В историю это вошло как «последняя неразгаданная тайна Войны за независимость»: личность загадочного шпиона, известного лишь под кодовым именем 355. В реальности некая женщина-агент сыграла ключевую роль в шпионской сети Джорджа Вашингтона, помогая передавать американским генералам жизненно важную информацию о передвижениях британских войск. Числовое обозначение было частью сложной системы, разработанной для сохранения в тайне имен и местонахождения всех агентов. И эта система хорошо работала. Даже слишком хорошо: сотни лет спустя имя этой женщины по-прежнему неизвестно. Но ее достижения не забыты: женщины, работающие сегодня в качестве специалистов в области разведки, порой называют друг друга кодовым именем «355». И это число оказалось идеальным названием для нового шпионского триллера, объединившего лучших мировых актрис. «На самом деле название играет важную роль: ведь вокруг так много женщин, которые неустанно работают, но не на виду у всех, и потому их заслуги не настолько очевидны и в массе своей не признаны, – говорит продюсер и исполнительница одной из ролей Джессика Честейн. – Даже в учебниках крайне редко можно найти истории женщин и того, чего они достигли. Фильм под названием «Код 355» показывает лишь вершину айсберга правды о тех женщинах, которые так и остались неизвестными. Но и доказывает их власть, их силу, их достижения, и говорит им: «Спасибо!»Остросюжетный фильм «Код 355» объединяет весьма непохожих, эклектичных и талантливых женщин, каждая из которых является успешным специалистом в той или иной области шпионского ремесла: будь то боевые искусства, меткая стрельба, оперативные разработки, передовые технологии или психологические методы. Вместе они представляют хитроумный, интеллектуальный и смертоносный ансамбль. Их невозможно остановить!История фильма началась на Каннском кинофестивале в 2017 году. Джессика Честейн входила в состав жюри фестиваля (вместе с будущей коллегой по картине Фань Бинбин). И обратила внимание на рекламные плакаты боевиков, развешанные по всему курортному городу Французской Ривьеры: почти на всех были представлены мужчины. Это заставило ее задуматься, почему, когда на международной сцене так много уважаемых актрис, никому не пришло в голову объединить их в одном фильме.В поисках идеального партнера, который помог бы воплотить ее идею в реальность, Честейн обратился к номинанту на премию «Оскар» Саймону Кинбергу. Среди множества его работ в качестве сценариста, режиссера и продюсера такие хиты последних лет, как «Мистер и миссис Смит», «Шерлок Холмс», «Золушка», «Марсианин», «Дэдпул», «Логан», фильмы франшизы «Люди Икс»... Едва Кинберг услышал идею Честейн, то тут же вызвался продюсировать фильм вместе с ней и Келли Кармайкл. А также стать его режиссером и выступить в качестве соавтора сценария вместе с отмеченной наградами писательницей, драматургом и сценаристом Терезой Ребек. «Я люблю шпионские фильмы, и мне всегда хотелось поработать в этом жанре, но сделать что-то свое, непохожее, – говорит Кинберг, чьи профессиональные отношения с Честейн начались с номинированной на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» картины «Марсианин». – Идея Джессики снять шпионский фильм с участием исключительно женского ансамбля казалась такой новой и в то же время очевидной. Моей первой мыслью было: «Наверняка, кто-то делал это раньше». Я стал вспоминать все шпионские фильмы, которые видел за эти годы, и понял, что нет – никто не делал. Это привело меня в восторг, и мы с Джесс начали развивать идею. Говорили об истории и персонажах, затем об актрисах, которых мы хотели бы увидеть. Мы сразу решили, чтобы этот проект должен быть международным, вдохновляющим». Характерность, реализм и достоверность стали отправными точками для создателей фильма. «В этом фильме мне хотелось акцентировать внимание на персонажах, на экшене и на возможной реальности происходящего, – поясняет Кинберг. – Каждая эмоция должна была быть правдивой. Каждый смешной момент – ясен и оправдан. А каждое действие ощущаться так, как если бы оно было в реальной жизни. Мне хотелось, чтобы фильм казался резким, жестким, крутым».