Случилось так, что получившая премьеру в основном конкурсе в июне прошлого года на фестивале "Кинотавр" лента "Два билета домой" режиссера Дмитрия Месхиева ("Батальонъ", "Человек у окна") осталась без призов этого крупнейшего российского кинофорума. Однако проект об одиночестве и поиске близких людей спустя долгие годы и не претендовал на резонансность. Работа Месхиева претендует на отклик у наиболее эмоциональной части зрительской аудитории и поэтому играет по правилам традиционной мелодрамы о двух разлученных судьбой ближайших родственниках. Такой концепт идеально работает для множества эпизодов дневного сериала и может обрастать множеством характеров разных планов и разной степени проработки, чтобы в итоге прийти к вполне понятному и хорошо просчитанному финалу, где произойдет выстраданное объединение, а все коллизии окажутся разрешенными. В основе экранной истории "Двух билетов домой" лежит идея известного актера Сергея Гармаша ("12", "Любовник"), позднее превращенная им самим при участии Марии Ошмянской (сериалы "Легенда для оперши", "Алиса знает, что делать!") в сценарий для именно полнометражного фильма. За кажущейся простым и максимально понятным рассказом режиссер скрывает жанровые эксперименты, пытаясь представить во втором акте уход в некий триллер, а в третьем - делает акцент на роуд-мови, в котором центральные персонажи неминуемо должны пройти сближение и наконец-то принять друг друга. Но, когда сценарий конструируется относительно пусть даже и такой яркой (и своевременной) для отечественного кино идеи, начинают отчетливо просматриваться множественные и множащие друг друга стереотипы, которые манипулируют доверием зрителей. Лента Месхиева стремится быть динамичной и за полтора часа показывает множество самых невероятных событий, происходящих за несколько дней из жизни 18-летней Любы Васнецовой (Мария Скуратова, сериалы "Пять минут тишины. Возвращение" и "Троцкий"), однако отсутствие ярких и харизматичных антагонистов лишает ее необходимого градуса конфликта. Поэтому "Два билета домой" оказываются социальной драмой, где высказывание авторов максимально заретушировано и теряется за общей оторванностью от реальной жизни повествования, а очередное появление в главной роли Сергея Гармаша, апеллирующее в первую очередь к человеческой совести, становится громких выстрелом в воздух.
У выпускницы школы-интерната для сирот Любы из провинциального города Каторска есть понятные и простые мечты: она хочет стать стюардессой и сразу же после получения аттестата перебраться в Санкт-Петербург вместе со своим парнем Артемом (Евгений Ткачук, "То, что никто не видит"). Главная героиня "Двух билетов домой" влюблена в героя Ткачука настолько сильно и настолько чисто, что не замечает, что Артема больше интересует ее "приданое" - новенькая однокомнатная квартира, которую можно продать и получить за нее неплохие деньги. Само собой, Любу, старающуюся выглядеть максимально независимой и гордой, молодой подлец использует и разыгрывает для целый театр, пользуясь уязвимостью и желанием девушки создать прочные и крепкие, как ей кажется, отношения. Экранная история выстраивает вполне естественный в таком случае любовный треугольник и включает в него одноклассника Любы Сергея по прозвищу "Шило" (Камиль Хардин). Знаки внимания Шила героиня Марии Скуратовой не воспринимает всерьез, однако не отказывается уехать с ним в уединенное место, где учится стрелять по банкам из настоящего боевого пистолета, который парень якобы приобрел у "черных копателей". Во время вручения аттестатов Люба не получает вместе со всеми ключи от квартиры из-за какого-то непонятного ей самой "особого случая". Однако вмешательство директора интерната Ады Петровны (Наталья Суркова, "Карп отмороженный", "День до") и помощь всесильного "депутата" позволяют Любе также стать обладательницей своего отдельного жилья. Во время празднования выпуска на прогулочном катере Шило из случайно подслушанного разговора узнает, что у девушки, в которую он влюблен, есть отец, не погибший, как ей рассказывали, во время пожара, а отбывающий срок в колонии за убийство матери Любы. Мир молодой девушки, бывший для нее таким понятным и предсказуемым, где все это время не было по-настоящему близких людей за исключением учительницы Светланы Александровны (Ирина Рахманова, "Блокбастер") и где чувство справедливости обострено до предела. Поскольку своих родителей главная героиня практически не помнила, то история об отце-убийце становится для нее ожидаемым триггером и в голове Любы очень быстро созревает план мести, для этого она обманом выманивает у Шила пистолет с обоймой патронов, садится в поезд и отправляется в город Лухнов, где надеется увидеть своего отца Николая Васнецова (Сергей Гармаш) и расквитаться с ним за те несчастные 15 лет жизни в детском доме.
