Правило, когда постановку очередного сиквела (или приквела) доверяют кинодраматургу, причастному к сочинению нескольких предыдущих фильмов, входящих в медиафраншизу, характерна не только для кинокомиксов, как это произошло недавно с «Людьми Икс: Тёмным Фениксом» /2019/. В случае с хоррорами неписаное правило работает ничуть не хуже! Гэри Доберман настолько основательно погрузился во Вселенную «Заклятия» /2013/ (1), что с некоторых пор не хуже Джеймса Вана разбирается в биографии четы Уоррен (к слову, картина посвящена памяти Лоррейн, скончавшейся совсем недавно, 18-го апреля 2019-го года) и в сочинённой в довесок мифологии. Разумеется, постановщик «Пилы: Игры на выживание» /2004/ (впрочем, он известен и сам по себе, безотносительно к легендарному полнометражному дебюту) по-прежнему сохранил контроль над проектом, выступив в качестве автора сюжета и одного из продюсеров. Это позволило «Проклятию Аннабель 3» в целом остаться в рамках наработанных традиций и выбранной эстетики, хотя режиссёр явно тяготеет к иной стилистике. Остановимся на данном аспекте детальнее.
Пролог снят мастерски. Супруги Уоррен, убедившие обладателей злополучной куклы не пытаться уничтожить объект их фобии (так будет-де только хуже), и не подозревали, сколько страха придётся натерпеться в дороге. Это действительно самая пронзительная сцена в фильме. Специалисты по паранормальным явлениям, собравшие жутковатую коллекцию проклятых предметов из разных стран (к слову, не только христианских, хотя комнату-хранилище ежедневно освящает представитель именно этой религиозной конфессии), едва не попадают в ловушку. Даже столь искушённым и волевым личностям приходится испытать на себе могущество демона, нашедшего временное пристанище в Аннабель, или Би. Просто чудо, что Эд в последнее мгновение увернулся от многотонной фуры!.. Напомнив нам таким нехитрым образом о силе демона, жаждущего завладеть человеческой душой, авторы прозрачно намекают, что судьба всякого, кто менее опытен, по-житейски наивен, склонен поддаваться эмоциям и забывать о трезвости мышления, тем более незавидна… Естественно, речь идёт о подростках, имеющих дурную привычку грубо игнорировать надписи на двери – делающих строго противоположное тому, что гласят предупреждения.
Собственно, в том и заключается сравнительная новизна подхода Гэри. Если изначально Джеймс Ван ориентировался всё же на взрослую часть аудитории, настаивая чуть ли не на хроникальном (основанном на задокументированных данных, надёжных свидетельствах очевидцев и т.д.) характере экранных коллизий, то теперь – всё кардинально иначе. Что называется, невооружённым глазом видна драматургическая схема молодёжных хорроров, сформировавшаяся ещё во второй половине 1970-х, если не раньше. Наличие в доме Уорренов кинопроектора волей-неволей отсылает к феерическим кадрам из «Зловещих мертвецов» /1981/ с буквально заливающей кинополотно кровью. А уж когда Боб Пальмери, получивший двусмысленное прозвище «Большие шары» (за то, что подрабатывает в кегельбане), вступает в схватку с шустрым оборотнем, сразу возникают ассоциации и с куда менее серьёзными картинами – вроде двух частей «Ужастиков» /2015-18/. Кажется, ещё чуть-чуть, и можно будет провести параллель с классической семейной комедией «Один дома» /1990/, поскольку юной Джуди со старшими подругами тоже приходится защищать жилище (в отсутствие родителей!) от нападения – только на сей раз разномастной нечисти. К счастью, кинематографисты не заходят настолько далеко.
