Пристрастие китайцев к азартным играм не является секретом. Хотя в КНР по закону запрещено открывать казино, кроме некоторых территорий (1), существуют вполне официальные послабления – в виде государственных лотерей, а с недавних пор ещё и тотализатора на скачках. Конечно же, многие слышали о повсеместном увлечении маджонгом, с конца прошлого века поддерживаемым высокопоставленными чиновниками, отвечающими за развитие спорта. Тем более ни у кого не вызывает удивления, допустим, наличие в списке лидеров гонконгской киноиндустрии по кассовым сборам увлекательных фильмов про «бога азартных игроков», не без иронии сыгранного Чоу Юньфатом, и «святого игроков» (одна из первых «звёздных» ролей Стивена Чоу) – победителя, забирающего всё. Не остался в стороне и Джеки Чан, изобразивший, например, удалого вора Фонгса (в «Роб-Би-Гуде» /2006/), который ничего не может с собой поделать, раз за разом просаживая «честно украденные» деньги. Словом, тема вызывает живейший интерес. Продюсеры явно не прогадали, справедливо рассудив, что «Планета зверей», если и не получит широкой демонстрации за рубежом (впрочем, в России заявлен приличный тираж – около 750 копий), легко окупит в национальном прокате вложения, составившие, по разным данным, от 200 млн. до 300 млн. юаней. И действительно, фильм уверенно вытеснил с вершины хит-парада голливудский блокбастер «Мир юрского периода 2» /2018/, принеся по итогам премьерного уикенда порядка $35 млн., за месяц – свыше $75 млн. (то есть CNY500 млн.). Достойный результат!
Янь Хань (просьба не путать режиссёра с молодым, но сумевшим снискать признание фигуристом) добился ощутимого успеха романтической комедией «Убирайся немедленно, господин Опухоль!» /2015/, даже выдвинутой местной отборочной комиссией на соискание премии «Оскар», пусть и не попавшей в окончательный перечень номинантов. Подбирая актуальную для соотечественников тематику, для своей следующей полнометражной постановки он неслучайно взял за основу популярную мангу «Кайдзи» (более точный перевод заголовка – «Последний выживший Кайдзи»), уже пересказанную на языке и аниме, и игрового кинематографа. Лудомания (наряду с нравами якудза) занимает в творчестве Нобуюки Фукумото стержневое место – но не в ущерб остроте интриги и глубине психологического анализа действующих лиц. Однако в данном случае, пожалуй, любопытнее, какие изменения были внесены по сравнению с первоисточником. Скажем, Чжен Кайси, в отличие от безалаберного японца Кайдзи, не влез в долги по глупости, а пал жертвой обстоятельств – поддался на уговоры Ли Чжуна, по наивности понадеявшись вырваться из беспросветной нищеты (не для себя, но ради матери, находящейся в коме!). Мало того, что парень лишился квартиры, так ещё – погряз в финансовых обязательствах на десятилетия вперёд…
Думаю, изменённые по воле авторов обстоятельства – существенны. У Кайси есть не слишком хорошая привычка – отключаться от реальности средь бела дня, мысленно преображаясь в боевого клоуна, который не сеет хаос и смерть (подобно Джокеру или демону Осквернителю, наставнику Спауна), а сражается в больнице, вагоне поезда метрополитена и т.д. с полчищами чудовищ, прикидывавшихся рядовыми обывателями. И причина кроется не только в способе зарабатывания на пропитание (в качестве размалёванного фигляра, фотографирующегося на память с посетителями зала игровых автоматов), но и в воспоминании из детства. Отсутствие азарта вкупе с подспудной тягой творить добро позволяет Чжену быть на голову выше прочих пассажиров злополучного круизного лайнера «Судьба», включая закадычного приятеля по прозвищу «Большая креветка». Дело – не исключительно в умении выстраивать изощрённые комбинации, собирая по крупицам информацию, избегая расставленных противниками ловушек, просчитывая последствия на несколько ходов вперёд. Даже не в интуиции и не в решимости, когда нужно, пойти на риск, обведя вокруг пальца циничного манипулятора. Как проницательно замечает устроитель мероприятия, умники, оптом скупающие карты, появляются каждый год. А вот готовность к самоотречению – это уже что-то непостижимое, кажущееся невероятным на «планете животных».
