фильм «Апгрейд» оказывается жанровое кино и в наше время способно удивлять
Ли Уоннелл — автор, откровенно говоря, неоднозначный. Долгое время он работал с Джеймсом Ваном, вместе с ним создал «Пилу» и «Астрал», из которых потом почти не вылезал. Последнее его заметное появление вне этих франшиз было в 2014 году, когда Уоннелл написал сценарий к комедийному хоррору «Кутис», до боли отвратительному фильму, про который все уже благополучно забыли. Но после третьего «Астрала», своего бесхитростного и блеклого режиссёрского дебюта, Уоннелл резко сменил вектор творчества, променял Джеймса Вана на Джейсона Блума и запустил в производство сай-фай боевик «Апгрейд». И, кажется, наконец нашёл своё призвание.
«Апгрейд» — кинематографический аналог программы «Очумелые ручки», где из мусора и прочих подручных материалов тебе сделают и кормушку для птиц, и пылесос, и даже ядерную боеголовку. Вот и Ли Уоннелл, имея на руках вторичные сюжетные тропы и ходы, смог собрать историю, которая не слишком часто вызывает чувство дежавю.
На поверхности тут вновь сюжет про месть, злые корпорации и заговорские заговоры, но интересно то, как режиссёр строит из них интригу. Фильм как будто играет со зрителем в извращенную вариацию чехарды: когда ты думаешь, что раскусил очередной сюжетный поворот, оказывается, этот поворот вовсе поворотом и не был — за ним есть ещё один. Куда более, скажем так, поворотный.
До поры до времени «Апгрейд» показывает себя простым жанровым боевичком: тут постреляем, там смачно подерёмся, бац-бац, пиу-пиу, все довольны. Сюжет и какое-никакое раскрытие мира в таких условиях воспринимаются как простая формальность: мол, нужна же нам какая-то опора для драк, да и сойдёт. Но финал ставит всё с ног на голову — у «Апгрейда» появляется хоть и не глубокое, но всё же двойное дно.
Фильм в ретроспективе выглядит несколько иначе, из киберпанкового «Джона Уика» превращается в образцовый рассказ Филиппа К. Дика. Только вместо самокопаний и философских размышлений на тему «А мечтают ли…» тут изобретательный экшен. Впрочем, так оно и лучше — для первого у нас всегда есть «Бегущий по лезвию», и на его территорию Уоннелл разумно соваться не стал.
Вообще удивительно, как классно можно снимать экшен, если хоть иногда включать фантазию и выходить за рамки шаблона «крупный план, средний план, камеру потрясли, и в монтажную». Найшуллер придумал снимать экшен от первого лица, Уоннелл же сделал шаг в сторону и зафиксировал фокус камеры на герое. Приём не сложный, но до чего же хорошо смотрится — тем более когда работает на историю и персонажа.
Специфичный метод съёмки добавляет изображению необходимой «искусственности» и заставляет поверить, что актёром и правда управляет компьютерный чип. Впрочем, это не только техническая заслуга: без потрясающей пластики Логана Маршалла-Грина(кстати, пока его лучшая роль) приём бы не сработал.
Внешней изобретательности фильма не мешают ни явно ограниченный бюджет, ни скромные декорации: «Апгрейд» почти не выбирается из тёмных коридоров, складов, гаражей и подвальных помещений. Но приступы клаустрофобии если кому и грозят, то лишь ближе к концу, когда фильм несколько выдыхается и череда узких комнат начинает немного утомлять.
Для таких моментов у Уоннелла есть один туз в рукаве, припрятанный ещё со времён «Пилы». В «Апгрейде» он не стесняется разбавлять драки сценами почти что эксплуатационной жестокости — и, в отличие от той же «Пилы», где зритель быстро вырабатывал толерантность к летящим отовсюду мозгам и кишкам, здесь она действительно бьёт по нервам.
7
,6
2018, Триллеры
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ли Уоннелл — автор, откровенно говоря, неоднозначный. Долгое время он работал с Джеймсом Ваном, вместе с ним создал «Пилу» и «Астрал», из которых потом почти не вылезал. Последнее его заметное появление вне этих франшиз было в 2014 году, когда Уоннелл написал сценарий к комедийному хоррору «Кутис», до боли отвратительному фильму, про который все уже благополучно забыли. Но после третьего «Астрала», своего бесхитростного и блеклого режиссёрского дебюта, Уоннелл резко сменил вектор творчества, променял Джеймса Вана на Джейсона Блума и запустил в производство сай-фай боевик «Апгрейд». И, кажется, наконец нашёл своё призвание. «Апгрейд» — кинематографический аналог программы «Очумелые ручки», где из мусора и прочих подручных материалов тебе сделают и кормушку для птиц, и пылесос, и даже ядерную боеголовку. Вот и Ли Уоннелл, имея на руках вторичные сюжетные тропы и ходы, смог собрать историю, которая не слишком часто вызывает чувство дежавю. На поверхности тут вновь сюжет про месть, злые корпорации и заговорские заговоры, но интересно то, как режиссёр строит из них интригу. Фильм как будто играет со зрителем в извращенную вариацию чехарды: когда ты думаешь, что раскусил очередной сюжетный поворот, оказывается, этот поворот вовсе поворотом и не был — за ним есть ещё один. Куда более, скажем так, поворотный. До поры до времени «Апгрейд» показывает себя простым жанровым боевичком: тут постреляем, там смачно подерёмся, бац-бац, пиу-пиу, все довольны. Сюжет и какое-никакое раскрытие мира в таких условиях воспринимаются как простая формальность: мол, нужна же нам какая-то опора для драк, да и сойдёт. Но финал ставит всё с ног на голову — у «Апгрейда» появляется хоть и не глубокое, но всё же двойное дно. Фильм в ретроспективе выглядит несколько иначе, из киберпанкового «Джона Уика» превращается в образцовый рассказ Филиппа К. Дика. Только вместо самокопаний и философских размышлений на тему «А мечтают ли…» тут изобретательный экшен. Впрочем, так оно и лучше — для первого у нас всегда есть «Бегущий по лезвию», и на его территорию Уоннелл разумно соваться не стал. Вообще удивительно, как классно можно снимать экшен, если хоть иногда включать фантазию и выходить за рамки шаблона «крупный план, средний план, камеру потрясли, и в монтажную». Найшуллер придумал снимать экшен от первого лица, Уоннелл же сделал шаг в сторону и зафиксировал фокус камеры на герое. Приём не сложный, но до чего же хорошо смотрится — тем более когда работает на историю и персонажа. Специфичный метод съёмки добавляет изображению необходимой «искусственности» и заставляет поверить, что актёром и правда управляет компьютерный чип. Впрочем, это не только техническая заслуга: без потрясающей пластики Логана Маршалла-Грина(кстати, пока его лучшая роль) приём бы не сработал. Внешней изобретательности фильма не мешают ни явно ограниченный бюджет, ни скромные декорации: «Апгрейд» почти не выбирается из тёмных коридоров, складов, гаражей и подвальных помещений. Но приступы клаустрофобии если кому и грозят, то лишь ближе к концу, когда фильм несколько выдыхается и череда узких комнат начинает немного утомлять. Для таких моментов у Уоннелла есть один туз в рукаве, припрятанный ещё со времён «Пилы». В «Апгрейде» он не стесняется разбавлять драки сценами почти что эксплуатационной жестокости — и, в отличие от той же «Пилы», где зритель быстро вырабатывал толерантность к летящим отовсюду мозгам и кишкам, здесь она действительно бьёт по нервам.