Время от времени появляются очень странные фильмы ужасов. Странные прежде всего тем, что события, типичные для хорроров, разворачиваются в них по непривычным (в пределе – алогичным) законам. Действующие лица вместо того, чтобы подчиниться одному из базовых биологических инстинктов – инстинкту самосохранения, предаются грусти, а то и не могут устоять перед любопытством. Но чудовища-то при этом – куда как реальны! Вспомним в данной связи ленту «Уиллард» /1971/ (между прочим, в начале XXI века увидел свет менее удачный римейк), повествующую о дружбе, внезапно сложившейся у социально отчуждённого юноши с… крысой. Другой, чуть менее яркий пример на ту же тему – триллер «Неизвестная тварь» /1983/, в котором противостояние ничем не примечательного «белого воротничка» зубастому и пушистому незваному гостю, заведшемуся в доме, заводит очень далеко. Своеобразным эталоном же направления в популярном жанре остаётся, бесспорно, «Голова-ластик» /1977/, поскольку всё-таки мало кому из режиссёров под силу соперничать с Дэвидом Линчем в искусстве погружения зрителя в атмосферу вязкого абсурда, когда худшие ночные кошмары оборачиваются явью…
Не сказать, что подобных лент выходит с избытком: проще постараться напугать публику или вызвать отвращение при помощи специальных эффектов либо обезображивающего грима. Тем не менее традиция живёт и развивается, лишним подтверждением чему как раз служит творчество Бобби Миллера. Правда, он считается экспертом прежде всего по малой форме, в которой несколько лет плодотворно работал. Вот и полнометражный (1) дебют задуман в качестве второй части «Трилогии слёз» – вольным продолжением опуса под лаконичным названием «Ванна» /2011/. Но если тот (длящийся всего двенадцать минут) экзерсис ещё можно было счесть иллюстрацией к страшной городской легенде или даже перенесённым на плёнку анекдотом, не лишённым пошлости и эпатажа, то «Мастер очистки» представляется более основательным высказыванием на злобу дня. Во всяком случае сценарий, написанный постановщиком, показался достаточно необычным и многообещающим, чтобы завлечь знаменитых актёров, начиная с Джонни Галэки – «звезды» ситкомов «Розанна» и «Теория большого взрыва». Но особенно радует броское, почти фееричное явление неувядающей Анжелики Хьюстон в образе Лили, демонстрирующей новоприбывшим пациентам пользу… истошного вопля, дающего выход накопившейся негативной энергии. И как не поверить напористой, уверенной в себе женщине?!
Казалось бы, автор даёт нам недвусмысленную подсказку. В тот момент, когда Полу, зачем-то откликнувшемуся на призыв рекламы и обратившемуся в загадочный Институт Робертса, перезванивают с хорошей новостью (он прошёл отборочный тур и включён в программу), мужчина как раз решает специфическую бытовую проблему. Смотритель дома, возникший на пороге квартиры со здоровенным гаечным ключом в руках, лихо расправляется с угодившим в крысоловку грызуном, пока жилец ведёт телефонный разговор, выражая готовность приехать в офис и подписать документы – засвидетельствовать, что берёт на себя ответственность за последствия оздоровительных процедур. Замечательная метафора! И как только человек может выказывать такую нечуткость к ниспосылаемым чуть ли не самой судьбой знакам, предупреждающим о грозящей опасности?! Остатки сомнений улетучиваются, когда персонаж узнаёт, что на лечебный курс также зачислена симпатичная девушка по имени Мэгги, не постеснявшаяся сознаться, что выдумала душещипательную историю, якобы оставившую в её сознании кровоточащую рану… По приезду на место худшие опасения подтверждаются, подталкивая к выводу, что четверым «счастливчикам» теперь уже вряд ли удастся спастись.
