Всего лишь второй полнометражный проект "Няня" режиссера Флории Сиджизмонди (сериал "Рассказ служанки", "Ранэвэйс") является современной адаптацией мистической новеллы Генри Джеймса "Поворот винта", увидевшей свет в конце XIX века, и во многом передвигает акценты и смыслы, когда переносит действие в 1994 год, как раз в то время, когда покончил с собой лидер Nirvana Курт Кобейн. Для Сиджизмонди работа с исполнителями альтернативного рока начиналась примерно в это же время, когда она начала снимать музыкальные видео для Marilyn Manson, Curve, Трики и Сары Маклаклан. Для понимания контекста "Няни", которая в оригинале названа "The Turning" ("Превращение" или "Отклонение"), работа постановщицы в качестве успешного и востребованного клипмейкера будет служить одним из ключей для понимания ленты, которая способна удивить как отлично выстроенными сценами, так и незаурядным качеством монтажа Дуэйна Данэма ("Синий бархат", "Дикие сердцем") и Гленна Гарлэнда ("Семья", "Грайндхаус"). На студии Dreamworks работа над фильмом началась еще в 2016 году, работа шла тяжело и несколько миллионов долларов, затраченных на производство, привели к рокировке в режиссерском кресле, где Сиджизмонди сменила Хуана Карлоса Фреснадильо. Работой над экранной историей проекта занимались сценаристы Чад и Кэри Хэйес, получившие известность благодаря франшизе "Заклятие", во многом благодаря им одна из самых неоднозначных книг о призраках была рассмотрена через феминистский детектив и вобрала в себя ту самую неоднозначность, которая позволяет оставаться "Повороту винта" в числе до сих пор вызывающей споры готики. Лента Сиджизмонди местами прекрасна в своих стремлениях сохранить дух оригинала и показать его максимально амбивалентным. Главная героиня (Маккензи Дэвис, "Терминатор: Тёмные судьбы", "Талли") вынуждена держать равновесие между физическим миром и подсознательным, из-за этого новая экранизация книги Джеймса как нельзя лучше выстраивается именно в формате "по мотивам", то толкая приезжую гувернантку в будоражащее безумие, то прикрывая происходящее элементами обычного рассказа о призраках. Как бы то ни было, но благодаря Сиджизмонди психологический хоррор приобрел отчетливое гендерное звучание и воплотил в себе еще один социальный комментарий на тему мужской токсичности. Поэтому "Няня" способна вызвать интерес кроме продуманного саспенса и подчеркнутой визуальности нарратива еще и отличным песенным саундтреком, над которым работали как аутентичные звезды альтернативы из 90-х в лице эксцентричной вдовы Кобейна Кортни Лав и участницы Sonic Youth Ким Гордон, так и популярный автор Лоуренс Ротман.
Пролог к "Няне" у Сиджизмонди не блещет оригинальностью, но стремится отразить дух "Поворота винта", когда показывает молодую блондинку Джессел (Денна Томсен), наспех одетую и убегающую ночью на автомобиле подальше от готического особняка, расположенного где-то неподалеку от морского берега в Америке. Характерные синяки на лице героини Томсен и ее общая лихорадочность как нельзя лучше свидетельствуют о том, что она стремится скрыться от этого пугающего дома навсегда. Юная сирота Флора (Бруклин Принс, "Проект Флорида") с сожалением наблюдает за убегающей гувернанткой у окна. Через мгновение напуганная Джессел будет раскрывать старинные ворота, отделяющие имение от остального внешнего мира, а появившийся из ниоткуда управляющий Квинт (Ниал Грег Фултон) застигнет ее врасплох около захлопнутой двери машины. После этого Сиджизмонди переводит рассказ в реальную плоскость, в телевизоре показывают новость дня о похоронах Курта Кобейна, на дворе весна 1994 года и молодая учительница Кейт Манделл (Маккензи Дэвис) готова отправиться на работу в удаленное поместье