Сэм Рэйми то ли в шутку, то ли всерьёз как-то поведал, что причиной, по какой ведущую партию в короткометражках «Это убийство» /1977/ и «В лесах» /1978/ доверил Брюсу Кэмпбеллу, было то, что его лучший друг смотрелся более импозантно и гораздо сильнее нравился девушкам. Сэмюэлу же, дескать, пришлось довольствоваться режиссурой… По прошествии времени оказалось, что постановщика «культовых» «Зловещих мертвецов» /1981/ (и массы других стильных картин) знают многие, а ведущий исполнитель, как ни обидно, полновесной «звездой» не стал. Подозрительно похожая история произошла спустя много лет с Джеймсом Ваном и Ли Уоннеллом. Приятели совместными стараниями сочинили сюжет «Пилы: Игры выживание» /2004/ (также на основе собственной небольшой по хронометражу зарисовки), распределив схожим образом обязанности. В результате карьера первого развивается на редкость успешно, в то время как последнему долго приходилось довольствоваться далеко не всегда выигрышными ролями. Естественно, ситуация Ли не устраивала. Отбросив колебания, он решился-таки попробовать себя в новом качестве, как бы вступив с товарищем в прямое состязание. И если в коммерческом успехе «Астрала 3» /2015/ ещё можно углядеть косвенные заслуги Вана, то удача «Апгрейда» всецело и полностью принадлежит Уоннеллу. С сугубо финансовой точки зрения результаты оказались, правда, скромнее (1), зато фильм производит впечатление превосходного, по-настоящему умного образчика не столько хоррора, сколько – старой доброй научной фантастики и со временем займёт, убеждён, достойное место в истории жанра.
Последнее замечание наверняка было бы приятно услышать кинематографисту, на заре карьеры успевшему отметиться в «Матрице: Перезагрузке» /2003/ в образе Эксела. Однако обозреватели, ознакомившиеся с лентой на киносмотре в рамках мероприятия South by Southwest, провели параллель не с трилогией братьев (тогда ещё) Вачовски, а с давним и, к сожалению, малоизвестным у нас телесериалом «Человек на шесть миллионов долларов» /1974-78/, а также с продолжением – «Бионической женщиной» /1976-78/. Подобно Стиву Остину, астронавту НАСА, оказавшийся почти полностью парализованным Грей Трейс соглашается на щедрое предложение: он опять сумеет ходить – после того, как хирурги вживят в тело уникальную микросхему. Единственное условие – чтобы факт проведения операции оставался в тайне, поскольку необходимые бюрократические формальности не соблюдены (разработка не получила официального одобрения госструктур). STEM, обладающий искусственным интеллектом, ошарашивает своего «хозяина» тем, что может вести с ним осмысленный диалог – и вообще демонстрирует потрясающие способности. Например, моментально оценивает обстановку и делает логически безукоризненные выводы гораздо быстрее, чем человек. А главное, знает, как активизировать пресловутые скрытые резервы организма, наделяя Грея смертоносными бойцовскими навыками. И речь вовсе не про виртуальную реальность, приверженцы которой, бегущие от скучного, полного боли и страданий окружающего мира, вскользь показаны жалкими, убогими личностями. Отсюда и впрямь недалеко до неизбежного бунта машин. Неслучайно же незримый персонаж со знаменательным именем (по-английски «stem» означает ‘ствол’, ‘стебель’, ‘ножка’, а в нидерландском языке таким макаром частенько сокращают слово «stemgeluid», то есть ‘голос’) общается предельно вежливо и корректно, всячески убеждая бедолагу, что тот волен в любой момент отключить систему… Подобного коварства не выказывал и кубриковско-кларковский HAL 9000, вступивший в противоборство с доктором Дэйвом Боуманом на борту космического корабля Discovery One!
