Продюсер Михаил Дегтярь, много лет отдавший фехтованию (и добившийся на данном поприще солидных результатов, завоевав звание мастера спорта Советского Союза), не лукавил, сетуя (1) на досадное упущение отечественных кинематографистов, обошедших своим вниманием этот замечательный вид спорта. Скажем больше. Данный упрёк справедлив, увы, в отношении не только в СССР и постсоветской России: в остальных странах ситуация ничуть не лучше. Лично мне на память приходит лишь одно подобное кинопроизведение – драма «Поднявший меч» /1991/ Джереми Пола Кагана, отмеченная участием хороших артистов (Ф. Мюррея Абрахама и Эрика Робертса), но точно не претендующая на полное и окончательное раскрытие темы. Как говорится, и близко не тот размах… А ведь поединки на саблях (в несколько меньшей степени – на шпагах и рапирах) сами по себе отличаются зрелищностью, драматизмом и не без глубоких к тому оснований считаются интеллектуальной разновидностью состязаний, поскольку наряду с реакцией, ловкостью, физической силой требуют продуманной тактики и стратегии. Технические же сложности съёмок (например, огромная скорость, с какой наносятся удары) при грамотном подходе можно обернуть преимуществом, что создатели картины «На острие» с блеском и проделали.
Конечно, наличествует доля истины в предположении о том, что реализация такого проекта была бы маловероятна без триумфа «Легенды № 17» /2013/ Николая Лебедева и особенно «Движения вверх» /2017/ Антона Мегердичева, задавших настоящую моду на спортивные («спортивно-патриотические», как шутят остряки) ленты. Эдуард Бордуков пытался, что называется, вписаться в тренд ещё «Коробкой» /2016/, пусть его полнометражный кинодебют (кстати, снятый при содействии тех же продюсеров, Дегтяря с супругой Еленой Гликман) не оправдался в коммерческом отношении. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что Стася Милославская, воплотившая тогда образ Насти и за минувшие годы накопившая впечатляющий багаж ролей, на сей раз получила одну из двух ведущих партий. Новая постановка строже («чище») в сугубо жанровом отношении, поскольку концентрируется на самом процессе соперничества – соперничества на тренировках и непосредственно на состязаниях разного уровня, вплоть до долгожданной Олимпиады. Социально-идеологические мотивы, бесспорно, прочитываются, но поданы достаточно тонко, ненавязчиво – гораздо аккуратнее, чем в рассказе о дворовой вражде Кости и Далера на межнациональной почве (да и чем у упомянутых выше коллег).
Тот факт, что изменены имена и фамилии подлинных наших чемпионок (Софьи Великой, Яны Егорян), короткие хроникальные кадры побед которых на памятном выступлении в Рио-де-Жанейро летом 2016-го года показаны под занавес, свидетельствует, что авторы не стремились к стопроцентной биографический точности. Команда сценаристов сделала ставку на старый как мир конфликт между зрелостью и юностью – между опытом и напористостью (на грани откровенной наглости!). Кира Егорова громко заявляет о себе на отборочном соревновании, демонстрируя феноменальную быстроту удара – в сочетании с хитрыми психологическими приёмами, сковывающими волю соперниц. Это едва не приводит Александру Покровскую в исполнении Светланы Ходченковой, не имевшую, по всеобщему признанию, равных себе на фехтовальной дорожке, к досадному поражению. А Гаврилов (безукоризненно точный выбор актёра Сергея Пускепалиса!) включает многообещающую юную спортсменку в состав российской сборной, прямо заявляя о своих намерениях титулованной подопечной – создать для неё дополнительный стимул. Да, женщина находится на пике физической формы, но вместе с тем осознаёт, что готовящаяся поездка в бразильский мегаполис почти наверняка является последним шансом завоевать вожделенную олимпийскую золотую медаль.
Любопытное драматургическое решение! У тех же Лебедева и Мегердичева сюжет строился вокруг противостояния, грубо выражаясь, внешнему врагу – западным (канадским и американским) профессионалам хоккея и баскетбола, а дополнительные препоны обеспечивали местные идеологические перестраховщики. И Бордукову, в принципе, ничто не мешало пойти по проторенной стезе, поскольку на сегодняшнюю Россию оказывается давление (по разным каналам) подчас не менее мощное, чем в своё время – на социалистическую сверхдержаву. Однако тот факт, что кульминацией становится поединок двух наших саблисток (а не вскоре состоявшееся блестящее выступление в командном первенстве, тоже принёсшее золото), сообщает поведанной истории совсем иной пафос. Саше приходится, наступая на горло собственной песне и ввязываясь в полемику с дальновидным наставником, чья теория о «дрессировке» грамотно подобранных «обезьянок» безотказно работает на протяжении десятилетий, попутно решать проблемы морально-этического свойства – и это действительно повышает накал.
