Новый сверхъестественный триллер "Сторожка" от Северина Фиала и Вероники Франц, австрийского режиссерского дуэта, вызвавшего интерес своим проектом "Спокойной ночи, мамочка", был представлен в январе прошлого года на американском инди-фестивале "Сандэнс" и вполне уверенно вписался в тренды современного хоррора. Постановщики используют на первый взгляд одномерный и банальный концепт о мачехе и ее двух пасынках, которые пытаются наладить отношения в предрождественской изоляции в двухэтажном домике, стоящем на берегу замерзшего озера в глухом лесу. Фиал и Франц показывают, как благодаря хорошо спланированным шуткам можно свести с ума молодую женщину, чей мозг находится в явном метастабильном состоянии и совсем не готов к таким розыгрышам. У режиссерской пары есть несомненное чувство стиля и жанра, буквально из ничего, из кажущейся обычной бытовой ситуации Фиал и Франц начинают доставать угрожающую атмосферу и хаотичные перемещения в пространстве, заставляя буквально кожей чувствовать весь холод внутри и снаружи домика, в котором никто не может согреться по-настоящему. Провоцирующий стиль авторов, благодаря которому потенциальные жертвы и нападающие могут неожиданно поменяться местами и дать нарративу второе дыхание и новый пульс совершенно иной частоты, заставляют говорить о том, что качество современного хоррора уже перестает измеряться только литрами пролитой крови, джампскейрами и бу-эффектами. Фиал и Франц намеренно погружают своих персонажей на границу света и тени, в бесконечность белого холода, чтобы через будоражащую пограничность состояний передать как трудно, и даже абсолютно невозможно одним людям принять других. Герои ленты не могут и не хотят расстаться со своим прошлым, считая его для себя неким абсолютом. Медленно тлеющий сюжет оказывается максимально обманчивым и выстроен почти по Чехову, револьвер, лежащий на столе обязательно будет стрелять, а зарождающаяся ячейка общества окажется в состоянии холодной войны на грани тотальной несовместимости и неприятия. С точки зрения психологии Фиал и Франц компрессируют все признаки внутреннего кризиса у каждого ключевого характера и выпускают пар интриги там, где его уже трудно ждать, и дают множество полей для интерпретации происходящего, не выделяя героев и злодеев, нарушая логику и совершая глубокий поклон итальянскому джалло. Поэтому "Сторожка" выводит свой взгляд на погружение в безумие, не всегда точно просчитанный и от этого заставляющий еще больше удивляться тому, насколько Фиал и Франц саркастично высказаться на тему токсичных отношений в семье, где каждый оказывается по-своему и абсолютно уникально одинок.
В экспозиции "Сторожки", которая перекликается с хитом 2018 года "Реинкарнация" Ари Астера, Фиал и Франц показывают панорамы обычного американского дома, с налаженным бытом и с собственной историей. Однако это оказывается не более чем ловким трюком, который разыгрывает зрителей и представляет виды большого кукольного домика, намеренно снятого для создания натуралистичного эффекта присутствия там, где вот-вот начнет разворачиваться инсценировка, но уже с живыми людьми. Базовые метафоры в виде образа Девы Марии на стене и лежащего на столе заряженного револьвера настраивают на столкновение двух реальностей и двух способов решения личных проблем. Молитва и выстрелы у постановщиков являются теми самыми инструментами, которые вызывают шок и показывают две крайности в решении экзистенциальных проблем для персонажей. Пожалуй, Фиал и Франц даже слишком хорошо знают как создать внезапное потрясение для зрителей и магическим образом создают множественные трансформации без всякого напряжения и абсолютно бесшовно. Двое детей, мальчик-подросток Эйдан (Джейден Мартелл, "Достать ножи", "Оно") и его совсем юная сестра Миа (Лия МакХью, сериалы "Навстречу тьме" и "Американка"), не могут принять развод своего отца Ричарда (Ричард