Пашка в тридевятом царстве или альтернативная история цивилизаций
Дени Вильнёв наконец-то показал свою «Дюну». Памятуя о предшествующих попытках экранизации романа Фрэнка Герберта, он не стал, подобно Ходоровски, размахивать полотно аж на четырнадцать часов экранного времени, или упускать дело из своих рук, как это произошло с Дэвидом Линчем, осмотрительно деля своё произведение на части, уже на вводных титрах, извиняясь, оповещая, что это лишь первая из них, чтобы его не судили строго. Так что нам предлагают часть нового сериала, даже не обещая продолжения через год. Дескать, ребята, сделайте сборы этому кусочку, получите второй.
Можно, конечно, прочитать роман, пробежать глазами синопсис, чтобы узнать о чём рассказ, но в итоге решающим при просмотре будет что из этого вышло. Так вот миссия дома Атрейдесов прозрачно перекликается с британской колонизацией Америки (волынки от Циммера — туда же), куда, в своё время, прибыли посланцы империи. Правда, на Арракисе меж корпораций уже вовсю кипит «золотая лихорадка» — громадные машины слизывают с песка spice, вещество, заменившее телец златой, ставший пьедесталом безграничной власти. Впрочем, наивный Герцог Лето, глава семейства, видит цель в объединении разных цивилизаций, стремительно превращаясь в жертву безжалостного прагматизма.
Заглядывая чуть ли не на десять тысяч лет вперёд, Вильнёв ведёт нас внутрь египетских пирамид с разрисованными пещерными стенами, ошарашивает колдовскими ритуалами, соседствующими с изощрённостью букашек-дронов, замешивая прогрессивный контент на диком средневековье, когда архитектурный примитивизм совмещается с чудесами небывалых технологий, оставляя человека тем, каким он есть, — алчным, жадным и жесткосердным. Впрочем, не называя тех, кого мы видим в фильме, людьми.
Коренное население, которое называют фременами, подобно евреям, страдает в ожидании своего Моиссея, присматриваясь к юному наследнику рода, постигающему могущество своих сверхестественных сил, зрея духовно и прозревая умом, сам для себя определяя будущую миссию.
От романа осталась только короткая фабула, растворённая в цифровых панорамах внеземных городов и суровых планет, в которых, как впрочем, и во всём остальном предметном окружении, режиссёр осторожно избегает детализации, не напрягая фантазию, во избежание лишних проблем — Вильнёв обходится без художеств в расчёте на силу мудрых идей. Но беда в том, что дело до них не доходит.
Несмотря на технологическую мощь, фильм не поражает ни обещанным размахом, ни вау-эффектом — выше своей головы режиссёр так и не прыгнул, оставив нас без вожделенного зрелища с пучком размытых линий, одной из которых, очевидно является стальная поступь капитализма, звучащая в металлическом скрежете музыкальных штампов, сопровождающих механическую эксплуатацию природы.
Всё, чем Вильнёв смог прикрыть свою слабину, — это хороший набор имён в касте, и несколько заметных актёрских работ в итоге. Тех, кто зачислен в «рыцарский» состав, можно смело исключать из списка — они выполняют номинальную функцию обычных вояк, а значимыми и весомыми закономерно становятся Оскар Айзек (в роли Герцога Лето), Ребекка Фергюсон (в роли Леди Джессики) и, разумеется, джокер в карточной колоде, притягательный Тимоти Шаламе (в роли Пола Атрейдеса), дающие картине какое ни на есть духовное измерение, а Шаламе так и добавляет святости, которую от юноши вовсе не ждёшь.
Зендея, эпизодически появляющаяся в облике девушки из племени аборигенов, в большинстве ракурсов выглядит копией изображения Сакагавеи с аверса однодолларовой монеты США, только без привязанного младенца за спиной. И это сходство усиливается её встречей с Полом, которому, в дальнейшем, если оно у Вильнёва будет, отчасти предстоит стать Льюисом и Кларком в экспедиции по бескрайней пустыне, где в песках много-много больших глупых червяков. Но когда начнутся их хождения по дюнам (на прощание Шаламе неловко улыбнулся) сегодня, боюсь, нам не скажет никто.
