Пик увлечения голливудских кинематографистов автогонками пришёлся на рубеж 1960-70-х, когда вслед за блокбастером Джона Франкенхаймера с торжественным названием «Большой приз» /1966/ на экраны вышли картины «Победители» /1969/ и «Ле-Ман» /1971/, где блеснули «суперзвёзды», соответственно Пол Ньюман и Стив МакКуин – известные любители скоростных автомобилей. Отдельные всплески интереса к предмету возникали на «фабрике грёз» и впоследствии (1), однако нового устойчивого культа этого зрелищного вида спорта не породили. Судя по всему, и продюсеры постановки Джеймса Мэнголда не были уверены в том, что тема как таковая привлечёт внимание достаточного количества зрителей, чтобы окупить внушительные финансовые затраты (бюджет составил порядка $100 млн.). Во всяком случае в заголовке создатели ленты заявили совсем другой (если вдуматься, более актуальный и в условиях сегодняшнего дня универсальный) мотив – конкуренции корпораций, являющейся двигателем… нет, в данном случае не торговли, а зрелищности.
Авторы могли бы, пожалуй,и более детально познакомить с обстоятельствами, сопутствовавшими появлению на свет такой уникальной модели, как Ford GT40. Например, поведать об аудите активов (и ревизии производственных мощностей заводов) Ferrari, непосредственно предшествовавшей переговорам и обошедшейся Ford Motor Company в несколько миллионов долларов США. Тогда хитроумная уловка синьора Энцо, фактически – цинично использовавшего заокеанского магната, чтобы подогреть интерес хозяина концерна Fiat, прозвучала бы ещё эффектнее. Дело, уж конечно, не исключительно в персональной обиде, нанесённой Генри Форду II, который-де до гробовой доски останется «вторым» и не сумеет превзойти своего легендарного дедушку… Как всегда, «ничего личного – только бизнес». Вместе с тем Мэнголд и сценаристы Джез Баттеруорт, Джон-Генри Баттеруорт и Джейсон Келлер грамотно выстраивают и вторую, «внутреннюю» линию конфликта, поскольку Кэрроллу Шелби и Кену Майлзу приходится чуть ли не в большей степени противостоять корпоративным (по сути, бюрократическим) препонам, чинимым топ-менеджментом самой компании-заказчика. Победа над конкурентом – победой, но подковёрную борьбу за место у штурвала никто не отменял. И товарищам волей-неволей приходится вступить в схватку в той сфере, где они вовсе не являются виртуозами – не то что на трассе!
Картина выстроена, вне всякого сомнения, по классической драматургической схеме, но это тот случай, когда наработанные десятилетиями приёмы безукоризненно работают. В тандеме экранных кумиров солирует, на мой взгляд, Кристиан Бейл, пришедший в отличную физическую форму (сбросивший около тридцати килограммов) после того, как безобразно располнел для предыдущей роли – политического тяжеловеса Дика Чейни в драме «Власть» /2018/. Мэтт Деймон даже признался, что был поражён собранности, почти монашеской отрешённости и дисциплинированности партнёра по съёмочной площадке. Но ещё важнее, что искренне веришь: перед нами – действительно выдающийся гонщик, фанат любимого дела, могущий часами ездить на колоссальных скоростях и, трудясь автомехаником, копаться во внутренностях автомашин, объясняя очередному наглому клиенту, что тот не прав. Англичанин (кстати, данное обстоятельство кинематографистами особо не подчёркивается), герой Второй мировой войны, он почти отказался от мечты всей жизни – и лишь стараниями Шелби получил уникальный шанс. Шанс, который использовал по максимуму, пусть коварные, искушённые в интригах противники и оказались хитрее.
