Третье сотрудничество между Тимом Блейком Нельсоном и Бри Ларсон после фильмов «Крик совы» (2006) и «Страсти Дон Жуана» (2013). Также это третье сотрудничество Бри Ларсон и режиссёра Дестина Креттона после фильмов «Короткий срок 12» (2013) и «Стеклянный замок» (2017).Майкл Б. Джордан и Бри Ларсон сыграли центровые роли в супергеройских фильмах Кинематографической вселенной Marvel. Майкл Б. Джордан появился в «Чёрной Пантере» (2018), а Бри Ларсон в «Капитане Марвел» (2019) и «Мстителях: Финал» (2019). Примечательно то, что Дестин Креттон, режиссёр данного фильма, также ответственен за режиссуру фильма «Шан-Чи и Легенда десяти колец» (2021), входящего в Кинематографическую вселенную Marvel. Тим Блейк Нельсон тоже снимался в КВМ, он появился в «Невероятном Халке» (2008).Готовясь к роли адвоката Брайана Стивенсона в фильме «Просто помиловать», Майкл Б. Джордан старался привыкнуть к обстановке в суде. Он переставил мебель в доме так, чтобы комната походила на зал заседаний – свидетельская трибуна, скамья присяжных, столы. Также он часто общался с самим Брайаном Стивенсоном, чтобы как можно естественнее говорить на юридическом слэнге.Джейми Фокс слушал музыку, чтобы настроиться на свои сцены в фильме «Просто помиловать». Он бродил по съемочной площадке и ставил определенный трэк из своего плейлиста – от рока и рэпа до госпела. Ровно перед режиссерским «Мотор!» он прятал наушники и перевоплощался в Уолтера МакМиллана. А между дублями Фокс развлекал актеров и съемочную группу стенд-ап шоу – свою карьеру он начинал в комедийном жанре.Режиссер и автор сценария Дестин Даниэл Креттон стал папой незадолго до запуска в производство фильма «Просто помиловать». И ряд сцен он снимал с крошечным сыном в переноске на груди, умиляя актеров и съемочную группу.Джейми Фокс рассказывал режиссеру фильма «Просто помиловать» о том, как он рос на юге США: что некоторые люди часто злились на него просто из-за цвета кожи. То есть из-за того, что от самого человека не зависит совершенно. Дестин Креттон использовал эту мысль в сценарии: Уолтер говорит о том, что он был виновен, не успев родиться.В начале фильма «Просто помиловать» Брайан Стивенсон встречается с заключенными в тюрьме «Холман». Четверых сыграли реальные бывшие клиенты адвоката, которых Стивенсон освободил из тюрьмы: Дэвид Гарлок, Роберт Кэстон, Телмэдж Хэйес и Кантрелл Джексон рассказывают истории из собственной жизни.В 1988 году адвокат Брайан Стивенсон отправился в Алабаму, чтобы бороться с несправедливостью. С собой у него были лишь юридический диплом Гарварда и желание помогать людям, жизнь которых висит на волоске. Чуть ранее Уолтера МакМиллана приговорили к смертной казни за убийство, которого он не совершал, и тот уверен, что его участь решена. Судьба свела таких разных людей… их дороги сошлись в расово-обусловленном, критически важном деле, которое в конечном счете сотрясет несправедливую судебную систему до основания.«Просто помиловать» снят по книге Стивенсона, описывающий самые значимые дела, в том числе и Уолтера МакМиллана, о котором рассказывает фильм. Майкл Б. Джордан сыграл Брайана и выступил одним из продюсеров картины, он говорит: «По мере развития событий мы видим успехи и неудачи, испытания и невзгоды, пока Брайан сражается за отмену смертного приговора. Вы узнаёте МакМиллана поближе и сочувствуете невинно осужденному, но вы видите и мужество Брайана, его энтузиазм и понимаете, почему он посвятил жизнь этому делу, действуя от лица некоммерческой организации «Равное правосудие для всех». Джейми Фокс, который сыграл Уолтера МакМиллана, рассуждает: «Это как расовое домино, костяшку которого толкнули давным-давно, а мы всё пытаемся остановить цепочку падений. Потому нам и нужно такое кино. На него придут люди – черные, белые, азиаты, латиноамериканцы, неважно, – они выйдут из зала с другим взглядом на мир и скажут: «Нет, мы не хотим, чтобы такое случилось вновь». «Фильмы удивительным образом сближают нас с людьми, которые от нас отличаются, – добавляет Бри Ларсон, сыгравшая коллегу Брайана Иву Энсли. – Наш фильм могут посмотреть те, кто не слышал об этих проблемах или у кого предвзятое отношение к мужчинам и женщинам в камере смертников. Тогда эти люди лучше поймут, как работает наша судебная система, где она может подвести нас и как можно помочь сделать то, что действительно важно».