Драму «Повелитель ветра» ничто не мешает смотреть, наслаждаясь зрелищем, неописуемо красивым и масштабным. Хотя участники группы The Doors вкладывали в свой знаменитый сингл Riders of the Storm неоднозначный (зловещий?) смысл, придуманный легендарными музыкантами образ всплывает в памяти неслучайно: вынесенная авторами в название характеристика кажется, как ни крути, недостаточной. Фёдор Конюхов – истинный ʻнаездник буриʼ, укротитель природы, необузданной, величественной, не прощающей слабостей и ошибок. Остаётся только догадываться, что же он узрел, когда, будучи ребёнком, чудом не погиб, очутившись в эпицентре смерча, разбушевавшегося в окрестностях села Чкалово… Пережитый тогда опыт не выразить словами, хуже того, не уразуметь до конца, пока не представится шанс ещё раз, в зрелом возрасте, оказаться в сходственных экстремальных условиях – один на один со стихией, неподвластной людям. Впрочем, действительно ли неподвластной?
Кинодраматург Юрий Арабов справедливо заметил (1), что в идеале создатели биографических фильмов (на англоязычный манер – «байопиков») должны стремиться ответить на вопрос, что говорил Всевышний через жизнь той или иной выдающейся личности? Другими словами, важен не набор фактов, даже уникальных и остроумно подобранных. Важна попытка художественными средствами осмыслить призвание индивида, реализованное или же не полностью реализованное на бренной земле. Было, вероятно, сложно не поддаться соблазну представить Фёдора Филипповича, личным примером доказывающего безграничность человеческих возможностей, бунтарём, дерзко бросающим вызов сначала отцу (не позволившему отроку отправиться в море), затем – всесильному Фатуму. А между тем обучение в духовной семинарии и дальнейшее служение церкви (включая рукоположение в сан диакона в 2010-м году) не прошли бесследно. Андрей Золотарёв, Олег Маловичко и Игорь Волошин, между прочим, вкладывают схожее соображение в уста своего персонажа, делящегося накопленной мудростью с маленьким сыном Колей: «Всё, что нам дано, – от Бога. Больше, чем дано, не совершить, но не совершить того, что можешь, – уже грех». Всё верно! Это, в сущности, уточнение предложенной Бенедиктом Спинозой формулы свободы как осознанной необходимости.
Вообще-то странно, что кинематографисты раньше не обращались к фигуре Конюхова, достижения которого, признанные во всём мире, ставшие предметом гордости в СССР и позже в России, широко освещены в периодике и в литературе, в том числе самим первопроходцем. Конечно, формат полнометражной картины, предназначенной в первую очередь для кинопроката (и снискавшей ощутимый коммерческий успех – собравшей 517 млн. рублей), поневоле вынуждал идти на ограничения. Режиссёр оставляет за рамками повествования, какое влияние на формирование личности Фёдора оказала советская действительность (хотя бы в рамках учебных учреждений, от общеобразовательной школы до Ленинградского арктического училища) и шире – русская культура. Сергей Георгиевич Кара-Мурза как-то поделился наблюдением за кубинцами, нередко добивающимися похвальных результатов самостоятельно, благодаря высокой мотивации и упорству, притом что нашей ментальности присуще, скорее, решать проблемы сообща, всем миром. В таком разрезе Конюхов являет собой поразительный феномен, поскольку, отправляясь в опасные одиссеи в одиночку (реже – с напарником, как в случае с беспосадочным полётом рекордной длительности на полностью тепловом аэростате, совершённым с Иваном Меняйло), ни в коей мере не выдаёт достижения за триумф индивидуализма. Вот и у зрителя на сеансе не возникает сомнений в том, что без моральной поддержки близких (старшего сына Оскара, супруги Ирины), не говоря уже про техническую помощь слаженной команды, о счастливом возвращении можно было б и не мечтать. Но дело ещё и в другом.
