Первоначальный план состоял в том, чтобы полностью перезагрузить серию с новой сюжетной линией и отказаться от истории семьи Саэки. Однако в одном из интервью режиссер Николас Пеш признался, что действия картины происходят между фильмами «Проклятие» (2004) и «Проклятие 2» (2006).Это первый американский фильм «Проклятие», который не имеет никакого отношения к создателю оригинальной японской серии Такаси Симидзу. Он снял четыре японских и два американских фильма. А в третьей части «Проклятие 3» (2009) был продюсером.В рамках промо кампании некоторые плакаты в кинотеатрах украшались черными волосами.Это последний фильм актрисы Стефани Шерк. В апреле 2019 года она покончила жизнь самоубийством. Девушка была замужем за Демианом Бичиром, который также играет одну из ключевых ролей в этой картине.Фильм не был разослан критикам заранее, как это обычно делают, чтобы получить обратную связь.В одном моменте в фильме проклятие упоминается как «Juon». Это название оригинальной японской серии картин, которая легла в основу американской адаптации.Номер дома в фильме – 44. Это отсылка на оригинальный короткометражный фильм «Проклятие», который получил название «4444444444» (1998). В японской культуре считается, что цифра «4» приносит неудачи.Картина стала дебютной для Тары Вествуд, Джанко Бэйли и Джона Хансена.Сцена, в которой детектива Малдун преследует призрак в полицейском участке, взята из одноименной видеоигры.На портале «CinemaScore» картина получила рейтинг «F». Это самый низкий из возможных баллов. Лишь двадцать фильмов за всю историю получали подобную оценку.Основные съемки фильма начались 7 мая 2018 года и закончились 23 июня 2018 года. Компания «Sony Pictures Entertainment» выпустила картину почти спустя два года, 3 января 2020 года.Режиссер Николас Пеш признался, что всегда был поклонником оригинальной японской серии фильмов. Кроме того, режиссер заявил, что хочет сделать продолжение. Ему интересно развить тему в других частях мира. Таких, как Австралия, Европа и Африка.Николас Пеш признался, что вдохновлялся картинами «Экзорцист» (1973) и «Перебежчик» (1980).Действие картины происходит с 2004 по 2006 годы.Это первая картина серии, которая получила соотношение сторон 2,39:1. Предыдущие фильмы имели соотношение 1,85:1.Джанко Бейли – седьмая актриса, которая исполнила роль Каяко.Несмотря на то, что Каяко является главным антагонистом фильма, за весь хронометраж у нее менее восьми секунд экранного времени. И она появляется только в начальной сцене с Фионой в Токио. Семья Ландэрс в виде призраков – главное зло.Количество убитых людей в фильме равно восьми. Фиона Ландэрс, Сэм Ландэрс, Мелинда Ландэрс, Вера Мэтисон, Уильям Мэтисон, Лорна Муди, Питер Спенсер и Нина Спенсер. Судьба детектива Малдун остается неизвестной, после того, как на нее напал призрак Фионы в финале.Питер посещает пустой дом и встречает одинокую Мелинду. После чего герой отправляется к себе, чтобы убить беременную жену. Похожая сцена есть в оригинальном фильме «Проклятие» (2000).Пятнадцать лет назад продюсер и режиссёр Сэм Рэйми впервые представил американской аудитории фильм "Проклятие". Теперь же создатель знаменитой франшизы "Зловещие мертвецы" предлагает зрителям вновь вернуться к полюбившейся многим истории в категории 18+. «Когда мы снимали оригинальный фильм в 2004 году, ужастики считались чуть ли не артхаусом, и, тем не менее, наша картина стала культовой, – вспоминает Рэйми. – Теперь же ужастики можно смело назвать мейнстримом». В основу американского фильма 2004 года был положен одноимённый японский ужастик режиссёра Такаси Симидзу. Картина была невероятно популярна в Японии – помимо очевидного решения снимать сиквел, фильм вызвал живой интерес Рэйми, который предложил Симидзу адаптировать фильм для американской аудитории. «Фильмы франшизы, которые снимал Такаси, были весьма успешны в Японии, – отмечает Рэйми. – Учитывая мою любовь к серии, я решил, что американские зрители заслуживают своё "Проклятие"». Рэйми считает, что сейчас самое время вернуться к франшизе, особенно учитывая тот факт, что зрители регулярно задают ему вопросы о новых страшилках из серии "Проклятие". «Многие фанаты регулярно спрашивают о том, когда можно будет увидеть следующее "Проклятие", – утверждает продюсер. – Но мы решили, что не будем приступать к работе над фильмом, пока не найдём подходящего режиссёра». Таким подходящим режиссёром стал Николас Пеш, который посмотрел фильм 2004 года будучи школьником. По его словам, он вырос на классических чёрно-белых ужастиках. Начав учиться в киношколе, он понял, что ужастики цепляют его намного больше, чем художественные фильмы других жанров, которые показывали в классе. «В школе я был жутким трусишкой, – признаётся режиссёр. – Ужастики пугали меня до колик. Пережитый страх не давал спокойно заснуть даже через несколько дней после просмотра, и это было незабываемое впечатление».