Вспыльчивая импульсивная, склонная к насилию Мейс – ветеран войны и опытный агент ЦРУ, которая не остановится ни перед чем, чтобы достичь своих целей и выполнить задание. Она очень умна, обладает отличным чувством юмора и легка на подъем. «Иногда ее вспыльчивость заводит ее в ситуации, в которых ей не следовало бы оказываться, – говорит Честейн. – Она сначала действует, и лишь затем думает. И еще она полна сарказма, что нечасто встретишь в кино». Будучи очень опытным оперативником, она вдруг оказывается на втором плане, когда встречает Мари в лице Дайан Крюгер. Та становится первой женщиной в жизни Мейс, чья физическая сила и способность к стратегическому мышлению соперничают с ее собственными. Но после их столкновения в Париже Мейс начинает понимать, что Мари – родственная душа. И если есть что-то, что может принести Мейс пользу, так это еще несколько соратниц. На съемочной площадке Честейн и Крюгер получали удовольствие от экшен-сцен и изучения хрупкой связи, развивающейся между конкурирующими агентами, когда те переходят от борьбы друг с другом к совместному уничтожению цели. «Джессика – одна из лучших актрис своего поколения, – говорит Дайан Крюгер. – В каждую свою роль, которую она когда-либо играла, она привносит удивительную вдумчивость. И Мейс не исключение. Она сделала этот персонаж поразительно глубоким и чувственным. Она крепка, как камень, но в то же время нежна и уязвима». Готовясь к съемкам фильма «Код 355» Джессика вспоминала свои годы обучения танцам, чтобы овладеть грацией и ловкостью Мейс. «В юности я была балериной, и до сих пор очень люблю танцевать, – говорит Честейн. – И когда мы приступили к работе над картиной, я поняла, что в некоторых моментах хореография трюков похожа на танец, где присутствуют ритм и счет. И если ты не совпадаешь с ними, то можешь навредить своему партнеру».Обладая острым умом и эмпатией, доктор Грасиела Ривера не стремится к щекочущим нервы приключениям; у нее нет склонности к экстриму или к тому, чтобы подвергать себя риску. Она чувствует себя счастливой, оказывая психологическую поддержку своим пациентам – агентам колумбийской разведки, попавшим в передрягу. А еще счастливее, уходя с работы в конце дня и отправляясь домой к своему мужу и сыновьям. Но после того, как Грейси, как ее обычно зовут, отправляется на задание, чтобы вернуть Луиса в Колумбию, она вдруг оказывается втянутой в миссию по поиску секретной технологии в тесном сотрудничестве с Мейс, Хадижей и Мари. «Грасиела – глаза и уши фильма, потому что она нормальный человек, у которого есть семья, и которого вырвали из привычной жизни и втянули в это путешествие, – говорит Кинберг. – Но в конце концов вместо того, чтобы просто плестись следом, она становится полноценным членом команды наравне с другими героиням». Ее воспитанность помогает улаживать любые разногласия, возникающие внутри группы. «Грасиела отзывчива и добра, она умеет чувствовать и видеть людей, – объясняет Честейн. – Только ей под силу объединить всех этих женщин в одну семью».Эта роль была придумана самой Пенелопой Крус. «Когда Джессика Честейн позвонила мне и рассказала про фильм, то спросила, какого персонажа я хотела бы сыграть в этом шпионском мире, – вспоминает Крус. – И я сказала, что хочу сыграть «рыбу, вытащенную из воды» – персонажа, которого я раньше никогда не видела в фильмах этого жанра, то есть обычного человека, оказавшегося в чрезвычайных обстоятельствах». Несмотря на то, что Грейси не хочет иметь ничего общего с оружием или рукопашным боем, она тем не менее становится незаменимым членом элитной команды женщин-воинов «355». Ее чуткое понимание человеческой психологии и поведения помогает агентам одерживать верх в напряженных ситуациях. «Мне очень порадовала идея о том, что нормальный с виду человек вдруг начинает жить и вести себя как отъявленный шпион, – говорит Крус. – Это добавляет фильму юмора, что, мне кажется, важно для этого жанра. И в то же время фильм затрагивает серьезные темы, честно рассказывая о том, как работают все эти агентства».Линь Ми Шэн – женщина-загадка. Будучи высококвалифицированным специалистом, она следит за каждым шагом команды, хотя поначалу они этого даже не знают. Ее мотивы неясны, трудно понять, кто она – союзник или враг. «Женщины до конца не понимают, как вести себя с Ми Шэн, и не знают, доверять ли ей», – говорит Честейн. «В большинстве фильмов о секретных агентах женщины-агенты, как правило, являются помощниками или, скорее, украшением мужчин – как, например, девушки Бонда: у них мало собственной индивидуальности, – говорит Фань Бинбин. – Фильм «Код 355» отличается тем, что рассказывает о группе секретных агентов-женщин, включая Ми Шэн, каждая из которых – самодостаточная личность. Ми Шэн очень необычная героиня, и именно это действительно привлекло меня в этом фильме». Фань была в восторге от возможности сыграть персонажа с широким спектром способностей. «На мой