Парадокс характера главного героя, сохраняющего смиренность и внутреннюю уравновешенность, можно попробовать описать, прибегнув к образу, рождённому фантазией юного Михаила Лермонтова (стихотворение «Парус» /1832/): «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой». Пытаясь убедить состоятельного бизнесмена Сергея Ракитина профинансировать строительство воздушного шара и кругосветное путешествие, Фёдор не скрывает, что прежде – не пробовал себя в качестве аэронавта. Мало того, массу разного не делал в жизни – но потом делал, и делал превосходно. Такова, если угодно, натура настоящего человека, стремящегося вырваться за пределы (физические, духовные, интеллектуальные), реализовать отпущенный свыше потенциал, который кажется воистину безграничным. Людей, подобных Конюхову, потому исстари и окружают почётом, что благодаря пионерам в тех или иных сферах мы пробиваемся вперёд и вверх, утоляем заложенную природой тягу к преодолению препятствий, к покорению вершин – в прямом и переносном смыслах. Наконец, впечатляющие свершения вдохновляют на подвиги следующие поколения.
К отдельным моментам «Повелителя ветра», разумеется, легко предъявить претензии. Допустим, не блещет оригинальностью мотивация предпринимателя, согласившегося вложить средства в рискованное мероприятие и, узнав о трудностях, малодушно жалеющего о принятом решении, который тем не менее получает то, о чём втайне мечтает: дочка, погибшая в экспедиции, символически возвращается. Не исключаю, что кого-то не устроит выбор ведущих актёров, начиная с Фёдора Бондарчука, чьё внешнее сходство с прототипом, пожалуй, далеко до портретного. Но подобные соображения представляются малосущественными на фоне главного, причём этим самым «главным» является даже не высокий технический уровень кинопроизведения (как раз ожидаемый с учётом внушительного производственного бюджета в размере 580 млн. рублей). Киноискусство призвано не только развлекать и рефлексировать по поводу общественно значимых тем. Негоже забывать, что экранные герои ещё и служат массам примерами для подражания.
_______
1 – Цит. по документальной ленте «Юрий Арабов: Механика судьбы» /2007/ Аркадия Когана.
8
,6
2023, Россия, Приключения
98 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драму «Повелитель ветра» ничто не мешает смотреть, наслаждаясь зрелищем, неописуемо красивым и масштабным. Хотя участники группы The Doors вкладывали в свой знаменитый сингл Riders of the Storm неоднозначный (зловещий?) смысл, придуманный легендарными музыкантами образ всплывает в памяти неслучайно: вынесенная авторами в название характеристика кажется, как ни крути, недостаточной. Фёдор Конюхов – истинный ʻнаездник буриʼ, укротитель природы, необузданной, величественной, не прощающей слабостей и ошибок. Остаётся только догадываться, что же он узрел, когда, будучи ребёнком, чудом не погиб, очутившись в эпицентре смерча, разбушевавшегося в окрестностях села Чкалово… Пережитый тогда опыт не выразить словами, хуже того, не уразуметь до конца, пока не представится шанс ещё раз, в зрелом возрасте, оказаться в сходственных экстремальных условиях – один на один со стихией, неподвластной людям. Впрочем, действительно ли неподвластной? Кинодраматург Юрий Арабов справедливо заметил (1), что в идеале создатели биографических фильмов (на англоязычный манер – «байопиков») должны стремиться ответить на вопрос, что говорил Всевышний через жизнь той или иной выдающейся личности? Другими словами, важен не набор фактов, даже уникальных и остроумно подобранных. Важна попытка художественными средствами осмыслить призвание индивида, реализованное или же не полностью реализованное на бренной земле. Было, вероятно, сложно не поддаться соблазну представить Фёдора Филипповича, личным примером доказывающего безграничность человеческих возможностей, бунтарём, дерзко бросающим вызов сначала отцу (не позволившему отроку отправиться в море), затем – всесильному Фатуму. А между тем обучение в духовной семинарии и дальнейшее служение церкви (включая рукоположение в сан диакона в 2010-м году) не прошли бесследно. Андрей Золотарёв, Олег Маловичко