по личной рекомендации директора школы и собирает вещи. Из диалога персонажа Дэвис и ее соседки по квартире Роуз (Ким Адис) можно узнать о готовности Кейт, выросшей без родителей, бросить все и уехать все для воспитания вызывающей сочувствие Флоры. Письма из психиатрической клиники от Дарлы Манделл (Джоэли Ричардсон, "Цвет из иных миров"), матери Кейт, которая проходит лечение арт-терапией и рисует картины сидя в пустом бассейне, намекают на некую неустроенность в жизни главной героини. Когда на следующий день протагонистка отправляется навестить мать, то она меньше всего похожа на скромную школьную учительницу с подведенными макияжем глазами в ярко-красном пальто и алом сарафане, с играющей в наушниках окологранжевой композицией от вокалистки The Kills Элисон Моссхарт. Психически отстраненная от дочери Дарла дарит ей портрет, на котором можно заметить, что лицо Кейт показательно разделено на две части - темную и светлую, а в глазах девушки застыл настоящий ужас. Приехав в поместье Фэйрчайлдов, гувернантка, а именно так теперь будут называть Кейт, в первую очередь восхищена огромным старым домом с множеством характерных готических статуй, таинственность манит ее, но, кажется, что девушку здесь никто не ждет. После того, как характер Дэвис оказывается внутри здания, она замечает целую коллекцию отрезанных кукольных голов на краях чаши небольшого стилизованного фонтана. Путешествие Кейт в мир рукотворных и реальных кошмаров начинается именно так.
Нельзя рассчитывать на то, что "Няня" Флории Сиджизмонди будет превращаться в исправно пугающий аттракцион и стремиться к примитивным ужасам, постановщица в большей степени стремится к мягкому террору, стремиться проникнуть на глубину, в подсознание, и не ограничивается только широко раскрытыми глазами, которые также время от времени появляются в кадре. Джампскейры в ленте присутствуют ровно в тех количествах, которые призваны подчеркнуть жанровую основу: призрак мелькает, когда Кейт закрывает ночью окно, фамильный манекен поворачивает и сам возвращает голову на место, неожиданно начинает стучать швейная машинка, а скрипы, глухие стуки в стену и приглушенные голоса заставляют протагонистку поворочаться без сна в девичьей постели и не выключать свет. Вполне предсказуемо на огромной территории Фэйрчайлдов есть лабиринт, где можно надолго заблудиться, и несколько водоемов, потому что к воде и спасению в ней живых существ и людей персонаж Дэвис питает явный нездоровый интерес. Обязательная для подобных фильмов сцена, где главная героиня приходит в себя, погружаясь в мутную воду ванны, и ищет там убежища, становится еще одним пунктом на пути Кейт от невинного ягненка к растревоженной жертве, когда то ли призраки огромного дома, то ли Флора и ее сексуально дозревающий братец Майлз (Финн Вулфард, "Щегол", "Оно") стремятся разыграть с ней без всяких договоренностей многоходовую злую шутку. Психологический компонент фильма Сиджизмонди оказывается намного более разнообразным, чем это может показаться на первый взгляд. Кейт с самого начала находится в состоянии саркастичного конфликта с возрастной экономкой миссис Гроуз (Барбара Мартен), одетой постоянно во все серое и больше всего напоющей живое привидение, знающее все семейные тайны Фэйрчайлдов. Постановщица при помощи характеров Дэвис и Мартен иллюстрирует две крупные темы в своем проекте: женщин можно сводить с ума, если им нет доверия, или заставить их отрицать все, распадаться изнутри, годами вынашивая и культивируя в себе болезнь. Линия отношений между Кейт и миссис Гроуз получает полноценную экранную арку и заставляет погружающуюся в психоз главную героиню воздать по заслугам чопорному и высокомерному персонажу Мартен.
