После того, как «Вий» /2014/ наконец-то вышел в широкий кинопрокат, снискав тёплый приём не только зрительских масс, но и профессионалов, речи скептиков и откровенных насмешников поутихли. Стало ясно, что потраченные титанические усилия не пропали втуне, и, кстати, искренне порадовал возврат финансовых вложений, весьма внушительных для отечественной киноиндустрии. Памятуя об этом, никто не спешил выказывать сомнений относительно успешности судьбы нового масштабного проекта Александра Куликова. Даже после того, как в прессе появились новости о судебном иске, поданном на создателей англо-американского блокбастера «Марсианин» /2015/, надежда на приемлемый результат сохранялась. То, что решение оказалось не в пользу наших соотечественников, не удивляет: вряд ли адвокаты сумели бы доказать, что сценарий, пусть написанный Михаилом Расходниковым в 2009-м (по оригинальному сюжету, придуманному двумя годами ранее), пусть разосланный тогда же студиям, читал Энди Вейр. Да, теперь можно смело констатировать, что перекличка фабул (в первую очередь – завязок: из-за технических неполадок землянин остаётся на красной планете в одиночестве) действительно налицо. Но упорство кинематографистов, не отступившихся от замысла и в свете триумфа (не скажу, что незаслуженного!) голливудских конкурентов, в любом случае вызывает уважение. Не говоря уже о том, что произошедшая с продюсером, постановщиком-дебютантом и исполнителем одной из ведущих ролей трагедия – гибель в результате крушения вертолёта – заставляет отнестись к картине снисходительнее, не слишком напирая на художественные просчёты…
Разумеется, просчётов предостаточно. Авторам (1) при всём желании не удаётся сравниться с Ридли Скоттом, причём, что самое обидное, отнюдь не в области спецэффектов и дорогостоящей (величина бюджета – от 180 млн. до 350 млн. рублей) компьютерной графики. Авария с экстренной посадкой, безжизненные (точнее, обманчиво кажущиеся безжизненными, хотя данное обстоятельство и проясняется не сразу), но такие красивые марсианские пейзажи, антураж космического аппарата – всё это впечатляет. Не хватает крепкой драматургической основы – хотя бы на уровне занимательного вейровского (не слишком затейливого, если вдуматься) рассказа об адаптации индивида к враждебной природной среде. Линия с выживанием космонавта, мощно заявленная в начале повествования, достаточно быстро сникает – перестаёт казаться доминирующей, сколько бы руководитель Центра управления полётами ни пытался спасти коллегу и друга. БАРС, то есть бортовой автономный робот-следопыт, лихо рассекающий по незнакомой местности, не менее симпатичен, чем диснеевский ВАЛЛ-И, но как-то теряется и толком себя не проявляет. И совсем жалко, что воспринимается проговоренным скользь, второпях, вполголоса мотив встречи с местным существом, радикально (и бесповоротно?) меняющим сознание пришельца Александра. А ведь здесь возникают богатейшие ассоциации: от нападения на Эрга Ноора (в романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» и, соответственно, экранизации) до участи Криса Кельвина на Солярисе. Жаль, что о психических метаморфозах храбреца нам остаётся лишь догадываться… Да и основная линия вызывает массу вопросов.
Появление фигуры телемагната, внушающей отвращение (эффект усиливается из-за того, что мы так и не увидим толстосума анфас) манерами, вкрадчивым голосом, но в первую очередь – беспредельной самоуверенностью, не столь уж анекдотично. Представитель четвёртой власти протягивает-де руку помощи в тот момент, когда государственные структуры расписываются в бессилии. Пионер, носящий славную фамилию Чапаев, вынужден, дабы увеличить собственные шансы на спасение, не просто посылать время от времени приветы в прямом эфире, а превратиться в персонажа реалити-шоу – вроде бедолаги Трумана Бёрбанка или Эда из телевизора. Чем дальше, тем основательнее процесс затягивает, вынуждая поступаться принципами и растрачивать бесценные ресурсы. Однако запущенный механизм не остановить – и никто не удержит сильных мира сего от поползновения пойти дальше, санкционировав программу манипуляции сознанием миллиардов. Космонавт, превратившийся в кумира толпы, становится «пешкой» в чужой шахматной игре, где на кону – баснословные деньги и безграничное могущество. Есть ли вообще способ доказать, что ты существуешь, в мире, бездумно погрузившемся в царство рваных образов, смутных видений, неисчислимых симулякров? К счастью, есть, но… из разряда радикальных.