Ли Уоннелл выстраивает фабулу очень хитро, делая упор не на футуристических мотивах, а на подмеченных ещё Фридрихом Ницше человеческих, слишком человеческих слабостях. Трейс обуреваем «жаждой смерти» (в высшей степени знаменательно, что римейк боевика Майкла Уиннера увидел свет накануне) – и видит смысл существования в том, чтобы найти и призвать к ответу убийц любимой супруги. Возможности бионики и кибернетики на поверку – не в состоянии переделать природу представителей вида Homo sapiens. В одном из ключевых, на мой взгляд, эпизодов мститель получает тактическое преимущество лишь после того, как выводит противника из терпения, спровоцировав у того всплеск ярости и острое желание поквитаться за покойного брата. То ли дело – холодный расчёт STEM’а, ловко манипулирующего индивидами и подстраивающего нужное стечение обстоятельств, методично приближаясь к цели – установить тотальный контроль. Кто готов поручиться, что всех нас не ждёт впереди участь очутиться в персональном раю, оставив Землю на попечение бездушных устройств с неуёмной тягой к власти?!
Режиссёр-сценарист блестяще владеет искусством плетения интриги, несколько раз ошеломляя зрителей непредсказуемыми сюжетными поворотами. Отметим и неординарную пластику актёра Логана Маршалла-Грина, в отточенных, неестественно ловких (но не вымученно-нарочитых!) жестах которого безошибочно угадываются движения робота или киборга. Однако всё это интересно автору не само по себе. Так называемый апгрейд (модернизация, усовершенствование) рода людского несёт массу рисков, совершенно не осознаваемых и не учитываемых. Проблема возникла не на пустом месте: ещё до трагического нападения злоумышленников было ясно, что общество, где супруги обустроились вполне неплохо, не является благополучным. История карателя всего лишь позволила высветить вопиющее противоречие между научно-техническим прогрессом и социальным регрессом (как минимум, стагнацией), не имеющее разрешения в условиях нынешнего общественного строя. Уоннелл, разумеется, не первым указывает на гибельность избранного пути, но он – один из всё-таки немногих художников, принципиально отказывающихся смотреть сквозь розовые очки на действительность. Такой, с позволения сказать, хеппи-энд будет пострашнее перспективы ядерной войны, грозящей изничтожить всё живое на планете и вдобавок – стереть следы материальной культуры.
__________
1 – Хотя кассовых сборов в размере $15,5 млн. (на текущий момент) – более чем достаточно, поскольку производственный бюджет оценивается в $3-5 млн.
7
,6
2018, Триллеры
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сэм Рэйми то ли в шутку, то ли всерьёз как-то поведал, что причиной, по какой ведущую партию в короткометражках «Это убийство» /1977/ и «В лесах» /1978/ доверил Брюсу Кэмпбеллу, было то, что его лучший друг смотрелся более импозантно и гораздо сильнее нравился девушкам. Сэмюэлу же, дескать, пришлось довольствоваться режиссурой… По прошествии времени оказалось, что постановщика «культовых» «Зловещих мертвецов» /1981/ (и массы других стильных картин) знают многие, а ведущий исполнитель, как ни обидно, полновесной «звездой» не стал. Подозрительно похожая история произошла спустя много лет с Джеймсом Ваном и Ли Уоннеллом. Приятели совместными стараниями сочинили сюжет «Пилы: Игры выживание» /2004/ (также на основе собственной небольшой по хронометражу зарисовки), распределив схожим образом обязанности. В результате карьера первого развивается на редкость успешно, в то время как последнему долго приходилось довольствоваться далеко не всегда выигрышными ролями. Естественно, ситуация Ли не устраивала. Отбросив колебания, он решился-таки попробовать себя в новом качестве, как бы вступив с товарищем в прямое состязание. И если в коммерческом успехе «Астрала 3» /2015/ ещё можно углядеть косвенные заслуги Вана, то удача «Апгрейда» всецело и полностью принадлежит Уоннеллу. С сугубо финансовой точки зрения результаты оказались, правда, скромнее (1), зато фильм производит впечатление превосходного, по-настоящему умного образчика не столько хоррора, сколько – старой доброй научной фантастики и со временем займёт, убеждён, достойное место в истории жанра. Последнее замечание наверняка было бы приятно услышать кинематографисту, на заре карьеры успевшему отметиться в «Матрице: Перезагрузке» /2003/ в образе Эксела. Однако обозреватели, ознакомившиеся с