По замыслу создателей "Двух билетов домой" герой Гармаша практически сразу же выходит на свободу после приезда дочери. Ничего сверхъестественного в этом нет, просто кончился такой же 15-летний срок в тюрьме, однако Месхиев, как постановщик ленты и один из авторов ее сценария, упускает очевидный шанс, который мог существенно улучшить качество экранного материала. И Люба, и ее отец Николай оказываются один на один с современным обществом, они находятся в очевидной и хорошо считываемой точке бифуркации, где можно было на фоне роуд-муви хотя бы попытаться по-настоящему заглянуть в души центральных персонажей, а не устраивать им п(р)обег по полям и лесам нашей необъятной Родины. В итоге меняющий стили с завидной скоростью режиссер оказывается в им самим снятой ловушке: с одной стороны "Два билета домой" предельно далеки от того, что принято называть авторским кино, которое претендует на некое высказывание, с другой - у ленты понятный продюсерский просчет, когда она начинает жанровые скачки. Только благодаря мастерству Сергея Гармаша лента не теряет своего нерва и сохраняет напряжение во второй части картины. Ограниченность экранной истории связана, в первую очередь, с отсутствием явных сюжетных козырей, которые для дорожного приключения проработаны прагматично и добросовестно, но эти попытки изнасилования главной героини, неуверенная стрельба и попытки найти контакт и точки соприкосновения между характерами выглядят именно как недочеты Гармаша-сценариста. Кульминационный эпизод в тамбуре поезда, придуманный, по словам Сергея Леонидовича, первым и ставший отправной точкой для всей ленты возникает настолько рано, что далее развитие проекта Месхиева, который не претендует на архаусность, становится предсказуемым и должно привести к голливудскому варианту финала, что остается только вопросом хронометража. Разный уровень владения актерским искусством не позволяет Марии Скуратовой подняться до вершин духовного просветления бывшего заключенного, который разражается компромиссным и максимально сглаживающим все острые углы этого фильма монологом на автобусной остановке. Благодаря операторской работе Владимира Башты ("Время первых", "Географ глобус пропил") происходит стерильное визуальное погружение в провинциальные пейзажи, когда действительность показана максимально обобщенно и кинематографически правильно. Такой подход, возможно, хорошо мог бы сработать для иностранных зрителей, для которых российская глубинка и представляется такой дремучей диковинкой, где только лес, водка и жаждущие прощения отцы.
