Фильм «Айка» российского режиссёра Сергея Дворцевого, созданный в копродукции нескольких стран, вовсе не является первооткрывателем острой и злободневной темы мигрантов из Средней Азии, временно (а потом - и постоянно) поселившихся в Москве. Кстати, и сам Дворцевой может быть причислен в какой-то степени к их числу, поскольку до конца 90-х годов жил и работал в Казахстане, прославившись в мире уже своей курсовой документальной короткометражкой «Счастье», позже послужившей основой для дебютной игровой полнометражной ленты «Тюльпан». Она получила в 2008 году главный приз во второй по значению каннской программе «Особый взгляд».
И только спустя пять лет Сергей Дворцевой приступил к работе над своей второй игровой картиной - между прочим, когда появилась «Она» Ларисы Садиловой, действительно удачная как с социальной, так и с чисто человеческой точки зрения, потому что проникаешься (даже неожиданно для себя) искренним сочувствием ко всем «понаехавшим», существующим в столице России практически на положении дешёвой рабочей силы. Но снимал Дворцевой собственный фильм о мигрантах в огромном мегаполисе целых шесть лет, пытаясь дотошно и самоотверженно воспроизвести на экране всего лишь несколько дней из беспросветной жизни киргизской молодой женщины по имени Айка. Она безостановочно носится по зимней, заснеженной Москве, будучи загнанной фактически в угол из-за катастрофической ситуации, когда должна непременно вернуть крупную сумму денег, ищет любой случайный приработок, а вдобавок переносит мучительные боли после рождения ребёнка, оставленного ею в роддоме.
Конечно, сравнение Айки с чайкой исключительно по созвучию покажется несерьёзным, чуть ли не анекдотическим. Но если вдуматься в драматическую судьбу Нины Заречной в знаменитой пьесе Антона Чехова, то внезапно обнаружатся более глубокие сопоставления. Жизнь и артистическая карьера этой героини вдали от родового гнезда явно не задалась, и она потеряла ребёнка, лишилась многих иллюзий и надежд, да и тот, кто был влюблён в свою «чайку», в итоге покончил с собой со второй попытки. Правда, мы ничего не узнаем, в отличие от чеховской пьесы, о соблазнителе-искусителе Айки, от которого она забеременела. И не столь уж важно, каким непостижимым образом удаётся девушке скрывать ото всех, что ждёт ребёнка. Необходимые для повествования условия заданы с самых первых кадров, когда мы видим столь похожие лица младенцев в роддоме. А ближе к финалу в качестве своеобразной рифмы появятся крупно на экране мордочки щенков, нетерпеливо и увлечённо сосущих собственную мать, которой предстоит операция в ветеринарной клинике, где удалось также и Айке приютиться, временно подменив свою соотечественницу.
Можно сказать, что и прежние ленты Сергея Дворцевого были как бы антропоморфными в показе животных, а с другой стороны, те персонажи, которые вели практически животную жизнь, становились более очеловеченными, по-настоящему убеждающими нас во впечатлении, что не только ничто человеческое им не чуждо, но и по силе переживаемых чувств они порою могут дать фору «цивилизованным людям» из больших городов. И если поначалу кое-что смущает в «Айке» по натурализму и мрачности происходящего, то по мере развития действия героиня в исполнении казахской актрисы Самал Еслямовой (впервые в истории отечественного кино ей достался приз в Канне за главную женскую роль - ранее лишь Елена Соловей была награждена за второплановую роль в «Факте») вызывает всё большее доверие и понимание.
6
,1
2018, Россия, Драмы
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм «Айка» российского режиссёра Сергея Дворцевого, созданный в копродукции нескольких стран, вовсе не является первооткрывателем острой и злободневной темы мигрантов из Средней Азии, временно (а потом - и постоянно) поселившихся в Москве. Кстати, и сам Дворцевой может быть причислен в какой-то степени к их числу, поскольку до конца 90-х годов жил и работал в Казахстане, прославившись в мире уже своей курсовой документальной короткометражкой «Счастье», позже послужившей основой для дебютной игровой полнометражной ленты «Тюльпан». Она получила в 2008 году главный приз во второй по значению каннской программе «Особый взгляд». И только спустя пять лет Сергей Дворцевой приступил к работе над своей второй игровой картиной - между прочим, когда появилась «Она» Ларисы Садиловой, действительно удачная как с социальной, так и с чисто человеческой точки зрения, потому что проникаешься (даже неожиданно для себя) искренним сочувствием ко всем «понаехавшим», существующим в столице России практически на положении дешёвой рабочей силы. Но снимал Дворцевой собственный фильм о мигрантах в огромном мегаполисе целых шесть лет, пытаясь дотошно и самоотверженно воспроизвести на экране всего лишь несколько дней из беспросветной жизни киргизской молодой женщины по имени Айка. Она безостановочно носится по зимней, заснеженной Москве, будучи загнанной фактически в угол из-за катастрофической ситуации, когда должна непременно вернуть крупную сумму денег, ищет любой случайный приработок, а вдобавок переносит мучительные боли после рождения ребёнка, оставленного ею в роддоме. Конечно, сравнение Айки с чайкой исключительно по созвучию покажется несерьёзным, чуть ли не анекдотическим. Но если вдуматься в драматическую судьбу Нины Заречной в знаменитой пьесе Антона Чехова, то внезапно обнаружатся более глубокие сопоставления. Жизнь и артистическая карьера этой героини вдали от родового гнезда явно не задалась, и она потеряла ребёнка, лишилась многих иллюзий и надежд, да и тот, кто был влюблён в свою «чайку», в итоге покончил с собой со второй попытки. Правда, мы ничего не узнаем, в отличие от чеховской пьесы, о соблазнителе-искусителе Айки, от которого она забеременела. И не столь уж важно, каким непостижимым образом удаётся девушке скрывать ото всех, что ждёт ребёнка. Необходимые для повествования условия заданы с самых первых кадров, когда мы видим столь похожие лица младенцев в роддоме. А ближе к финалу в качестве своеобразной рифмы появятся крупно на экране мордочки щенков, нетерпеливо и увлечённо сосущих собственную мать, которой предстоит операция в ветеринарной клинике, где удалось также и Айке приютиться, временно подменив свою соотечественницу. Можно сказать, что и прежние ленты Сергея Дворцевого были как бы антропоморфными в показе животных, а с другой стороны, те персонажи, которые вели практически животную жизнь, становились более очеловеченными, по-настоящему убеждающими нас во впечатлении, что не только ничто человеческое им не чуждо, но и по силе переживаемых чувств они порою могут дать фору «цивилизованным людям» из больших городов. И если поначалу кое-что смущает в «Айке» по натурализму и мрачности происходящего, то по мере развития действия героиня в исполнении казахской актрисы Самал Еслямовой (впервые в истории отечественного кино ей достался приз в Канне за главную женскую роль - ранее лишь Елена Соловей была награждена за второплановую роль в «Факте») вызывает всё большее доверие и понимание.