7
,2
2021, США, Фантастика
155 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дени Вильнёв наконец-то показал свою «Дюну». Памятуя о предшествующих попытках экранизации романа Фрэнка Герберта, он не стал, подобно Ходоровски, размахивать полотно аж на четырнадцать часов экранного времени, или упускать дело из своих рук, как это произошло с Дэвидом Линчем, осмотрительно деля своё произведение на части, уже на вводных титрах, извиняясь, оповещая, что это лишь первая из них, чтобы его не судили строго. Так что нам предлагают часть нового сериала, даже не обещая продолжения через год. Дескать, ребята, сделайте сборы этому кусочку, получите второй. Можно, конечно, прочитать роман, пробежать глазами синопсис, чтобы узнать о чём рассказ, но в итоге решающим при просмотре будет что из этого вышло. Так вот миссия дома Атрейдесов прозрачно перекликается с британской колонизацией Америки (волынки от Циммера — туда же), куда, в своё время, прибыли посланцы империи. Правда, на Арракисе меж корпораций уже вовсю кипит «золотая лихорадка» — громадные машины слизывают с песка spice, вещество, заменившее телец златой, ставший пьедесталом безграничной власти. Впрочем, наивный Герцог Лето, глава семейства, видит цель в объединении разных цивилизаций, стремительно превращаясь в жертву безжалостного прагматизма. Заглядывая чуть ли не на десять тысяч лет вперёд, Вильнёв ведёт нас внутрь египетских пирамид с разрисованными пещерными стенами, ошарашивает колдовскими ритуалами, соседствующими с изощрённостью букашек-дронов, замешивая прогрессивный контент на диком средневековье, когда архитектурный примитивизм совмещается с чудесами небывалых технологий, оставляя человека тем, каким он есть, — алчным, жадным и жесткосердным. Впрочем, не называя тех, кого мы видим в фильме, людьми. Коренное население, которое называют фременами, подобно евреям, страдает в ожидании своего Моиссея, присматриваясь к юному наследнику рода, постигающему могущество своих сверхестественных сил, зрея духовно и прозревая умом, сам для себя определяя будущую миссию. От романа осталась только короткая фабула, растворённая в цифровых панорамах внеземных городов и суровых планет, в которых, как впрочем, и во всём остальном предметном окружении, режиссёр осторожно избегает детализации, не напрягая фантазию, во избежание лишних проблем — Вильнёв обходится без художеств в расчёте на силу мудрых идей. Но беда в том, что дело до них не доходит. Несмотря на технологическую мощь, фильм не поражает ни обещанным размахом, ни вау-эффектом — выше своей головы режиссёр так и не прыгнул, оставив нас без вожделенного зрелища с пучком размытых линий, одной из которых, очевидно является стальная поступь капитализма, звучащая в металлическом скрежете музыкальных штампов, сопровождающих механическую эксплуатацию природы. Всё, чем Вильнёв смог прикрыть свою слабину, — это хороший набор имён в касте, и несколько заметных актёрских работ в итоге. Тех, кто зачислен в «рыцарский» состав, можно смело исключать из списка — они выполняют номинальную функцию обычных вояк, а значимыми и весомыми закономерно становятся Оскар Айзек (в роли Герцога Лето), Ребекка Фергюсон (в роли Леди Джессики) и, разумеется, джокер в карточной колоде, притягательный Тимоти Шаламе (в роли Пола Атрейдеса), дающие картине какое ни на есть духовное измерение, а Шаламе так и добавляет святости, которую от юноши вовсе не ждёшь. Зендея, эпизодически появляющаяся в облике девушки из племени аборигенов, в большинстве ракурсов выглядит копией изображения Сакагавеи с аверса однодолларовой монеты США, только без привязанного младенца за спиной. И это сходство усиливается её встречей с Полом, которому, в дальнейшем, если оно у Вильнёва будет, отчасти предстоит стать Льюисом и Кларком в экспедиции по бескрайней пустыне, где в песках много-много больших глупых червяков. Но когда начнутся их хождения по дюнам (на прощание Шаламе неловко улыбнулся) сегодня, боюсь, нам не скажет никто.