лентой на киносмотре в рамках мероприятия South by Southwest, провели параллель не с трилогией братьев (тогда ещё) Вачовски, а с давним и, к сожалению, малоизвестным у нас телесериалом «Человек на шесть миллионов долларов» /1974-78/, а также с продолжением – «Бионической женщиной» /1976-78/. Подобно Стиву Остину, астронавту НАСА, оказавшийся почти полностью парализованным Грей Трейс соглашается на щедрое предложение: он опять сумеет ходить – после того, как хирурги вживят в тело уникальную микросхему. Единственное условие – чтобы факт проведения операции оставался в тайне, поскольку необходимые бюрократические формальности не соблюдены (разработка не получила официального одобрения госструктур). STEM, обладающий искусственным интеллектом, ошарашивает своего «хозяина» тем, что может вести с ним осмысленный диалог – и вообще демонстрирует потрясающие способности. Например, моментально оценивает обстановку и делает логически безукоризненные выводы гораздо быстрее, чем человек. А главное, знает, как активизировать пресловутые скрытые резервы организма, наделяя Грея смертоносными бойцовскими навыками. И речь вовсе не про виртуальную реальность, приверженцы которой, бегущие от скучного, полного боли и страданий окружающего мира, вскользь показаны жалкими, убогими личностями. Отсюда и впрямь недалеко до неизбежного бунта машин. Неслучайно же незримый персонаж со знаменательным именем (по-английски «stem» означает ‘ствол’, ‘стебель’, ‘ножка’, а в нидерландском языке таким макаром частенько сокращают слово «stemgeluid», то есть ‘голос’) общается предельно вежливо и корректно, всячески убеждая бедолагу, что тот волен в любой момент отключить систему… Подобного коварства не выказывал и кубриковско-кларковский HAL 9000, вступивший в противоборство с доктором Дэйвом Боуманом на борту космического корабля Discovery One! Ли Уоннелл выстраивает фабулу очень хитро, делая упор не на футуристических мотивах, а на подмеченных ещё Фридрихом Ницше человеческих, слишком человеческих слабостях. Трейс обуреваем «жаждой смерти» (в высшей степени знаменательно, что римейк боевика Майкла Уиннера увидел свет накануне) – и видит смысл существования в том, чтобы найти и призвать к ответу убийц любимой супруги. Возможности бионики и кибернетики на поверку – не в состоянии переделать природу представителей вида Homo sapiens. В одном из ключевых, на мой взгляд, эпизодов мститель получает тактическое преимущество лишь после того, как выводит противника из терпения, спровоцировав у того всплеск ярости и острое желание поквитаться за покойного брата. То ли дело – холодный расчёт STEM’а, ловко манипулирующего индивидами и подстраивающего нужное стечение обстоятельств, методично приближаясь к цели – установить тотальный контроль. Кто готов поручиться, что всех нас не ждёт впереди участь очутиться в персональном раю, оставив Землю на попечение бездушных устройств с неуёмной тягой к власти?! Режиссёр-сценарист блестяще владеет искусством плетения интриги, несколько раз ошеломляя зрителей непредсказуемыми сюжетными поворотами. Отметим и неординарную пластику актёра Логана Маршалла-Грина, в отточенных, неестественно ловких (но не вымученно-нарочитых!) жестах которого безошибочно угадываются движения робота или киборга. Однако всё это интересно автору не само по себе. Так называемый апгрейд (модернизация, усовершенствование) рода людского несёт массу рисков, совершенно не осознаваемых и не учитываемых. Проблема возникла не на пустом месте: ещё до трагического нападения злоумышленников было ясно, что общество, где супруги обустроились вполне неплохо, не является благополучным. История карателя всего лишь позволила высветить вопиющее противоречие между научно-техническим прогрессом и социальным регрессом (как минимум, стагнацией), не имеющее разрешения в условиях нынешнего общественного строя. Уоннелл, разумеется, не первым указывает на гибельность избранного пути, но он – один из всё-таки немногих художников, принципиально отказывающихся смотреть сквозь розовые очки на действительность. Такой, с позволения сказать, хеппи-энд будет пострашнее перспективы ядерной войны, грозящей изничтожить всё живое на планете и вдобавок – стереть следы материальной культуры. __________ 1 – Хотя кассовых сборов в размере $15,5 млн. (на текущий момент) – более чем достаточно, поскольку производственный бюджет оценивается в $3-5 млн.