Дебютная режиссерская работа "Фобия" Карла Кристиана Робе имела более яркое название в оригинале - "Населенный призраками", которое хорошо отражает все, что может быть связано с этой картиной. Регионально в Норвегии есть рынок собственных жанровых хорроров, из которых можно вспомнить, пожалуй, "Темный лес 2" Пола Ойе, и малобюджетные "Дом" и "Кровь на Рождество" Райнарта Киила. Сказать, что на их фоне Карл Кристиан Робе выглядит как молодой Хичкок, значит, оказаться невдалеке от истины, потому что "Фобия" находится в стороне от того мэйнстрима, над которым работает Blumhouse, и пытается сыграть именно на стыке тем и жанров. До "Фобии" Робе работал в качестве фотографа на многих солидных проектах, например, таких как "Охотники за головами" Мортена Тильдума и "Кон-Тики" Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга. Соприкосновение с видными скандинавскими деятелями кинокультуры имело очевидный и прямой эффект: Карл Кристиан Робе созрел до собственного проекта, где, благодаря также дебютировавшей в полном метре сценаристке Майе Лунде, добился интересного эффекта. Лунде набила сценарий под завязку метафорами и аллюзиями, которые с первого раза считываются при первом же просмотре и не обладают оригинальностью и глубиной, но, тем не менее, направляют сюжет именно по пути интуиции, а не логики. Женское поведение главной героини Катрин (Синневе Макоди Лунд, "Эспен в королевстве троллей", "Охотники за головами") выглядит весьма правдоподобно и заслуживает комплиментов именно из-за неоднозначности представленного ей характера. Поэтому "Фобия" развивается по законам психологического триллера, стыдливо прячась за фальшивым забором драматического хоррора.
В "Фобии" Робе представляет типичную историю о призраках, которая оказывается несколько глубже, чем это можно представить из синопсиса картины. Катрин в исполнении Синневе Макоди Лунд производит впечатление красивой и безвременно одинокой женщины с давней психотравмой. Очевидно, что, когда после смерти отца, с которым она полгода до этого не общалась, она отправляется в пустующий двухэтажный семейный дом, хранящий для нее не только старинные тайны, но и являющийся держателем всех ее психических проблем. Ожидаемо психика Катрин начинает расстраиваться все больше и больше, потому что дом живет своей жизнью и не очень рад той, которая вернулась в него спустя много лет. Сценарий Макоди Лунд вводит в "Фобию" хорошо просчитанных персонажей второго плана: священника, старуху-соседку и местного риэлтора, которые, кажется, знают о тайнах дома намного больше, чем это можно себе представить. Причем эти фигуры для проекта абсолютно функциональны и несут особую нагрузку, потому что они создают для Катрин некое подобие внешней коллективной памяти и позволяют ей восстановить многие фамильные тайны и факты. Пикантности всей ситуации добавляет беременность молодой женщины и ее желание сделать аборт, потому что ее любимый Маркус (Кен Ведсегор, "Сага о викингах", сериал "Убийство") против появления ребенка на свет и в канун Рождества Катрин должна посетить клинику. Предпочитая играть со скрипами и эксплуатируя образ одинокой женщины в старом доме, Робе как режиссер отказывает фильму во внятных диалогах и предпочитает демонстрировать с экрана только намеки, которые не всегда работают для создания динамики развития экранной истории.