К слову, название (особенно локализованная российская версия) невольно сбивает с толку, провоцируя ассоциации с документальными телепередачами о флоре и фауне Земли – ну, или с CGI-мультфильмами. Но имеется в виду, конечно, другое – и в данной связи символично приглашение Майкла Дугласа воплотить образ мистера Андерсона. Присутствие знаменитого американского актёра, пугающе точного в каждом жесте и произнесённом слове, отсылает по меньшей мере к двум его легендарным партиям. Как будто Гордон Гекко, в прошлом – заправила с Уолл-стрит, схоронился в теневой сфере и теперь сколачивает состояние на том, что организовывает «развлечения» из разряда тех, что испытал на собственной шкуре Николас ван Ортон (в «культовом» триллере Дэвида Финчера). В понимании таких, как учитель Бада Фокса люди недалеко ушли от зверей, движимы алчностью («Жадность – это правильно. Жадность работает»), поглощены безостановочной борьбой за вожделенное место под солнцем. Низменные инстинкты при наилучшем раскладе можно вогнать в рамки, сурово карая всякого, кто нарушил провозглашённые правила (грубо говоря, принялся смывать карты в унитазе). Проблема в том, что установки и, соответственно, поступки индивида, не считающего философию социального дарвинизма вершиной человеческой мысли, с неизбежностью вносят сумятицу в отлаженную схему. Это закономерно. Сложность примитивной игры в «Камень, ножницы, бумагу» с выходом на следующий уровень (при рассмотрении участников-конкурентов в совокупности) резко повышается – и становится запредельной, когда подвергаются сомнению базовые предпосылки. Янь Хань во многих отношениях солидарен с Нобуюки Фукумото – и, более того, признаёт, что с рядом описанных в манге негативных вещей граждане Китайской Народной Республики за последние годы столкнулись лично. Но, видимо, полученное в условиях социалистического (маоистского толка) государства воспитание не позволяет ему принять активно навязываемую Западом – выдаваемую за единственно верную – пропаганду. Заключительные кадры, когда насвистываемый музыкальный мотивчик (если не ошибаюсь, фрагмент мелодии припева La Vie en rose, неувядаемого шлягера из репертуара Эдит Пиаф) помогает приоткрыть завесу страшной тайны, свидетельствуют: в продолжении накал борьбы возрастёт ещё сильнее.
__________
1 – В частности, в Макао; бывшей португальской колонии присвоен статус Специального административного района 20-го декабря 1999-го.
8
,1
2018, Боевики
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Пристрастие китайцев к азартным играм не является секретом. Хотя в КНР по закону запрещено открывать казино, кроме некоторых территорий (1), существуют вполне официальные послабления – в виде государственных лотерей, а с недавних пор ещё и тотализатора на скачках. Конечно же, многие слышали о повсеместном увлечении маджонгом, с конца прошлого века поддерживаемым высокопоставленными чиновниками, отвечающими за развитие спорта. Тем более ни у кого не вызывает удивления, допустим, наличие в списке лидеров гонконгской киноиндустрии по кассовым сборам увлекательных фильмов про «бога азартных игроков», не без иронии сыгранного Чоу Юньфатом, и «святого игроков» (одна из первых «звёздных» ролей Стивена Чоу) – победителя, забирающего всё. Не остался в стороне и Джеки Чан, изобразивший, например, удалого вора Фонгса (в «Роб-Би-Гуде» /2006/), который ничего не может с собой поделать, раз за разом просаживая «честно украденные» деньги. Словом, тема вызывает живейший интерес. Продюсеры явно не прогадали, справедливо рассудив, что «Планета зверей», если и не получит широкой демонстрации за рубежом (впрочем, в России заявлен приличный тираж – около 750 копий), легко окупит в национальном прокате вложения, составившие, по разным данным, от 200 млн. до 300 млн. юаней. И действительно, фильм уверенно вытеснил с вершины хит-парада голливудский блокбастер «Мир юрского периода 2» /2018/, принеся по итогам премьерного уикенда порядка $35 млн., за месяц – свыше $75 млн. (то есть CNY500 млн.). Достойный результат! Янь Хань (просьба не путать режиссёра с молодым, но сумевшим снискать признание фигуристом) добился ощутимого успеха романтической комедией «Убирайся немедленно, господин Опухоль!» /2015/, даже выдвинутой местной отборочной комиссией на соискание премии «Оскар», пусть и не попавшей в окончательный перечень номинантов. Подбирая актуальную для соотечественников тематику, для своей следующей полнометражной постановки он неслучайно взял за основу популярную мангу «Кайдзи» (более точный перевод