается после того, как пойдут финальные титры, он со всей невозможностью остается надолго внутри, правды жизни перемешиваются со смелыми фантазиями, из-за этого лента Денниса Ганзеля остается внутри всерьез и надолго, заставляя увидеть в ней нечто большее, чем обычный художественный фильм для детей.
8
,1
2018, Фэнтези
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Книга "Джим Пуговка и машинист Лукас" известного немецкого писателя Михаэля Энде, увидевшая свет в 1960 году, стала третьей по счету крупной полнометражной экранизацией произведений этого автора наряду с "Бесконечной историей" Вольфганга Петерсена и "Момо" Йоханнеса Шааф, которые были сняты достаточно давно, в середине 80-х, и имели большой и заслуженный успех у зрителей. Новым проектом занимался такой амбициозный режиссер как Деннис Ганзель ("Механик: Воскрешение", "Вкус ночи"), неожиданно разработавший ленту для детей в ретро-стилистике приключенческого бадди-муви по лекалам большого голливудского блокбастера. Вслед за автором книги Ганзель отправляет своих героев в практически кругосветное путешествие по неведомым землям на чудо-паровозе по имени "Эмма", обладающему чудесной способностью проезжать практически везде, по любому бездорожью и, о, сказочная удивительность, этому средству передвижения совсем не нужны рельсы. Идеологическую составляющую оригинала Михаэля Энде приходится разглядывать практически под микроскопом, потому что очень сложно ассоциировать темнокожего Джима Пуговку (Соломон Гордон) с потоком беженцев, хлынувших в Европу из Африки и Ближнего Востока. Так ли важно, где ты родился, если тебя воспитали добрые и заботливые люди, которые смогли привить свои ценности и взгляды на мир? Так ли важно знать, откуда ты родом, если уже давно ты стал как сын этим людям, почему-то так и не создавшим свои семьи? Иронично делая основой двигателя сюжета перенаселенность крошечного островного государства Мидландия, авторы ленты преподносят это зрителям возможность отправиться в абсолютно сюрреалистическое путешествие и посмотреть мир, людей и живых существ, его населяющих. Поэтому "Джим Пуговка и машинист Лукас" становятся тем редким сейчас случаем, когда детская лента обладает в первую очередь захватывающей занимательностью и чудесами на каждом шагу, а уже потом проводит некие параллели для взрослых, заставляя на пару часов погружаться их в мир, тропа в который, кажется, уже заросла навсегда за повседневной суетой и рутиной. Прологом для сюжета "Джима Пуговки и машиниста Лукаса" становится колыбель с младенцем, которую вылавливают отчаянные пираты в открытом море и затем отправляют в Страну Драконов некой фрау Зуппе. Но вот незадача, посылка с маленьким очаровательным мальчуганом оказывается на причале крошечной Мидландии из-за того, что почтальон как обычно перепутал адрес... Этой страной, где есть королевский замок, несколько домов и железная дорога правит король Альфонс (Уве Оксенкнехт, "Добро пожаловать к Хартманнам", "Просветление гарантируется") сочетающий в себе просвещенность и маразм, смешно путающий слова когда волнуется и обеспокоенный тем, что с прибытием Джима (так нарекли парня всем миром) острову начинает грозить перенаселенность. Смешно, но Альфонс управляет всего тремя подданными, понимая, тем не менее, что у мальчика должен быть свой дом, который может быть построен, если снести строение, где находится локомотив Эмма, которая умеет разговаривать со своим машинистом Лукасом (Хеннинг Баум, "Морской волк", сериал "Спецотряд "Кобра") при помощи свистков и гудков. Лукас и Джим покидают остров и отправляются в авантюрное путешествие на поиски идентичности Джима, который очень хочет найти свою родину. Эмма может передвигаться и по морю, но не способна выдержать гигантскую волну, поэтому в результате такого паровозокрушения главные герои оказываются на побережье в легендарной стране Мандала (за которую, очевидно, был взят канонический Китай). Лукас и Джим находят в бутылке, которая попала на борт локомотива во время шторма, странную записку, отправленную принцессой Ли Си (Лиэнн Эсперансат), которая находится в заточении в Стране Драконов. С найденным посланием они отправляются к императору Мандалы (Као Чэньминь), который дал обет молчания и глубоко сожалеет о пропавшей юной дочери. На приеме у императора, после знакомства с малышом Пинг-Понгом (Иден Гоф), герои узнают о существовании второй части записки, которая хранится у печального отца Ли Си. Остальное в ленте становится тем, что емко укладывается в сочетание "настоящее приключение", потому что Джим