взгляд, Ми Шэн – весьма загадочная восточная дама. Она ответственна, спокойна, всегда держит себя в руках, но при этом отличный боец и знает китайскую медицину, – говорит Фань. – Что также важно: она, как и другие женщины, стремится к миру во всем мире и готова пожертвовать собой для его достижения». По иронии судьбы, несмотря на большое количество экшена в фильме, актрисе порой оказывалось намного сложнее показывать тонкости шпионского искусства. «В фильме у Ми Шэн были специальные очки, которые она использовала для передачи секретной информации, и это требовало от меня многого с точки зрения мимики, – говорит Фань. – У меня было много насыщенных, интенсивных экшен-сцен, но в то же время были и сцены, где крошечное движение бровью могло быть не менее важным для этой роли. А так как секретные агенты не могут быть чересчур экспрессивными или бурно проявлять свои эмоции, то все должно было быть достаточно выразительно, но в то же время и довольно тонко. Это было непросто!»Другие агенты также восхищаются Линь Ми Шэн, и на то есть веская причина. «Ми Шэн прекрасно разбирается в компьютерах, она отличный хакер, но в то же время и невероятный оперативник и обладает нерядовыми атлетическими способностями», – поясняет Честейн.Такая же бесстрашная, как Мейс, и еще более смертоносная, Мари – давний оперативник Федеральной разведывательной службы – немецкого ответа ЦРУ. Мари – волк-одиночка во всех смыслах, она никому не доверяет. «В совсем юном возрасте Мари предал ее отец, который тоже был секретным агентом, – говорит режиссер Саймон Кинберг. – На протяжении всего фильма Мари заново учится доверять незнакомым людям из разных стран и конкурирующих между собой агентств, чтобы в конце концов стать неотъемлемой частью команды. Она импульсивна, иногда безрассудна и жестока. Но у нее израненная душа, и это то, что роднит всех персонажей: все они надломлены. Именно это делает их командой единомышленников, можно сказать, даже семьей».Будучи одним из самых молодых рекрутов в истории ФРС, Мари уважает своего давнего куратора Мюллера, но в любой миссии предпочитает работать в одиночку, желательно с полным арсеналом в ее собственном распоряжении. «Мари – человек очень методичный и действенный, – говорит Дайан Крюгер, актриса родом из Германии. – В ее жизни нет ничего, кроме работы». В этом смысле Мари и Мейс слеплены из одного теста. «Они обе соответствуют личности «типа А», – говорит Крюгер. – Так что не удивительно, что поначалу они недолюбливают друг друга: Мари и Мейс слишком похожи. На протяжении фильма их отношения напоминают игру в «кошки-мышки», но в итоге они проникаются уважением друг к другу». Когда Дайан Крюгер поступило предложение сняться в фильме «Код 355», актриса только вышла из отпуска по беременности и родам. И она с воодушевлением согласилась принять участие в шпионском фильме о женщинах-агентах. «Я предполагала, что физически эта роль будет очень непростой для меня, особенно после рождения ребенка. К тому же я никогда не играла героинь, которые были бы такими ловкими, такими крутыми и такими искусными в том, что они делают, – говорит Крюгер. – Но я люблю фильмы про шпионов. А тут еще собрался классный актерский ансамбль в лучших традициях классических шпионских фильмов вроде «Миссия невыполнима». Но если там обычно можно увидеть исключительно мужчин, то здесь – только женщин». Перед съемками Крюгер, как и Честейн, посвятила значительное время изучению хореографии боевых сцен, а также прошла обучение владению оружием, которое сравнила с тренировочным лагерем новобранцев. «Физическая активность на съемочной площадке дает ощущение расширения прав и возможностей женщин: ты чувствуешь, что можешь сразиться с любым мужчиной, который попадется тебе на пути», – говорит Крюгер.Невероятно талантливый хакер и обладательница выдающегося ума Хадижа в свое время работала агентом МИ-6, так что она хорошо ориентируется в шпионском мире. Но она оставила оперативную работу, чтобы стать техническим специалистом.