Всё-таки лейтмотивом фильма остаётся опасная близость смерти, с которой по роду деятельности вынуждены соприкасаться Уоррены. Вот и Джуди подвергается в школе нападкам со стороны сверстников как раз из-за подсознательной боязни детей задеть ненароком что-то «запретное», инфернальное, наводящее трепет. Даже безрассудный поступок Даниэлы Риос не воспринимается совсем глупым исключительно потому, что девушкой движет чувство вины перед покойным родителем, погибшим совсем недавно… Не самая оригинальная мотивировка поступков, но во всяком случае – чёткая и понятная. Результатом становится, как и следовало ожидать, разгулье демонических сущностей, внезапно (с освобождением Аннабель из заточения) почувствовавших себя хозяевами положения. Особенно парадоксально выглядят самурайские доспехи, тоже служащие пристанищем бесплотным агрессивным силам. Впрочем, авторы благоразумно не устают напоминать, что предметы сами по себе суть безвольные орудия. Главным полем битвы выступает человек, его бессмертная душа – лакомый кусочек для незримого зла.
Как несложно догадаться, Доберману и Вану не удалось избежать клише, угадываемых фабульных поворотов, даже недостаточно объёмных и интересных образов (последнее замечание относится прежде всего к персонажам со второго плана). Можно, можно было обойтись без якобы обязательной в лентах про тинэйджеров романтической линии, выглядящей аляповатой, а развязка, когда тишь да гладь, да Божья благодать наступают сразу же, как только мерзкую Би удаётся-таки упрятать за стекло и под замок, видится чересчур благостной. И без мажорного заключительного аккорда было понятно, что у Джуди отныне всё наладится… Другое дело, что, стоит мало-мальски подкованному (разбирающемуся в истории и законах популярного жанра) зрителю заскучать и начать относиться к происходящему на экране с толикой иронии, как свежеиспечённый режиссёр прибегает к такому пронзительному приёму, что буквально подпрыгиваешь в кресле. Причём эффект срабатывает ещё сильнее в кинозале, периодически сотрясаемом волнами страха. Что ж, это и есть то, ради чего публика посещает подобные сеансы – пощекотать себе нервишки. Думается, можно не опасаться и за коммерческую судьбу проекта, благо что производственный бюджет (озвучена цифра в $27 млн.) по меркам сегодняшнего Голливуда является не слишком большим.
_______
1 – Если так вообще уместно говорить применительно к кинопроизведению, будто бы основанному на фактах и судьбах подлинных, а не вымышленных людей.
7
,2
2019, США, Ужасы
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Правило, когда постановку очередного сиквела (или приквела) доверяют кинодраматургу, причастному к сочинению нескольких предыдущих фильмов, входящих в медиафраншизу, характерна не только для кинокомиксов, как это произошло недавно с «Людьми Икс: Тёмным Фениксом» /2019/. В случае с хоррорами неписаное правило работает ничуть не хуже! Гэри Доберман настолько основательно погрузился во Вселенную «Заклятия» /2013/ (1), что с некоторых пор не хуже Джеймса Вана разбирается в биографии четы Уоррен (к слову, картина посвящена памяти Лоррейн, скончавшейся совсем недавно, 18-го апреля 2019-го года) и в сочинённой в довесок мифологии. Разумеется, постановщик «Пилы: Игры на выживание» /2004/ (впрочем, он известен и сам по себе, безотносительно к легендарному полнометражному дебюту) по-прежнему сохранил контроль над проектом, выступив в качестве автора сюжета и одного из продюсеров. Это позволило «Проклятию Аннабель 3» в целом остаться в рамках наработанных традиций и выбранной эстетики, хотя режиссёр явно тяготеет к иной стилистике. Остановимся на данном аспекте детальнее. Пролог снят мастерски. Супруги Уоррен, убедившие обладателей злополучной куклы не пытаться уничтожить объект их фобии (так будет-де только хуже), и не подозревали, сколько страха придётся натерпеться в дороге. Это действительно самая пронзительная сцена в фильме. Специалисты по паранормальным явлениям, собравшие жутковатую коллекцию проклятых предметов из разных стран (к слову, не только христианских, хотя комнату-хранилище ежедневно освящает представитель именно этой религиозной конфессии), едва не попадают в ловушку. Даже столь искушённым и волевым личностям приходится испытать на себе могущество демона, нашедшего