и Лукас отправляются на поиски Ли Си. История "Джима Пуговку и машиниста Лукаса" давно уже перестала для немцев, да и многих читателей романа Энде по всему миру, культурным достоянием и находится спустя полвека уже вне времени. Из-за этого Деннис Ганзель очень хорошо понимал концепт своего проекта и всю ответственность, которую он взвалил на себя. Он должен был воплотить мечту, с которой жили в детстве ни больше ни меньше несколько поколений читателей книги. Поэтому режиссер выдал такую зашкаливающую ностальгию, возможно, и по своему собственному детству, где не было смартфонов и прочих гаджетов, а за воспитание детей помимо всего прочего отвечала прекрасная литература, которая учила и передавала весь набор общественно-значимых ценностей. Без всяких преувеличений можно сказать, что Ганзель выступил одним из творцов нового сказочного мира в этой ленте, мира ускользающей, практически забытой иллюзии старой сказки, где увлекательность рассказываемой истории сочетается с гротеском показанной реальности. У ленты много незабываемых персонажей, которые навсегда остаются в сердце, впрочем, как и много идей, о которых экранная история очень часто рассказывает в предельно мягком ключе. Вполне очевидно, что в своей книге Михаэль Энде, детство и юность которого прошли в фашистской Германии, под драконами и их страной подразумевает нацистов. Однако этот акцент в ленте очень мягко смещен на то, что дракониха фрау Зуппе похищает почему-то детей именно разных национальностей, то ли собирая этническую коллекцию характеров, то ли воспитывая будущих завоевателей человеческого мира в разных частях света. Интересно, что Лукас и Джим постоянно сталкиваются с условными "посторонними", аутсайдерами сказочного мира, которые постоянно приходят им на помощь в трудную минуту. Удивляет и потрясает воображение пустынник-великан Тур Тур, блестяще сыгранный Миланом Пешелем ("Нянька", "Поможем расстаться"), характер привносящий в эту сказку философскую глубину. Пешель привносит благодаря этому характеру, существующему в пустыне за счет оптических иллюзий, то, что очень важно для зрителей юного возраста, Тур Тур учит не бояться искренне выражать свои чувства и эмоции. Говорить о том, что "Джим Пуговка и машинист Лукас" заставляет надолго вернуться в детство взрослых зрителей совершенно не хочется только по одной причине. Все герои ленты Ганзеля кажутся давно и хорошо знакомыми где-то на уровне подсознания, на уровне культурного кода сказки, которая не будет поставлять двойные стандарты и раскрашивать мир в серые цвета. Хочется, чтобы готовящийся сиквел этой ленты не уронил планку проекта, оставил ему душу и пульс, а не пустил ленту по просчитанным коммерческим рельсам. Ведь именно благодаря машинисту Лукасу в нынешнюю эпоху супергеройского комиксного кино остается в кадре человек, которого можно назвать и бунтарем, и искателем приключений, и поборником правды. Хеннинг Баум органичен в образе Лукаса, он влился в эту роль, он показывает настоящие, хорошо считываемые эмоции и представляет собой уникальный мужской реликт, который умеет все делать своими руками, по-настоящему любит свое дело и по-отечески нежно относится к подкидышу Джиму, в котором видит своего друга и соратника. Авторам ленты удалось сохранить по-своему дух произведений Михаэля Энде, где послания автора о морали, дружбе и любви выдаются очень деликатно и в меру, без многозначительного поднятия указательного пальца. Само собой, для всех создателей проекта было важно, чтобы зрители получили не только первоклассное зрилище со спецэффектами, но поймали, почувствовали на себе заряд доброты и настоящего исскуства, который несет эта картина. Несколько диссонансов нарушают цельность работы Ганзеля, который так и не определился, как ему быть с мощным антирасистским посланием, заложенным первонально в романе Энде, кроме того, наделение Лукаса излишней физической силой по сценарию чуть было не погубило проект одной-единственной дракой во дворце императора Мандалы, где Лукас расправляется с охраной в лучших традициях индийского кино. У "Джима Пуговки и машиниста Лукаса" есть много общего с "Бесконечной историей" Петерсена, что заставляет поверить в вечное движение и реинкарнацию, потому что праздник на экране не заканчивается после того, как пойдут финальные титры, он со всей невозможностью остается надолго внутри, правды жизни перемешиваются со смелыми фантазиями, из-за этого лента Денниса Ганзеля остается внутри всерьез и надолго, заставляя увидеть в ней нечто большее, чем обычный художественный фильм для детей.