Пеш привёз свой дебютный фильм "ГЛаза моей матери" на кинофестиваль в Сандэнсе в январе 2016 года. Там картину увидели продюсеры Роб Таперт и Рой Ли, партнёры Рэйми из компании Ghost House, и решили встретиться с режиссёром. «Я планировал провести несколько обычных встреч на этом фестивале, а в итоге ограничился одной – с Ли, – вспоминает Пеш. – Разговор зашёл о том, как я люблю фильмы франшизы, а ведь я на тот момент даже не знал, что собираются снимать новую картину франшизы!» Предварительный сценарий был написан Джеффри Бюхлером, однако Ли понравился подход Пеша, который учитывал всю антологию целиком, различных персонажей и разные локации. Ли рассказал Пешу, что продюсеры подыскивают режиссёра для нового фильма, и спросил, есть ли у него какие-то соображения. «Истории, так или иначе связанные с этим домом, связаны между собой, – говорит Пеш. – Франшиза уникальна в том плане, что мы могли снимать не ремейк, а вписать новую главу в общий сюжет, снять самостоятельный фильм». Месяц спустя Пеш подписал контракт и начал работать над историей. В отличие от предыдущих фильмов франшизы, новое "Проклятие" получило возрастной ценз 18+, что было создателям картины только на руку. «Мы решили, что настало время поднять "Проклятие" на новый качественный уровень, – объясняет Рэйми. – То, что Ник сумел получить заветные 18+, стало внушительным оружием в руках сценаристов, которые были намерены напугать зрителей не на шутку. Теперь мы получили возможность показать, как злобные духи терзают свои жертвы, могли залить кровью хоть весь экран. Раньше такие откровенные сцены вырезались из-за возрастного ценза».Работу над сюжетом Пеш начал с собственных воспоминаний о детстве, которое он провёл в маленьком городке Кросс-Ривер в пригороде Нью-Йорка. «В таких маленьких городках всегда есть свой фольклор, свои легенды, типа «О, а ты знаешь, я слышал, что в том доме произошло что-то» или «Пап, а ты слышал о том-то и том-то?» Эти истории завораживают. Кажется, что такие городки идиллические, но за закрытыми дверями вас ожидает совершенно другой мир. Ужасные события могут произойти и в самых прекрасных местах». Пеш начал собирать по крупицам собственные отрывочные воспоминания и легенды, чтобы создать собственную мифологию. Первым делом Пеш перенёс действие фильма в Америку, в маленький городок Кросс-Ривер. «В фильмах франшизы есть что-то особенное, благодаря чему эти картины работают, – объясняет исполнительный продюсер Шулер Уайсс, который продюсировал два предыдущих фильма Пеша. – Если вы играете в рамках установленных правил, то автоматически связываетесь со всеми предыдущими картинами франшизы. При этом вы сохраняете полную свободу действий и вольны изменять сюжет и персонажей».Пеш решил, что события нового фильма происходили в 2004 году, тогда же, когда вышел первый американский фильм "Проклятие". Режиссёр отмечает, что хотел отдать должное предыдущим фильмам франшизы. «В фильме 2004 года мы видим, как Йоко подменяет свою коллегу, имени которой не называют, – объясняет Пеш. – Мы решили, что будет забавно, если этой коллегой станет Фиона Ландерс, которая затем возвратится в США, инфицированная Проклятием». Фиону действительно можно увидеть мельком в начале фильма. Она выходит из того самого дома, в котором происходили события японского "Проклятие, и переносит злой рок в Америку. В итоге она топит свою дочь, как Каяко (зрители с острым зрением могут уловить её образ в начальной сцене) в своё время утопила своего сына Тошио. Немаловажный аспект, который Пеш перенял из оригинала Симидзу, была игра со временем. Фильм начинается с того, что Малдун и Гудман находят полуразложившийся труп Лорны Муди, но сюжет прерывается и рассказываются другие истории (семейств Спенсеров, Мэтесонов и Уилсонов). «Зрители получают какие-то отрывистые сведения и не понимают, как они связаны воедино, – объясняет режиссёр. – Поначалу кажется, что никакой связи не существует вовсе, но в финале всё становится ясно. Это своеобразный кинопаззл. Зритель постоянно будет задаваться вопросом, как одна сцена связана с другой, получая подсказки из одних историй, которые, в свою очередь, будут проливать свет на факты в других историях». «Мы получили возможность создать настоящий детектив, особенно с учётом того, что главные герои сами работают детективами, – говорит Уайсс. – Они пытаются расследовать загадочное преступление, а зрители время от времени получают подсказки о других историях, на которые наталкиваются в своём расследовании полицейские. Мы переключаемся между историями и постепенно начинаем понимать, что же на самом деле происходит». «Этот приём придётся по сердцу более взрослой, серьёзной аудитории, – убеждён Рэйми. – Именно они будут внимательно следить за происходящим на экране, чтобы сложить воедино все детали головоломки и понять, что когда произошло и кто кого убил. К финалу весь паззл сложится. Это будет непросто, но удивительно приятно».В оригинальном фильме Симидзу представляет историю каждого персонажа отбивкой с именем того или иного персонажа. Пеш использовал ту же схему, но в несколько ином ключе. «Мы будем показывать только год той или иной истории, но не больше, – объясняет режиссёр. – Поэтому смотря каждую сцену, вы будете периодически ловить себя на вопросе: «Погодите-ка, какая была предыдущая глава? Ах, да, это был 2004 год, ну, ладно». Мне нравится, когда зрителям приходится активно участвовать в просмотре. Пассивные фильмы бывают забавными, но когда для просмотра приходится пошевелить мозгами, когда вы прикладываете усилия, чтобы его понять, так гораздо приятнее».