Как только Мейс объясняет Хадиже смертоносную мощь пропавшей технологии, то, к каким масштабным разрушениям она может привести, шпион в отставке понимает, что должна помочь своей старой подруге спасти мир. Она прощается с мужем и возвращается к оперативной работе. «Цифровое оружие, о котором рассказывает ей Мейс, это именно то, что Хадижа всегда пыталась предотвратить, – объясняет Нионго. – И благодаря своим знаниям и навыкам, она намерена навсегда избавиться от него». Однако сама Нионго не обладает и малой частью тех выдающихся технических знаний, которыми наделена Хадижа. Но именно этот факт, по словам актрисы, был одной из причин, по которой ее привлекла эта роль. «Играть женщину, которая мыслит так научно, как Хадижа, что называется, роль на сопротивление, – смеясь, говорит Нионго. – Во мне совершенно нет научной жилки. И мне было любопытно, каково это – знать и понимать, что, черт возьми, происходит в компьютере. А еще Хадижа из тех, кто легко приспосабливается. Она прямолинейна. Она умна. Она проницательна». Нионго также была заинтригована исходной идеей фильма и возможностью сняться вместе со столькими одаренными коллегами. «Я была в восторге от того, что женщины займут видное место в жанре приключенческого шпионского триллера, и что каст будет состоять из знаменитых актрис со всего мира, – говорит она. – За их карьерой я давно наблюдала. Но издалека. И поработать с ними – это тот опыт, который я никогда не забуду».Луис – агент Национальной разведки Колумбии, готовый оставить в прошлом шпионские игры. Он разработал план, чтобы разжиться достаточным количеством наличных денег и обеспечить будущее своей семьи, продав мощную секретную технологию тому, кто предложит самую высокую цену. Несмотря на кажущуюся корысть, Луис глубоко сомневается в своем решении. «У Луиса действительно есть совесть, но при этом у него есть работа, на которой он изо дня в день не знает, выживет он или умрет, – говорит режиссер Саймон Кинберг. – И в разработанном им плане он видит возможность уйти от всего этого». Колумбийское агентство, надеясь отговорить Луиса от его предательского поступка – и заполучить технологию – посылает Грасиелу в Париж, чтобы попытаться вернуть агента домой. Луис доверяется ей, и после нескольких часов напряженных переговоров она убеждает его поступить правильно даже несмотря на то, что ему грозит тюремное заключение. Но этот выбор ставит их обоих в опасную ситуацию: Луис становится мишенью, а Грасиела оказывается втянутой в опасную игру, в которой весь мир оказывается на волоске от гибели. «Мне нравится, что в этом боевике так много интересных и хитроумных персонажей, – говорит уроженец Венесуэлы Эдгар Рамирес. – У всех разное прошлое, у всех непростые личные истории, и у каждого есть вопросы, которые нужно решить».Себастиан Стэн – настоящий мастер боевых сцен и сложных трюков. Но актер говорит, что предложение сыграть партнера Мейс в фильме «Код 355» понравилось ему, прежде всего, первоначальной задумкой, свежим и оригинальным взглядом на шпионский фильм и возможностью поработать со звездным ансамблем. «Мы уже снимались вместе с Джессикой в фильме «Марсианин», – говорит Стэн. – После мы продолжали поддерживать дружеские отношения. И однажды она прислала сценарий «Код 355» и спросила, не хотел бы я сыграть роль Ника. Меня очень заинтересовало это предложение, и я сразу же согласился на возможность снова поработать с ней. А когда я увидел всех остальных участников проекта, стало окончательно ясно, что я не прогадал. Да и сценарий был просто великолепен. Веселый, интригующий, непредсказуемый, оригинальный, с экшеном, развитием персонажей и крутыми сюжетными поворотами». В начале истории Ник и Мейс – агенты-коллеги и близкие друзья, чьи отношения переросли в романтические, когда им поручили совместную миссию в Париже. «Одна из причин, по которой их направили на эту работу, заключается в том, что между ними действительно есть химия, – говорит Стэн. – И они способны обвести кого угодно вокруг пальца из-за этого постоянного накала страстей между ними». Но в то же время у них никогда не было настоящей возможности развить потенциал своих отношений. Как только они прибывают в парижское кафе, где должны встретиться с колумбийским контактным лицом Луисом и получить от него секретную технологию, романтика тут же улетучивается… «Ник не так благонадежен, как кажется, – говорит Саймон Кинберг. – Но он по-прежнему искренне любит Мейс. И, как и у всех персонажей фильма, у Ника есть свои скелеты в шкафу».«Код 355» отправляет зрителя в путешествие по самым живописным местам в мире: сюжет разворачивается в Париже, Лондоне, Берлине, Марокко и Шанхае. Съемочной площадкой для головокружительных начальных сцен, где Мейс и Ник по отдельности преследуют каждый свою цель, выступили улицы Парижа. Во французской столице авторы картины побывали в модном квартале Маре, знаменитых галереях, в том числе Пассаж Панорам и Пассаж Гранд-Серф, на мосту Луи-Филиппа через реку Сену, а также на различных станциях метро и в туннелях города. Также съемочная группа «Кода 355» отметилась в 22 локациях по всему Соединенному Королевству, включая Масонский зал и рыбный рынок Биллингсгейт в Лондоне, а также порт Тилбери в Эссексе: во всех трех местах снимались захватывающие погони и ожесточенные драки. В очередной раз упустив технологию, Мейс преследует Мари через рыбный рынок, а затем в порту. Съемки этих сцен требовали тщательного планирования, поскольку обе локации – многолюдные места, где работа ведется ежедневно.