Название обманчиво или, скорее, носит иронический оттенок. Получивший известность под условным наименованием «Сияние над Финиксом» инцидент, когда 13-го марта 1997-го года жители Аризоны и Невады, а также мексиканского штата Сонора увидели в ночном небе несколько светящихся точек в форме римской цифры V, по-прежнему будоражит воображение общественности. Именно общественности – не исключительно рьяных приверженцев уфологии, готовых в нарушение небезызвестного методологического принципа (так называемой «бритвы Оккама») углядеть в любом мало-мальски загадочном происшествии следы пребывания НЛО. Собственно, забавный эпизод с губернатором Джоном Файфом Симингтоном III, приведшим на встречу с журналистами «настоящего» инопланетянина, которым оказался… ряженый паяц, не являлся постановочным, хотя позднее организовавший пресс-конференцию политик высказывался о подозрительных огнях осторожнее. О том, сколько телепередач, документальных и художественных (1) фильмов было посвящено не объяснённому толком феномену, излишне и упоминать.
Словом, о событии никто не забыл, а дополнительным поводом для разговоров (по сути, бесплатной рекламой детищу кинематографистов) послужило интервью, данное в 2017-м году Куртом Расселом, уверявшим, что в тот злополучный вечер сидел за штурвалом легкомоторного самолёта и наблюдал всё лично. Здесь впору мысленно вернуться к одной из коронных ролей «звезды» – в карпентеровском «Нечто» /1982/, где его пилот-полярник Макриди еле вычислил и уничтожил хищный иноземный организм. Не менее знаменательно, что очередной, достаточно нестандартный по замыслу проект, посвящённый пресловутому «Сиянию над Финиксом», поддержал Ридли Скотт, чей интерес к агрессивно настроенным «чужим», обнаружившийся ещё в начале карьеры, не угас и с наступлением XXI века. Продюсеры, включая выдающегося мастера, в целом не прогадали, даже если кассовые сборы как таковые (около $3,6 млн. в национальном кинопрокате) и не компенсировали производственный бюджет, составивший $2,8 млн. Да и в качестве полнометражного дебюта (ранее, в процессе учёбы в киношколе при Университете штата Флорида, Джастин Барбер снял семиминутную драму «Оставляя Багдад» /2003/) картина получилась вполне достойной.
Наибольшее любопытство вызывает, по-моему, форма кинопроизведения, хотя на подобные тонкости обратит внимание далеко не каждый. Режиссёр, написавший сценарий на пару с Т.С. Ноулином, взял за основу распространённый драматургический приём – якобы случайно найденную киноплёнку или видеокассету («found footage»), которую всего-навсего, дескать, смонтировали для удобства восприятия зрителями. Однако авторы постарались усилить эффект, введя сюжетную линию с Софи Бишоп, возвратившейся в дом родителей, вспоминая, как двадцатью годами ранее семья и знакомые праздновали её день рождения, когда окружающих и поразили странные огоньки. Девушка приехала с твёрдым намерением собрать сведения о том, чему стала очевидицей в юном возрасте, а главное, о последующем исчезновении старшего брата Джоша, отправившегося (вместе с Эшли Фостер и Марком Абрамсом) на поиски ответов. Таким образом, появился на свет «mockumentary в квадрате»: мы получаем возможность составить представление о фактах по косвенным («дважды отражённым») свидетельствам, лишь смутно догадываясь о том, что «истина где-то рядом», а «секретные материалы» если и станут достоянием гласности, то – очень не скоро.
Ключевым моментом «Забытого Феникса» (правильнее – «Забытого Финикса», так как в первую очередь имеется в виду населённый пункт, не мифологическая птица) становится эпизод беседы Софи с командующим военно-воздушной базой. Высокопоставленный офицер, предварительно, по телефону, давший согласие обсудить новую информацию, при личной встрече решительно отказывается общаться по сомнительному вопросу, неофициально рекомендует никому не показывать видеозапись, а напоследок – советует быть аккуратнее на дороге (угрожает, что ли?!). После этого публике позволяют ознакомиться с содержанием видеокассеты, чудом уцелевшей в оплавившейся видеокамере. Становится понятно, что дыма без огня не бывает, и уверения скептиков – вроде двух престарелых астрономов, придерживающихся прозаической интерпретации – в свете обнаруженных доказательств звучат малоубедительно. Хуже того, неожиданно находит подтверждение жуткая гипотеза, что посланники далёких цивилизаций не просто периодически (вероятно, с незапамятных времён) навещают нашу планету, но и похищают индивидов – для изучения, опытов или… пополнения коллекции. А власти-то всё это скрывают!