Создатели фильма всерьёз поработали над персонажами. Скажем, Питер настолько хочет быть отцом, что, оказавшись в доме с Проклятием, он встречает девочку, у которой носом идёт кровь. «Мы видим, как в Питере просыпается родительский инстинкт, – рассказывает Пеш. – Он пытается помочь девочке, которая ищет своих родителей, и этот благородный порыв становится для него роковым». Уайсс замечает, что, как правило, призраки не калечат и не убивают людей: «Призраки сами по себе очень страшны, но они не проявляют физического насилия по отношению к людям. Духи доводят людей до сумасшествия и вынуждают их совершать чудовищные поступки с самими собой и друг с другом. Поэтому самая страшная угроза в фильме – сами люди. Самые жуткие и шокирующие моменты связаны с тем, что персонажи делают с собой и другими людьми. Вот где настоящий кошмар!»Персоналии фильма не смогли бы ожить, если бы не замечательные актёры, сыгравшие главные роли. «Ужастики выбрались с обочины кинопроката на автобан и уже не считаются артхаусом, – объясняет Рэйми. – Фильмы этого жанра стали полноправным мейнстримом, и наша картина – наглядное тому подтверждение. Наверное поэтому съёмками заинтересовались такие именитые актёры, которых чаще можно увидеть в мейнстримовских драмах, мелодрамах и комедиях». «Ник очень тщательно описал персонажей на страницах сценария, – считает Уайсс. – Герои, борющиеся не только с повседневными проблемами реального мира, но и со смертоносным Проклятием, не могли не вызвать интерес у феноменально талантливых актёров. Благодаря их профессионализму и личным качествам персонажи ожили. А Проклятие сделало героев ещё более реалистичными».Роль детектива Малдун сыграла британская актриса Андреа Райзборо. «Именно её глазами мы впервые видим Проклятие, – рассказывает Рэйми, – а затем следуем за ней по мере того как детектив расследует убийства». В центре сюжета лежит полицейское расследование, поэтому Пеш использовал классические драматические инструменты, разумеется, с учётом особенностей персонажей. «В фильмах про копов всегда есть тема напарников, – объясняет режиссёр. – Всегда есть два парня, которые чешут языками в машине. Кроме того, я заметил, что если один из полицейских – женщина, то она, как правило, красотка». Пеш стремился отойти от всех этих стереотипов. «Мне было важно, чтобы Малдун не производила впечатление ни болтуньи, ни счастливчика, – объясняет режиссёр. – Она работает детективом в убойном отделе, а эта тяжёлая работа во всех отношениях. Муж Малдун, который тоже был полицейским, недавно скончался от рака. Супруги жили скромно, ежедневно сталкиваясь с ужасами полицейской службы. Малдун всегда была на взводе, скорбь по ушедшему мужу только усугубила её состояние». Малдун взялась за раскрытие тайны Проклятия с азартом. «Она стала буквально одержима этим делом, – уточняет Пеш. – Зрители фактически прыгают за ней в кроличью нору, а Проклятию только этого и надо». Пеш старался, чтобы семилетней актрисе Зои Фиш было комфортно на съёмочной площадке, особенно в сценах с Райзборо, когда её героине бывало не сладко. «Нам приходилось с осторожностью снимать сцены, в которых Малдун выходит из себя, – объясняет режиссёр. – Даже если у детей есть предыдущий опыт съёмок, экстремальные сцены могут оказаться непредсказуемыми. Надо постоянно и пристально следить за тем, чтобы юным актёрам было комфортно, спокойно и, конечно же, безопасно».Роль детектива Гудмана сыграл Демиан Бишир. «Мой герой – очень одинокий человек, особенно после того, как несколько лет назад потерял мать, – говорит актёр. – Гудман переехал к матери, чтобы заботиться о ней, и после её смерти оставил в квартире всё так, как было при её жизни, включая медицинское оборудование и различную католическую атрибутику. У его напарника свои проблемы по жизни, поэтому Гудман одинок, и ему очень, очень нелегко. Не проходит ни дня, чтобы он не задумывался о том, через что ему довелось пройти, и он продолжает задаваться вопросом: «За что?» Эти мысли не дают ему покоя. Можно сказать, что он отмечен злым роком. Судьба его поломала». По словам Пеша, Гудман хочет от жизни большего, но мирится с тем, что есть: «Он курит, как паровоз, у него глухой, сиплый голос. Но при этом у него доброе сердце, и он искренне беспокоится о людях. Грубоватый экстерьер стал своеобразным средством борьбы с депрессией». Бишир признаётся, что влюбился в сценарий Пеша с первого прочтения: «Сценарий очень хорошо написан. Я не мог не оценить диалоги и некую музыкальность в их построении. Этот ужастик основан на психологии страха. Мне понравилось сниматься в этой картине, потому что роль помогла мне встретиться лицом к лицу с собственными страхами, заглянуть в глаза своим демонам». Гудман не особо горит идеей снова работать в паре из-за отношений с предыдущим напарником, но Малдун не оставляет ему выбора. «С самого начала мы не хотели, чтобы у наших героев был хоть какой-то намёк на романтические отношения, – отмечает Пеш. – Они совершенно далеки от романтики. Больше того, в Гудмане просыпаются отцовские чувства, о которых он всегда мечтал». Узнав, что Малдун одержима идеей раскрыть таинственное преступление, Гудман пытается отговорить её от этой затеи. Хотя обнаруженное тело Лорны вынуждает его самого подключиться к следствию. «Малдун уцепилась за это дело и хочет вести расследование до конца, – объясняет Уайсс. –Поначалу она не понимает, почему Гудман не желает близко подходить к этому дому. Но, посетив Уилсонов, она понимает, в чём тут дело. К сожалению, слишком поздно – она слишком увязла в Проклятии».