Джордан, сыгравший Брайана Стивенсона, говорит, что в каком-то смысле эта подготовка не отличалась от других его ролей. «Мой подход заключается в том, чтобы поймать и постараться передать суть персонажа, – поясняет актер, однако главным отличием был доступ собственно к герою. – Быть рядом с Брайаном, чтобы ухватить его жесты, манеру, речь… каждую крошечную деталь, – это бесценно. В этом и есть главная разница в подготовке». «Кроме того, мой герой – адвокат, а я, слава Богу, не много времени провел в зале суда, – смеется Джордан. – Так что я серьезно отнесся к тому, чтобы выучить юридические термины и освоиться на заседаниях. Я мог позвонить или написать Брайану и спросить: «Что бы Вы сделали в этой ситуации? Как бы Вы подошли к скамье? Как бы произнесли вступительное слово или заключительное возражение адвоката?» Получать его рекомендации было бесценно, ведь нужно было быть максимально на него похожим. Но в этом и прелесть актерства, не так ли? Мы носим разные маски и перевоплощаемся в разных людей. С каждой ролью приходит что-то новое, на этот раз это были костюм, галстук и портфель, так что все круто».В самом начале «Просто помиловать» Брайан – студент юрфака, который в качестве стажировки в Комитете по защите заключенных южных штатов отправляется к сидящему в камере смертников Генри Дэвису. Это его первая встреча с человеком, приговоренным к смертной казни, она на многое открыла ему глаза и повлияла на выбор жизненного пути. Генри – ровесник Брайана, их жизни в чем-то похожи. При иных обстоятельствах в камере мог бы сидеть и он. Стивенсон просто сражен этой мыслью. Закончив университет, он отказывается от высокооплачиваемой работы и отправляется в Алабаму. Как он сказал обеспокоенной маме, несмотря на опасность, он едет «сражаться за людей, которым помощь нужна больше всего». С первого шага в тюрьме «Холман» в Алабаме Брайан понимает, что значит быть чернокожим, уязвимым перед властью белых. Там он встречает нескольких заключенных, едва ли получивших адекватную юридическую защиту. И они благодарны, что наконец появился тот, кто готов их выслушать и, возможно, помочь. Все, кроме одного – Уолтера МакМиллана. Объясняя нежелание своего героя сотрудничать, Джейми Фокс говорит: «Уолтер ехал с работы домой, когда копы остановили его, вытащили из машины и ложно обвинили в убийстве белой девушки. Им не нужны были его показания, они даже не хотели слышать его семью и друзей, которые были с ним в то время, когда было совершено убийство. Поэтому, как только за ним закрылась дверь камеры, он поверил, что умрет. Когда появился Брайан, надежды у Уолтера уже не осталось, потому что он не мог позволить себе иметь хоть какую-то надежду, сидя в камере смертников в Алабаме, откуда еще никто не выходил на свободу». Выросший в Техасе Фокс утверждает, что прекрасно понимает своего персонажа. Личный опыт актера, знающего, что значит быть афроамериканцем в том мире, даже повлиял на сценарий.