Обширный опыт Сиджизмонди по производству клипов в "Няне" позволяет двигать адаптацию по пути стилизованных дымок и ужасных деталей, которые скрываются в потаенных местах. Наличие символических пауков, которые ползают по оконным стеклам или которых безжалостно давит Майлз, также формируют тот условный визуал, позволяющий еще больше подчеркнуть беспокойство без лишних слов. Однако история от братьев Хэйесов оказывается сочетающей в себе слишком много широких намеков для подобной ленты. Мечты поколения X в середине 90-х о хорошей работе и стабильности пересекаются с явной ангажированностью и желанием вписаться в тренд #MeToo, двойной финал, выстраивается в духе недавней "Сторожки" Северина Фиалы и Вероники Франц и также разбивает устойчивый миф о том, что одинокие дети обладают добрым сердцем и широкой душой. Компонент "ненадежного рассказчика", ставший одним из фирменных знаков "Поворота винта" подхватывает сама Сиджизмонди, и она же смещает часть акцентов ленты на дремлющую и пробуждающуюся мужскую агрессию как в лице характера Вулфарда, постоянно стремящегося получить доступ к телу Кейт сублимирующего пубертата, так и темного начала призрака Квинта. Еще раз режиссер показывает при помощи локации и ее обитателей насколько быстро может произойти распад личности в условиях изолированного хронотопа, где внутри системы из нескольких человек начинает развиваться ненависть и социопатия, а солнечный оптимизм девушки оказывается размотан постоянными проверками ее неготовой к подобным экзерсисам психики. Героиня Дэвис оказывается неизбежной жертвой в этом проекте, она разрывается, у нее есть лучшие побуждения, но постоянные представления от Флоры и Майлза последовательно усугубляют ее расстройство, детская жестокость юных хозяев, "избранных", ничем не отличается от того, что происходило с прислугой в куда менее прогрессивные времена. Изоляция, в которой дети чувствуют себя комфортно, подобна положению карпов из их пруда, которых на суше с удовольствием склевывают вороны. Персонажи Принс и Вулфарда стараются изображать из себя живых, но боятся оказать за пределами своей территории, превращаясь в намного больший кошмар, чем это можно допустить первоначально. Поэтому "Няня" оказывается для Флории Сиджизмонди той территорией, где она чувствует себя уверенно и понимает, как нужно работать с жанром и предлагать публике спектакль из обманчивого мира, где не все так прекрасно, как кажется Кейт на первый взгляд. Компетентный поворот удался, но из-за скользящей увлеченности странными отношениями гувернантки и ее воспитанников не подвел ясную для большинства зрителей смысловую черту в финале.
4
,8
2020, Ужасы
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Всего лишь второй полнометражный проект "Няня" режиссера Флории Сиджизмонди (сериал "Рассказ служанки", "Ранэвэйс") является современной адаптацией мистической новеллы Генри Джеймса "Поворот винта", увидевшей свет в конце XIX века, и во многом передвигает акценты и смыслы, когда переносит действие в 1994 год, как раз в то время, когда покончил с собой лидер Nirvana Курт Кобейн. Для Сиджизмонди работа с исполнителями альтернативного рока начиналась примерно в это же время, когда она начала снимать музыкальные видео для Marilyn Manson, Curve, Трики и Сары Маклаклан. Для понимания контекста "Няни", которая в оригинале названа "The Turning" ("Превращение" или "Отклонение"), работа постановщицы в качестве успешного и востребованного клипмейкера будет служить одним из ключей для понимания ленты, которая способна удивить как отлично выстроенными сценами, так и незаурядным качеством монтажа Дуэйна Данэма ("Синий бархат", "Дикие сердцем") и Гленна Гарлэнда ("Семья", "Грайндхаус"). На студии Dreamworks работа над фильмом началась еще в 2016 году, работа шла тяжело и несколько миллионов долларов, затраченных на производство, привели к рокировке в режиссерском кресле, где Сиджизмонди сменила Хуана Карлоса Фреснадильо. Работой над экранной историей проекта занимались сценаристы Чад и Кэри Хэйес, получившие известность благодаря франшизе "Заклятие", во многом благодаря им одна из самых неоднозначных книг о призраках была рассмотрена через феминистский детектив и вобрала в себя ту самую неоднозначность, которая позволяет