Не думаю, что Барбер и Ноулин всерьёз рассчитывали повторить триумф создателей «Ведьмы из Блэр: Курсовой с того света» /1999/, в значительной степени обусловленный тем, что граждане массово поверили, что с Хэзэр Донахью, Майклом К. Уильямсом и Джошуа Леонардом в самом деле приключилась беда в лесах Мэриленда. А, скажем, авторы близкой по духу и стилистике научно-фантастической картины «Грейсфилд» /2017/ припасли под занавес более занятный сюрприз, словно опровергающий расхожие представления о воинственности пришельцев. На поверку – не исключена ситуация, когда люди сами, не сознавая того, наносят вред посланникам далёких цивилизаций… Джастин придерживается иной точки зрения, предостерегая землян от чрезмерной увлечённости опасными тайнами. Интрига, державшая в напряжении на протяжении основной части повествования, получает неприятное разрешение. Вопрос о том, куда переместились Джош, Эшли и Марк, и об их дальнейшей судьбе остаётся открытым, но зрелище, когда под воздействием облучения неизвестной природы организмы подростков начинают претерпевать разрушительные метаморфозы, куда как красноречиво. И здесь уже не помогут стенания уфологов, доходящих до абсурда в своих рассуждениях о заговоре молчания правительств, якобы знающих, но не рассказывающих о происхождении неопознанных летающих объектов.
__________
1 – В данной связи достаточно назвать хоррор «Ночные небеса» /2007/.
7
,7
2017, США, Фантастика
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Название обманчиво или, скорее, носит иронический оттенок. Получивший известность под условным наименованием «Сияние над Финиксом» инцидент, когда 13-го марта 1997-го года жители Аризоны и Невады, а также мексиканского штата Сонора увидели в ночном небе несколько светящихся точек в форме римской цифры V, по-прежнему будоражит воображение общественности. Именно общественности – не исключительно рьяных приверженцев уфологии, готовых в нарушение небезызвестного методологического принципа (так называемой «бритвы Оккама») углядеть в любом мало-мальски загадочном происшествии следы пребывания НЛО. Собственно, забавный эпизод с губернатором Джоном Файфом Симингтоном III, приведшим на встречу с журналистами «настоящего» инопланетянина, которым оказался… ряженый паяц, не являлся постановочным, хотя позднее организовавший пресс-конференцию политик высказывался о подозрительных огнях осторожнее. О том, сколько телепередач, документальных и художественных (1) фильмов было посвящено не объяснённому толком феномену, излишне и упоминать. Словом, о событии никто не забыл, а дополнительным поводом для разговоров (по сути, бесплатной рекламой детищу кинематографистов) послужило интервью, данное в 2017-м году Куртом Расселом, уверявшим, что в тот злополучный вечер сидел за штурвалом легкомоторного самолёта и наблюдал всё лично. Здесь впору мысленно вернуться к одной из коронных ролей «звезды» – в карпентеровском «Нечто» /1982/, где его пилот-полярник Макриди еле вычислил и уничтожил хищный иноземный организм. Не менее знаменательно, что очередной, достаточно нестандартный по замыслу проект, посвящённый пресловутому «Сиянию над Финиксом», поддержал Ридли Скотт, чей интерес к агрессивно настроенным «чужим», обнаружившийся ещё в начале карьеры, не угас и с наступлением XXI века. Продюсеры, включая выдающегося мастера, в целом не прогадали, даже если кассовые сборы как таковые (около $3,6 млн. в национальном кинопрокате) и не компенсировали производственный бюджет, составивший $2,8 млн. Да и в качестве полнометражного дебюта (ранее, в процессе учёбы в киношколе при Университете штата Флорида, Джастин Барбер снял семиминутную драму «Оставляя Багдад» /2003/) картина получилась вполне достойной. Наибольшее любопытство вызывает, по-моему, форма кинопроизведения, хотя на подобные тонкости обратит внимание далеко не каждый. Режиссёр, написавший сценарий на пару с Т.