Над освобождением Уолтера работает не только Брайан. На его стороне выступает местная правозащитница Ива Энсли – она настроила против себя всех соседей, объединившись с Брайаном, чтобы помочь Уолтеру и его товарищам по несчастью. Говоря о своей героине, Бри Ларсон отмечает: «У Ивы нет высшего юридического образования, но она работает от всего сердца. Она подавлена тем, что происходит у нее в округе, и приступает к обзвону адвокатов, чтобы обвиненные получили достойную защиту в суде. Брайан услышал об этом и сам связался с Ив. В итоге они начинают работать вместе, чтобы позднее создать «Равное правосудие для всех». Поддерживают друг друга и те, кто оказался в одинаково ужасающем положении: в камерах смертников в «Холмане» по соседству с Уолтером сидят Герберт Ричардсон и Энтони Рэй Хинтон. Джейми Фокс комментирует: «Они сплотились, потому что оказались в одной лодке, они или все утонут, или вместе выплывут».Хотя Герберт не отрицает, что виновен, существуют факты, которые не были представлены в суде, хотя они могли бы спасти его от смертного приговора. Сыгравший его Роб Морган объясняет: «Он доблестно служил во Вьетнаме, но теперь страдает от посттравматического расстройства – его никогда и не лечили нормально. К сожалению, он совершил ужасное преступление, но, возможно, он не до конца понимал, что делает, учитывая его психологическое состояние».Выбранный на роль Энтони Рэя Хинтона О’Ши Джексон-мл. рассказывает: «Когда тебя бросают в камеру смертника, ты должен там умереть. И кажется, что никому нет дела до этого, кроме случайного парня, который видит, что это неправильно и пытается все исправить. Я к тому, что вот он – настоящий герой». Лишь один человек, учувствовавший в съемках, лично знал всех троих – Стивенсон. И он тепло отозвался о том, как актеры сыграли их в фильме: «Они действительно вернули Уолтера, Герберта и Энтони к жизни, очень трогательно. Думаю, людей, оказавшихся за решеткой, особенно в камере смертников, считают менее человечными. Здесь Джейми, Робу и О’Ши удалось показать всю человечность обвиняемых, которым заявили, что их жизни и гроша ломаного не стоят».За тюремными стенами тоже есть люди, верящие в Брайана: семья Уолтера, где знают, что он не виновен, ведь они были вместе в день убийства. Они не доверяют системе, которая отправила его за решетку, но с Брайаном появляется и лучик надежды. Каран Кендрик, сыгравшая жену Уолтера Минни МакМиллан, говорит: «Они рады, что он здесь, но в то же время задаются вопросом: «Что он вообще может сделать, этот молодой человек?» Все жители встречают его, оценивают. Но, похоже, он получает поддержку семьи… и благодарность Минни».На пути Брайана к справедливости есть несколько препятствий, в первую очередь окружной прокурор Томми Чапмэн в исполнении Рейфа Сполла: «Он еще не был окружным прокурором, когда судили Уолтера, но он считает, что его обязанность – отстоять обвинение, чтобы защитить город». Режиссер Креттон подхватывает: «На что Брайан возражает, что работа Томми не в том, чтобы убеждать, что приговор вынесен верно, а чтобы отыскать правду и добиться правосудия. И если это значит признать ошибку, то это он и должен сделать. Но часто именно это дается таким людям особенно тяжело».Сполл признается, что поначалу его герой был невысокого мнения о Брайане: «Он только что закончил Гарвард и думает, что может так просто заявиться на юг и защищать людей, обвиненных в тягчайших преступлениях. Томми уверен, что это шутка, что он проглотит Брайана, не жуя. Потом он знакомится с этим умнейшим, хватким адвокатом, который пугает его до смерти, потому что Томми знает: если дело отправят на пересмотр, то все может пройти не так гладко».Ключевой свидетель обвинения – преступник со стажем Ральф Майерс, который отбывает срок по другому делу. В Майерсе нелегко узнать актера Тима Блейка Нельсона – его героя покрывают шрамы из детства: одни видны сразу, другие скрываются глубоко в душе: «Обвинению повезло, что они нашли Ральфа – человека с очень непростым прошлым, на которого можно повлиять. Шериф смог надавить на его слабые места, чтобы тот сказал, что им нужно. Как результат – обвинение, суд, приговор Уолтеру. Это жутко, через что они заставили его пройти, чтобы тот дал показания». В «Просто помиловать» можно увидеть четырех человек, которые рассказывают Брайану истории о безразличии или некомпетентности их адвокатов. Все они сыграны реальными бывшими заключенными, которых Стивенсон освободил из тюрьмы: Дэвид Гарлок, Роберт Кэстон, Телмэдж Хэйес и Кантрелл Джексон говорят о своем собственном опыте.