Первым человеком, рискнувшим войти в дом на Рэйбёрн Драйв после убийства Ландерсов и пробудившим Проклятие, стал Питер Спенсер. Вместе со своей женой Ниной он руководит агентством по продаже недвижимости Over The River Real Estate. Им обоим немногим более 40 лет, но они постоянно откладывали мысль о ребёнке. Теперь же Нина забеременела, и Спенсеры готовятся стать родителями. Роль Питера сыграл Джон Чо, известный своими комедийными ролями. Актёр признаётся, что его сразу же заинтересовали сюжет и сценарий. «Серьёзные ситуации, напоминающие кошмары наяву, сейчас не так часто встретишь в кино, – считает он. – Этот фильм для взрослых, и мои коллеги также это чувствовали. Нам всем казалось, что при помощи жанрового кино мы рассказываем историю, которую сегодня в кино не увидишь. Она кажется необычной, но при этом реалистичной. Самое главное – она заставляет зрителей думать». По мнению Чо, Пеш очень интересно построил историю главных героев во времени: «Ник снимал только последствия того или иного события. Иногда самое страшное уже позади, но и эти последствия могут вызвать шок. Иногда, когда чего-нибудь не видишь, это куда страшнее, потому что подключается воображение».Бетти Гилпин (сериалы «Блеск» и «Мастера секса») сыграла роль Нины. «Это была довольно непростая роль, – говорит Уайсс, – поскольку этой женщине приходится принимать множество сложных решений. На неё сваливается и стресс беременности, и непонимания с супругом. Она становится потенциальной жертвой Проклятия, которое на неё переносит муж. Однако Бетти удалось показать свою героиню не обычной беспомощной жертвой. Зрители переживают драматические события вместе с ней. В исполнении Бетти Нина стала реальным персонажем, и, как следствие, драма семейства Спенсеров – ещё более ужасной». «Она принимала очень необычные, но правдоподобные решения, так что я невольно верил в то, что ей трудно даётся беременность, – соглашается Чо. – Это было непросто, но она справилась. Ей удалось убедительно показать душевные переживания своей героини – то она хочет быть матерью, то не хочет. Я видел в ней реальную боль, словно она боролась с чувством вины. Это было восхитительно». Питер позволил Пешу использовать несколько классических приёмов "Проклятия", которые можно увидеть в оригинальных фильмах Симидзу. «Я большой фанат фильмов франшизы, – улыбается Пеш. – Во всех фильмах было несколько элементов, которые было важно сохранить и в нашей картине». После того как Питер первый раз попал в дом и наведался к доктору, той же ночью он принимает душ и в какой-то момент понимает, насколько он влип – зритель видит, как из его головы сквозь волосы появляются пальцы чужой руки! «Это очень запоминающаяся сцена из первых фильмов, – утверждает Пеш. – Мы хотели найти способ обыграть её по-новому. Мы подгадали крайне эмоциональный момент, и тут из волос показывается рука призрака. Мы использовали всё те же кинематографические приёмы, но сделали так, что зритель будет к ним не готов». «Сниматься в этой сцене было очень страшно», – добавляет Чо. Ещё одной жуткой сценой, которую Пеш позаимствовал у Симидзу, стал момент, когда персонаж в ужасе накрывается одеялом с головой, чувствует, что он под одеялом не один, заглядывает под одеяло и видит белое лицо Кайако, уставившееся на него. В новом фильме Питер ложится в постель и чувствует, что кто-то у изножья начинает стаскивать простыню. «Когда простыня сползает, вы понимаете, что сейчас что-то должно произойти, – объясняет Пеш. – Вы подсознательно к этому готовитесь. По «страшильной» технологии, зритель должен быть напуган на счёт «три». Мы снимаем изножье кровати (там ничего нет), возвращаемся к Питеру. Раз. Снова к изножью, чтобы убедиться, что там ничего нет, и снова к Питеру. Два. Когда камера захватывает изножье кровати в третий раз, там должен появиться призрак. Мы же решили сломать стереотипы – Фиона появляется на второй раз, а не на третий, так что зрители будут морально не готовы увидеть призрака, и эффект будет более впечатляющим». «Это был мой первый опыт работы с Тарой Вествуд, сыгравшей роль Фионы Ландэрс, и опыт, надо сказать, весьма успешный», – добавляет режиссёр.Пеш хотел придумать что-то уникальное, чего не было не только ни в одном другом фильме франшизы, но и ни в одном другом фильме о доме с привидениями в принципе. Обычно люди, оказывающиеся в доме с призраками, под воздействием страха испытывают сильнейший стресс и пытаются поскорее выбраться наружу. Пеш решил кардинально изменить этот стереотип. «У нас будет супружеская чета стариков, которая по доброй воле согласилась жить в доме с привидениями по очень трогательной, романтичной причине», – объясняет режиссёр. Уильям Мэтесон понимает, что его жене Фейт осталось недолго. Они прожили в любви и согласии полвека. Теперь же они целенаправленно переезжают в дом с привидениями в надежде, что после смерти Фейт останется рядом с мужем. «Зачастую люди панически боятся домов с привидениями и пытаются всеми правдами и неправдами выбраться из них, – продолжает Пеш. – Но что если найдутся люди, которые захотят там остаться по доброй воле?» «Получились замечательные персонажи, и вообще этот необычный поворот стал настоящей находкой Ника, – убеждён Уайсс. – Логика весьма нестандартная и даже жутковатая, но при этом вполне объяснимая и до невозможности трогательная. Всё, чего хочет Уильям, – жить в доме с привидениями, если среди этих привидений будет его покойная супруга. Можете себе представить?»