Большой успех, который сделал бестселлером криминальный роман Николаса Сирла "Хороший лжец" в 2016 году, не заставил долго ждать с адекватной экранизацией, оформленной в триллер с отчетливыми хичкоковскими мотивами от режиссера Билла Кондона ("Красавица и чудовище", "Мистер Холмс"). Эта работа в хорошем смысле несет традиции жанра благодаря прекрасному актерскому дуэту Хелен Миррен ("Анна", "Берлин, я люблю тебя") и Иэна Маккеллена ("Кошки", "Чистая правда"), которые разыгрывают историю богатой состоятельной вдовы и пожилого, видавшего многие виды мошенника с большим количеством экранных твистов, ретроспекций и изящных уловок. Лента Кондона неторопливо мастерски раскрывает массу деталей и является, по сути дела, тем самым идеальным продуктом для зрителей среднего возраста и старше, в меру умным, в меру захватывающим и в меру создающим необходимое напряжение. Постановщик посылает зрителям сигналы и отлично работает со смыслами. Когда его главные герои после просмотра "Бесславных ублюдков" Тарантино начинают говорить о том, что из-за такого кино может быть искажена история, то позже становится ясно, что триллер Кондона является в большей степени работой о силе изменить прошлое и вернуть подлецу долги спустя десятилетия. В этом есть отличие проекта от традиционных фильмов, где экранные пройдохи ловко обводят вокруг пальца доверчивых женщин. В определенный момент в "Хорошем лжеце", неспешно вальсирующем от обмана и игры в любовь к потрясающему разоблачению, в роли ведомого оказывается мужчина, который уже давно растерял все чувства, но при этом неожиданно для себя начинает стремиться к ним в кульминационный момент действия. И милый расчетливый, любящий порезвиться с большими деньгами старичок оказывается настоящим социопатом, постоянно меняющим свою кожу, и женоненавистником. Очень плавно, с достаточно спорным коэффициентом правдоподобия, режиссер сводит своих героев для главной схватки, для той самой исторической расплаты, где от утонченности и интеллигентности Миррен начинает веять тем самым ледяным холодком, а от рассыпающегося в комплиментах Маккеллена останется только деформированная маска человека, который всю жизнь скрывался даже от самого себя. Поэтому "Хороший лжец" оказывается способен выйти за рамки триллера, подпитываемого жаждой денег и движимого большим обманом, и переместиться в сторону восстановления исторической правды, где месть становится той самой отравленной стрелой, попадающей в самое сердце притворщика и подлеца.
Уже начиная со стилизованно оформленных титров "Хорошего лжеца", Билл Кондон начинает очень мягко сжимать пружину интриги проекта, действие которого происходит в 2009 году, и далее знакомит нас с двумя возрастными посетителями сайта знакомств, которым уже за 70. Вдова Бетти МакЛэйш (Хелен Миррен) живет в спокойном и скучном пригороде Лондона в доме, где преобладают мягкие пастельные цвета, со вкусом обставленном для представительницы среднего класса и бывшей преподавательницы Оксфорда. Уже когда она вводит информацию о себе заметно, что она настроена на ту самую маленькую ложь, которая обязательно раскроется на первом свидании, но сможет стать приманкой для пожилого джентльмена (Иэн Маккеллен), который уверенно указывает себя в качестве некурящего, щуря подслеповатые глаза и с сигаретой в зубах. Без промедления Бетти и ее новый знакомый договариваются о встрече в ресторане, и уже в тот момент, когда герой Маккеллен появляется на пороге, он больше всего похож на стареющего охотничьего пса, высматривающего очередную добычу и одетого принципиально старомодно. При виде Бетти его глаза тут же засверкали, и без промедления старик, представившийся Роем Кортни, начал разглагольствовать о разочарованиях, которые обычно возникают, когда после знакомства по сети люди встречаются в реальной жизни. Благодаря этой сцене Кондон выдает уже второй намек для зрителей о том, что фильм будет постоянно, слой за слоем, открывать все новые тайны из настоящей и прошлой жизни Роя. Нельзя сказать, что между характерами Миррен и Маккеллена вспыхнула та самая искра поздней любви, но простое и естественное обаяние Бетти произвело на молодящегося и стремящегося быть жизнерадостным Роя вроде бы большое впечатление. Начало дружбе было положено, и после того, как эти двое пожилых людей прощаются и договариваются созвониться, характер Маккеллена почти сразу же прыгает в такси и едет в ночной клуб, где от шаркающего старика не остается ровным счетом уже ничего. Рой представляется на закрытой от лишних глаз встрече бывшим банкиром, умеющим ворочать теневыми махинациями и предлагающим потенциальным инвесторам вложить 50 000 фунтов в выгодный бизнес с недвижимостью на Карибах. Очередное послание от Кондона показывает, что этот преобразившийся в хищника мужчина - совсем не тот, за кого он выдавал себя на свидании в ресторане.
