Не знаю, может быть, авторы документального фильма «Дюна» Ходоровского» /2013/ и не преувеличивали, охарактеризовав несостоявшуюся экранизацию романа Фрэнка Херберта, опубликованного в 1965-м году, величайшим из нереализованных проектов за всю историю киноискусства. Наработки, сделанные по заказу киноавангардиста чилийского происхождения, привлёкшего в соратники Ханса Руди Гигера, Жана Жиро, Дэна О’Бэннона, и вправду оказали влияние на выдающиеся жанровые образчики («Звёздные войны» /1977/ Джорджа Лукаса, «Чужой» /1979/ и «Бегущий по лезвию» /1982/ Ридли Скотта и др.) – это видно невооружённым глазом! Но вот злорадство, испытанное Алехандро на сеансе киноверсии американского коллеги, его точно не красит. Детище Дэвида Линча не критиковал только ленивый, да и сам постановщик отзывался о картине как о крайне мучительном, компромиссном для себя эксперименте, который точно не захочет повторять. Упрёки не вполне справедливы, пусть режиссёр, не сумев обуздать буйное воображение, действительно не достиг искомой гармонии формы и содержания. Как бы то ни было, мини-сериал, снятый Джоном Харрисоном (премьера состоялась в декабре 2000-го) и считающийся гораздо более удачным, мне понравился меньше… Впрочем, в любом случае сразу представлялось бесспорным, что Дени Вильнёв учтёт просчёты предшественников – и явит по-настоящему впечатляющее (достойное XXI века) зрелище. В общем и целом ожидания оправдались.
Время покажет, станет ли новая «Дюна», предусмотрительно разбитая на две части (1), вершиной творчества одарённого кинематографиста – тем, что по-латыни называют «opus magnum», но его добросовестность, самоотдача, энтузиазм не вызывают сомнений и сегодня. Дени, с детства (с ознакомления с литературным первоисточником, состоявшегося в двенадцатилетнем возрасте) обожавший книгу, шёл к намеченной цели долго и… осторожно. Раз Вильнёв не отваживался приступить к осуществлению давней мечты, пока не накопит достаточно опыта в научной фантастике (чему способствовало создание таких тоже амбициозных произведений, как «Прибытие» /2016/ и «Бегущий по лезвию 2049» /2017/), это говорит о многом! О прямом подражании Линчу (как, заметим в скобках, и Скотту в истории преемника Рика Декарда) речи не идёт, однако по части производственного размаха и полёта фантазии – ещё вопрос, кто кого превзошёл. Вновь подкупает внимание к деталям, будь то дизайн летательных аппаратов, напоминающих больших стрекоз (нет ли тут влияния Хаяо Миядзаки, показавшего забавные «мухолёты» в «Летающем замке Лапута» /1986/?) или устройство костюма, позволяющего находиться в пустыни, почти не теряя влаги. Мир отдалённого будущего (действие берёт исток в 10191-м году) кажется подлинным, существующим по непреложным законам. Вместе с тем есть область, где творческая метода канадского режиссёра оказалась более плодотворной, – имеется в виду, конечно, драматургия.
Собственно, основные претензии к Линчу как раз и сводились к путаности сюжетных линий, в которых было очень сложно разобраться, не прочитав заранее хербертовскую прозу. У Вильнёва, пригласившего в соавторы таких искушённых сценаристов, как Эрик Рот и Джо Спейтс, в данном отношении всё чётко. В тот момент, когда падишах-император Шаддам IV предписывает Дому Харконнен покинуть Арракис, где добывается ценнейший минерал Вселенной, известный под наименованием «специи» (или «пряность»), и поручает отправиться на пустынную планету клану Атрейдесов, закручивается спираль мощной политической интриги. Каждый ход участников великой шахматной игры космических масштабов является продуманным и дальновидным, вынуждая оппонентов принимать контрмеры. Противостояние основных центров силы (монарх и две соперничающие аристократические фамилии, накопившие колоссальные ресурсы) осложняется из-за вмешательства ордена Бене Гессерит, решающего собственные задачи, оперируя в разрабатываемых планах даже не веками, а тысячелетиями. При этом никто не желает принимать в расчёт интересы фременов (в дублированной на русский язык версии их почему-то окрестили «фрименами»), не догадываясь, что народ, приспособившийся к бытованию в суровых условиях бескрайних дюн, не согласится с участью «пешек». Кульминацией становится подлое нападение войск барона Владимира Харконнена (при поддержке императорских частей) на базу, где люди герцога Лето не успели толком закрепиться, и лишь чудесное спасение Пола с матерью – леди Джессикой – оставляет надежду на то, что род Атрейдесов не прервётся.