оставаться "Повороту винта" в числе до сих пор вызывающей споры готики. Лента Сиджизмонди местами прекрасна в своих стремлениях сохранить дух оригинала и показать его максимально амбивалентным. Главная героиня (Маккензи Дэвис, "Терминатор: Тёмные судьбы", "Талли") вынуждена держать равновесие между физическим миром и подсознательным, из-за этого новая экранизация книги Джеймса как нельзя лучше выстраивается именно в формате "по мотивам", то толкая приезжую гувернантку в будоражащее безумие, то прикрывая происходящее элементами обычного рассказа о призраках. Как бы то ни было, но благодаря Сиджизмонди психологический хоррор приобрел отчетливое гендерное звучание и воплотил в себе еще один социальный комментарий на тему мужской токсичности. Поэтому "Няня" способна вызвать интерес кроме продуманного саспенса и подчеркнутой визуальности нарратива еще и отличным песенным саундтреком, над которым работали как аутентичные звезды альтернативы из 90-х в лице эксцентричной вдовы Кобейна Кортни Лав и участницы Sonic Youth Ким Гордон, так и популярный автор Лоуренс Ротман. Пролог к "Няне" у Сиджизмонди не блещет оригинальностью, но стремится отразить дух "Поворота винта", когда показывает молодую блондинку Джессел (Денна Томсен), наспех одетую и убегающую ночью на автомобиле подальше от готического особняка, расположенного где-то неподалеку от морского берега в Америке. Характерные синяки на лице героини Томсен и ее общая лихорадочность как нельзя лучше свидетельствуют о том, что она стремится скрыться от этого пугающего дома навсегда. Юная сирота Флора (Бруклин Принс, "Проект Флорида") с сожалением наблюдает за убегающей гувернанткой у окна. Через мгновение напуганная Джессел будет раскрывать старинные ворота, отделяющие имение от остального внешнего мира, а появившийся из ниоткуда управляющий Квинт (Ниал Грег Фултон) застигнет ее врасплох около захлопнутой двери машины. После этого Сиджизмонди переводит рассказ в реальную плоскость, в телевизоре показывают новость дня о похоронах Курта Кобейна, на дворе весна 1994 года и молодая учительница Кейт Манделл (Маккензи Дэвис) готова отправиться на работу в удаленное поместье по личной рекомендации директора школы и собирает вещи. Из диалога персонажа Дэвис и ее соседки по квартире Роуз (Ким Адис) можно узнать о готовности Кейт, выросшей без родителей, бросить все и уехать все для воспитания вызывающей сочувствие Флоры. Письма из психиатрической клиники от Дарлы Манделл (Джоэли Ричардсон, "Цвет из иных миров"), матери Кейт, которая проходит лечение арт-терапией и рисует картины сидя в пустом бассейне, намекают на некую неустроенность в жизни главной героини. Когда на следующий день протагонистка отправляется навестить мать, то она меньше всего похожа на скромную школьную учительницу с подведенными макияжем глазами в ярко-красном пальто и алом сарафане, с играющей в наушниках окологранжевой композицией от вокалистки The Kills Элисон Моссхарт. Психически отстраненная от дочери Дарла дарит ей портрет, на котором можно заметить, что лицо Кейт показательно разделено на две части - темную и светлую, а в глазах девушки застыл настоящий ужас. Приехав в поместье Фэйрчайлдов, гувернантка, а именно так теперь будут называть Кейт, в первую очередь восхищена огромным старым домом с множеством характерных готических статуй, таинственность манит ее, но, кажется, что девушку здесь никто не ждет. После того, как характер Дэвис оказывается внутри здания, она замечает целую коллекцию отрезанных кукольных голов на краях чаши небольшого стилизованного фонтана. Путешествие Кейт в мир рукотворных и реальных кошмаров начинается именно так. Нельзя рассчитывать на то, что "Няня" Флории Сиджизмонди будет превращаться в исправно пугающий аттракцион и стремиться к примитивным ужасам, постановщица в большей степени стремится к мягкому террору, стремиться проникнуть на глубину, в подсознание, и не ограничивается только широко раскрытыми глазами, которые также время от времени появляются в кадре. Джампскейры в ленте присутствуют ровно в тех количествах, которые призваны подчеркнуть жанровую основу: призрак мелькает, когда Кейт закрывает ночью окно, фамильный манекен поворачивает и сам возвращает голову на место, неожиданно начинает стучать