временное пристанище в Аннабель, или Би. Просто чудо, что Эд в последнее мгновение увернулся от многотонной фуры!.. Напомнив нам таким нехитрым образом о силе демона, жаждущего завладеть человеческой душой, авторы прозрачно намекают, что судьба всякого, кто менее опытен, по-житейски наивен, склонен поддаваться эмоциям и забывать о трезвости мышления, тем более незавидна… Естественно, речь идёт о подростках, имеющих дурную привычку грубо игнорировать надписи на двери – делающих строго противоположное тому, что гласят предупреждения. Собственно, в том и заключается сравнительная новизна подхода Гэри. Если изначально Джеймс Ван ориентировался всё же на взрослую часть аудитории, настаивая чуть ли не на хроникальном (основанном на задокументированных данных, надёжных свидетельствах очевидцев и т.д.) характере экранных коллизий, то теперь – всё кардинально иначе. Что называется, невооружённым глазом видна драматургическая схема молодёжных хорроров, сформировавшаяся ещё во второй половине 1970-х, если не раньше. Наличие в доме Уорренов кинопроектора волей-неволей отсылает к феерическим кадрам из «Зловещих мертвецов» /1981/ с буквально заливающей кинополотно кровью. А уж когда Боб Пальмери, получивший двусмысленное прозвище «Большие шары» (за то, что подрабатывает в кегельбане), вступает в схватку с шустрым оборотнем, сразу возникают ассоциации и с куда менее серьёзными картинами – вроде двух частей «Ужастиков» /2015-18/. Кажется, ещё чуть-чуть, и можно будет провести параллель с классической семейной комедией «Один дома» /1990/, поскольку юной Джуди со старшими подругами тоже приходится защищать жилище (в отсутствие родителей!) от нападения – только на сей раз разномастной нечисти. К счастью, кинематографисты не заходят настолько далеко. Всё-таки лейтмотивом фильма остаётся опасная близость смерти, с которой по роду деятельности вынуждены соприкасаться Уоррены. Вот и Джуди подвергается в школе нападкам со стороны сверстников как раз из-за подсознательной боязни детей задеть ненароком что-то «запретное», инфернальное, наводящее трепет. Даже безрассудный поступок Даниэлы Риос не воспринимается совсем глупым исключительно потому, что девушкой движет чувство вины перед покойным родителем, погибшим совсем недавно… Не самая оригинальная мотивировка поступков, но во всяком случае – чёткая и понятная. Результатом становится, как и следовало ожидать, разгулье демонических сущностей, внезапно (с освобождением Аннабель из заточения) почувствовавших себя хозяевами положения. Особенно парадоксально выглядят самурайские доспехи, тоже служащие пристанищем бесплотным агрессивным силам. Впрочем, авторы благоразумно не устают напоминать, что предметы сами по себе суть безвольные орудия. Главным полем битвы выступает человек, его бессмертная душа – лакомый кусочек для незримого зла. Как несложно догадаться, Доберману и Вану не удалось избежать клише, угадываемых фабульных поворотов, даже недостаточно объёмных и интересных образов (последнее замечание относится прежде всего к персонажам со второго плана). Можно, можно было обойтись без якобы обязательной в лентах про тинэйджеров романтической линии, выглядящей аляповатой, а развязка, когда тишь да гладь, да Божья благодать наступают сразу же, как только мерзкую Би удаётся-таки упрятать за стекло и под замок, видится чересчур благостной. И без мажорного заключительного аккорда было понятно, что у Джуди отныне всё наладится… Другое дело, что, стоит мало-мальски подкованному (разбирающемуся в истории и законах популярного жанра) зрителю заскучать и начать относиться к происходящему на экране с толикой иронии, как свежеиспечённый режиссёр прибегает к такому пронзительному приёму, что буквально подпрыгиваешь в кресле. Причём эффект срабатывает ещё сильнее в кинозале, периодически сотрясаемом волнами страха. Что ж, это и есть то, ради чего публика посещает подобные сеансы – пощекотать себе нервишки. Думается, можно не опасаться и за коммерческую судьбу проекта, благо что производственный бюджет (озвучена цифра в $27 млн.) по меркам сегодняшнего Голливуда является не слишком большим. _______ 1 – Если так вообще уместно говорить применительно к кинопроизведению, будто бы основанному на фактах и судьбах подлинных, а не вымышленных людей.