Подобные фильмы не предусматривают (за редким исключением вроде скорсезевского «Бешеного быка» /1980/ с неподражаемым Робертом Де Ниро) упора на психологическую глубину. Помнится, у братьев Коэнов киноделец Джек Липник выговаривал нанятому драматургу Бартону Финку: «Публика хочет видеть действие, приключение, борьбу. Она не желает смотреть на парня, борющегося со своей душой». Но в рамках жанровых ограничений актрисы обнаруживают небезынтересную эволюцию воззрений (и именно душевных состояний) героинь, начавших общение непримиримыми врагами, а ставших пусть не подругами, но по меньшей мере – союзницами, членами слаженной команды. При этом на личное соперничество неизбежно накладывается зависть материально-имущественного плана, сколько бы Александра ни урезонивала Киру замечаниями в том духе, что заслуги в большом спорте измеряются исключительно количеством и престижем побед – всё остальное не заслуживает внимания. Рано или поздно должен был возникнуть вопрос: а что же главное?
Название в известной мере даёт ключ к разгадке. Словосочетание «на острие» выражает не только крайнюю степень напряжения физических и душевных сил, которую демонстрируют саблистки в ходе поединка. Речь ещё и о той цене, какую претендент готов заплатить за победу. Гаврилов настаивает (хотя, возможно, и не полностью верит в озвучиваемые тезисы, приводя крайние доводы в воспитательных целях), что одерживает верх лишь тот, кто готов пойти дальше конкурента – прибегнуть к любой хитрости и даже подлости, формально не нарушающей правила. Дескать, спорт суть война, а на войне, как и в любви, все средства хороши. Но Покровская интуитивно чувствует, что и в экстремальных, решающих ситуациях («на острие») нравственные границы – существуют. И что их нарушение в конечном итоге отзовётся болезненным эхом самому чемпиону (не сразу, так на склоне лет). Отсюда – всего шаг до затрагивания такого принципиального вопроса, как соотношение частных и общественных (коллектива, профессионального сообщества, страны) интересов, далеко не всегда совпадающих. Не исключено, что это – одно из тех базовых противоречий, что обуславливают развитие человечества в самых разных сферах. Позволяют становиться легендами, узнаваемыми по персональным номерам, двигаться вверх – и проявлять лучшие качества на острие атаки. Остаётся надеяться, что карантинные ограничения (из-за чего премьера, планировавшаяся ещё весной 2020-го, была перенесена на осень) не помешают фильму найти своего зрителя.
_______
1 – В интервью, данном «Комсомольской правде» задолго до окончания съёмок (опубликовано 15-го мая 2018-го).
8
,8
2020, Россия, Драмы
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Продюсер Михаил Дегтярь, много лет отдавший фехтованию (и добившийся на данном поприще солидных результатов, завоевав звание мастера спорта Советского Союза), не лукавил, сетуя (1) на досадное упущение отечественных кинематографистов, обошедших своим вниманием этот замечательный вид спорта. Скажем больше. Данный упрёк справедлив, увы, в отношении не только в СССР и постсоветской России: в остальных странах ситуация ничуть не лучше. Лично мне на память приходит лишь одно подобное кинопроизведение – драма «Поднявший меч» /1991/ Джереми Пола Кагана, отмеченная участием хороших артистов (Ф. Мюррея Абрахама и Эрика Робертса), но точно не претендующая на полное и окончательное раскрытие темы. Как говорится, и близко не тот размах… А ведь поединки на саблях (в несколько меньшей степени – на шпагах и рапирах) сами по себе отличаются зрелищностью, драматизмом и не без глубоких к тому оснований считаются интеллектуальной разновидностью состязаний, поскольку наряду с реакцией, ловкостью, физической силой требуют продуманной тактики и стратегии. Технические же сложности съёмок (например, огромная скорость, с какой наносятся удары) при грамотном подходе можно обернуть преимуществом, что создатели картины «На острие» с блеском и проделали. Конечно, наличествует доля истины в предположении о том, что реализация такого проекта была бы маловероятна без триумфа «Легенды № 17» /2013/ Николая Лебедева и особенно «Движения вверх» /2017/ Антона Мегердичева, задавших настоящую моду на спортивные («спортивно-патриотические», как шутят остряки) ленты. Эдуард Бордуков пытался, что называется, вписаться в тренд ещё «Коробкой» /2016/, пусть его полнометражный кинодебют (кстати, снятый при содействии тех же продюсеров, Дегтяря с супругой Еленой Гликман) не оправдался в коммерческом отношении. