Французский режиссер и сценарист Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль ("Безумные преподы", "Королевское наследство") совершил с фильмом "Гастон" практически невозможное: он представил экранную адаптацию культового комикса о Гастоне Лагаффе, который появился на свет благодаря стараниям бельгийского карикатуриста Андрэ Франкеном в уже далеком 1957 году. Графические истории очень быстро стали популярными и стали выходить в виде отдельных выпусков. По сути дела, Франкен создал метатекстовый образ антигероя, символом офисного работника, который предпочитает по большей части спать на рабочем месте, однако после пробуждения способен придумывать нечто такое, что может шокировать босса и окружающих коллег от своего сочетания абсурдности и революционности. Когда все уже находятся на грани нервного срыва, то происходит чудо, и все, что успел построить кажущийся безумным фантазер Гастон начинает работать и приносить пользу человечеству. В представлении художника этот характер был гремучей смесью бунтаря и анархиста, который был слишком идеалистичен для окружающей его действительности. На общей волне громадного интереса к комиксам, как к явлению поп-культуры, Мартен-Лаваль постарался при помощи достойных сюрреалистических ходов оживить персонажа, которому уже седьмой десяток лет, но который по-прежнему молод душой и телом и не растерял всех тех качеств, благодаря которым стал популярным и которые теперь кажутся забавным анахронизмом для современных зрителей. На роль вечно сутулого чудака Гастона в зеленом вязаном свитере, синих эспадрильях и красных носках был утвержден юный Тео Фернандез ("День выборов по-французски", "Команда мечты"), который полностью визуально соответствует в фильме тому парню, нарисованному когда-то Франкеном. Но в современном пространстве, где разрабатываются странные стартапы в стиле евроэкономии и под общим девизом "Сделаем бесполезное полезным", юноша выглядит не таким уж и большим безумцем, а скорее хипстером, который изо всех сил стремится быть независимым и пропагандировать свои взгляды на жизнь. Интересно, что любовь французов к Гастону отражена весьма солидной для такого проекта суммой в бюджете, 19 миллионов евро, столько стоит ностальгия большинства европейцев по тому персонажу, который радовал их долгие годы и теперь вполне может стать благодаря своим гэгам ролевой моделью во времена надвигающегося экономического кризиса. Поэтому "Гастон" не стремится к высоколобому интеллектуальному юмору, режиссеру больше по душе настоящий фарс, где есть место классическим розыгрышам и уровень смеха определяется количеством уколов, прыжков, падений и забавных диалогов, высмеивающих современную культуру технологических разработок, когда доизобретают то, что потеряло всякий смысл в обычной жизни.
В прологе "Гастон" представляет как раз такого персонажа, месье Прюнеля (в этой роли снялся сам режиссер Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль), который стоит у руля "Петикойна", одного из самых успешных стартапов последнего времени, дающего новую жизнь серийно произведенным бракованным вещам. Поскольку действие ленты происходит в настоящее время, то Гастон оказывается по сюжету стажером, который прикреплен к крупной онлайн-площадке. Безусловно, продюсеры картины желали отряхнуть пыль с любимца французских масс и немного модернизировали его, поместив в настоящую реальность, оставив ему все изобретения, которыми когда-то офисный революционер Гастон шокировал своих читателей. Постановщик старается выбрать наиболее приемлемый путь движения экранной истории, в создании которой участвовал также и Матиас Гаварри ("Медовый месяц в Згеже", "Доброволец"), не находя ничего лучшего, чем отправить "Гастона" по пути комедии положений, на котором главный герой находится постоянно в поиске новых приключений, доводит ситуацию до хаоса в результате целого ряда ошибок, срабатывающих в итоге подобно эффекту домино. Сам "Петикойн" стремится выглядеть как насмешка и легкая пощечина обществу потребления, с одной стороны, сотрудники компании стремятся исправить ошибки массового производства и придумать новое применение, например, парам туфель только на правую ногу, с другой - объект управления Прюнеля должен приносить прибыль его владельцам и общее будущее для всех сотрудников зависит от степени их вдохновения. Герой Тео Фернандеза имеет чуткую экологическую совесть и стремится заботиться об окружающей среде, он любит животных и считает их своими друзьями и, наконец, он просто одержим тем, как еще больше оптимизировать рабочее пространство и трудовые будни для сотрудников огромного офисного помещения. Возникает впечатление, что режиссер - горячий поклонник комиксов Андрэ Франкена и экранизирует свое непосредственное alter ego, только он знает, на какой грани и в каких сочетаниях в "Гастоне" должны находиться абсурд, комизм, юмор и полная деформация французской реальности. Из-за этого возникает стандартная для адаптации комикса проблема: то, что на бумаге выглядело когда-то захватывающим и располагало к себе тысячи фанатов, при обретении трехмерности персонажей оказывается в экранном варианте более поверхностным и манипулирующим самыми простыми приемами для развлечения преимущественно юной аудитории.