Роль Фейт сыграла Лин Шэй, знакомая многим поклонникам ужастиков по ролям в фильмах франшизы "Астрал" (любимой франшизы Пеша). Хотя актриса хорошо себя зарекомендовала и в комедийных амплуа, например, в роли Магды в комедии "Все без ума от Мэри". «Фанаты обожают Лин, – подтверждает Уайсс. – Она точно знает, как создавать фантастические ужасные сцены, но при этом является исключительной драматической актрисой. В сценах с Фрэнки Фэйзоном, сыгравшим мужа её героини, Лин продемонстрировала умение сочетать глубину и драматизм со страхом, а этот симбиоз стал основой фильма». «Я обожаю свою героиню, да и история мне тоже понравилась, – говорит Шэй. – Вообще, если честно, это был самый страшный сценарий из всех, что мне довелось читать. Во время чтения я ловила себя на том, что задыхаюсь. Сюжет действительно захватил меня полностью. Ник – талантливый сценарист, благодаря его описаниям у нас не было проблем с пониманием наших персонажей. Это существенно облегчало работу актёрам. Во всяком случае, мне – точно. Я хорошо осознавала, какой должна быть моя героиня, кем она стала и как на неё подействовало Проклятие». Шэй утверждает, что история рассказывает о ярости: «Это очень интересная идея – что людей разрушает их ярость, меняет их раз и навсегда. В нашей истории ярость, разумеется, гипертрофирована для зрелищности. Но сама по себе идея, что ярость несёт негативный оттенок и меняет людей не в лучшую сторону, мне очень понравилась».Фрэнки Фэйзон сыграл роль верного супруга Фейт, Уильяма. «"Молчание ягнят" – мой необитаемый остров в мире кинематографа, – признаётся Пеш. – Мне всегда было интересно, как Фрэнки удавалось сыграть симпатичного парня, при том что он постоянно общался с серийным убийцей. Для роли Уильяма нам нужен был именно такой актёр, в котором теплота и очарование сочетались бы с усталостью и измученностью, но при этом бесконечно влюблённым в свою жену. Актёрам нужно было показать, что их персонажи любят друг друга и знают, на что идут, потому что иначе это было никак не показать. Зрители не увидят этих персонажей за 10 лет до событий фильма, не увидят, как они жили. Это нужно было почувствовать. И Фрэнки отлично справился с этой задачей, он отыгрывал все эмоции одним взглядом». «Мы много думали об этом – дом с привидениями и эти люди, которые отнюдь их не боятся, – говорит режиссёр. – Как такое может случиться? Допустим, девочку убили, но кто может с уверенностью сказать, что она осознаёт произошедшее? Мне понравилась идея, что в призраке девочки может сохраниться её детская сущность, и что она запросто может захотеть поиграть со старушкой. Мы хотели показать, что не все призраки пытаются вас убить. Впрочем, даже в том, что призрак девочки играет в прятки, есть что-то зловещее. Для большинства из нас будет не слишком весело играть с привидением в игры». Матесоны приняли непростое решение и уже трижды пытались прервать жизнь Фейт, но безуспешно. Теперь же они решили заручиться помощью профессионала: Лорны Муди, так называемого «отходного проводника», которая предлагает людям на выбор несколько видов эвтаназии, чтобы уйти из жизни с достоинством, а не под гнётом смертельной болезни.Роль Лорны Муди Пеш предложил сыграл дважды номинированной на «Оскар» австралийской актрисе Джеки Уивер. «Она – замечательная драматическая актриса, – утверждает Уайсс. – Но при этом у неё невероятное чувство юмора. Она снималась в самых зрелищных сценах фильма, её героиню постоянно пугали и мучили, так что Джеки приходилось раз пять или шесть с криком выбегать из кадра. Замечательно, когда в такой роли снимается актриса с хорошими драматическими навыками, поскольку и ярость, и страх, и все другие эмоции в её исполнении выглядели естественно».Самые ужасные последствия Проклятия были связаны с бывшим напарником Гудмана, детективом Ричардом Уилсоном. Зрители увидят его, когда Малдун решает навестить его в больнице. Отправившись на расследование убийства Ландерсов, Уилсон решил войти в дом, а Гудман, на его счастье, остался снаружи. «Когда Уилсон отправился в этот дом, он был уверен, что найдёт рациональное объяснение, – говорит Уильям Сэдлер, сыгравший роль несчастного детектива. – Мало-помалу он начинает понимать, что в доме творится что-то неладное, и виноват в этом сам дом. Разумеется, он напуган до дрожи в коленках. Несмотря на это, Уилсон не оставляет попыток найти объяснение происходящему, но чем больше он пытается, тем больше появляется необъяснимого. Он начинает видеть то, чего на самом деле нет. Его посещают призраки мёртвых и частота визитов увеличивается, как снежный ком. Невольно Уилсон задаётся вопросом, в здравом ли он рассудке. Проклятие подчиняет его себе».Над гримом раненного Уилсона работал Тоби Линдала из компании Lindala Schminkin Fx. Поначалу это были оголённые, ничем не прикрытые кости черепа. Затем нужно было сделать ещё одну версию грима, когда рана начала заживать – в этом состоянии персонажа встречает Малдун, спустя год после инцидента. «У Уильяма был очень сложный грим», – утверждает Пеш. Фрэнки Фэйзон о гриме говорит: «Финальная версия просто шокировала. Получилось невероятно реалистично. Мне было трудно узнать самого себя в зеркале. Вообще, актёры очень трепетно относятся к гриму. Достаточно нацепить на нос очки, наклеить усы или надеть парик – всё это помогает лучше войти в роль. Когда же твоё лицо превращается в какую-то ужасную маску… В такую роль весьма трудно вжиться. Но зрителям обязательно понравится».