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что Стася Милославская, воплотившая тогда образ Насти и за минувшие годы накопившая впечатляющий багаж ролей, на сей раз получила одну из двух ведущих партий. Новая постановка строже («чище») в сугубо жанровом отношении, поскольку концентрируется на самом процессе соперничества – соперничества на тренировках и непосредственно на состязаниях разного уровня, вплоть до долгожданной Олимпиады. Социально-идеологические мотивы, бесспорно, прочитываются, но поданы достаточно тонко, ненавязчиво – гораздо аккуратнее, чем в рассказе о дворовой вражде Кости и Далера на межнациональной почве (да и чем у упомянутых выше коллег). Тот факт, что изменены имена и фамилии подлинных наших чемпионок (Софьи Великой, Яны Егорян), короткие хроникальные кадры побед которых на памятном выступлении в Рио-де-Жанейро летом 2016-го года показаны под занавес, свидетельствует, что авторы не стремились к стопроцентной биографический точности. Команда сценаристов сделала ставку на старый как мир конфликт между зрелостью и юностью – между опытом и напористостью (на грани откровенной наглости!). Кира Егорова громко заявляет о себе на отборочном соревновании, демонстрируя феноменальную быстроту удара – в сочетании с хитрыми психологическими приёмами, сковывающими волю соперниц. Это едва не приводит Александру Покровскую в исполнении Светланы Ходченковой, не имевшую, по всеобщему признанию, равных себе на фехтовальной дорожке, к досадному поражению. А Гаврилов (безукоризненно точный выбор актёра Сергея Пускепалиса!) включает многообещающую юную спортсменку в состав российской сборной, прямо заявляя о своих намерениях титулованной подопечной – создать для неё дополнительный стимул. Да, женщина находится на пике физической формы, но вместе с тем осознаёт, что готовящаяся поездка в бразильский мегаполис почти наверняка является последним шансом завоевать вожделенную олимпийскую золотую медаль. Любопытное драматургическое решение! У тех же Лебедева и Мегердичева сюжет строился вокруг противостояния, грубо выражаясь, внешнему врагу – западным (канадским и американским) профессионалам хоккея и баскетбола, а дополнительные препоны обеспечивали местные идеологические перестраховщики. И Бордукову, в принципе, ничто не мешало пойти по проторенной стезе, поскольку на сегодняшнюю Россию оказывается давление (по разным каналам) подчас не менее мощное, чем в своё время – на социалистическую сверхдержаву. Однако тот факт, что кульминацией становится поединок двух наших саблисток (а не вскоре состоявшееся блестящее выступление в командном первенстве, тоже принёсшее золото), сообщает поведанной истории совсем иной пафос. Саше приходится, наступая на горло собственной песне и ввязываясь в полемику с дальновидным наставником, чья теория о «дрессировке» грамотно подобранных «обезьянок» безотказно работает на протяжении десятилетий, попутно решать проблемы морально-этического свойства – и это действительно повышает накал. Подобные фильмы не предусматривают (за редким исключением вроде скорсезевского «Бешеного быка» /1980/ с неподражаемым Робертом Де Ниро) упора на психологическую глубину. Помнится, у братьев Коэнов киноделец Джек Липник выговаривал нанятому драматургу Бартону Финку: «Публика хочет видеть действие, приключение, борьбу. Она не желает смотреть на парня, борющегося со своей душой». Но в рамках жанровых ограничений актрисы обнаруживают небезынтересную эволюцию воззрений (и именно душевных состояний) героинь, начавших общение непримиримыми врагами, а ставших пусть не подругами, но по меньшей мере – союзницами, членами слаженной команды. При этом на личное соперничество неизбежно накладывается зависть материально-имущественного плана, сколько бы Александра ни урезонивала Киру замечаниями в том духе, что заслуги в большом спорте измеряются исключительно количеством и престижем побед – всё остальное не заслуживает внимания. Рано или поздно должен был возникнуть вопрос: а что же главное? Название в известной мере даёт ключ к разгадке. Словосочетание «на острие» выражает не только крайнюю степень напряжения физических и душевных сил, которую демонстрируют саблистки в ходе поединка. Речь ещё и о той цене, какую претендент готов заплатить за победу. Гаврилов настаивает (хотя, возможно, и не полностью верит в озвучиваемые тезисы, приводя крайние доводы в воспитательных целях), что одерживает верх лишь тот, кто готов пойти дальше конкурента – прибегнуть к любой хитрости и даже подлости, формально не нарушающей правила. Дескать, спорт суть война, а на войне, как и в любви, все средства хороши. Но Покровская интуитивно чувствует, что и в экстремальных, решающих ситуациях («на острие») нравственные границы – существуют. И что их нарушение в конечном итоге отзовётся болезненным эхом самому чемпиону (не сразу, так на склоне лет). Отсюда – всего шаг до затрагивания такого принципиального вопроса, как соотношение частных и общественных (коллектива, профессионального сообщества, страны) интересов, далеко не всегда совпадающих. Не исключено, что это – одно из тех базовых противоречий, что обуславливают развитие человечества в самых разных сферах. Позволяют становиться легендами, узнаваемыми по персональным номерам, двигаться вверх – и проявлять лучшие качества на острие атаки. Остаётся надеяться, что карантинные ограничения (из-за чего премьера, планировавшаяся ещё весной 2020-го, была перенесена на осень) не помешают фильму найти своего зрителя. _______ 1 – В интервью, данном «Комсомольской правде» задолго до окончания съёмок (опубликовано 15-го мая 2018-го).