Самым трудным компонентом по части разработанности для "Фобии" оказывается саспенс, который подобно главной героине способен увязнуть в глубоком снегу. Причин для этого слишком много - начиная от общего созерцательного ритма ленты, практически не усиливающего драму Катрин, и заканчивая общей предсказуемостью экранной истории, которую даже не спасает финальный твист. Однако благодаря игре Синневе Макоди Лунд этот проект уверенно выходит из области мусорного рейтинга для зрителей, ей удается показать Катрин неоднозначно, показать ее нарушения памяти о событиях детства, она будто бы заново мучительно и с риском для собственной жизни и психике собирает себя подобно пазлу, где навсегда утрачены некоторые фрагменты. Карл Кристиан Робе очень умело эксплуатирует образ маленькой девочки Дэйси (Эбба Стинстрап), которая становится для Катрин своеобразным натурным ключом к пониманию того страшного скелета, скрываемого много лет за семейными фотографиями на стене, и для смертельно опасной реконструкции смерти матери Катрин. Из-за сценарных проблем самой истории мотивация пребывания главной героини в доме, где прошли ее детские годы, становится искусственной, особенно в том кульминационном эпизоде, где Катрин пытается заглянуть в действительно страшные по своей части безумия последние минуты жизни своей матери. Пожалуй, главный недостаток "Фобии" - это та жанровая неопределенность, о которой уже говорилось. Как постановщик Робе не может дойти до глубин человеческой драмы и только истошно царапает поверхность, в то же время лента не дотягивает до коммерческого фильма ужасов из-за слишком слабо обозначенной реальности экранной истории, которая постоянно предлагает зрителю не страхи и их развитие, а психическую неуверенность Катрин, на которой делается основной акцент.
Парадоксально, но главный плюс "Фобии" - это ее атмосферность и хорошая визуализация, что оказалось возможным благодаря опытному оператору Филипу Огаарду, который чувствует как создать напряжение и красоту сразу в одном кадре. К сожалению, Майи Лунде строится на преодолении героиней Синневе Макоди Лунд общего дисбаланса, она пытается разобраться со всем сразу - и с фантомами прошлого, которое ее никак не может отпустить своей иррациональностью, и со скучным и склонным к сексуальной жестокости Маркусом, от которого Катрин не просто хочет отдохнуть, а хочет побыть в уединении некоторое время. Сложно понять, чем занимается молодая и красивая женщина из увиденного на экране и, самое главное, что она чувствует и что у нее в глубине души, поэтому тема первоначальная тема кризиса отношений в паре, которая была заявлена в прологе разрешается катастрофически вяло и по-скандинавски немногословно. "Фобия" оказывается далека от стандартного b-movie с небольшим бюджетом в силу нестандартных драматических элементов сценария, тем не менее, она рассказывает историю психической реабилитации главной героини Катрин и ее возвращению в тихую обывательскую гавань семейного счастья.
5
,5
2017, Триллеры
81 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная режиссерская работа "Фобия" Карла Кристиана Робе имела более яркое название в оригинале - "Населенный призраками", которое хорошо отражает все, что может быть связано с этой картиной. Регионально в Норвегии есть рынок собственных жанровых хорроров, из которых можно вспомнить, пожалуй, "Темный лес 2" Пола Ойе, и малобюджетные "Дом" и "Кровь на Рождество" Райнарта Киила. Сказать, что на их фоне Карл Кристиан Робе выглядит как молодой Хичкок, значит, оказаться невдалеке от истины, потому что "Фобия" находится в стороне от того мэйнстрима, над которым работает Blumhouse, и пытается сыграть именно на стыке тем и жанров. До "Фобии" Робе работал в качестве фотографа на многих солидных проектах, например, таких как "Охотники за головами" Мортена Тильдума и "Кон-Тики" Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга. Соприкосновение с видными скандинавскими деятелями кинокультуры имело очевидный и прямой эффект: Карл Кристиан Робе созрел до собственного проекта, где, благодаря также дебютировавшей в полном метре сценаристке Майе Лунде, добился интересного эффекта. Лунде набила сценарий под завязку метафорами и аллюзиями, которые с первого раза считываются при первом же просмотре и не обладают оригинальностью и глубиной, но, тем не менее, направляют сюжет именно по пути интуиции, а не логики. Женское поведение главной героини Катрин (Синневе Макоди Лунд, "Эспен в королевстве троллей", "Охотники за головами") выглядит весьма правдоподобно и заслуживает комплиментов именно из-за неоднозначности представленного ей характера. Поэтому "Фобия" развивается по законам психологического триллера, стыдливо