швейная машинка, а скрипы, глухие стуки в стену и приглушенные голоса заставляют протагонистку поворочаться без сна в девичьей постели и не выключать свет. Вполне предсказуемо на огромной территории Фэйрчайлдов есть лабиринт, где можно надолго заблудиться, и несколько водоемов, потому что к воде и спасению в ней живых существ и людей персонаж Дэвис питает явный нездоровый интерес. Обязательная для подобных фильмов сцена, где главная героиня приходит в себя, погружаясь в мутную воду ванны, и ищет там убежища, становится еще одним пунктом на пути Кейт от невинного ягненка к растревоженной жертве, когда то ли призраки огромного дома, то ли Флора и ее сексуально дозревающий братец Майлз (Финн Вулфард, "Щегол", "Оно") стремятся разыграть с ней без всяких договоренностей многоходовую злую шутку. Психологический компонент фильма Сиджизмонди оказывается намного более разнообразным, чем это может показаться на первый взгляд. Кейт с самого начала находится в состоянии саркастичного конфликта с возрастной экономкой миссис Гроуз (Барбара Мартен), одетой постоянно во все серое и больше всего напоющей живое привидение, знающее все семейные тайны Фэйрчайлдов. Постановщица при помощи характеров Дэвис и Мартен иллюстрирует две крупные темы в своем проекте: женщин можно сводить с ума, если им нет доверия, или заставить их отрицать все, распадаться изнутри, годами вынашивая и культивируя в себе болезнь. Линия отношений между Кейт и миссис Гроуз получает полноценную экранную арку и заставляет погружающуюся в психоз главную героиню воздать по заслугам чопорному и высокомерному персонажу Мартен. Обширный опыт Сиджизмонди по производству клипов в "Няне" позволяет двигать адаптацию по пути стилизованных дымок и ужасных деталей, которые скрываются в потаенных местах. Наличие символических пауков, которые ползают по оконным стеклам или которых безжалостно давит Майлз, также формируют тот условный визуал, позволяющий еще больше подчеркнуть беспокойство без лишних слов. Однако история от братьев Хэйесов оказывается сочетающей в себе слишком много широких намеков для подобной ленты. Мечты поколения X в середине 90-х о хорошей работе и стабильности пересекаются с явной ангажированностью и желанием вписаться в тренд #MeToo, двойной финал, выстраивается в духе недавней "Сторожки" Северина Фиалы и Вероники Франц и также разбивает устойчивый миф о том, что одинокие дети обладают добрым сердцем и широкой душой. Компонент "ненадежного рассказчика", ставший одним из фирменных знаков "Поворота винта" подхватывает сама Сиджизмонди, и она же смещает часть акцентов ленты на дремлющую и пробуждающуюся мужскую агрессию как в лице характера Вулфарда, постоянно стремящегося получить доступ к телу Кейт сублимирующего пубертата, так и темного начала призрака Квинта. Еще раз режиссер показывает при помощи локации и ее обитателей насколько быстро может произойти распад личности в условиях изолированного хронотопа, где внутри системы из нескольких человек начинает развиваться ненависть и социопатия, а солнечный оптимизм девушки оказывается размотан постоянными проверками ее неготовой к подобным экзерсисам психики. Героиня Дэвис оказывается неизбежной жертвой в этом проекте, она разрывается, у нее есть лучшие побуждения, но постоянные представления от Флоры и Майлза последовательно усугубляют ее расстройство, детская жестокость юных хозяев, "избранных", ничем не отличается от того, что происходило с прислугой в куда менее прогрессивные времена. Изоляция, в которой дети чувствуют себя комфортно, подобна положению карпов из их пруда, которых на суше с удовольствием склевывают вороны. Персонажи Принс и Вулфарда стараются изображать из себя живых, но боятся оказать за пределами своей территории, превращаясь в намного больший кошмар, чем это можно допустить первоначально. Поэтому "Няня" оказывается для Флории Сиджизмонди той территорией, где она чувствует себя уверенно и понимает, как нужно работать с жанром и предлагать публике спектакль из обманчивого мира, где не все так прекрасно, как кажется Кейт на первый взгляд. Компетентный поворот удался, но из-за скользящей увлеченности странными отношениями гувернантки и ее воспитанников не подвел ясную для большинства зрителей смысловую черту в финале.