В первой половине "Хорошего лжеца" Кондон преуспевает в изображении необходимого правдоподобия в развивающихся подобно лавине отношениях между Бетти и Роем, сознательно оставляя за скобками то, почему умная и острая на язык женщина так увлеклась этим шаркающим и все время притворяющимся скрягой. Так как персонаж Маккеллена становится частью хорошо спланированного и продуманного до мелочей плана, то трудно даже предположить, в какой капкан добровольно заходит такой опытный и острожный Рой, прекрасно, как ему кажется, разбирающийся в людях и их страстях. Его больное колено становится тем самым триггером, благодаря которому для него распахиваются двери дома Бетти. Проверенный трюк с вызываемой жалостью кажется немного надуманным, однако именно актерский дуэт Миррен-Маккеллен без всякого видимого труда начинает разыгрывать и тепло новых отношений, и постепенно прокрадывающиеся страхи. Доминирующая женщина в этой игре постоянно подбрасывает Рою поводы для беспокойства, но в итоге прикидывается заинтересованной простушкой и без большого труда начинает быть той самой поворачивающей сюжет и само развитие ленты шеей, без которой эту работу крайне трудно представить. На месте Хелен Миррен трудно представить кого-либо другого, актриса без видимых усилий соткала собственную паутину лжи, в которой главный герой начинает барахтаться и запутываться, но ничего не подозревает. Такая самонадеянная близорукость Роя показывает, что даже играющий в романтику циничный убийца и алчный махинатор может ошибаться и вместо того, чтобы идти и обманом входить в доверие к новой женщине и держаться подальше от Бетти, он летит на обжигающий свет ее накопленных денег и тем самым превращается в обычного мужчину, в меру суетливого и неспособного предугадать многие ловушки из плана мщения. Возникающие в таком возрасте платонические отношения между главными героями позволяют постановщику практически до начала третьего акта хранить без всяких намеков ту страшную тайну, которая дает фильму измерение драмы женского возмездия, коварного и безупречно спроектированного. Отчасти ключом ко всей истории является "внук" Стивен (Рассел Тови, сериал "Годы", "Гиппопотам") своим открытым противостоянием переводящий незаметно для старого лиса Роя экранную историю в долгожданный берлинский эндшпиль, где начинают открываться все тайны характера Маккеллена и снимаются слои его натурализованного британца.