Примерно до середины повествования сатирические нотки достаточно продуманно чередуются с саспенсом. Миллеру, очевидно, сложно сдержаться – и не уличить обывателей, грезящих о волшебных средствах, позволяющих избавиться от всех трудностей разом. Достаточно сесть на диету, принять внутрь таблетку или микстуру, сделать цикл физических или психологических упражнений (нужное подчеркнуть), и организм быстро и навсегда избавится от так называемых токсинов, а разум – от разрушительных подспудных установок. Словом, произойдёт очистка, после которой жизнь начнётся сначала и вообще – наступит благорастворение воздухов. А уж тот факт, что с участников не собираются деньги, невольно навевает ассоциации с известной поговоркой про бесплатный сыр… И чем настойчивее звучат слова Лили, призывающей строго соблюдать правила, выпив специально приготовленный (по рецепту, учитывающему индивидуальные особенности каждого) напиток и воздержавшись от употребления продуктов, кроме припасённых питательных смесей, тем очевиднее становится: что-то здесь не так. Вопрос заключается лишь в том, жертвой чего или кого окажутся легковерные личности. Но тут-то странности и выходят на передний план.
Обнаружившего мерзкое создание Пола охватывает примерно тот же комплекс противоречивых эмоций, что и Генри Спенсера, увидевшего, что невеста родила ребёнка-уродца. Брезгливость всё-таки не становится настолько непреодолимой, чтобы поддаться естественному порыву – и, не раздумывая, уничтожить очередную неизвестную тварь. Где-то в глубине души герой догадывается, что это – часть его собственной натуры, с которой лучше попытаться установить контакт, скормив случайно захваченную шоколадку. Даже когда приезжает мистер Кен Робертс (точное попадание в типаж Оливера Платта!), разъяснивший, что стремительно растущие чудовища являются накопленными за долгие годы гадостями, «выплеснутыми» наружу, и что необходимо пройти курс до конца, пациенты не находят в себе сил совершить радикальный поступок. Развязка (признаюсь, весьма неожиданная) подтверждает, что Бобби стремился сотворить именно притчу, пусть не столь многозначную и причудливую, как у Линча, но тоже призывающую нас задуматься над причиной собственных бед – и о цене, которую придётся заплатить за вожделенную очистку.
__________
1 – Полнометражный, однако с продолжительностью – заметно ниже среднего.
7
,8
2016, Драмы
77 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Время от времени появляются очень странные фильмы ужасов. Странные прежде всего тем, что события, типичные для хорроров, разворачиваются в них по непривычным (в пределе – алогичным) законам. Действующие лица вместо того, чтобы подчиниться одному из базовых биологических инстинктов – инстинкту самосохранения, предаются грусти, а то и не могут устоять перед любопытством. Но чудовища-то при этом – куда как реальны! Вспомним в данной связи ленту «Уиллард» /1971/ (между прочим, в начале XXI века увидел свет менее удачный римейк), повествующую о дружбе, внезапно сложившейся у социально отчуждённого юноши с… крысой. Другой, чуть менее яркий пример на ту же тему – триллер «Неизвестная тварь» /1983/, в котором противостояние ничем не примечательного «белого воротничка» зубастому и пушистому незваному гостю, заведшемуся в доме, заводит очень далеко. Своеобразным эталоном же направления в популярном жанре остаётся, бесспорно, «Голова-ластик» /1977/, поскольку всё-таки мало кому из режиссёров под силу соперничать с Дэвидом Линчем в искусстве погружения зрителя в атмосферу вязкого абсурда, когда худшие ночные кошмары оборачиваются явью… Не сказать, что подобных лент выходит с избытком: проще постараться напугать публику или вызвать отвращение при помощи специальных эффектов либо обезображивающего грима. Тем не менее традиция живёт и развивается, лишним подтверждением чему как раз служит творчество Бобби Миллера. Правда, он считается экспертом прежде всего по малой форме, в которой несколько лет плодотворно работал. Вот и полнометражный (1) дебют задуман в качестве второй части «Трилогии слёз» – вольным продолжением опуса под лаконичным названием «Ванна» /2011/. Но если тот (длящийся всего двенадцать минут) экзерсис ещё можно было счесть иллюстрацией к страшной