Тем не менее, "Гастон" имеет в своей основе не традиционную пьесу или роман, поэтому режиссура Мартена-Лаваля опирается в большей степени на скетчевую основу и стремится представить фильм не столько об особенностях труда рационализаторов в эпоху тотального консьюмеризма, сколько о непонимании того, кто все время находится в изобретательской оппозиции. Создается впечатление, что характер Фернандеза когда-то, уже достаточно давно по традиции уснул, а когда проснулся, то мир просто отодвинулся от него на огромное расстояние, оставив Гастона наедине со своим ретро-автомобилем и такими же ретро-инновациями из середины прошлого века. Подобно настоящему нарциссу центральный персонаж окружает себя друзьями и почитателями, однако Тео Фернандез выглядит в фильме настоящим посланником из прошлого, одетого не по последней моде, очень часто нелепого в своих ужимках и зачастую слишком глупого даже для персонажа из комикса. Очевидно, что для экранизации, помимо самого Гастона и месье Прюнеля, были выбраны только самые значимые и важные персонажи из графических книг Андрэ Франкена. Богатый бизнесмен и отвратительный по поведению де Месмекер (Жером Коммандер, "Чего хочет Джульетта", "Без тормозов") постоянно стремится стать еще одним совершенным антагонистом, максимально форсируя фарсовое исполнение роли, когда он с все возрастающей алчностью хочет прибрать к рукам "Петикойн", что ему практически удается, однако в кульминации благодаря одному из изобретений Гастона катастрофическая сделка все-таки расстраивается. Робкая мадемуазель Жанна (Элисон Вилер, "Анна", "Побег из Рио") в огромных круглых очках питает страсть к великому и непонятому никем изобретателю, но делает это так по-платонически трогательно, что Гастону оказывается важнее творчески реализоваться, чем закрутить роман с готовой на любовь до гроба сотрудницей. Постановщик принципиально оставляет этих персонажей выглядящими как послание для историков послевоенной французской моды и это только еще больше подчеркивает визуальное противоречие с той современностью, где они находятся по действию фильма. Сценаристы, следуя в основном букве и рисунку культового комикса Франкена, находят массу интересных эпизодов для развлечения зрителей и стараются максимально оживить те технические идеи, которые сейчас уже кажутся морально устаревшими.
В "Гастоне" Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль заново открыл для большого экрана Гастона Лагаффа, как персонажа, представляющего по своей сути некоторый шаг в сторону для окружающего его уже постиндустриального европейского общества. Герой Фернандеза находится где-то сбоку процесса и не создает никому проблем своим присутствием. Это тот редкий тип слуги человечества, который скромен, постоянно шутит и стремится в меру своих сил быть максимально полезным при реализации офисных проектов. Такая сатира на эффективного сотрудника со странностями, умеющего быть комфортным в общении и незаменимым, создает в фильме массу свежих и смешных моментов, когда показывают человека, который стремится быть своим в среде таких же, как и он, немного странных людей. В отличие от всех в офисе Гастон - настоящий кристалл чистой воды, который Прюнель сможет оценить только в максимально критической ситуации, творческий анархист, не имеющий никакой тяги к финансовым интересам и стремящийся жить только для себя и своих интересов. Концепт Андрэ Франкена спустя полвека стал даже еще актуальнее для тех, кто работает по ненормированному графику и призван выдавать так называемый "продукт". Поэтому "Гастон" сочетает в себе высокую плотность трюков, пробежек и гэгов, характерных для французской коммерческой комедии подобного рода, заставляя вспомнить о таком классике жанра, как Луи де Фюнес, скрывая за непрерывно надвигающейся условной катастрофой стартапа ностальгический шарм и грусть по эпохе в кинематографе.