Литературоведы и просто любители фантастики много рассуждали о решении Фрэнка Херберта взять в качестве основы модели общественных отношений, воцарившихся в будущем, феодализм. В глазах шестидесятников такая трактовка облика грядущего выглядела, мягко выражаясь, странной, выламываясь за рамки привычного идеологического противоборства (коммунизм против капитализма), разворачивавшегося в том числе стараниями признанных писателей. Кто бы мог подумать, что в новом столетии история конкуренции из-за контроля за добычей «специй», приносящей богатство и в конечном итоге власть, обретёт такую злободневность?! Несмотря на бурное развитие науки и техники, мир словно откатился назад – и от Дени Вильнёва не потребовалось насыщать повествование прямыми намёками на современность: параллели напрашиваются сами собой. Мало того, фабульные перипетии представляются жгуче актуальными не только в плане изобличения извечной закулисной борьбы организационных структур (государств, корпораций, влиятельных семейств), но и в разрезе отношения человека с окружающей средой. Знаменательно, что Пол и леди Джессика находят спасение в заброшенной за ненужностью экологической станции, которая могла радикально преобразить поверхность планеты. И нам, хочется верить, ещё предстоит познать (в продолжении) тайну исполинских червей, олицетворяющих могущественную природную стихию…
Впрочем, режиссёр неслучайно предпосылает эпиграфом фразу о снах, приходящих из глубин. В обеих (линчевской и вильнёвской) адаптациях «Дюны» принципиально, что конфликт развёртывается одновременно в двух плоскостях: в объективной действительности и в зыбкой, точно пески Арракиса, бездне бессознательного. Полу лишь предстоит познать секреты овладения внутренней энергией. Окажется ли юноша махди – мессией из пророчеств, на пришествие которого поколение за поколением надеются фремены? Или – тем самым, долгожданным плодом генетических экспериментов, проводимых сестринским орденом, пусть мать настоятельница Гай Хелен Мохиам и предостерегает его родительницу от поспешных выводов?.. Следовательно, наследнику герцога, субтильному, зато отличающемуся незаурядной силой воли и проницательностью ума (не говоря уже о боевых навыках, усвоенных у лучших учителей), предстоит пройти через испытания не только на планете дюн – в ситуации, кажущейся почти безвыходной после победы Харконненов. Юный Атрейдес совершит не менее опасные мысленные путешествия в горние сферы, в том числе под воздействием «пряности», являющейся ещё и психоактивным веществом. Подлинное становление воина, лидера, прорицателя – впереди.
_______
1 – Будем надеяться, что первый фильм окупит внушительные производственные затраты (озвучена сумма $165 млн.), и продюсеры сумеют запустить в производство второй; к слову, у упомянутого выше Алехандро Ходоровского было заложено… четырнадцать часов хронометража!
7
,2
2021, США, Фантастика
155 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не знаю, может быть, авторы документального фильма «Дюна» Ходоровского» /2013/ и не преувеличивали, охарактеризовав несостоявшуюся экранизацию романа Фрэнка Херберта, опубликованного в 1965-м году, величайшим из нереализованных проектов за всю историю киноискусства. Наработки, сделанные по заказу киноавангардиста чилийского происхождения, привлёкшего в соратники Ханса Руди Гигера, Жана Жиро, Дэна О’Бэннона, и вправду оказали влияние на выдающиеся жанровые образчики («Звёздные войны» /1977/ Джорджа Лукаса, «Чужой» /1979/ и «Бегущий по лезвию» /1982/ Ридли Скотта и др.) – это видно невооружённым глазом! Но вот злорадство, испытанное Алехандро на сеансе киноверсии американского коллеги, его точно не красит. Детище Дэвида Линча не критиковал только ленивый, да и сам постановщик отзывался о картине как о крайне мучительном, компромиссном для себя эксперименте, который точно не захочет повторять. Упрёки не вполне справедливы, пусть режиссёр, не сумев обуздать буйное воображение, действительно не достиг искомой гармонии формы и содержания. Как бы то ни было, мини-сериал, снятый Джоном Харрисоном (премьера состоялась в декабре 2000-го) и считающийся гораздо более удачным, мне понравился меньше… Впрочем, в любом случае сразу представлялось бесспорным, что Дени Вильнёв учтёт просчёты предшественников – и явит по-настоящему впечатляющее (достойное XXI века) зрелище. В общем и целом ожидания оправдались. Время покажет, станет ли новая «Дюна», предусмотрительно разбитая на две части (1), вершиной творчества одарённого кинематографиста – тем, что по-латыни называют «opus magnum», но его добросовестность, самоотдача, энтузиазм не вызывают сомнений и сегодня. Дени, с детства (с ознакомления с литературным первоисточником, состоявшегося в двенадцатилетнем возрасте) обожавший книгу, шёл к намеченной цели долго и… осторожно. Раз Вильнёв не отваживался приступить к осуществлению давней мечты, пока не накопит достаточно опыта в научной фантастике (чему способствовало создание таких тоже амбициозных произведений, как «Прибытие» /2016/ и «Бегущий по лезвию 2049» /2017/), это говорит о многом! О прямом подражании Линчу (как, заметим в скобках, и Скотту в