Зрелищные кадры состязаний, прежде всего – кульминационный эпизод выматывающего, затяжного (длящегося сутки!) соревнования в Ле-Мане, безусловно, впечатляют. Джеймс сознательно окутывает действие лёгким флёром эстетики ретро, блестяще реконструируя атмосферу эпохи. Стремительно мчащиеся машины, тучи пыли, безжалостно палящее солнце, искорёженный металл и… пламя, в котором, увы, суждено погибнуть некоторым отчаянным пилотам. Но упорство человеческой натуры не сравнится ни с чем. С одной стороны по-настоящему счастливы те, кто понял, зачем пришёл в наш бренный мир (иными словами, обрёл смысл жизни), но с другой – ещё необходимо доказать, что ты достоин, говоря высоким слогом, благоволения небес. Кен Майлз каждое мгновение своего существования демонстрировал приверженность богу скорости – и даже ушёл в иной мир, рискну предположить, счастливым человеком… Все эти мелкие козни завистников, уж конечно, не могли стать препятствием для такого, как хочется торжественно заявить, титана духа, сражавшегося с другими титанами.
Впрочем, в данном случае особо радует, что Джеймс Мэнголд стремится раскрыть тему гораздо глубже того же Франкенхаймера. Воспевание мятежного духа индивидуализма, неизменно вступающего в противоречие с требованиями командной игры и подчас – вынужденного наступить на горло собственной песне (вспомним печальную развязку с пересечением финишной черты сразу тремя автомобилями одной марки), не затмевает у него главного. Режиссёр, не забывая отдать дань специфике большого спорта, одновременно – прозрачно намекает на истинную цену победы. Титанические усилия отдельных личностей благополучно поглощались исполинскими (напоминающими Кракена из знаменитого фэнтези Десмонда Дэвиса и римейка Луи Леттерье) сущностями – могущественными организациями, участниками глобального рынка. В развернувшейся грандиозной битве между не Фордом и Феррари (владельцами), а Ford и Ferrari, как юридическими лицами, торговыми марками и т.д., конкретные люди, даже обладающие неординарными волевыми, психологическими, интеллектуальными качествами, остаются «винтиками». «Винтиками» гигантских механизмов… В том, как проницательно замечают авторы, и заключается главная особенность современности. Особенность, с которой не могут и не хотят смириться такие незаурядные индивиды, как Кен Майлз, увековеченный посмертно и ставший для приверженцев автоспорта идолом.
_______
1 – От вполне успешных «Дней грома» /1990/ до обескураживающего «Гонщика» /2001/ и неприлично язвительного «Рикки Бобби: Короля дороги» /2006/.
8
,9
2019, США, Спорт
146 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Пик увлечения голливудских кинематографистов автогонками пришёлся на рубеж 1960-70-х, когда вслед за блокбастером Джона Франкенхаймера с торжественным названием «Большой приз» /1966/ на экраны вышли картины «Победители» /1969/ и «Ле-Ман» /1971/, где блеснули «суперзвёзды», соответственно Пол Ньюман и Стив МакКуин – известные любители скоростных автомобилей. Отдельные всплески интереса к предмету возникали на «фабрике грёз» и впоследствии (1), однако нового устойчивого культа этого зрелищного вида спорта не породили. Судя по всему, и продюсеры постановки Джеймса Мэнголда не были уверены в том, что тема как таковая привлечёт внимание достаточного количества зрителей, чтобы окупить внушительные финансовые затраты (бюджет составил порядка $100 млн.). Во всяком случае в заголовке создатели ленты заявили совсем другой (если вдуматься, более актуальный и в условиях сегодняшнего дня универсальный) мотив – конкуренции корпораций, являющейся двигателем… нет, в данном случае не торговли, а зрелищности. Авторы могли бы, пожалуй,и более детально познакомить с обстоятельствами, сопутствовавшими появлению на свет такой уникальной модели, как Ford GT40. Например, поведать об аудите активов (и ревизии производственных мощностей заводов) Ferrari, непосредственно предшествовавшей переговорам и обошедшейся Ford Motor Company в несколько миллионов долларов США. Тогда хитроумная уловка синьора Энцо, фактически – цинично использовавшего заокеанского магната, чтобы подогреть интерес хозяина концерна Fiat, прозвучала бы ещё эффектнее. Дело, уж конечно, не исключительно в персональной обиде, нанесённой Генри Форду II, который-де до гробовой доски останется «вторым» и не сумеет превзойти своего легендарного