Перед началом основного съемочного процесса различные департаменты собрали материал, чтобы достоверно отобразить время и место действия. Художник-постановщик Шэрон Сеймур отмечает: «Наверное, вы думаете, что раз 1980-е и 1990-е годы были не так давно, то это не так уж и сложно, но с тех пор многое изменилось. Компьютерные технологии, например, отличаются разительно. То, что мы видим в офисе Брайана, сейчас совершенно устарело».Художник по костюмам Френсин Джеймисон-Танчук делится: «Брайан Стивенсон был бесценен в качестве источника информации, во что одевать Майкла. Я спросила его, какие цвета он носил в суде, какие костюмы. Тот сказал, что не хотел привлекать к себе внимание, поэтому я была очень консервативна при выборе гардероба. В суде Джордан одет в темно-синие, темно-серые или черные костюмы, всегда в белой рубашке». Говоря об одежде для Ларсон, она отмечает: «Мы с Бри договорились, что Ива о ней не задумывается. Она – человек действия, борец за справедливость, поэтому просто открывает шкаф, вытаскивает оттуда джинсы и рубашку, одевается и бежит на работу. Мы выбрали пастельные тона из-за времени года, остановившись на старомодных вещах, потому что денег у нее немного, вот она и одевается на барахолках, совершенно этого не стесняясь. Думаю, Ива увлекалась винтажем еще до того, как это стало модно».Единственной большой площадкой, построенной в павильоне, стала камера смертников тюрьмы «Холман», воссозданная на «Тайлер Перри Стьюдиоз» в Атланте. Сеймур рассказывает: «Мы понимали, что в камеру смертников нас не пустят никогда, значит ее нужно построить самим. Камеры 1,5 на 2 метра, металлическая сетка, приваренная к решетке и усиливающая давящее ощущение. Мы хотели, чтобы зрители почувствовали, каково это – жить в крошечных клетках».На этапе пост-продакшна Креттон работал с режиссером монтажа Натом Сандерсом и композитором Джоэлом П. Уэстом. Чтобы подчеркнуть, через что проходит Брайан, Уэст выбрал необычный подход к музыкальному сопровождению: «Композиции очень цикличны, иногда даже кажется, что эта заигранная пластинка обрывается, потому что именно в таком мире работает Брайан, где люди застряли в паутине системы узаконенного расизма и безразличия. И неважно, как отчаянно он пытается с этим справиться, запись словно поставлена на бесконечный повтор. Музыка призвана усилить ощущение тупика и лишь ближе к концу вырывается из замкнутого круга». Дело жизни Брайана вдохновило всех участников съемок фильма… и продолжает вдохновлять. Джордан говорит: «Я аплодирую этому человеку, я восхищаюсь его упорством, терпением, оптимизмом, верностью выбранному пути. Неважно, насколько мрачным кажется происходящее, он видит проблеск надежды. Свет в конце туннеля. Как добиться справедливости. Это одни из важнейших и самых впечатляющих его черт, которые я бы оставил себе. Я просто отказываюсь их отпускать». «Мы хотим, чтобы фильм дарил надежду, – заявляет Стивенсон. – Я уверен, что обреченность – враг правосудия. Если вы позволяете себе почувствовать безысходность, когда не можете что-то сделать, вы становитесь частью проблемы. И поэтому эта линия была крайне важна для сюжета». Креттон заключает: «Легко подумать, что проблемы, которые мы видим в мире, слишком велики, чтобы браться за их решение. Но достижения Стивенсона и его команды доказывают, что мы можем сделать хотя бы что-то. Лично я надеюсь, что, когда люди посмотрят этот фильм, они отодвинут свои собственные страхи и тревоги и попробуют исправить то, что считают неправильным – несправедливость, большую или маленькую. Пусть до этого они думали, что это невозможно. Я надеюсь, наше кино покажет им, что возможно всё».
Отзывы