«Мы приходили тогда, когда торговцы рыбой расходились по домам, – говорит продюсер Келли Кармайкл. – Расставляли аппаратуру, реквизит, декорации, переделывая все так, как нам надо. А затем, заканчивая съемки ближе к утру, все это убирали и приводили в надлежащий вид, чтобы на следующий день торговцы могли приступить к своей работе, как ни в чем не бывало». Съемки перестрелки в работающем порту Тилбери были не менее сложны в производстве и также требовали огромной подготовки. Создатели картины забронировали одну из секций порта, что позволяло съемочной группе полностью контролировать передвижение судов и лодок, но все прилегающие территории были заполонены бригадами докеров. «Одним из важных моментов в съемочном процессе было знание расписания круизных лайнеров, – говорит Кармайкл. – Нам же не нужны огромные корабли, проходящие мимо на заднем плане, значит надо было спланировать рабочий процесс таким образом, чтобы пока мы там снимаем, их там не было». Но еще более важным вопросом для группы было обеспечение безопасности на площадке. «У нас один трюк следовал за другим, – говорит Кармайкл. – Джессика Честейн, например, ходила по натянутой проволоке на высоте почти десять метров. Это было очень напряженно».Впечатляющий актерский ансамбль, сыгравший в фильме «Код 355», несколько недель до начала съемок провел в подготовках к сложным экшен-сценам, подробно описанным в сценарии. Постановщик трюков и второй режиссер Джимми О'Ди обучал актеров тем каскадерским приемам, которые они смогли бы выполнять сами без помощи дублеров. Будучи опытным каскадером, он подобрал индивидуальный боевой стиль каждой шпионке в соответствии с ее личностными качествами и спецификацией. «Мейс, например, часто использует подручные средства, – говорит О'Ди. – Джессика сразу сказала: «Я хочу драться, куда угодно влезать и вообще все уметь». Поэтому мы сделали ее Джейсоном Борном и Джеймсом Бондом в одном лице». Несмотря на то, что роль Мейс оказалась для Джессики Честейн самой физически сложной за всю ее карьеру, актриса говорит, что все трюки, поставленные О'Ди, показались ей реальными для исполнения и соответствовали ее героине. «Он создал для нее движения, которые были наполнены смыслом, – говорит Честейн. – У меня ни разу не было ощущения, что он пытается превратить меня в супергероя, или что я делаю что-то запредельное. Мы часто видим красивую хореографию боев в фильме, но нам важно было показать то, что по-настоящему переживают персонажи в эти моменты. Поэтому все мы чувствовали огромную ответственность за каждое движение». Честейн также прошла тренинг по привыканию к высоте, чтобы исполнение сцен в порту Тилбери доставляло ей меньше проблем. Ведь там актрисе нужно было пройти по железной балке шириной 15 см, подвешенной на высоте почти 6 метров над землей, а затем прыгать с платформы высотой 7 метров на палубу лодки. Актриса признается, что, несмотря на все предпринятые предохранительные меры и ремень безопасности, пристегнутый к проводам, в какой-то момент она почти отказалась прыгать. «Вся команда стояла вокруг. Меня начали поднимать на кране, – вспоминает Честейн. – В какой-то момент мне показалось, что кран остановился, и я подумала, что я на месте, с которого и нужно будет прыгать. Но потом почувствовала, что кран продолжает меня поднимать. И когда в итоге я оказалась на нужной точке и поняла, что вот он – момент истины, то действительно испугалась. Джимми увидел, что я напугана, и сказал: «Джессика, если тебе страшно, давай спустимся прямо сейчас. У нас есть каскадер, который может это сделать за тебя». Но Честейн не собиралась сдаваться. «Я вдруг подумала, что ни за что не спущусь, пока не спрыгну вниз, – продолжает Честейн. – И я сделала это. Я хотела показать, что эти персонажи – такие же живые люди, которые тоже могут испытывать страх, как и все остальные. И я, будучи там наверху, поборола свой собственный страх, бросившись вниз. Надо признать, это был очень необычный опыт: ты реально чувствуешь, как у тебя сводит от страха живот, и молишься, чтобы этот провод тебя выдержал».
Отзывы