дедушку… Как всегда, «ничего личного – только бизнес». Вместе с тем Мэнголд и сценаристы Джез Баттеруорт, Джон-Генри Баттеруорт и Джейсон Келлер грамотно выстраивают и вторую, «внутреннюю» линию конфликта, поскольку Кэрроллу Шелби и Кену Майлзу приходится чуть ли не в большей степени противостоять корпоративным (по сути, бюрократическим) препонам, чинимым топ-менеджментом самой компании-заказчика. Победа над конкурентом – победой, но подковёрную борьбу за место у штурвала никто не отменял. И товарищам волей-неволей приходится вступить в схватку в той сфере, где они вовсе не являются виртуозами – не то что на трассе! Картина выстроена, вне всякого сомнения, по классической драматургической схеме, но это тот случай, когда наработанные десятилетиями приёмы безукоризненно работают. В тандеме экранных кумиров солирует, на мой взгляд, Кристиан Бейл, пришедший в отличную физическую форму (сбросивший около тридцати килограммов) после того, как безобразно располнел для предыдущей роли – политического тяжеловеса Дика Чейни в драме «Власть» /2018/. Мэтт Деймон даже признался, что был поражён собранности, почти монашеской отрешённости и дисциплинированности партнёра по съёмочной площадке. Но ещё важнее, что искренне веришь: перед нами – действительно выдающийся гонщик, фанат любимого дела, могущий часами ездить на колоссальных скоростях и, трудясь автомехаником, копаться во внутренностях автомашин, объясняя очередному наглому клиенту, что тот не прав. Англичанин (кстати, данное обстоятельство кинематографистами особо не подчёркивается), герой Второй мировой войны, он почти отказался от мечты всей жизни – и лишь стараниями Шелби получил уникальный шанс. Шанс, который использовал по максимуму, пусть коварные, искушённые в интригах противники и оказались хитрее. Зрелищные кадры состязаний, прежде всего – кульминационный эпизод выматывающего, затяжного (длящегося сутки!) соревнования в Ле-Мане, безусловно, впечатляют. Джеймс сознательно окутывает действие лёгким флёром эстетики ретро, блестяще реконструируя атмосферу эпохи. Стремительно мчащиеся машины, тучи пыли, безжалостно палящее солнце, искорёженный металл и… пламя, в котором, увы, суждено погибнуть некоторым отчаянным пилотам. Но упорство человеческой натуры не сравнится ни с чем. С одной стороны по-настоящему счастливы те, кто понял, зачем пришёл в наш бренный мир (иными словами, обрёл смысл жизни), но с другой – ещё необходимо доказать, что ты достоин, говоря высоким слогом, благоволения небес. Кен Майлз каждое мгновение своего существования демонстрировал приверженность богу скорости – и даже ушёл в иной мир, рискну предположить, счастливым человеком… Все эти мелкие козни завистников, уж конечно, не могли стать препятствием для такого, как хочется торжественно заявить, титана духа, сражавшегося с другими титанами. Впрочем, в данном случае особо радует, что Джеймс Мэнголд стремится раскрыть тему гораздо глубже того же Франкенхаймера. Воспевание мятежного духа индивидуализма, неизменно вступающего в противоречие с требованиями командной игры и подчас – вынужденного наступить на горло собственной песне (вспомним печальную развязку с пересечением финишной черты сразу тремя автомобилями одной марки), не затмевает у него главного. Режиссёр, не забывая отдать дань специфике большого спорта, одновременно – прозрачно намекает на истинную цену победы. Титанические усилия отдельных личностей благополучно поглощались исполинскими (напоминающими Кракена из знаменитого фэнтези Десмонда Дэвиса и римейка Луи Леттерье) сущностями – могущественными организациями, участниками глобального рынка. В развернувшейся грандиозной битве между не Фордом и Феррари (владельцами), а Ford и Ferrari, как юридическими лицами, торговыми марками и т.д., конкретные люди, даже обладающие неординарными волевыми, психологическими, интеллектуальными качествами, остаются «винтиками». «Винтиками» гигантских механизмов… В том, как проницательно замечают авторы, и заключается главная особенность современности. Особенность, с которой не могут и не хотят смириться такие незаурядные индивиды, как Кен Майлз, увековеченный посмертно и ставший для приверженцев автоспорта идолом. _______ 1 – От вполне успешных «Дней грома» /1990/ до обескураживающего «Гонщика» /2001/ и неприлично язвительного «Рикки Бобби: Короля дороги» /2006/.