и Игорь Волошин, между прочим, вкладывают схожее соображение в уста своего персонажа, делящегося накопленной мудростью с маленьким сыном Колей: «Всё, что нам дано, – от Бога. Больше, чем дано, не совершить, но не совершить того, что можешь, – уже грех». Всё верно! Это, в сущности, уточнение предложенной Бенедиктом Спинозой формулы свободы как осознанной необходимости. Вообще-то странно, что кинематографисты раньше не обращались к фигуре Конюхова, достижения которого, признанные во всём мире, ставшие предметом гордости в СССР и позже в России, широко освещены в периодике и в литературе, в том числе самим первопроходцем. Конечно, формат полнометражной картины, предназначенной в первую очередь для кинопроката (и снискавшей ощутимый коммерческий успех – собравшей 517 млн. рублей), поневоле вынуждал идти на ограничения. Режиссёр оставляет за рамками повествования, какое влияние на формирование личности Фёдора оказала советская действительность (хотя бы в рамках учебных учреждений, от общеобразовательной школы до Ленинградского арктического училища) и шире – русская культура. Сергей Георгиевич Кара-Мурза как-то поделился наблюдением за кубинцами, нередко добивающимися похвальных результатов самостоятельно, благодаря высокой мотивации и упорству, притом что нашей ментальности присуще, скорее, решать проблемы сообща, всем миром. В таком разрезе Конюхов являет собой поразительный феномен, поскольку, отправляясь в опасные одиссеи в одиночку (реже – с напарником, как в случае с беспосадочным полётом рекордной длительности на полностью тепловом аэростате, совершённым с Иваном Меняйло), ни в коей мере не выдаёт достижения за триумф индивидуализма. Вот и у зрителя на сеансе не возникает сомнений в том, что без моральной поддержки близких (старшего сына Оскара, супруги Ирины), не говоря уже про техническую помощь слаженной команды, о счастливом возвращении можно было б и не мечтать. Но дело ещё и в другом. Парадокс характера главного героя, сохраняющего смиренность и внутреннюю уравновешенность, можно попробовать описать, прибегнув к образу, рождённому фантазией юного Михаила Лермонтова (стихотворение «Парус» /1832/): «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой». Пытаясь убедить состоятельного бизнесмена Сергея Ракитина профинансировать строительство воздушного шара и кругосветное путешествие, Фёдор не скрывает, что прежде – не пробовал себя в качестве аэронавта. Мало того, массу разного не делал в жизни – но потом делал, и делал превосходно. Такова, если угодно, натура настоящего человека, стремящегося вырваться за пределы (физические, духовные, интеллектуальные), реализовать отпущенный свыше потенциал, который кажется воистину безграничным. Людей, подобных Конюхову, потому исстари и окружают почётом, что благодаря пионерам в тех или иных сферах мы пробиваемся вперёд и вверх, утоляем заложенную природой тягу к преодолению препятствий, к покорению вершин – в прямом и переносном смыслах. Наконец, впечатляющие свершения вдохновляют на подвиги следующие поколения. К отдельным моментам «Повелителя ветра», разумеется, легко предъявить претензии. Допустим, не блещет оригинальностью мотивация предпринимателя, согласившегося вложить средства в рискованное мероприятие и, узнав о трудностях, малодушно жалеющего о принятом решении, который тем не менее получает то, о чём втайне мечтает: дочка, погибшая в экспедиции, символически возвращается. Не исключаю, что кого-то не устроит выбор ведущих актёров, начиная с Фёдора Бондарчука, чьё внешнее сходство с прототипом, пожалуй, далеко до портретного. Но подобные соображения представляются малосущественными на фоне главного, причём этим самым «главным» является даже не высокий технический уровень кинопроизведения (как раз ожидаемый с учётом внушительного производственного бюджета в размере 580 млн. рублей). Киноискусство призвано не только развлекать и рефлексировать по поводу общественно значимых тем. Негоже забывать, что экранные герои ещё и служат массам примерами для подражания. _______ 1 – Цит. по документальной ленте «Юрий Арабов: Механика судьбы» /2007/ Аркадия Когана.