С. Ноулином, взял за основу распространённый драматургический приём – якобы случайно найденную киноплёнку или видеокассету («found footage»), которую всего-навсего, дескать, смонтировали для удобства восприятия зрителями. Однако авторы постарались усилить эффект, введя сюжетную линию с Софи Бишоп, возвратившейся в дом родителей, вспоминая, как двадцатью годами ранее семья и знакомые праздновали её день рождения, когда окружающих и поразили странные огоньки. Девушка приехала с твёрдым намерением собрать сведения о том, чему стала очевидицей в юном возрасте, а главное, о последующем исчезновении старшего брата Джоша, отправившегося (вместе с Эшли Фостер и Марком Абрамсом) на поиски ответов. Таким образом, появился на свет «mockumentary в квадрате»: мы получаем возможность составить представление о фактах по косвенным («дважды отражённым») свидетельствам, лишь смутно догадываясь о том, что «истина где-то рядом», а «секретные материалы» если и станут достоянием гласности, то – очень не скоро. Ключевым моментом «Забытого Феникса» (правильнее – «Забытого Финикса», так как в первую очередь имеется в виду населённый пункт, не мифологическая птица) становится эпизод беседы Софи с командующим военно-воздушной базой. Высокопоставленный офицер, предварительно, по телефону, давший согласие обсудить новую информацию, при личной встрече решительно отказывается общаться по сомнительному вопросу, неофициально рекомендует никому не показывать видеозапись, а напоследок – советует быть аккуратнее на дороге (угрожает, что ли?!). После этого публике позволяют ознакомиться с содержанием видеокассеты, чудом уцелевшей в оплавившейся видеокамере. Становится понятно, что дыма без огня не бывает, и уверения скептиков – вроде двух престарелых астрономов, придерживающихся прозаической интерпретации – в свете обнаруженных доказательств звучат малоубедительно. Хуже того, неожиданно находит подтверждение жуткая гипотеза, что посланники далёких цивилизаций не просто периодически (вероятно, с незапамятных времён) навещают нашу планету, но и похищают индивидов – для изучения, опытов или… пополнения коллекции. А власти-то всё это скрывают! Не думаю, что Барбер и Ноулин всерьёз рассчитывали повторить триумф создателей «Ведьмы из Блэр: Курсовой с того света» /1999/, в значительной степени обусловленный тем, что граждане массово поверили, что с Хэзэр Донахью, Майклом К. Уильямсом и Джошуа Леонардом в самом деле приключилась беда в лесах Мэриленда. А, скажем, авторы близкой по духу и стилистике научно-фантастической картины «Грейсфилд» /2017/ припасли под занавес более занятный сюрприз, словно опровергающий расхожие представления о воинственности пришельцев. На поверку – не исключена ситуация, когда люди сами, не сознавая того, наносят вред посланникам далёких цивилизаций… Джастин придерживается иной точки зрения, предостерегая землян от чрезмерной увлечённости опасными тайнами. Интрига, державшая в напряжении на протяжении основной части повествования, получает неприятное разрешение. Вопрос о том, куда переместились Джош, Эшли и Марк, и об их дальнейшей судьбе остаётся открытым, но зрелище, когда под воздействием облучения неизвестной природы организмы подростков начинают претерпевать разрушительные метаморфозы, куда как красноречиво. И здесь уже не помогут стенания уфологов, доходящих до абсурда в своих рассуждениях о заговоре молчания правительств, якобы знающих, но не рассказывающих о происхождении неопознанных летающих объектов. __________ 1 – В данной связи достаточно назвать хоррор «Ночные небеса» /2007/.