Армитедж, сериал "Незнакомка", "8 подруг Оушена"). Мать детей Лора (Алисия Сильверстоун, "Книжный клуб", "Племена Палос Вердес") пытается пережить развод и, несмотря на огромную любовь Эйдана и Мии, пускает себе пулю в лоб после очередного трудного разговора с бывшим мужем. Герой Армитеджа является профессиональным журналистом и пишет книги, причем его новая избранница Грейс (Райли Кио, "Предвестник землетрясения", "Придержи тьму") отнюдь не является полной противоположностью персонажу Сильверстоун. Папаша питает слабость к психически неуравновешенным девушкам, и характер Кио только подтверждает это правило. В 12-летнем возрасте Грейс была поручена фотосъемка ритуального убийства среди радикальных христиан, к которым она принадлежала, очевидная психотравма девочки, увидевшей трупы намного раньше коронера, вырастает в мощную ставку для дальнейшего продвижения сюжета Фиалом и Франц. Спустя полгода после самоубийства Лоры в целях укрепления будущих семейных отношений характер Армитеджа предлагает всем вместе отправиться в славный семейный домик, затерянный в горах вблизи канадской границы и насладиться лучшим семейным праздником Рождества. Но неожиданно после приезда Ричарда отзывают на работу, и дети остаются в домике среди снегов с мачехой, которая глотает специальные таблетки по системе и находится в пугающе-неустойчивом психическом состоянии.
Памятуя о том, что новая жена отца еще со времен "Золушки" Шарля Перро не сулит его детям ничего хорошего, Фиал и Франц в "Сторожке" предлагают свой клаустрофобный метамодерновый вариант сказочного сюжета, сплетая его на поверхности с христианскими мотивами и уводя на глубине к холодной мести той, которая отобрала мать у детей. Постановщики сознательно запутывают множество сюжетных ходов и постоянно предлагают зрителям свои варианты, на которых лента вот-вот должна понестись по предсказуемому и хорошо считываемому пути. В первой трети ленты героиня Кио проваливается в прорубь ради спасения метафорической куклы, с которой постоянно играет Миа и которую она наряжает в одежды, делающие ее похожей на ее мать Лору. Замкнутость и нежелание идти на контакт Фиал и Франц делают не только ключевыми проблемами для своего фильма, но и приправляют еще это неуклюжими попытками подружиться со стороны Грейс и демонстрацией будущей матери специально смонтированного фильма о том, как все счастливо жили до появления в жизни Ричарда его психопатической пассии. Для режиссеров доставляет истинное удовольствие размещать множество ложных провокаций, которые не получают дальнейшего развития и обогащают содержательную часть экранной истории. На первый взгляд может показаться, что Фиал и Франц одержимы аллюзией на кубриковский губительный "Оверлук" в миниатюре и готовы вот-вот начать предъявлять аномалии места, однако это не совсем так. Сцена в ванной, где герой Мартелла появляется на пороге и начинает подглядывать за принимающей душ избранницей отца, намекает о возможном сексуальном влечении Эйдана к молодой женщине, но в итоге ничего непотребного публике предъявлено не будет. Парнем движет просто холодный расчет, однако в какой-то момент, когда исчезают контакты с внешним миром Эйдан становится тем самым зловещим манипулятором, который уже готов поглумиться над мачехой и ее навязчивым и застрявшим в ней навсегда фундаменталистским прошлым. Когда прерывается всякий контакт с внешним миром, когда галлюцинации Грейс становятся все более яркими и когда в доме начинают происходить события, претендующие на сверхъестственность, Фиал и Франц устраивают очередное понижение температуры в домике в прямом и переносном смысле. Холод и снегопад снаружи становятся причиной для того, чтобы Грейс почувствовала, что дом, куда она приехала вместе со своими неродными детьми, начинает наносить по ней и ее резонирующему религиозному сознанию цинично организованные иррациональные удары.