"Два билета домой" Дмитрия Месхиева легко вписываются в современный российский кинематограф и будет несправедливо не отметить стремление авторов зарядить ленту эмоционально и поставить ее на постамент прощения и духовности. Однако фильм самоустраняется от поисков выпуклых и осязаемых героев в том настоящем, где живут Гармаш, Месхиев, Скуратова и прочие создатели этой работы, предлагая созерцать и переживать за тех, кого прагматично спроектировали, а не создали по велению сердца. При этом режиссер продолжает верить в то, что в жизни (и особенно в провинции) намного больше хороших и милосердных людей, чем это можно себе обозримо представить. Не вызывающее разночтений и не стесняющееся этого визуальное сходство Марии Скуратовой с Натали Портман в "Леоне" Люка Бессона является парафразом на экранный образ отчаянной и способной на гораздо большее, чем это можно себе представить сироты. Плохо ли то, что Николай стремится быть максимально честным и раскрывает Любе все тайны отцовства и убийства ее матери в охладившихся за полтора десятка лет деталях? Наверное, нет, вряд ли герой Сергея Гармаша представлял себе, что его освобождение из тюрьмы будет практически сразу же связано с криминалом. Николай Васнецов уже прошел множество кругов жестокости, о которых он не предпочитает распространяться и остался при этом человеком, способным сохранить уважение тех, с кем он был в одном отряде в колонии. Этот неулыбчивый, изредка усмехающийся, мужчина гораздо больше, чем это можно себе представить нуждается в прощении после рассказанного, но в фильме герой Гармаша оказывается тем сентиментальным полустариком, который способен стать максимально сентиментальным только при собственных воспоминаниях, оказавшихся способными стать для Николая важным якорем при отбывании срока. История Месхиева о поисках в первую очередь родства, а не родственных душ, показывает, как в максимально короткие сроки два человека, абсолютно не знающие друг друга становятся готовы отдать жизнь за другого и оказать максимально возможную помощь. Так, Люба ассистирует на операции врачу (Ирина Розанова) и помогает вытащить всаженную ею же вгорячах пулю из пока еще ненавидимого родителя, а герой Сергея Гармаша второй раз за сутки готов встать по пулю из того же самого пистолета, но уже ради любимой дочери. Только по-настоящему близкие люди готовы отдать жизнь друг за друга, не руководствуясь только кровным родством. Поэтому "Два билета домой" отыгрывают один кинематографических стандартов, но не скатываются при этом в бурлящие чувствами жанровые глубины, подобные индийскому кино, а предлагают завершенную историю об отношениях отца и дочери в период жесткой социальной адаптации.
7
,5
2018, Россия, Драмы
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Случилось так, что получившая премьеру в основном конкурсе в июне прошлого года на фестивале "Кинотавр" лента "Два билета домой" режиссера Дмитрия Месхиева ("Батальонъ", "Человек у окна") осталась без призов этого крупнейшего российского кинофорума. Однако проект об одиночестве и поиске близких людей спустя долгие годы и не претендовал на резонансность. Работа Месхиева претендует на отклик у наиболее эмоциональной части зрительской аудитории и поэтому играет по правилам традиционной мелодрамы о двух разлученных судьбой ближайших родственниках. Такой концепт идеально работает для множества эпизодов дневного сериала и может обрастать множеством характеров разных планов и разной степени проработки, чтобы в итоге прийти к вполне понятному и хорошо просчитанному финалу, где произойдет выстраданное объединение, а все коллизии окажутся разрешенными. В основе экранной истории "Двух билетов домой" лежит идея известного актера Сергея Гармаша ("12", "Любовник"), позднее превращенная им самим при участии Марии Ошмянской (сериалы "Легенда для оперши", "Алиса знает, что делать!") в сценарий для именно полнометражного фильма. За кажущейся простым и максимально понятным рассказом режиссер скрывает жанровые эксперименты, пытаясь представить во втором акте уход в некий триллер, а в третьем - делает акцент на роуд-мови, в котором центральные персонажи неминуемо должны пройти сближение и наконец-то принять друг друга. Но, когда сценарий конструируется относительно пусть даже и такой яркой (и своевременной) для отечественного кино идеи, начинают отчетливо просматриваться множественные и множащие друг друга стереотипы, которые манипулируют доверием зрителей. Лента Месхиева стремится быть динамичной и за полтора часа показывает множество самых невероятных событий, происходящих за несколько дней из жизни 18-летней Любы Васнецовой (Мария Скуратова, сериалы "Пять минут тишины. Возвращение" и "Троцкий"), однако отсутствие ярких и харизматичных антагонистов лишает ее необходимого градуса конфликта. Поэтому "Два билета домой" оказываются социальной драмой, где высказывание авторов максимально заретушировано и теряется за общей оторванностью от реальной жизни повествования, а очередное появление в главной роли Сергея Гармаша, апеллирующее в первую очередь к человеческой совести, становится громких выстрелом в воздух. У выпускницы школы-интерната для сирот Любы из провинциального города Каторска есть понятные и простые мечты: она хочет стать стюардессой и сразу же после получения аттестата перебраться в Санкт-Петербург вместе со своим парнем Артемом (Евгений Ткачук, "То, что никто не видит"). Главная героиня "Двух билетов домой" влюблена в героя Ткачука настолько сильно и настолько чисто, что не замечает, что Артема больше интересует ее "приданое" - новенькая однокомнатная квартира, которую можно продать и получить за нее неплохие деньги. Само собой, Любу, старающуюся выглядеть максимально независимой и гордой, молодой подлец использует и разыгрывает для целый театр, пользуясь уязвимостью и желанием девушки создать прочные и крепкие, как ей кажется, отношения. Экранная история выстраивает вполне естественный в таком случае любовный треугольник и включает в него одноклассника Любы Сергея по прозвищу "Шило" (Камиль Хардин). Знаки внимания Шила героиня Марии Скуратовой не воспринимает всерьез, однако не отказывается уехать с ним в уединенное место, где учится стрелять по банкам из настоящего боевого пистолета, который парень якобы приобрел у "черных копателей". Во время вручения аттестатов Люба не получает вместе со всеми ключи от квартиры из-за какого-то непонятного ей самой "особого случая". Однако вмешательство директора интерната Ады Петровны (Наталья Суркова, "Карп отмороженный", "День до") и помощь всесильного "депутата" позволяют Любе также стать обладательницей своего отдельного жилья. Во время празднования выпуска на прогулочном катере Шило из случайно подслушанного разговора узнает, что у девушки, в которую он влюблен, есть отец, не погибший, как ей рассказывали, во время пожара, а отбывающий срок в колонии за убийство матери Любы. Мир молодой девушки, бывший для нее таким понятным и предсказуемым, где все это время не было по-настоящему близких людей за исключением учительницы Светланы Александровны (Ирина Рахманова, "Блокбастер") и где чувство справедливости обострено до предела. Поскольку своих родителей главная героиня практически не помнила, то история об отце-убийце становится для нее ожидаемым триггером и в голове Любы очень быстро созревает план мести, для этого она обманом выманивает у Шила пистолет с обоймой патронов, садится в поезд и отправляется в город Лухнов, где надеется увидеть своего отца Николая Васнецова (Сергей Гармаш) и расквитаться с ним за те несчастные 15 лет жизни в детском доме. По замыслу создателей "Двух билетов домой" герой Гармаша практически сразу же выходит на свободу после приезда дочери. Ничего сверхъестественного в этом нет, просто кончился такой же 15-летний срок в тюрьме, однако Месхиев, как постановщик ленты и один из авторов ее сценария, упускает очевидный шанс, который мог существенно улучшить качество экранного материала. И Люба, и ее отец Николай оказываются один на один с современным обществом, они находятся в очевидной и хорошо считываемой точке бифуркации, где можно было на фоне роуд-муви хотя бы попытаться по-настоящему заглянуть в души центральных персонажей, а не устраивать им п(р)обег по полям и лесам нашей необъятной Родины. В итоге меняющий стили с завидной скоростью режиссер оказывается в им самим снятой ловушке: с одной стороны "Два билета домой" предельно далеки от того, что принято называть авторским кино, которое претендует на некое высказывание, с другой - у ленты понятный продюсерский просчет, когда