заголовка – «Последний выживший Кайдзи»), уже пересказанную на языке и аниме, и игрового кинематографа. Лудомания (наряду с нравами якудза) занимает в творчестве Нобуюки Фукумото стержневое место – но не в ущерб остроте интриги и глубине психологического анализа действующих лиц. Однако в данном случае, пожалуй, любопытнее, какие изменения были внесены по сравнению с первоисточником. Скажем, Чжен Кайси, в отличие от безалаберного японца Кайдзи, не влез в долги по глупости, а пал жертвой обстоятельств – поддался на уговоры Ли Чжуна, по наивности понадеявшись вырваться из беспросветной нищеты (не для себя, но ради матери, находящейся в коме!). Мало того, что парень лишился квартиры, так ещё – погряз в финансовых обязательствах на десятилетия вперёд… Думаю, изменённые по воле авторов обстоятельства – существенны. У Кайси есть не слишком хорошая привычка – отключаться от реальности средь бела дня, мысленно преображаясь в боевого клоуна, который не сеет хаос и смерть (подобно Джокеру или демону Осквернителю, наставнику Спауна), а сражается в больнице, вагоне поезда метрополитена и т.д. с полчищами чудовищ, прикидывавшихся рядовыми обывателями. И причина кроется не только в способе зарабатывания на пропитание (в качестве размалёванного фигляра, фотографирующегося на память с посетителями зала игровых автоматов), но и в воспоминании из детства. Отсутствие азарта вкупе с подспудной тягой творить добро позволяет Чжену быть на голову выше прочих пассажиров злополучного круизного лайнера «Судьба», включая закадычного приятеля по прозвищу «Большая креветка». Дело – не исключительно в умении выстраивать изощрённые комбинации, собирая по крупицам информацию, избегая расставленных противниками ловушек, просчитывая последствия на несколько ходов вперёд. Даже не в интуиции и не в решимости, когда нужно, пойти на риск, обведя вокруг пальца циничного манипулятора. Как проницательно замечает устроитель мероприятия, умники, оптом скупающие карты, появляются каждый год. А вот готовность к самоотречению – это уже что-то непостижимое, кажущееся невероятным на «планете животных». К слову, название (особенно локализованная российская версия) невольно сбивает с толку, провоцируя ассоциации с документальными телепередачами о флоре и фауне Земли – ну, или с CGI-мультфильмами. Но имеется в виду, конечно, другое – и в данной связи символично приглашение Майкла Дугласа воплотить образ мистера Андерсона. Присутствие знаменитого американского актёра, пугающе точного в каждом жесте и произнесённом слове, отсылает по меньшей мере к двум его легендарным партиям. Как будто Гордон Гекко, в прошлом – заправила с Уолл-стрит, схоронился в теневой сфере и теперь сколачивает состояние на том, что организовывает «развлечения» из разряда тех, что испытал на собственной шкуре Николас ван Ортон (в «культовом» триллере Дэвида Финчера). В понимании таких, как учитель Бада Фокса люди недалеко ушли от зверей, движимы алчностью («Жадность – это правильно. Жадность работает»), поглощены безостановочной борьбой за вожделенное место под солнцем. Низменные инстинкты при наилучшем раскладе можно вогнать в рамки, сурово карая всякого, кто нарушил провозглашённые правила (грубо говоря, принялся смывать карты в унитазе). Проблема в том, что установки и, соответственно, поступки индивида, не считающего философию социального дарвинизма вершиной человеческой мысли, с неизбежностью вносят сумятицу в отлаженную схему. Это закономерно. Сложность примитивной игры в «Камень, ножницы, бумагу» с выходом на следующий уровень (при рассмотрении участников-конкурентов в совокупности) резко повышается – и становится запредельной, когда подвергаются сомнению базовые предпосылки. Янь Хань во многих отношениях солидарен с Нобуюки Фукумото – и, более того, признаёт, что с рядом описанных в манге негативных вещей граждане Китайской Народной Республики за последние годы столкнулись лично. Но, видимо, полученное в условиях социалистического (маоистского толка) государства воспитание не позволяет ему принять активно навязываемую Западом – выдаваемую за единственно верную – пропаганду. Заключительные кадры, когда насвистываемый музыкальный мотивчик (если не ошибаюсь, фрагмент мелодии припева La Vie en rose, неувядаемого шлягера из репертуара Эдит Пиаф) помогает приоткрыть завесу страшной тайны, свидетельствуют: в продолжении накал борьбы возрастёт ещё сильнее. __________ 1 – В частности, в Макао; бывшей португальской колонии присвоен статус Специального административного района 20-го декабря 1999-го.