Сюжетная механика "Хорошего лжеца" практически не дает никаких сбоев благодаря сценарной работе опытного Джеффри Хэтчера ("Герцогиня", "Казанова"), лента Кондона выглядит бесшовной игрой, увлекающейся визуальной составляющей действия, но так и не предлагающей классического саспенса о разоблачении злодея. Отсутствие психологической интриги, тем не менее, не лишает этот проект тайн и опасностей, Хелен Миррен слишком искусная актриса для роли доверчивой и увлекающейся старушки из пригорода и всего лишь вопросом времени является раскрытие ее настоящих способностей, уводящих картину в ту самую жанровую плоскость, которой так ждет зритель, наблюдая за похождениями ее артистичного бойфренда. По своей манере подачи Билл Кондон весьма уникален, он стремится к реконструкции триллера именно таким, каким он был изначально, достаточно простая криминальная схема трансформируется в нечто более масштабное и тревожное, не теряя при этом своей развлекательности. Лента флиртует с мифологией поколения Второй мировой войны, но воздерживается от развернутых комментариев на тему того, как повлияла эта война на жизни центральных персонажей, кроме того, как сделала их людьми, вынужденными скрываться за чужими именами и прятать собственное прошлое. Выстраивавший всю жизнь фальшивые схемы Рой оказывается в ловушке, в которую его заманивают его же методами, из-за этого потеря бдительности персонажем Иэна Маккеллена при виде легкой добычи и долгожданного куша в несколько миллионов фунтов, который позволит уйти на заслуженный покой, может рассматриваться как режиссерская ирония и любопытное развитие сюжета о том, кто является на сам деле хищником, а кто - добычей. Высочайший профессионализм Миррен и Маккеллена позволяет им таким образом разыгрывать экранную химию, что в определенный момент она начинает напоминать больше шахматную партию, в которой белая королева не оставит никаких шансов загнанной в угол противоположной стороне. Билл Кондон, очевидно, максимально выбирает из оригинального произведения Сирла все возможные мотивации персонажей, делая их максимально реалистичными, однако Бетти лишена причуд и уязвимостей, а Рой сразу же экспонируется в качестве злодея, и развитие может продвинуть только выглядящее странным поведение главного женского характера. Поэтому "Хороший лжец" в большей степени, чем это можно себе представить, выдерживает дистанцию компактного и герметичного триллера и уходит от обычной истории об искуплении старых грехов, придавая всему увиденному оттенки мрачности и превращаясь из почти комедийного рассказа о плутовстве в подобие драмы, в которой расставляются все точки и героиня Хелен Миррен все-таки закрывает гештальт, бывший с ней все послевоенные десятилетия.
8
,0
2019, Драмы
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Большой успех, который сделал бестселлером криминальный роман Николаса Сирла "Хороший лжец" в 2016 году, не заставил долго ждать с адекватной экранизацией, оформленной в триллер с отчетливыми хичкоковскими мотивами от режиссера Билла Кондона ("Красавица и чудовище", "Мистер Холмс"). Эта работа в хорошем смысле несет традиции жанра благодаря прекрасному актерскому дуэту Хелен Миррен ("Анна", "Берлин, я люблю тебя") и Иэна Маккеллена ("Кошки", "Чистая правда"), которые разыгрывают историю богатой состоятельной вдовы и пожилого, видавшего многие виды мошенника с большим количеством экранных твистов, ретроспекций и изящных уловок. Лента Кондона неторопливо мастерски раскрывает массу деталей и является, по сути дела, тем самым идеальным продуктом для зрителей среднего возраста и старше, в меру умным, в меру захватывающим и в меру создающим необходимое напряжение. Постановщик посылает зрителям сигналы и отлично работает со смыслами. Когда его главные герои после просмотра "Бесславных ублюдков" Тарантино начинают говорить о том, что из-за такого кино может быть искажена история, то позже становится ясно, что триллер Кондона является в большей степени работой о силе изменить прошлое и вернуть подлецу долги спустя десятилетия. В этом есть отличие проекта от традиционных фильмов, где экранные пройдохи ловко обводят вокруг пальца доверчивых женщин. В определенный момент в "Хорошем лжеце", неспешно вальсирующем от обмана и игры в любовь к