8
,1
2018, Комедии
82 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Французский режиссер и сценарист Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль ("Безумные преподы", "Королевское наследство") совершил с фильмом "Гастон" практически невозможное: он представил экранную адаптацию культового комикса о Гастоне Лагаффе, который появился на свет благодаря стараниям бельгийского карикатуриста Андрэ Франкеном в уже далеком 1957 году. Графические истории очень быстро стали популярными и стали выходить в виде отдельных выпусков. По сути дела, Франкен создал метатекстовый образ антигероя, символом офисного работника, который предпочитает по большей части спать на рабочем месте, однако после пробуждения способен придумывать нечто такое, что может шокировать босса и окружающих коллег от своего сочетания абсурдности и революционности. Когда все уже находятся на грани нервного срыва, то происходит чудо, и все, что успел построить кажущийся безумным фантазер Гастон начинает работать и приносить пользу человечеству. В представлении художника этот характер был гремучей смесью бунтаря и анархиста, который был слишком идеалистичен для окружающей его действительности. На общей волне громадного интереса к комиксам, как к явлению поп-культуры, Мартен-Лаваль постарался при помощи достойных сюрреалистических ходов оживить персонажа, которому уже седьмой десяток лет, но который по-прежнему молод душой и телом и не растерял всех тех качеств, благодаря которым стал популярным и которые теперь кажутся забавным анахронизмом для современных зрителей. На роль вечно сутулого чудака Гастона в зеленом вязаном свитере, синих эспадрильях и красных носках был утвержден юный Тео Фернандез ("День выборов по-французски", "Команда мечты"), который полностью визуально соответствует в фильме тому парню, нарисованному когда-то Франкеном. Но в современном пространстве, где разрабатываются странные стартапы в стиле евроэкономии и под общим девизом "Сделаем бесполезное полезным", юноша выглядит не таким уж и большим безумцем, а скорее хипстером, который изо всех сил стремится быть независимым и пропагандировать свои взгляды на жизнь. Интересно, что любовь французов к Гастону отражена весьма солидной для такого проекта суммой в бюджете, 19 миллионов евро, столько стоит ностальгия большинства европейцев по тому персонажу, который радовал их долгие годы и теперь вполне может стать благодаря своим гэгам ролевой моделью во времена надвигающегося экономического кризиса. Поэтому "Гастон" не стремится к высоколобому интеллектуальному юмору, режиссеру больше по душе настоящий фарс, где есть место классическим розыгрышам и уровень смеха определяется количеством уколов, прыжков, падений и забавных диалогов, высмеивающих современную культуру технологических разработок, когда доизобретают то, что потеряло всякий смысл в обычной жизни. В прологе "Гастон" представляет как раз такого персонажа, месье Прюнеля (в этой роли снялся сам режиссер Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль), который стоит у руля "Петикойна", одного из самых успешных стартапов последнего времени, дающего новую жизнь серийно произведенным бракованным вещам. Поскольку действие ленты происходит в настоящее время, то Гастон оказывается по сюжету стажером, который прикреплен к крупной онлайн-площадке. Безусловно, продюсеры картины желали отряхнуть пыль с любимца французских масс и немного модернизировали его, поместив в настоящую реальность, оставив ему все изобретения, которыми когда-то офисный революционер Гастон шокировал своих читателей. Постановщик старается выбрать наиболее приемлемый путь движения экранной истории, в создании которой участвовал также и Матиас Гаварри ("Медовый месяц в Згеже", "Доброволец"), не находя ничего лучшего, чем отправить "Гастона" по пути комедии положений, на котором главный герой находится постоянно в поиске новых приключений, доводит ситуацию до хаоса в результате целого ряда ошибок, срабатывающих в итоге подобно эффекту домино. Сам "Петикойн" стремится выглядеть как насмешка и легкая пощечина обществу потребления, с одной стороны, сотрудники компании стремятся исправить ошибки массового производства и придумать новое применение, например, парам туфель только на правую ногу, с другой - объект управления Прюнеля должен приносить прибыль его владельцам и общее будущее для всех сотрудников зависит от степени их вдохновения. Герой Тео Фернандеза имеет чуткую экологическую совесть и стремится заботиться об окружающей среде, он любит животных и считает их своими друзьями и, наконец, он просто одержим тем, как