Таким образом, «Пришелец», заявленный образчиком научной фантастики, оборачивается сатирой. Но тут интереснее не жанровый поворот как таковой – гораздо любопытнее (и тоже позволяет простить некоторые бросающиеся в глаза огрехи) сам посыл кинопроизведения. Куликов, добившийся, как все прекрасно помнят, завидных результатов в большом бизнесе (особенно в сфере управления коммерческой недвижимостью), не ограничился бичеванием пороков современной, капиталистической России, о которых знал не понаслышке. Отсылка к личности легендарного комдива Красной армии, воспетого в литературе и, конечно же, в кинематографе, не служит (как у Виктора Пелевина) задачам постмодернистского толка, а пресловутые анекдоты о Василии Ивановиче и вовсе поминаются недобрым словом. Это действительно знак советской эпохи, продолжающей оказывать на текущий момент куда большее влияние, чем осознают современники. В обозначенном смысле фильм, повествующий о будущих (вероятных) событиях, начинает восприниматься в одном ряду с «Временем первых» /2017/ и «Салютом-7» /2017/, воспевавшими свершения недавнего – по историческим меркам – прошлого. Что само по себе заслуживает похвалы, поскольку ещё Михаил Васильевич Ломоносов справедливо заметил, что народ, не знающий своего прошлого (или, добавим, мыслящий об оном заведомо ложными стереотипами), не имеет будущего. Что может быть хуже, чем участь пришельца в родной стране?!
__________
1 – Существенным оказался вклад Беаты Соколовой, режиссёра постпроизводства компании «Союз Маринс Груп», завершавшей работы после безвременной кончины соратника.
5
,5
2018, Россия, Фантастика
90 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
После того, как «Вий» /2014/ наконец-то вышел в широкий кинопрокат, снискав тёплый приём не только зрительских масс, но и профессионалов, речи скептиков и откровенных насмешников поутихли. Стало ясно, что потраченные титанические усилия не пропали втуне, и, кстати, искренне порадовал возврат финансовых вложений, весьма внушительных для отечественной киноиндустрии. Памятуя об этом, никто не спешил выказывать сомнений относительно успешности судьбы нового масштабного проекта Александра Куликова. Даже после того, как в прессе появились новости о судебном иске, поданном на создателей англо-американского блокбастера «Марсианин» /2015/, надежда на приемлемый результат сохранялась. То, что решение оказалось не в пользу наших соотечественников, не удивляет: вряд ли адвокаты сумели бы доказать, что сценарий, пусть написанный Михаилом Расходниковым в 2009-м (по оригинальному сюжету, придуманному двумя годами ранее), пусть разосланный тогда же студиям, читал Энди Вейр. Да, теперь можно смело констатировать, что перекличка фабул (в первую очередь – завязок: из-за технических неполадок землянин остаётся на красной планете в одиночестве) действительно налицо. Но упорство кинематографистов, не отступившихся от замысла и в свете триумфа (не скажу, что незаслуженного!) голливудских конкурентов, в любом случае вызывает уважение. Не говоря уже о том, что произошедшая с продюсером, постановщиком-дебютантом и исполнителем одной из ведущих ролей трагедия – гибель в результате крушения вертолёта – заставляет отнестись к картине снисходительнее, не слишком напирая на художественные просчёты… Разумеется, просчётов предостаточно. Авторам (1) при всём желании не удаётся сравниться с Ридли Скоттом, причём, что самое обидное, отнюдь не в области спецэффектов и дорогостоящей (величина бюджета – от 180 млн. до 350 млн. рублей) компьютерной графики. Авария с экстренной посадкой, безжизненные (точнее, обманчиво кажущиеся безжизненными, хотя данное обстоятельство и проясняется не сразу), но такие красивые марсианские пейзажи, антураж космического аппарата – всё это впечатляет. Не хватает крепкой драматургической основы – хотя бы на уровне занимательного вейровского (не слишком затейливого, если вдуматься) рассказа об адаптации индивида к враждебной природной среде. Линия с выживанием космонавта, мощно заявленная в начале повествования, достаточно быстро сникает – перестаёт казаться доминирующей, сколько бы руководитель Центра управления полётами ни пытался спасти коллегу и друга. БАРС, то есть бортовой автономный робот-следопыт, лихо рассекающий по незнакомой местности, не менее симпатичен, чем диснеевский ВАЛЛ-И, но как-то теряется и толком себя не проявляет. И совсем жалко, что воспринимается проговоренным скользь, второпях, вполголоса мотив встречи с местным существом, радикально (и бесповоротно?) меняющим сознание пришельца Александра. А ведь здесь возникают богатейшие ассоциации: от нападения на Эрга Ноора (в романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» и, соответственно, экранизации) до участи Криса Кельвина на Солярисе. Жаль, что о психических метаморфозах храбреца нам остаётся лишь догадываться… Да и основная линия вызывает массу вопросов. Появление фигуры телемагната, внушающей отвращение (эффект усиливается из-за того, что мы так и не увидим толстосума анфас) манерами, вкрадчивым голосом, но в первую очередь – беспредельной самоуверенностью, не столь уж анекдотично. Представитель четвёртой власти протягивает-де руку помощи в тот момент, когда государственные структуры расписываются в бессилии. Пионер, носящий славную фамилию Чапаев, вынужден, дабы увеличить собственные шансы на спасение, не просто посылать время от времени приветы в прямом эфире, а превратиться в персонажа реалити-шоу – вроде бедолаги Трумана Бёрбанка или Эда из телевизора. Чем дальше, тем основательнее процесс затягивает, вынуждая поступаться принципами и растрачивать бесценные ресурсы. Однако запущенный механизм не остановить – и никто не удержит сильных мира сего от поползновения пойти дальше, санкционировав программу манипуляции сознанием миллиардов. Космонавт, превратившийся в кумира толпы, становится «пешкой» в чужой шахматной игре, где на кону – баснословные деньги и безграничное могущество. Есть ли вообще способ доказать, что ты существуешь, в мире, бездумно погрузившемся в царство рваных образов, смутных видений, неисчислимых симулякров? К счастью, есть, но… из разряда радикальных. Таким образом, «Пришелец», заявленный образчиком научной фантастики, оборачивается сатирой. Но тут интереснее не жанровый поворот как таковой – гораздо любопытнее (и тоже позволяет простить некоторые бросающиеся в глаза огрехи) сам посыл кинопроизведения. Куликов, добившийся, как все прекрасно помнят, завидных результатов в большом бизнесе (особенно в сфере управления коммерческой недвижимостью), не ограничился бичеванием пороков современной, капиталистической России, о которых знал не понаслышке. Отсылка к личности легендарного комдива Красной армии, воспетого в литературе и, конечно же, в кинематографе, не служит (как у Виктора Пелевина) задачам постмодернистского толка, а пресловутые анекдоты о Василии Ивановиче и вовсе поминаются недобрым словом. Это действительно знак советской эпохи, продолжающей оказывать на текущий момент куда большее влияние, чем осознают современники. В обозначенном смысле фильм, повествующий о будущих (вероятных) событиях, начинает восприниматься в одном ряду с «Временем первых» /2017/ и «Салютом-7» /2017/, воспевавшими свершения недавнего – по историческим меркам – прошлого. Что само по себе заслуживает похвалы, поскольку ещё Михаил Васильевич Ломоносов справедливо заметил, что народ, не знающий своего прошлого (или, добавим, мыслящий об оном заведомо ложными стереотипами), не имеет будущего. Что может быть хуже, чем участь пришельца в родной стране?! __________ 1 – Существенным оказался вклад Беаты Соколовой, режиссёра постпроизводства компании «Союз Маринс Груп», завершавшей работы после безвременной кончины соратника.