Закрадывается подозрение, что часть зрителей, всей душой полюбивших комедию «Гуляй, Вася!» /2017/, испытает на сеансе чувство лёгкого разочарования, которое будет расти по мере того, как придёт осознание: в продолжении Мите и Насте отведено совсем немного экранного времени. Да-да, они по воле (кто сказал «по произволу»?) сценаристов понижены до статуса персонажей даже не второго плана, а – эпизодических. Вместе с тем осуждать Романа Каримова и Яну Лебедеву за такое решение совершенно не хочется. И в общем-то неважно, что послужило причиной: занятость артистов (Ефима Петрунина и Софьи Райзман), непримиримые разногласия или же сугубо творческие соображения. Возникает ощущение, что авторам и не пришлось делать над собой усилий!.. Какими бы забавными ни казались характеры молодого провинциала, добившегося успеха в столице (и вернувшегося на малую родину, чтобы получить развод от дражайшей половины, пока не узнала состоятельная невеста), и скромной официантки, в которую горе-жених умудрился влюбиться, они волей-неволей меркли на фоне других, куда более колоритных образов. С нас, собственно, достаточно и того, что у Мити с Настей всё хорошо – что паре вскорости предстоит официально оформить отношения. А какова дальнейшая судьба старых знакомых, оставленных, мягко говоря, в растерянности? Вот это – вопрос!
Всё начинается с невинной просьбы к Паше привезти бабушкино обручальное кольцо – и не куда-нибудь, а на Бали, где должна состояться свадьба. Сразу догадываешься, что судьба-индейка постарается сделать так, чтобы на этом живописном курорте очутились и прочие. Невесёлый подкаблучник отваживается на путешествие, поскольку доведён до ручки ревностью благоверной Киры, а та в свою очередь – поддаётся на уговоры психоаналитика, убеждающего продолжать следить за супругом. Но и Макс, после ухода Анастасии погрузившийся в затяжную депрессию, обросший, совсем запустивший сад-огород, не готов проститься с прошлым – и заставляет Гарика напрячь свою, с позволения сказать, предпринимательскую жилку, чтобы попасть туда же. Наконец, в самый ответственный момент объявляется Вася, надеющаяся «выжать» из бывшего воздыхателя хоть что-то… Идея переместить действующих лиц, вполне уютно чувствующих себя в российской глубинке, на экзотический остров, не то чтобы чересчур оригинальна. В том же Голливуде давно апробированы сюжетные схемы юмористических произведений о злоключениях американцев в дальних странах, чаще – на отдыхе. Достаточно вспомнить популярный цикл с участием Бинга Кросби и Боба Хоупа, радовавший публику с 1940-го по 1962-й, шестая часть которого называлась, между прочим, «Дорога на Бали» /1952/. Не остались от славной традиции в стороне и отечественные кинематографисты, например, Генрих Оганесян, порадовавший остроумной и трогательной лирической комедией «Три плюс два» /1963/, основанной на пьесе Сергея Михалкова. Разница лишь в том, что у нынешних отдыхающих, заброшенных ещё дальше от родных краёв, расклад немного иной: четверо мужчин и две женщины.
Самой остроумной и, кстати, драматургически цельной, продуманной мне показалась линия Максима, выпавшие на долю которого трудности действительно помогли развиться в личностном плане. Бывший боксёр, не обделённый от природы физической силой и статью, явно не блистал интеллектом – и, что ещё хуже, почти не скрывал от окружающих, что намерен всю жизнь просидеть на шее у избранницы, зарабатывавшей деньги и вдобавок тянувшей на себе подсобное хозяйство. Единственное, что спасало от непробиваемой тупости – деревенская смекалка. А в непривычном окружении, да ещё при поддержке ушлого Гарика, предлагающего «гениальные» бизнес-проекты, герою волей-неволей приходится вертеться – пробовать себя и на поприще продавца ножей (1), и на ниве инструктора по сёрфингу, и, конечно же, в качестве участника местных боёв без правил. Кадры с юрким петухом, купленным тренером-самоучкой, дабы подопечный лучше подготовился к схватке с Марго, разумеется, пародийны по отношению к соответствующему фрагменту из «Рокки 2» /1979/. Однако, последовав, не ведая о том, примеру Бальбоа, Макс незаметно взлелеял в себе упорство и волю к победе. Исход кульминационного противостояния местному чемпиону (быть может, и не столь эффектного, как встреча на ринге с Аполло Кридом) уже не вызывает сомнений… Ещё чуть-чуть, и Роман Курцын, глядишь, бросит вызов Сильвестру Сталлоне, тоже не боявшемуся (особенно в начале карьеры) изображать мускулистых парней, поступающих по принципу «сила есть – ума не надо».