она начинает жанровые скачки. Только благодаря мастерству Сергея Гармаша лента не теряет своего нерва и сохраняет напряжение во второй части картины. Ограниченность экранной истории связана, в первую очередь, с отсутствием явных сюжетных козырей, которые для дорожного приключения проработаны прагматично и добросовестно, но эти попытки изнасилования главной героини, неуверенная стрельба и попытки найти контакт и точки соприкосновения между характерами выглядят именно как недочеты Гармаша-сценариста. Кульминационный эпизод в тамбуре поезда, придуманный, по словам Сергея Леонидовича, первым и ставший отправной точкой для всей ленты возникает настолько рано, что далее развитие проекта Месхиева, который не претендует на архаусность, становится предсказуемым и должно привести к голливудскому варианту финала, что остается только вопросом хронометража. Разный уровень владения актерским искусством не позволяет Марии Скуратовой подняться до вершин духовного просветления бывшего заключенного, который разражается компромиссным и максимально сглаживающим все острые углы этого фильма монологом на автобусной остановке. Благодаря операторской работе Владимира Башты ("Время первых", "Географ глобус пропил") происходит стерильное визуальное погружение в провинциальные пейзажи, когда действительность показана максимально обобщенно и кинематографически правильно. Такой подход, возможно, хорошо мог бы сработать для иностранных зрителей, для которых российская глубинка и представляется такой дремучей диковинкой, где только лес, водка и жаждущие прощения отцы. "Два билета домой" Дмитрия Месхиева легко вписываются в современный российский кинематограф и будет несправедливо не отметить стремление авторов зарядить ленту эмоционально и поставить ее на постамент прощения и духовности. Однако фильм самоустраняется от поисков выпуклых и осязаемых героев в том настоящем, где живут Гармаш, Месхиев, Скуратова и прочие создатели этой работы, предлагая созерцать и переживать за тех, кого прагматично спроектировали, а не создали по велению сердца. При этом режиссер продолжает верить в то, что в жизни (и особенно в провинции) намного больше хороших и милосердных людей, чем это можно себе обозримо представить. Не вызывающее разночтений и не стесняющееся этого визуальное сходство Марии Скуратовой с Натали Портман в "Леоне" Люка Бессона является парафразом на экранный образ отчаянной и способной на гораздо большее, чем это можно себе представить сироты. Плохо ли то, что Николай стремится быть максимально честным и раскрывает Любе все тайны отцовства и убийства ее матери в охладившихся за полтора десятка лет деталях? Наверное, нет, вряд ли герой Сергея Гармаша представлял себе, что его освобождение из тюрьмы будет практически сразу же связано с криминалом. Николай Васнецов уже прошел множество кругов жестокости, о которых он не предпочитает распространяться и остался при этом человеком, способным сохранить уважение тех, с кем он был в одном отряде в колонии. Этот неулыбчивый, изредка усмехающийся, мужчина гораздо больше, чем это можно себе представить нуждается в прощении после рассказанного, но в фильме герой Гармаша оказывается тем сентиментальным полустариком, который способен стать максимально сентиментальным только при собственных воспоминаниях, оказавшихся способными стать для Николая важным якорем при отбывании срока. История Месхиева о поисках в первую очередь родства, а не родственных душ, показывает, как в максимально короткие сроки два человека, абсолютно не знающие друг друга становятся готовы отдать жизнь за другого и оказать максимально возможную помощь. Так, Люба ассистирует на операции врачу (Ирина Розанова) и помогает вытащить всаженную ею же вгорячах пулю из пока еще ненавидимого родителя, а герой Сергея Гармаша второй раз за сутки готов встать по пулю из того же самого пистолета, но уже ради любимой дочери. Только по-настоящему близкие люди готовы отдать жизнь друг за друга, не руководствуясь только кровным родством. Поэтому "Два билета домой" отыгрывают один кинематографических стандартов, но не скатываются при этом в бурлящие чувствами жанровые глубины, подобные индийскому кино, а предлагают завершенную историю об отношениях отца и дочери в период жесткой социальной адаптации.