Призраки в фильме так или иначе связаны с убийствами в доме на Рэйбёрн Драйв. Всё началось с Фионы Ландерс, которая привезла Проклятие из Японии. Любой, кто попадал в дом по какой бы то ни было причине, попадал под действие злых сил и вступал в контакт с населявшими здание призраками. В этом была определённая закономерность. «Проклятие проявляет себя по-разному, в зависимости от того, на кого направлено, – объясняет Пеш. – Например, Малдун скорбит по скончавшемуся мужу, поэтому призрак является ей в образе умершего мужа Фионы, Сэма. А Питер, скажем, обеспокоен предстоящим отцовством, поэтому к нему является призрак ребёнка».Фиона в исполнении Тара Вествуд стала жертвой не только Проклятия, но и ужасных событий в собственной семье. «Моя героиня – мать и жена, но отношения с мужем не ладятся, – рассказывает актриса. – Он жесток с ней, и иногда ругань доходит до рукоприкладства. Словом в жизни Фионы далеко не лучший эмоциональный фон. Думаю, она всегда была уязвима. После появления Мелинды у Фионы началась послеродовая депрессия, а теперь она снова беременна. Так что нервы у неё на пределе. Мы с Ником обсуждали эту ситуацию – стресс довёл её до того, что она в беспамятстве убила собственную дочь. Теперь же Фионе просто нужна помощь, ей нужно, чтобы кто-то услышал и понял её, даже если этим кто-то будет Фейт Матесон».Роль дочери Фионы Мелинды сыграла семилетняя Зои Фиш. «Эта малышка намного старше своих лет, а такое можно сказать только о самых одарённых юных актёрах, – убеждён Пеш. – Зои всё ещё подросток и любит озорничать за пределами кадра, но при этом она отлично понимает, что происходит на съёмочной площадке, конечно, понимает по-своему. Зои нравится быть страшной. У неё есть братья старше её лет на шесть или семь. Так однажды она попросила: «Не могли бы вы после съёмок оставить грим – хочу напугать своих братьев?» Она, конечно же, видела, как Таре делали её устрашающий грим, и всё же всякий раз, встретив её, малышка вскрикивала от неподдельного страха. Я, разумеется, всячески старался оградить девочку от шокирующих подробностей. Приходилось быть очень аккуратными. Когда грим был закончен, Таре приходилось разгуливать по площадке с непрозрачным мешком на голове».Вместе с призраками в фильме появится и ещё одна деталь, которую фанаты помнят по предыдущим картинам – их фирменные предсмертные хрипы. В японских фильмах этот звук, символизирующий появления призрака Кайако, производил сам режиссёр Такаси Симидзу. «Задолго до того, как он решил снимать "Проклятие", Такаси подкрадывался к своей сестре, делавшей домашнее задание, и выдавал этот звук! – рассказывает Пеш. – Это пугало её до заикания». Пеш решил, что призраки в его фильме также должны издавать различные страшные звуки, в зависимости от того, какой смертью они умерли. Однако в основе любого звука лежал всё тот же классический хрип, который режиссёр, по собственному признанию, позаимствовал в оригинальном фильме из сцены, в которой Кайако появляется за спиной Фионы, когда та была в Японии. «Хрип Сэма напоминает традиционный звук "Проклятия" – он упал с лестницы и сломал себе шею, – рассказывает Пеш. – Звук немного булькающий, потому что у него ртом идёт кровь. Фиона проткнула себе горло ножом, поэтому она издаёт глубокий гортанный стон, но немного сиплый, потому что её связки повреждены лезвием. Звук Мелинды напоминает крик маленькой девочки, который мы смикшировали со звуком крика под водой, потому что чистый крик ребёнка слишком уж страшен».Место за камерой Николас Пеш предложил занять оператору Заку Галлеру, который в 2016 году снял его второй фильм ПИРСИНГ. «Сценарий мне очень понравился, потому что в нём четыре независимые истории, которые разбросаны по всему сюжету, – говорит Галлер. – Каждая история отличалась от прочих по визуальному оформлению. Так что для меня это было интересное испытание – как все четыре истории увязать в одном мире. Ник – один из самых собранных режиссёров среди тех, с кем мне доводилось работать. Он чётко знает, чего хочет, и помогает всем лучше справляться со своими задачами». «Для меня оператор – самый главный помощник, – возвращает комплимент Пеш. – У Зака есть замечательные работы, я считаю, что он по-настоящему талантлив. Но, что куда важнее, я ценю наши рабочие отношения и взаимопонимание. Мы понимаем друг друга с полуслова, и он точно знает, что я хочу увидеть в кадре. Мы мыслим в одном направлении, но при этом немного по-разному, так что идеально дополняем друг друга. Кроме того, Зак раньше работал осветителем и хорошо разбирается в свете. Я могу чуть ли не стихами рассказывать ему о необходимой атмосфере, а он всё это переводит в практическую расстановку осветительного оборудования».Место художника-постановщика Пеш предложил канадскому дизайнеру Жану-Андре Каррьеру. «Мы искали художника, который бы работал в Виннипеге прежде, знал округу и инфраструктуру, знал, каких специалистов можно нанять на месте, – говорит режиссёр. – Жан работал на съёмках очень, очень масштабных фильмов, так что у него рука на зрелищности набита, и это было только нам в плюс. Впрочем, и работа предстояла не из лёгких. Учитывая количество разнообразных локаций и зданий, которые должны были быть сосредоточены, по возможности, в одном районе, только он справился с таким серьёзным испытанием. Когда мы оказывались на той или иной локации, наше первое впечатление было весьма схожим – что у Жана, что у меня». Все истории сводились к линии повествования детектива Малдун. «Она – офицер полиции, и её история становится ключевой, к которой стягивались ниточки всех остальных историй, – объясняет Пеш. – Это основная линия повествования фильма, поэтому она выполнена в определённом стиле – мы снимали эти сцены в основном с крана или со штатива. Другие линии повествования короче, и события в них куда более динамичные, это также выражено в более экстремальной стилистике». Дом на Рэйбёрн Драйв в тот период, когда в нём жили Матесоны, кажется безжизненным. «Супружеская чета поселилась в доме специально, чтобы общаться с населяющими его призраками, – объясняет Галлер. – Поэтому дом кажется более тёмным и грязным, в нём царит своеобразная атмосфера. В нём больше тёмных углов. Сцены о семье Ландерсов больше похожи на флэшбеки – они отрывисты, так что приходится напрячь зрение, что уловить все детали».