истории преемника Рика Декарда) речи не идёт, однако по части производственного размаха и полёта фантазии – ещё вопрос, кто кого превзошёл. Вновь подкупает внимание к деталям, будь то дизайн летательных аппаратов, напоминающих больших стрекоз (нет ли тут влияния Хаяо Миядзаки, показавшего забавные «мухолёты» в «Летающем замке Лапута» /1986/?) или устройство костюма, позволяющего находиться в пустыни, почти не теряя влаги. Мир отдалённого будущего (действие берёт исток в 10191-м году) кажется подлинным, существующим по непреложным законам. Вместе с тем есть область, где творческая метода канадского режиссёра оказалась более плодотворной, – имеется в виду, конечно, драматургия. Собственно, основные претензии к Линчу как раз и сводились к путаности сюжетных линий, в которых было очень сложно разобраться, не прочитав заранее хербертовскую прозу. У Вильнёва, пригласившего в соавторы таких искушённых сценаристов, как Эрик Рот и Джо Спейтс, в данном отношении всё чётко. В тот момент, когда падишах-император Шаддам IV предписывает Дому Харконнен покинуть Арракис, где добывается ценнейший минерал Вселенной, известный под наименованием «специи» (или «пряность»), и поручает отправиться на пустынную планету клану Атрейдесов, закручивается спираль мощной политической интриги. Каждый ход участников великой шахматной игры космических масштабов является продуманным и дальновидным, вынуждая оппонентов принимать контрмеры. Противостояние основных центров силы (монарх и две соперничающие аристократические фамилии, накопившие колоссальные ресурсы) осложняется из-за вмешательства ордена Бене Гессерит, решающего собственные задачи, оперируя в разрабатываемых планах даже не веками, а тысячелетиями. При этом никто не желает принимать в расчёт интересы фременов (в дублированной на русский язык версии их почему-то окрестили «фрименами»), не догадываясь, что народ, приспособившийся к бытованию в суровых условиях бескрайних дюн, не согласится с участью «пешек». Кульминацией становится подлое нападение войск барона Владимира Харконнена (при поддержке императорских частей) на базу, где люди герцога Лето не успели толком закрепиться, и лишь чудесное спасение Пола с матерью – леди Джессикой – оставляет надежду на то, что род Атрейдесов не прервётся. Литературоведы и просто любители фантастики много рассуждали о решении Фрэнка Херберта взять в качестве основы модели общественных отношений, воцарившихся в будущем, феодализм. В глазах шестидесятников такая трактовка облика грядущего выглядела, мягко выражаясь, странной, выламываясь за рамки привычного идеологического противоборства (коммунизм против капитализма), разворачивавшегося в том числе стараниями признанных писателей. Кто бы мог подумать, что в новом столетии история конкуренции из-за контроля за добычей «специй», приносящей богатство и в конечном итоге власть, обретёт такую злободневность?! Несмотря на бурное развитие науки и техники, мир словно откатился назад – и от Дени Вильнёва не потребовалось насыщать повествование прямыми намёками на современность: параллели напрашиваются сами собой. Мало того, фабульные перипетии представляются жгуче актуальными не только в плане изобличения извечной закулисной борьбы организационных структур (государств, корпораций, влиятельных семейств), но и в разрезе отношения человека с окружающей средой. Знаменательно, что Пол и леди Джессика находят спасение в заброшенной за ненужностью экологической станции, которая могла радикально преобразить поверхность планеты. И нам, хочется верить, ещё предстоит познать (в продолжении) тайну исполинских червей, олицетворяющих могущественную природную стихию… Впрочем, режиссёр неслучайно предпосылает эпиграфом фразу о снах, приходящих из глубин. В обеих (линчевской и вильнёвской) адаптациях «Дюны» принципиально, что конфликт развёртывается одновременно в двух плоскостях: в объективной действительности и в зыбкой, точно пески Арракиса, бездне бессознательного. Полу лишь предстоит познать секреты овладения внутренней энергией. Окажется ли юноша махди – мессией из пророчеств, на пришествие которого поколение за поколением надеются фремены? Или – тем самым, долгожданным плодом генетических экспериментов, проводимых сестринским орденом, пусть мать настоятельница Гай Хелен Мохиам и предостерегает его родительницу от поспешных выводов?.. Следовательно, наследнику герцога, субтильному, зато отличающемуся незаурядной силой воли и проницательностью ума (не говоря уже о боевых навыках, усвоенных у лучших учителей), предстоит пройти через испытания не только на планете дюн – в ситуации, кажущейся почти безвыходной после победы Харконненов. Юный Атрейдес совершит не менее опасные мысленные путешествия в горние сферы, в том числе под воздействием «пряности», являющейся ещё и психоактивным веществом. Подлинное становление воина, лидера, прорицателя – впереди. _______ 1 – Будем надеяться, что первый фильм окупит внушительные производственные затраты (озвучена сумма $165 млн.), и продюсеры сумеют запустить в производство второй; к слову, у упомянутого выше Алехандро Ходоровского было заложено… четырнадцать часов хронометража!