городской легенде или даже перенесённым на плёнку анекдотом, не лишённым пошлости и эпатажа, то «Мастер очистки» представляется более основательным высказыванием на злобу дня. Во всяком случае сценарий, написанный постановщиком, показался достаточно необычным и многообещающим, чтобы завлечь знаменитых актёров, начиная с Джонни Галэки – «звезды» ситкомов «Розанна» и «Теория большого взрыва». Но особенно радует броское, почти фееричное явление неувядающей Анжелики Хьюстон в образе Лили, демонстрирующей новоприбывшим пациентам пользу… истошного вопля, дающего выход накопившейся негативной энергии. И как не поверить напористой, уверенной в себе женщине?! Казалось бы, автор даёт нам недвусмысленную подсказку. В тот момент, когда Полу, зачем-то откликнувшемуся на призыв рекламы и обратившемуся в загадочный Институт Робертса, перезванивают с хорошей новостью (он прошёл отборочный тур и включён в программу), мужчина как раз решает специфическую бытовую проблему. Смотритель дома, возникший на пороге квартиры со здоровенным гаечным ключом в руках, лихо расправляется с угодившим в крысоловку грызуном, пока жилец ведёт телефонный разговор, выражая готовность приехать в офис и подписать документы – засвидетельствовать, что берёт на себя ответственность за последствия оздоровительных процедур. Замечательная метафора! И как только человек может выказывать такую нечуткость к ниспосылаемым чуть ли не самой судьбой знакам, предупреждающим о грозящей опасности?! Остатки сомнений улетучиваются, когда персонаж узнаёт, что на лечебный курс также зачислена симпатичная девушка по имени Мэгги, не постеснявшаяся сознаться, что выдумала душещипательную историю, якобы оставившую в её сознании кровоточащую рану… По приезду на место худшие опасения подтверждаются, подталкивая к выводу, что четверым «счастливчикам» теперь уже вряд ли удастся спастись. Примерно до середины повествования сатирические нотки достаточно продуманно чередуются с саспенсом. Миллеру, очевидно, сложно сдержаться – и не уличить обывателей, грезящих о волшебных средствах, позволяющих избавиться от всех трудностей разом. Достаточно сесть на диету, принять внутрь таблетку или микстуру, сделать цикл физических или психологических упражнений (нужное подчеркнуть), и организм быстро и навсегда избавится от так называемых токсинов, а разум – от разрушительных подспудных установок. Словом, произойдёт очистка, после которой жизнь начнётся сначала и вообще – наступит благорастворение воздухов. А уж тот факт, что с участников не собираются деньги, невольно навевает ассоциации с известной поговоркой про бесплатный сыр… И чем настойчивее звучат слова Лили, призывающей строго соблюдать правила, выпив специально приготовленный (по рецепту, учитывающему индивидуальные особенности каждого) напиток и воздержавшись от употребления продуктов, кроме припасённых питательных смесей, тем очевиднее становится: что-то здесь не так. Вопрос заключается лишь в том, жертвой чего или кого окажутся легковерные личности. Но тут-то странности и выходят на передний план. Обнаружившего мерзкое создание Пола охватывает примерно тот же комплекс противоречивых эмоций, что и Генри Спенсера, увидевшего, что невеста родила ребёнка-уродца. Брезгливость всё-таки не становится настолько непреодолимой, чтобы поддаться естественному порыву – и, не раздумывая, уничтожить очередную неизвестную тварь. Где-то в глубине души герой догадывается, что это – часть его собственной натуры, с которой лучше попытаться установить контакт, скормив случайно захваченную шоколадку. Даже когда приезжает мистер Кен Робертс (точное попадание в типаж Оливера Платта!), разъяснивший, что стремительно растущие чудовища являются накопленными за долгие годы гадостями, «выплеснутыми» наружу, и что необходимо пройти курс до конца, пациенты не находят в себе сил совершить радикальный поступок. Развязка (признаюсь, весьма неожиданная) подтверждает, что Бобби стремился сотворить именно притчу, пусть не столь многозначную и причудливую, как у Линча, но тоже призывающую нас задуматься над причиной собственных бед – и о цене, которую придётся заплатить за вожделенную очистку. __________ 1 – Полнометражный, однако с продолжительностью – заметно ниже среднего.