Чтобы нагнать на зрителей страху, Галлеру пришлось подключить всё своё мастерство, особенно с учётом того, что Пеш хотел создать реальные эффекты, не рассчитывая на компьютерную графику. «Для сиюминутных страшилок наши персонажи скрывались в темноте или, напротив, выходили на свет, – рассказывает Галлер. – Затем мы пробовали различные движения и наклоны камеры, пытаясь вызвать у зрителей те или иные мысли и чувства, не заявляя о них напрямую. Это напоминает своеобразные ментальные вожжи. Зритель не знает, что сейчас что-то может выпрыгнуть из-за угла, и вдруг это случается. Если правильно рассчитать время, то всё получится». Галлер также приготовил для зрителей несколько трюков с кадрированием, целенаправленно вынуждая аудиторию смотреть не туда, где что-то должно произойти. «Зрители знают, что пришли на фильм ужасов, и ожидают, что их будут пугать, – объясняет оператор. – Поэтому мы решили немного поинтриговать аудиторию, заставляя зрителей теряться в догадках. Мы всеми правдами и неправдами пытались создать напряжённую атмосферу».Практически весь фильм снимался на одной локации, лишь несколько сцен пришлось снимать в павильоне. При этом художник-постановщик тщательно рассчитывал пропорции. «Знаете, такое бывает в фильмах ужасов, – улыбается Пеш. – Персонаж заходит в старый, покосившийся домишко, кажущийся крохотным, поднимается на второй этаж, и тут – огромный коридор три метра в ширину. И ты думаешь: «Ну, всё понятно – это, конечно же, павильон». Я стремился сделать всё реалистичным, чтобы даже павильонная съёмка ничем не отличалась от съёмок на локации. Поэтому и коридоры, и двери, и комнаты наши декораторы воссоздавали в натуральную величину».Дом №44 на Рэйбёрн Драйв был, на самом деле, двумя домами – один использовался для съёмок экстерьерных сцен, а во втором снимали интерьеры. Оба здания находились в Веллингтон Кресент, пригороде Виннипега. Интерьеры (а иногда и экстерьер) дома менялись сообразно тому, какая семья жила в нём, и какая история рассказывается. При этом хронология повествования была нарушена, а истории – перемешаны друг с другом. «Можно было с уверенностью сказать, какая именно история рассказывается, взглянув на состояние дома», – утверждает Уайсс.В начале фильма, когда Фиона Ландерс только возвращается из Японии, мы видим дом семейства, принадлежащего верхушке среднего класса. «Дом тёплый и даже в чём-то романтичный, – говорит Пеш. – Семье там живётся очень комфортно. А почему бы и нет? Зачастую события ужастиков происходят в обветшалых домах с привидениями. Но, знаете, призраки могут поселиться где угодно». Видя дом Ландерсов, который продаёт Питер Спенсер, мы невольно начинаем замечать какие-то изменения. «Они кажутся идеальной семьёй, но где-то за фасадом великолепия скрывается червоточина. Интерьер дома это наглядно демонстрирует. Комнаты красиво меблированы, но, кажется, всё немного не на своих местах. В доме чувствуется какая-то гнетущая атмосфера, это особенно заметно в сценах, когда Питер ходит по дому в поисках Ландерсов. Мы чувствуем, что дом закрыт для него. Интерьер нетронут, и всё же что-то утягивает героя глубже и глубже в мрачные глубины постройки».Год спустя дом покупает супружеская чета Матесонов и оставляет минимум мебели. «Эти пожилые супруги переезжали, что называется, на скорую руку, – объясняет Уайсс. – Они покупают дом с привидениями, потому что хотят умереть в нём. Так они смогут быть вместе и после смерти. Дом кажется жутким, но по-другому. Он идеально подходит под описание дома старых супругов – видавшая виды мебель расставлена в хаотичном порядке, повсюду медицинские препараты, какие-то мази, словом всё говорит о преклонном возрасте хозяев дома. Жан Каррьер отлично передал эту атмосферу». Малдун находит Фейт спустя пять месяцев после того, как она убила своего супруга. Старушка всецело попала под действие Проклятия. «Она живёт в этом доме уже около шести месяцев, и только Проклятие поддерживает в ней жизнь, – говорит Уайсс. – При этом дом вокруг неё буквально разваливается на части. Детектив Малдун оказывается в настоящем доме ужасов. Это тот же дом Матесонов, но в крайне запущенном состоянии. Фейт Матесон совершенно не следит за собой, и просто бродит по этому кошмарному, гниющему изнутри дому». «Это финальная стадия разложения дома, – добавляет Пеш. – Всё вокруг подвержено тлену. Мы видим разительную перемену – дом из уютного семейного очага превращается в аттракцион «Комната страха». Тараканы ползают по трупам, а хозяйка дома предстаёт измазанная собственными нечистотами и кровью. Настоящий кошмар!»