еще больше оптимизировать рабочее пространство и трудовые будни для сотрудников огромного офисного помещения. Возникает впечатление, что режиссер - горячий поклонник комиксов Андрэ Франкена и экранизирует свое непосредственное alter ego, только он знает, на какой грани и в каких сочетаниях в "Гастоне" должны находиться абсурд, комизм, юмор и полная деформация французской реальности. Из-за этого возникает стандартная для адаптации комикса проблема: то, что на бумаге выглядело когда-то захватывающим и располагало к себе тысячи фанатов, при обретении трехмерности персонажей оказывается в экранном варианте более поверхностным и манипулирующим самыми простыми приемами для развлечения преимущественно юной аудитории. Тем не менее, "Гастон" имеет в своей основе не традиционную пьесу или роман, поэтому режиссура Мартена-Лаваля опирается в большей степени на скетчевую основу и стремится представить фильм не столько об особенностях труда рационализаторов в эпоху тотального консьюмеризма, сколько о непонимании того, кто все время находится в изобретательской оппозиции. Создается впечатление, что характер Фернандеза когда-то, уже достаточно давно по традиции уснул, а когда проснулся, то мир просто отодвинулся от него на огромное расстояние, оставив Гастона наедине со своим ретро-автомобилем и такими же ретро-инновациями из середины прошлого века. Подобно настоящему нарциссу центральный персонаж окружает себя друзьями и почитателями, однако Тео Фернандез выглядит в фильме настоящим посланником из прошлого, одетого не по последней моде, очень часто нелепого в своих ужимках и зачастую слишком глупого даже для персонажа из комикса. Очевидно, что для экранизации, помимо самого Гастона и месье Прюнеля, были выбраны только самые значимые и важные персонажи из графических книг Андрэ Франкена. Богатый бизнесмен и отвратительный по поведению де Месмекер (Жером Коммандер, "Чего хочет Джульетта", "Без тормозов") постоянно стремится стать еще одним совершенным антагонистом, максимально форсируя фарсовое исполнение роли, когда он с все возрастающей алчностью хочет прибрать к рукам "Петикойн", что ему практически удается, однако в кульминации благодаря одному из изобретений Гастона катастрофическая сделка все-таки расстраивается. Робкая мадемуазель Жанна (Элисон Вилер, "Анна", "Побег из Рио") в огромных круглых очках питает страсть к великому и непонятому никем изобретателю, но делает это так по-платонически трогательно, что Гастону оказывается важнее творчески реализоваться, чем закрутить роман с готовой на любовь до гроба сотрудницей. Постановщик принципиально оставляет этих персонажей выглядящими как послание для историков послевоенной французской моды и это только еще больше подчеркивает визуальное противоречие с той современностью, где они находятся по действию фильма. Сценаристы, следуя в основном букве и рисунку культового комикса Франкена, находят массу интересных эпизодов для развлечения зрителей и стараются максимально оживить те технические идеи, которые сейчас уже кажутся морально устаревшими. В "Гастоне" Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль заново открыл для большого экрана Гастона Лагаффа, как персонажа, представляющего по своей сути некоторый шаг в сторону для окружающего его уже постиндустриального европейского общества. Герой Фернандеза находится где-то сбоку процесса и не создает никому проблем своим присутствием. Это тот редкий тип слуги человечества, который скромен, постоянно шутит и стремится в меру своих сил быть максимально полезным при реализации офисных проектов. Такая сатира на эффективного сотрудника со странностями, умеющего быть комфортным в общении и незаменимым, создает в фильме массу свежих и смешных моментов, когда показывают человека, который стремится быть своим в среде таких же, как и он, немного странных людей. В отличие от всех в офисе Гастон - настоящий кристалл чистой воды, который Прюнель сможет оценить только в максимально критической ситуации, творческий анархист, не имеющий никакой тяги к финансовым интересам и стремящийся жить только для себя и своих интересов. Концепт Андрэ Франкена спустя полвека стал даже еще актуальнее для тех, кто работает по ненормированному графику и призван выдавать так называемый "продукт". Поэтому "Гастон" сочетает в себе высокую плотность трюков, пробежек и гэгов, характерных для французской коммерческой комедии подобного рода, заставляя вспомнить о таком классике жанра, как Луи де Фюнес, скрывая за непрерывно надвигающейся условной катастрофой стартапа ностальгический шарм и грусть по эпохе в кинематографе.