прячась за фальшивым забором драматического хоррора. В "Фобии" Робе представляет типичную историю о призраках, которая оказывается несколько глубже, чем это можно представить из синопсиса картины. Катрин в исполнении Синневе Макоди Лунд производит впечатление красивой и безвременно одинокой женщины с давней психотравмой. Очевидно, что, когда после смерти отца, с которым она полгода до этого не общалась, она отправляется в пустующий двухэтажный семейный дом, хранящий для нее не только старинные тайны, но и являющийся держателем всех ее психических проблем. Ожидаемо психика Катрин начинает расстраиваться все больше и больше, потому что дом живет своей жизнью и не очень рад той, которая вернулась в него спустя много лет. Сценарий Макоди Лунд вводит в "Фобию" хорошо просчитанных персонажей второго плана: священника, старуху-соседку и местного риэлтора, которые, кажется, знают о тайнах дома намного больше, чем это можно себе представить. Причем эти фигуры для проекта абсолютно функциональны и несут особую нагрузку, потому что они создают для Катрин некое подобие внешней коллективной памяти и позволяют ей восстановить многие фамильные тайны и факты. Пикантности всей ситуации добавляет беременность молодой женщины и ее желание сделать аборт, потому что ее любимый Маркус (Кен Ведсегор, "Сага о викингах", сериал "Убийство") против появления ребенка на свет и в канун Рождества Катрин должна посетить клинику. Предпочитая играть со скрипами и эксплуатируя образ одинокой женщины в старом доме, Робе как режиссер отказывает фильму во внятных диалогах и предпочитает демонстрировать с экрана только намеки, которые не всегда работают для создания динамики развития экранной истории. Самым трудным компонентом по части разработанности для "Фобии" оказывается саспенс, который подобно главной героине способен увязнуть в глубоком снегу. Причин для этого слишком много - начиная от общего созерцательного ритма ленты, практически не усиливающего драму Катрин, и заканчивая общей предсказуемостью экранной истории, которую даже не спасает финальный твист. Однако благодаря игре Синневе Макоди Лунд этот проект уверенно выходит из области мусорного рейтинга для зрителей, ей удается показать Катрин неоднозначно, показать ее нарушения памяти о событиях детства, она будто бы заново мучительно и с риском для собственной жизни и психике собирает себя подобно пазлу, где навсегда утрачены некоторые фрагменты. Карл Кристиан Робе очень умело эксплуатирует образ маленькой девочки Дэйси (Эбба Стинстрап), которая становится для Катрин своеобразным натурным ключом к пониманию того страшного скелета, скрываемого много лет за семейными фотографиями на стене, и для смертельно опасной реконструкции смерти матери Катрин. Из-за сценарных проблем самой истории мотивация пребывания главной героини в доме, где прошли ее детские годы, становится искусственной, особенно в том кульминационном эпизоде, где Катрин пытается заглянуть в действительно страшные по своей части безумия последние минуты жизни своей матери. Пожалуй, главный недостаток "Фобии" - это та жанровая неопределенность, о которой уже говорилось. Как постановщик Робе не может дойти до глубин человеческой драмы и только истошно царапает поверхность, в то же время лента не дотягивает до коммерческого фильма ужасов из-за слишком слабо обозначенной реальности экранной истории, которая постоянно предлагает зрителю не страхи и их развитие, а психическую неуверенность Катрин, на которой делается основной акцент. Парадоксально, но главный плюс "Фобии" - это ее атмосферность и хорошая визуализация, что оказалось возможным благодаря опытному оператору Филипу Огаарду, который чувствует как создать напряжение и красоту сразу в одном кадре. К сожалению, Майи Лунде строится на преодолении героиней Синневе Макоди Лунд общего дисбаланса, она пытается разобраться со всем сразу - и с фантомами прошлого, которое ее никак не может отпустить своей иррациональностью, и со скучным и склонным к сексуальной жестокости Маркусом, от которого Катрин не просто хочет отдохнуть, а хочет побыть в уединении некоторое время. Сложно понять, чем занимается молодая и красивая женщина из увиденного на экране и, самое главное, что она чувствует и что у нее в глубине души, поэтому тема первоначальная тема кризиса отношений в паре, которая была заявлена в прологе разрешается катастрофически вяло и по-скандинавски немногословно. "Фобия" оказывается далека от стандартного b-movie с небольшим бюджетом в силу нестандартных драматических элементов сценария, тем не менее, она рассказывает историю психической реабилитации главной героини Катрин и ее возвращению в тихую обывательскую гавань семейного счастья.