потрясающему разоблачению, в роли ведомого оказывается мужчина, который уже давно растерял все чувства, но при этом неожиданно для себя начинает стремиться к ним в кульминационный момент действия. И милый расчетливый, любящий порезвиться с большими деньгами старичок оказывается настоящим социопатом, постоянно меняющим свою кожу, и женоненавистником. Очень плавно, с достаточно спорным коэффициентом правдоподобия, режиссер сводит своих героев для главной схватки, для той самой исторической расплаты, где от утонченности и интеллигентности Миррен начинает веять тем самым ледяным холодком, а от рассыпающегося в комплиментах Маккеллена останется только деформированная маска человека, который всю жизнь скрывался даже от самого себя. Поэтому "Хороший лжец" оказывается способен выйти за рамки триллера, подпитываемого жаждой денег и движимого большим обманом, и переместиться в сторону восстановления исторической правды, где месть становится той самой отравленной стрелой, попадающей в самое сердце притворщика и подлеца. Уже начиная со стилизованно оформленных титров "Хорошего лжеца", Билл Кондон начинает очень мягко сжимать пружину интриги проекта, действие которого происходит в 2009 году, и далее знакомит нас с двумя возрастными посетителями сайта знакомств, которым уже за 70. Вдова Бетти МакЛэйш (Хелен Миррен) живет в спокойном и скучном пригороде Лондона в доме, где преобладают мягкие пастельные цвета, со вкусом обставленном для представительницы среднего класса и бывшей преподавательницы Оксфорда. Уже когда она вводит информацию о себе заметно, что она настроена на ту самую маленькую ложь, которая обязательно раскроется на первом свидании, но сможет стать приманкой для пожилого джентльмена (Иэн Маккеллен), который уверенно указывает себя в качестве некурящего, щуря подслеповатые глаза и с сигаретой в зубах. Без промедления Бетти и ее новый знакомый договариваются о встрече в ресторане, и уже в тот момент, когда герой Маккеллен появляется на пороге, он больше всего похож на стареющего охотничьего пса, высматривающего очередную добычу и одетого принципиально старомодно. При виде Бетти его глаза тут же засверкали, и без промедления старик, представившийся Роем Кортни, начал разглагольствовать о разочарованиях, которые обычно возникают, когда после знакомства по сети люди встречаются в реальной жизни. Благодаря этой сцене Кондон выдает уже второй намек для зрителей о том, что фильм будет постоянно, слой за слоем, открывать все новые тайны из настоящей и прошлой жизни Роя. Нельзя сказать, что между характерами Миррен и Маккеллена вспыхнула та самая искра поздней любви, но простое и естественное обаяние Бетти произвело на молодящегося и стремящегося быть жизнерадостным Роя вроде бы большое впечатление. Начало дружбе было положено, и после того, как эти двое пожилых людей прощаются и договариваются созвониться, характер Маккеллена почти сразу же прыгает в такси и едет в ночной клуб, где от шаркающего старика не остается ровным счетом уже ничего. Рой представляется на закрытой от лишних глаз встрече бывшим банкиром, умеющим ворочать теневыми махинациями и предлагающим потенциальным инвесторам вложить 50 000 фунтов в выгодный бизнес с недвижимостью на Карибах. Очередное послание от Кондона показывает, что этот преобразившийся в хищника мужчина - совсем не тот, за кого он выдавал себя на свидании в ресторане. В первой половине "Хорошего лжеца" Кондон преуспевает в изображении необходимого правдоподобия в развивающихся подобно лавине отношениях между Бетти и Роем, сознательно оставляя за скобками то, почему умная и острая на язык женщина так увлеклась этим шаркающим и все время притворяющимся скрягой. Так как персонаж Маккеллена становится частью хорошо спланированного и продуманного до мелочей плана, то трудно даже предположить, в какой капкан добровольно заходит такой опытный и острожный Рой, прекрасно, как ему кажется, разбирающийся в людях и их страстях. Его больное колено становится тем самым триггером, благодаря которому для него распахиваются двери дома Бетти. Проверенный трюк с вызываемой жалостью кажется немного надуманным, однако именно актерский дуэт Миррен-Маккеллен без всякого видимого труда начинает разыгрывать и тепло новых отношений, и постепенно