"Сторожка" из-за своей спланированной запутанности у Фиала и Франц приобретает некую совокупность элементов нуара, которые прекрасно стыкуются с бытовым хоррором. Нестабильность Грейс, ее одержимость назначенными лекарствами и внутренними демонами, о которых авторы рассказывают ровно столько, сколько необходимо для запуска истории, показывают, что определенный тип людей очень легко сдвинуть к краю, если не сказать пропасти, и заставить толкнуть на то, чтобы они переключили свой мозг уже в режим катастрофического, но в то же время маниакально-просчитанного безумия. Из-за этого лента больше тяготеет к тревожной образности, чем к логике рассказа, и стремится достичь настоящего злоупотребления там, где это кажется недосягаемым. Образы и настроения Фиалу и Франц удаются в данном случае лучше всего, блестящий персонаж Райли Кио стремится к понятному и хорошо считываемому представлению о темных уголках души религиозной фанатички, почти вышедшей из ремиссии. Мрачная кульминация постановщиков удивляет своей приверженностью традициям европейского кино, намеренно не расчищая поле для хэппи-энда, а все более затягивая сюжет в воронку тотальной безысходности и нарушения связи. Дети, ведущие себя подобно матерым хищникам и по прагматизму напоминающие прожженных гангстеров, выворачивают свою мачеху практически наизнанку и требуют покаяния с просьбой об искуплении грехов. Персонаж Джейдена Мартелла оказывается точен для передачи базового тезиса о том, что люди, которые только прикидываются живыми, нуждаются в прохождении сквозь чистилище. Апокалиптическая начинка Грейс детонирует настолько неожиданно, что женщина еще несколько дней назад казавшаяся милой и стремящейся расположить к себе становится фурией со сбитой программой поведения. Поэтому "Сторожка" становится лентой о волнующей и пугающей религиозной тревоге, которая растворяется в серо-синей гамме окружающего и потрясающе малолюдного мира, заставляя авторов множественно пересекать границы и добавлять хоррору серьезности и удивительного аскетизма исполнения, клокочущего внутри персонажей. Обычное, рядовое семейное путешествие превращается в кошмар и заставляет задуматься как о последствиях слепой веры, так и об этической стороне вопроса, связанной с манипуляциями другими людьми.
4
,3
2019, Ужасы
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новый сверхъестественный триллер "Сторожка" от Северина Фиала и Вероники Франц, австрийского режиссерского дуэта, вызвавшего интерес своим проектом "Спокойной ночи, мамочка", был представлен в январе прошлого года на американском инди-фестивале "Сандэнс" и вполне уверенно вписался в тренды современного хоррора. Постановщики используют на первый взгляд одномерный и банальный концепт о мачехе и ее двух пасынках, которые пытаются наладить отношения в предрождественской изоляции в двухэтажном домике, стоящем на берегу замерзшего озера в глухом лесу. Фиал и Франц показывают, как благодаря хорошо спланированным шуткам можно свести с ума молодую женщину, чей мозг находится в явном метастабильном состоянии и совсем не готов к таким розыгрышам. У режиссерской пары есть несомненное чувство стиля и жанра, буквально из ничего, из кажущейся обычной бытовой ситуации Фиал и Франц начинают доставать угрожающую атмосферу и хаотичные перемещения в пространстве, заставляя буквально кожей чувствовать весь холод внутри и снаружи домика, в котором никто не может согреться по-настоящему. Провоцирующий стиль авторов, благодаря которому потенциальные жертвы и нападающие могут неожиданно поменяться местами и дать нарративу второе дыхание и новый пульс совершенно иной частоты, заставляют говорить о том, что качество современного хоррора уже перестает измеряться только литрами пролитой крови, джампскейрами и бу-эффектами. Фиал и Франц намеренно погружают своих персонажей на границу света и тени, в бесконечность белого холода, чтобы через будоражащую пограничность состояний передать как трудно, и даже абсолютно невозможно одним людям принять других. Герои ленты не могут и не хотят расстаться со своим прошлым, считая его для себя неким абсолютом. Медленно тлеющий