Словом, есть над чем повеселиться – и почти не возникает сожалений по поводу того, что премьеру переносили: пока на улице снег с гололёдом, потребность в подобных (кричаще летних по антуражу и настроению) фарсах, пожалуй, ещё выше. Каримов и Лебедева вновь обнаруживают незаурядное чувство юмора, придумывая ситуации на грани абсурда. Если б всё так и оставалось, к авторам и вовсе бы не возникло вопросов, а любителям деликатных, умеренно сентиментальных кинокомедий можно было б смело рекомендовать другую постановку Романа (тоже сиквел, вышел в кинопрокат накануне) – «Неадекватных людей 2» /2020/. И всё-таки режиссёр остался верным себе ещё и в том отношении, что даже в откровенно развлекательной картине постарался насытить действие глубокомысленным, почти философским подтекстом. Правда, как раз эпизоды с участием Паши, переборщившего со спиртным в полёте (и «догнавшегося» психотропным препаратом после приземления), который очнулся в очень, очень странном месте, обустроенном под чутким руководством пламенного Данко-Пионера, увы, не лишены изъянов. Авторов вроде как и нет повода обличать в запоздалой антисоветчине (пафос, уж скорее, ностальгически-просоветский), но подобный сюжетный ход требовал, на мой взгляд, более тонкой, прямо-таки филигранной проработки. К тому же, из развязки явствует, что речь идёт вовсе не о проходном фрагменте…
Сложно не согласиться со сделанным кинематографистами выводом, что все беды невезучих, заполошных героев происходят от, скажем так, сомнительных ценностных установок, привитых окружающей социальной действительностью (по сути, общественным строем). Когда идеалом для индивида является обладание максимальным количеством материальных благ, которые желательно получить, как можно меньше трудясь (а то и вообще не напрягаясь – эксплуатируя природные данные или прибегая к уловкам), негоже удивляться, что жизнь подбрасывает неприятные сюрпризы. Счастье надо заслужить – да и состоит оно, это самое, пресловутое счастье, вовсе не в неограниченном «потреблядстве» (кому не нравится грубое, но точное русское слово, тот вправе использовать научный термин консюмеризм). Сию нехитрую истину постигает даже красавица Василиса (как выясняется, «испорченная» щедростью Павла ещё в школе), отказавшаяся от бесплодных попыток найти себе наивного денежного мешка. Кажется, она впервые чувствует себя с новым избранником радостной и внутренне свободной в балийской коммуне, построенной в соответствии с передовыми социалистическими образцами. А финальный звонок Мити, сообщающего, что прилёт ещё ненадолго откладывается, оставляет шанс на продолжение истории – разумеется, при условии, что вторая часть, как минимум, не уступит оригиналу в плане зрительского отклика.
_______
1 – Оценим брошенную вскользь шутку: раз уж Российская Федерация стала вторым по объёму экспортёром вооружений, реализация холодного оружия из сибирской стали – беспроигрышное мероприятие.
7
,0
2021, Россия, Комедии
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Закрадывается подозрение, что часть зрителей, всей душой полюбивших комедию «Гуляй, Вася!» /2017/, испытает на сеансе чувство лёгкого разочарования, которое будет расти по мере того, как придёт осознание: в продолжении Мите и Насте отведено совсем немного экранного времени. Да-да, они по воле (кто сказал «по произволу»?) сценаристов понижены до статуса персонажей даже не второго плана, а – эпизодических. Вместе с тем осуждать Романа Каримова и Яну Лебедеву за такое решение совершенно не хочется. И в общем-то неважно, что послужило причиной: занятость артистов (Ефима Петрунина и Софьи Райзман), непримиримые разногласия или же сугубо творческие соображения. Возникает ощущение, что авторам и не пришлось делать над собой усилий!.. Какими бы забавными ни казались характеры молодого провинциала, добившегося успеха в столице (и вернувшегося на малую родину, чтобы получить развод от дражайшей половины, пока не узнала состоятельная невеста), и скромной официантки, в которую горе-жених умудрился влюбиться, они волей-неволей меркли на фоне других, куда более колоритных образов. С нас, собственно, достаточно и того, что у Мити с Настей всё хорошо – что паре вскорости предстоит официально оформить отношения. А какова дальнейшая судьба старых знакомых, оставленных, мягко говоря, в растерянности? Вот это – вопрос! Всё начинается с невинной просьбы к Паше привезти бабушкино обручальное кольцо – и не куда-нибудь, а на Бали, где должна состояться свадьба. Сразу догадываешься, что судьба-индейка постарается сделать так, чтобы на этом живописном курорте очутились и прочие. Невесёлый подкаблучник отваживается на путешествие, поскольку доведён до ручки ревностью благоверной Киры, а та в свою очередь – поддаётся на уговоры психоаналитика, убеждающего продолжать следить за супругом. Но и Макс, после ухода Анастасии погрузившийся в затяжную депрессию, обросший, совсем запустивший сад-огород, не готов проститься с прошлым – и заставляет Гарика напрячь свою, с позволения сказать, предпринимательскую жилку, чтобы попасть туда же. Наконец, в самый ответственный момент объявляется Вася, надеющаяся «выжать» из бывшего воздыхателя хоть что-то… Идея переместить действующих лиц, вполне уютно