прокрадывающиеся страхи. Доминирующая женщина в этой игре постоянно подбрасывает Рою поводы для беспокойства, но в итоге прикидывается заинтересованной простушкой и без большого труда начинает быть той самой поворачивающей сюжет и само развитие ленты шеей, без которой эту работу крайне трудно представить. На месте Хелен Миррен трудно представить кого-либо другого, актриса без видимых усилий соткала собственную паутину лжи, в которой главный герой начинает барахтаться и запутываться, но ничего не подозревает. Такая самонадеянная близорукость Роя показывает, что даже играющий в романтику циничный убийца и алчный махинатор может ошибаться и вместо того, чтобы идти и обманом входить в доверие к новой женщине и держаться подальше от Бетти, он летит на обжигающий свет ее накопленных денег и тем самым превращается в обычного мужчину, в меру суетливого и неспособного предугадать многие ловушки из плана мщения. Возникающие в таком возрасте платонические отношения между главными героями позволяют постановщику практически до начала третьего акта хранить без всяких намеков ту страшную тайну, которая дает фильму измерение драмы женского возмездия, коварного и безупречно спроектированного. Отчасти ключом ко всей истории является "внук" Стивен (Рассел Тови, сериал "Годы", "Гиппопотам") своим открытым противостоянием переводящий незаметно для старого лиса Роя экранную историю в долгожданный берлинский эндшпиль, где начинают открываться все тайны характера Маккеллена и снимаются слои его натурализованного британца. Сюжетная механика "Хорошего лжеца" практически не дает никаких сбоев благодаря сценарной работе опытного Джеффри Хэтчера ("Герцогиня", "Казанова"), лента Кондона выглядит бесшовной игрой, увлекающейся визуальной составляющей действия, но так и не предлагающей классического саспенса о разоблачении злодея. Отсутствие психологической интриги, тем не менее, не лишает этот проект тайн и опасностей, Хелен Миррен слишком искусная актриса для роли доверчивой и увлекающейся старушки из пригорода и всего лишь вопросом времени является раскрытие ее настоящих способностей, уводящих картину в ту самую жанровую плоскость, которой так ждет зритель, наблюдая за похождениями ее артистичного бойфренда. По своей манере подачи Билл Кондон весьма уникален, он стремится к реконструкции триллера именно таким, каким он был изначально, достаточно простая криминальная схема трансформируется в нечто более масштабное и тревожное, не теряя при этом своей развлекательности. Лента флиртует с мифологией поколения Второй мировой войны, но воздерживается от развернутых комментариев на тему того, как повлияла эта война на жизни центральных персонажей, кроме того, как сделала их людьми, вынужденными скрываться за чужими именами и прятать собственное прошлое. Выстраивавший всю жизнь фальшивые схемы Рой оказывается в ловушке, в которую его заманивают его же методами, из-за этого потеря бдительности персонажем Иэна Маккеллена при виде легкой добычи и долгожданного куша в несколько миллионов фунтов, который позволит уйти на заслуженный покой, может рассматриваться как режиссерская ирония и любопытное развитие сюжета о том, кто является на сам деле хищником, а кто - добычей. Высочайший профессионализм Миррен и Маккеллена позволяет им таким образом разыгрывать экранную химию, что в определенный момент она начинает напоминать больше шахматную партию, в которой белая королева не оставит никаких шансов загнанной в угол противоположной стороне. Билл Кондон, очевидно, максимально выбирает из оригинального произведения Сирла все возможные мотивации персонажей, делая их максимально реалистичными, однако Бетти лишена причуд и уязвимостей, а Рой сразу же экспонируется в качестве злодея, и развитие может продвинуть только выглядящее странным поведение главного женского характера. Поэтому "Хороший лжец" в большей степени, чем это можно себе представить, выдерживает дистанцию компактного и герметичного триллера и уходит от обычной истории об искуплении старых грехов, придавая всему увиденному оттенки мрачности и превращаясь из почти комедийного рассказа о плутовстве в подобие драмы, в которой расставляются все точки и героиня Хелен Миррен все-таки закрывает гештальт, бывший с ней все послевоенные десятилетия.