сюжет оказывается максимально обманчивым и выстроен почти по Чехову, револьвер, лежащий на столе обязательно будет стрелять, а зарождающаяся ячейка общества окажется в состоянии холодной войны на грани тотальной несовместимости и неприятия. С точки зрения психологии Фиал и Франц компрессируют все признаки внутреннего кризиса у каждого ключевого характера и выпускают пар интриги там, где его уже трудно ждать, и дают множество полей для интерпретации происходящего, не выделяя героев и злодеев, нарушая логику и совершая глубокий поклон итальянскому джалло. Поэтому "Сторожка" выводит свой взгляд на погружение в безумие, не всегда точно просчитанный и от этого заставляющий еще больше удивляться тому, насколько Фиал и Франц саркастично высказаться на тему токсичных отношений в семье, где каждый оказывается по-своему и абсолютно уникально одинок. В экспозиции "Сторожки", которая перекликается с хитом 2018 года "Реинкарнация" Ари Астера, Фиал и Франц показывают панорамы обычного американского дома, с налаженным бытом и с собственной историей. Однако это оказывается не более чем ловким трюком, который разыгрывает зрителей и представляет виды большого кукольного домика, намеренно снятого для создания натуралистичного эффекта присутствия там, где вот-вот начнет разворачиваться инсценировка, но уже с живыми людьми. Базовые метафоры в виде образа Девы Марии на стене и лежащего на столе заряженного револьвера настраивают на столкновение двух реальностей и двух способов решения личных проблем. Молитва и выстрелы у постановщиков являются теми самыми инструментами, которые вызывают шок и показывают две крайности в решении экзистенциальных проблем для персонажей. Пожалуй, Фиал и Франц даже слишком хорошо знают как создать внезапное потрясение для зрителей и магическим образом создают множественные трансформации без всякого напряжения и абсолютно бесшовно. Двое детей, мальчик-подросток Эйдан (Джейден Мартелл, "Достать ножи", "Оно") и его совсем юная сестра Миа (Лия МакХью, сериалы "Навстречу тьме" и "Американка"), не могут принять развод своего отца Ричарда (Ричард Армитедж, сериал "Незнакомка", "8 подруг Оушена"). Мать детей Лора (Алисия Сильверстоун, "Книжный клуб", "Племена Палос Вердес") пытается пережить развод и, несмотря на огромную любовь Эйдана и Мии, пускает себе пулю в лоб после очередного трудного разговора с бывшим мужем. Герой Армитеджа является профессиональным журналистом и пишет книги, причем его новая избранница Грейс (Райли Кио, "Предвестник землетрясения", "Придержи тьму") отнюдь не является полной противоположностью персонажу Сильверстоун. Папаша питает слабость к психически неуравновешенным девушкам, и характер Кио только подтверждает это правило. В 12-летнем возрасте Грейс была поручена фотосъемка ритуального убийства среди радикальных христиан, к которым она принадлежала, очевидная психотравма девочки, увидевшей трупы намного раньше коронера, вырастает в мощную ставку для дальнейшего продвижения сюжета Фиалом и Франц. Спустя полгода после самоубийства Лоры в целях укрепления будущих семейных отношений характер Армитеджа предлагает всем вместе отправиться в славный семейный домик, затерянный в горах вблизи канадской границы и насладиться лучшим семейным праздником Рождества. Но неожиданно после приезда Ричарда отзывают на работу, и дети остаются в домике среди снегов с мачехой, которая глотает специальные таблетки по системе и находится в пугающе-неустойчивом психическом состоянии. Памятуя о том, что новая жена отца еще со времен "Золушки" Шарля Перро не сулит его детям ничего хорошего, Фиал и Франц в "Сторожке" предлагают свой клаустрофобный метамодерновый вариант сказочного сюжета, сплетая его на поверхности с христианскими мотивами и уводя на глубине к холодной мести той, которая отобрала мать у детей. Постановщики сознательно запутывают множество сюжетных ходов и постоянно предлагают зрителям свои варианты, на которых лента вот-вот должна понестись по предсказуемому и хорошо считываемому пути. В первой трети ленты героиня Кио проваливается в прорубь ради спасения метафорической куклы, с которой постоянно играет