Съёмки велись по графику, однако периодически кинематографисты сталкивались с проблемами, для решения которых требовалось участие настоящего эксперта. К счастью, экспертом был непосредственный начальник Пеша. «Сэм Рэйми – настоящая легенда, и у него истинный талант в жанре ужастиков, – считает режиссёр. – Фильмы ужасов подчиняются определённым, чуть ли не математическим правилам. Существует множество способов вызвать естественную эмоциональную реакцию. Даже тех, кто не любит фильмы ужасов, можно напугать, если всё сделать правильно. И Сэм доподлинно знает, как достичь этого результата. Поэтому Сэм, конечно же, оказал нам неоценимую помощь. Мне очень повезло, что он работал над этим проектом». Например, в одной простенькой сцене Берк, сын детектива Малдун, идёт через комнату ночью и переступает через тень, из которой появляется Мелинда. «Мы делали всё, включая эту сцену, без использования компьютерной графики, – вспоминает Пеш. – Он увидел, как мы мучаемся и заявил: «Вижу, вы, парни, пытаетесь навести темноту. Так не сработает». Сэм предложил сделать другую часть комнаты более светлой, чтобы тень казалась ещё темнее на фоне света. Он объяснил: «Внимание зрителей будет приковано к свету, и они не сразу заметят, что происходит в темноте». Мы сделали в точности так, как Сэм нам советовал, и, представляете, всё сработало! Когда Сэм оказывался у камеры, высказывал свои предположения и делился трюками, о которых я даже не подозревал, я каждый раз ловил себя на мысли: «Конечно! Он делал этот фокус уже раз сорок, не меньше!»Большую часто придуманных Николасом Пешем страшилок, которые он прописал в сценарии, реализовала группа специалистов по гриму из компании Lindala Schminkin FX под руководством Тоби Линдалы («Секретные материалы»). «Тоби – настоящий волшебник, – восхищается режиссёр. – Он смог реализовать мою мечту снять фильм только при помощи реальных эффектов, не прибегая к компьютерной графике. Мне не просто так нравятся реальные эффекты – они гораздо лучше смотрятся в кадре. Меня завораживает процесс создания грима, ведь мастера создают что-то совершенно невероятное, не от мира сего». «Это было непростое, но интересное испытание, – говорит Линдала. – Мы получили возможность создать внешность героев, которые, возможно, станут легендарными и поразят множество фанатов франшизы».Подход Пеша к фильму, в целом, и к гриму, в частности, состоял в том, чтобы придерживаться немного гипертрофированного реализма. «Весь дизайн фильма получился необычным, каждая деталь была стилизована, – говорит режиссёр. – Это было как раз в стиле Тоби, учитывая то, что он основывался в работе на реальную анатомию. Мы просто сделали всё несколько более театрально». О своих исследованиях Линдала рассказывает: «Мы присутствовали на вскрытиях и рассматривали такие фотографии, которые вам лучше не видеть. А мы смотрели, изучали текстуры и цвета, использовали их в работе. Нику всё нравилось, он только периодически покрикивал: «Больше крови! Больше крови!» Когда работаешь с Ником, много крови не бывает». Линдала создал призраков мертвенно бледными, как в классическом японском ужастике: «Японцы удивительно точно передали смерть, но нам хотелось найти что-то новое и необычное для образа наших призраков». Иллюстратор Лэнс Уэб из компании Lindala Shiminkin создал около 50 различных набросков, соответствующих той или иной истории, описываемой в сюжете фильма. «Призраки сами по себе не такие уж и страшные – они сами жертвы, – объясняет Линдала. – У нас не было какого-то единого «образца» для призраков. Каждый из них немного отличается от других. Мы обыгрывали ту смерть, которой умерли персонажи, – она нашла отражение в их посмертном облике».Изначально предполагалось, что призраки будут представать в трёх различных стадиях разложения. Для каждой стадии Линдала и его команда должны были разработать аниматронные маски, причём каждая последующая стадия была бы ужаснее предыдущей. Таким образом, живые персонажи словно бы опускались в кроличью нору. «Мы могли бы спуститься довольно глубоко, – утверждает Пеш. – Однако потом мы решили сделать мир больше похожим на фильм "Шестое чувство", в котором призраки были более реалистичными. Они чувствовали себя людьми, а это, по моему мнению, намного страшнее». Пеш проработал необычные поведенческие особенности для призраков. Например, некоторые призраки бродили на заднем плане, пока живые персонажи их не видели. «Они делали какие-то странные, необычные вещи, – объясняет Уайсс, – но только если персонаж поворачивался к ним спиной». Когда Питер Спенсер попадает в дом на Рэйбёрн Драйв, он встречает Мелинду. «Она кажется обычной девочкой, которая не разговаривает и, возможно, приболела, – рассказывает Линдала. – Но когда Питер поворачивается к ней спиной, девочка открывает рот, и видно, что он заполнен водой, как символ того, что она утонула». Один из моментов, которым Линдала по праву гордится, – когда Фейт перевешивается через перила и падает с шестого этажа. Для этой сцены команда Линдалы соорудила фотореалистичную куклу Лин Шэй, голову которой наполнили пакетиками с кровью и «мозгами» из сосисочных ошмёток, смешанных с силиконом. «Выглядело, как сырая курятина», – с гордостью заявляет Линдала. «Сколь ни были бы страшными призраки, мы хотели, чтобы самые страшные и эмоциональные моменты были связаны с тем, что люди сами делают с собой и своими близкими, будь то под влиянием Проклятия или призраков, – утверждает Уайсс. – Это была самая сложная, но самая важная мысль фильма, и для её реализации потребовалась слаженная работа всех отделов, так или иначе участвовавших в съёмках картины».
Отзывы