чувствующих себя в российской глубинке, на экзотический остров, не то чтобы чересчур оригинальна. В том же Голливуде давно апробированы сюжетные схемы юмористических произведений о злоключениях американцев в дальних странах, чаще – на отдыхе. Достаточно вспомнить популярный цикл с участием Бинга Кросби и Боба Хоупа, радовавший публику с 1940-го по 1962-й, шестая часть которого называлась, между прочим, «Дорога на Бали» /1952/. Не остались от славной традиции в стороне и отечественные кинематографисты, например, Генрих Оганесян, порадовавший остроумной и трогательной лирической комедией «Три плюс два» /1963/, основанной на пьесе Сергея Михалкова. Разница лишь в том, что у нынешних отдыхающих, заброшенных ещё дальше от родных краёв, расклад немного иной: четверо мужчин и две женщины. Самой остроумной и, кстати, драматургически цельной, продуманной мне показалась линия Максима, выпавшие на долю которого трудности действительно помогли развиться в личностном плане. Бывший боксёр, не обделённый от природы физической силой и статью, явно не блистал интеллектом – и, что ещё хуже, почти не скрывал от окружающих, что намерен всю жизнь просидеть на шее у избранницы, зарабатывавшей деньги и вдобавок тянувшей на себе подсобное хозяйство. Единственное, что спасало от непробиваемой тупости – деревенская смекалка. А в непривычном окружении, да ещё при поддержке ушлого Гарика, предлагающего «гениальные» бизнес-проекты, герою волей-неволей приходится вертеться – пробовать себя и на поприще продавца ножей (1), и на ниве инструктора по сёрфингу, и, конечно же, в качестве участника местных боёв без правил. Кадры с юрким петухом, купленным тренером-самоучкой, дабы подопечный лучше подготовился к схватке с Марго, разумеется, пародийны по отношению к соответствующему фрагменту из «Рокки 2» /1979/. Однако, последовав, не ведая о том, примеру Бальбоа, Макс незаметно взлелеял в себе упорство и волю к победе. Исход кульминационного противостояния местному чемпиону (быть может, и не столь эффектного, как встреча на ринге с Аполло Кридом) уже не вызывает сомнений… Ещё чуть-чуть, и Роман Курцын, глядишь, бросит вызов Сильвестру Сталлоне, тоже не боявшемуся (особенно в начале карьеры) изображать мускулистых парней, поступающих по принципу «сила есть – ума не надо». Словом, есть над чем повеселиться – и почти не возникает сожалений по поводу того, что премьеру переносили: пока на улице снег с гололёдом, потребность в подобных (кричаще летних по антуражу и настроению) фарсах, пожалуй, ещё выше. Каримов и Лебедева вновь обнаруживают незаурядное чувство юмора, придумывая ситуации на грани абсурда. Если б всё так и оставалось, к авторам и вовсе бы не возникло вопросов, а любителям деликатных, умеренно сентиментальных кинокомедий можно было б смело рекомендовать другую постановку Романа (тоже сиквел, вышел в кинопрокат накануне) – «Неадекватных людей 2» /2020/. И всё-таки режиссёр остался верным себе ещё и в том отношении, что даже в откровенно развлекательной картине постарался насытить действие глубокомысленным, почти философским подтекстом. Правда, как раз эпизоды с участием Паши, переборщившего со спиртным в полёте (и «догнавшегося» психотропным препаратом после приземления), который очнулся в очень, очень странном месте, обустроенном под чутким руководством пламенного Данко-Пионера, увы, не лишены изъянов. Авторов вроде как и нет повода обличать в запоздалой антисоветчине (пафос, уж скорее, ностальгически-просоветский), но подобный сюжетный ход требовал, на мой взгляд, более тонкой, прямо-таки филигранной проработки. К тому же, из развязки явствует, что речь идёт вовсе не о проходном фрагменте… Сложно не согласиться со сделанным кинематографистами выводом, что все беды невезучих, заполошных героев происходят от, скажем так, сомнительных ценностных установок, привитых окружающей социальной действительностью (по сути, общественным строем). Когда идеалом для индивида является обладание максимальным количеством материальных благ, которые желательно получить, как можно меньше трудясь (а то и вообще не напрягаясь – эксплуатируя природные данные или прибегая к уловкам), негоже удивляться, что жизнь подбрасывает неприятные сюрпризы. Счастье надо заслужить – да и состоит оно, это самое, пресловутое счастье, вовсе не в неограниченном «потреблядстве» (кому не нравится грубое, но точное русское слово, тот вправе использовать научный термин консюмеризм). Сию нехитрую истину постигает даже красавица Василиса (как выясняется, «испорченная» щедростью Павла ещё в школе), отказавшаяся от бесплодных попыток найти себе наивного денежного мешка. Кажется, она впервые чувствует себя с новым избранником радостной и внутренне свободной в балийской коммуне, построенной в соответствии с передовыми социалистическими образцами. А финальный звонок Мити, сообщающего, что прилёт ещё ненадолго откладывается, оставляет шанс на продолжение истории – разумеется, при условии, что вторая часть, как минимум, не уступит оригиналу в плане зрительского отклика. _______ 1 – Оценим брошенную вскользь шутку: раз уж Российская Федерация стала вторым по объёму экспортёром вооружений, реализация холодного оружия из сибирской стали – беспроигрышное мероприятие.