Миа и которую она наряжает в одежды, делающие ее похожей на ее мать Лору. Замкнутость и нежелание идти на контакт Фиал и Франц делают не только ключевыми проблемами для своего фильма, но и приправляют еще это неуклюжими попытками подружиться со стороны Грейс и демонстрацией будущей матери специально смонтированного фильма о том, как все счастливо жили до появления в жизни Ричарда его психопатической пассии. Для режиссеров доставляет истинное удовольствие размещать множество ложных провокаций, которые не получают дальнейшего развития и обогащают содержательную часть экранной истории. На первый взгляд может показаться, что Фиал и Франц одержимы аллюзией на кубриковский губительный "Оверлук" в миниатюре и готовы вот-вот начать предъявлять аномалии места, однако это не совсем так. Сцена в ванной, где герой Мартелла появляется на пороге и начинает подглядывать за принимающей душ избранницей отца, намекает о возможном сексуальном влечении Эйдана к молодой женщине, но в итоге ничего непотребного публике предъявлено не будет. Парнем движет просто холодный расчет, однако в какой-то момент, когда исчезают контакты с внешним миром Эйдан становится тем самым зловещим манипулятором, который уже готов поглумиться над мачехой и ее навязчивым и застрявшим в ней навсегда фундаменталистским прошлым. Когда прерывается всякий контакт с внешним миром, когда галлюцинации Грейс становятся все более яркими и когда в доме начинают происходить события, претендующие на сверхъестственность, Фиал и Франц устраивают очередное понижение температуры в домике в прямом и переносном смысле. Холод и снегопад снаружи становятся причиной для того, чтобы Грейс почувствовала, что дом, куда она приехала вместе со своими неродными детьми, начинает наносить по ней и ее резонирующему религиозному сознанию цинично организованные иррациональные удары. "Сторожка" из-за своей спланированной запутанности у Фиала и Франц приобретает некую совокупность элементов нуара, которые прекрасно стыкуются с бытовым хоррором. Нестабильность Грейс, ее одержимость назначенными лекарствами и внутренними демонами, о которых авторы рассказывают ровно столько, сколько необходимо для запуска истории, показывают, что определенный тип людей очень легко сдвинуть к краю, если не сказать пропасти, и заставить толкнуть на то, чтобы они переключили свой мозг уже в режим катастрофического, но в то же время маниакально-просчитанного безумия. Из-за этого лента больше тяготеет к тревожной образности, чем к логике рассказа, и стремится достичь настоящего злоупотребления там, где это кажется недосягаемым. Образы и настроения Фиалу и Франц удаются в данном случае лучше всего, блестящий персонаж Райли Кио стремится к понятному и хорошо считываемому представлению о темных уголках души религиозной фанатички, почти вышедшей из ремиссии. Мрачная кульминация постановщиков удивляет своей приверженностью традициям европейского кино, намеренно не расчищая поле для хэппи-энда, а все более затягивая сюжет в воронку тотальной безысходности и нарушения связи. Дети, ведущие себя подобно матерым хищникам и по прагматизму напоминающие прожженных гангстеров, выворачивают свою мачеху практически наизнанку и требуют покаяния с просьбой об искуплении грехов. Персонаж Джейдена Мартелла оказывается точен для передачи базового тезиса о том, что люди, которые только прикидываются живыми, нуждаются в прохождении сквозь чистилище. Апокалиптическая начинка Грейс детонирует настолько неожиданно, что женщина еще несколько дней назад казавшаяся милой и стремящейся расположить к себе становится фурией со сбитой программой поведения. Поэтому "Сторожка" становится лентой о волнующей и пугающей религиозной тревоге, которая растворяется в серо-синей гамме окружающего и потрясающе малолюдного мира, заставляя авторов множественно пересекать границы и добавлять хоррору серьезности и удивительного аскетизма исполнения, клокочущего внутри персонажей. Обычное, рядовое семейное путешествие превращается в кошмар и заставляет задуматься как о последствиях слепой веры, так и об этической стороне вопроса, связанной с манипуляциями другими людьми.