Знатокам документалистики, разумеется, не нужно представлять Кристиана Фрая. Он широко известен (по крайней мере – в профессиональной среде) и пользуется непререкаемым авторитетом в родной Швейцарии (1), впрочем, не одаривавшей по-настоящему яркими талантами чуть ли не полвека – с тех пор, как громко заявили о себе единомышленники-шестидесятники, объединившиеся в так называемую «Группу 5». Уже первая полнометражная постановка мастера «Рикардо, Мириам и Фидель» /1997/ вызвала, пожалуй, не столько художественный, сколько общественный резонанс, спровоцировав весьма неоднозначную реакцию как противников, так и сторонников социально-политического устройства современной Кубы. Не менее острым получился выдвинутый на премию «Оскар» «Военный фотограф» /2001/, посвящённый нелёгкому ремеслу Джеймса Нахтвея, «охотящегося» за снимками в «горячих точках» по всей планете. Наконец, отрезвляюще и грустно для зрителей из постсоветских республик прозвучала картина «Космические туристы» /2009/, в которой судьба нескольких состоятельных бизнесменов, купивших за баснословные деньги право побыть астронавтами, косвенно сопоставлялась с горькой долей казахских сборщиков металлолома, влачащих жалкое существование…
В «Генезисе 2.0» Фрай развивает подход, заявленный в последней (из упомянутых выше) постановке. Залогом успеха ленты, вызвавшей повышенный интерес (специальный приз жюри) на кинофестивале «Сандэнс», стало сотрудничество с Максимом Арбугаевым, в прошлом хоккеистом, в настоящее время – его перспективным молодым коллегой, работавшим над проектом параллельно с учёбой во ВГИКе. Между прочим, глубина взаимопонимания сорежиссёров замечательно раскрывается в их электронных письмах друг другу, в которых соратники, разделённые огромными расстояниями, делятся новостями о ходе съёмок, обмениваются соображениями философского и психологического толка и т.д. Перед нашим соотечественником стояла непростая задача – провести около двух месяцев в компании искателей останков мамонтов, в основном жителей Якутии, надеющихся если и не разбогатеть, то по крайней мере обеспечить себе и семьям сносное бытование. Кристиан же взялся за освещение большого мира – мира науки, устремлённого в будущее, пребывающего в предвкушении открытий, обещающих радикально изменить чуть ли не саму природу представителей вида Homo sapiens. Сюжетные линии пересекаются в заключительной части повествования, когда Семён Григорьев, директор лаборатории «Музей мамонта имени П.А. Лазарева», отправляется вместе с женой в Восточную Азию (сначала в Южную Корею, затем – в Китайскую Народную Республику) вместе с образцами своей уникальной находки.
Авторам, к счастью, удалось избежать слишком прямолинейного – лобового – противопоставления. Якуты, занятые установлением местонахождения и извлечением костей, не воспринимаются кем-то вроде современных «Нануков с Севера» (если вспомнить классический фильм Роберта Флаэрти). Исследователь, запечатлённый в тот момент, когда, вылезая из очередной узкой пещеры, иронически замечает на камеру, что, мол, такая вот у палеонтологов жизнь, демонстрирует не меньше энтузиазма, чем молодые учёные, съехавшиеся со всего света на конференцию, или работники компаний, занимающих передовые позиции в области генетики. И ещё неизвестно, чей вклад в сокровищницу людских знаний весомее. Обнаружить в почти безупречном состоянии (с уцелевшими мягкими тканями и даже… кровью) тушу животного, вымершего около десяти тысяч лет назад, – редкостная удача! Но постепенно острокритический пафос слышится отчётливее. Сотрудницу Пекинского института генома (согласно приведённой справке, в его попечительский совет входят военачальники вооружённых сил КНР и функционеры КПК), собравшую крупнейший в мире банк данных, явно ставит в тупик вопрос приезжего коллеги относительно морально-этического аспекта. И трудно забыть пронзительный финал, когда члены экспедиции на Новосибирские острова возвращаются домой: восстанавливается будничный ритм, производится сбыт добычи (видимо, не вполне легальный), и помимо прочего становится известно, что большинство рядовых участников получают за рискованный труд всего по несколько сотен долларов США. Отрывки из олонхо (якутского эпоса) «Элэс Боотур» звучат укором неблагодарным сынам, поддавшимся жажде наживы, забывшим традиции предков. А какой невосполнимый ущерб науке наносится тем, что основная масса (до тридцати тонн ежегодно!) бивней служит сырьём для изготовления красивых резных безделушек…
Впрочем, фильм неслучайно получил громкий заголовок – «Генезис 2.0». Как и в «Космический туристах», Кристиан Фрай не устаёт поражаться тому, как парадоксально в человечестве сочетаются разнонаправленные тенденции. Но не только. Опасность, на которую указывали ещё Майкл Крайтон и Стивен Спилберг (в романе «Парк юрского периода» и, соответственно, в экранизации), принимает куда как реальные очертания. И в общем-то неважно, что мечта Григорьева найти сохранившуюся клетку, пригодную для клонирования мамонта, пока не сбылась. Достижения в этой области уже поражают воображение и… не на шутку пугают. Прогресс не остановить – и никто не гарантирует, что технология, разработанная для благих целей, однажды не будет использована во вред – или хотя бы не приведёт к непредсказуемым результатам. То, что мило начиналось с овечки Долли и с собачек, «штампуемых» для сентиментальных хозяев в стенах Sooam Biotech Research Foundation (под руководством Хвана Ву Сока, сумевшего восстановить честное имя после обвинений в мошенничестве), грозит вылиться в неконтролируемый, стремительно ускоряющийся процесс. Причём опасность таится не столько в конкретных личностях (грубо говоря, последователях уэллсовского доктора Моро), сколько – в методе как таковом. Страшнее, чем игра в Бога зарвавшихся индивидов, – комплекс всемогущего творца, возводимый в идеологический принцип. В новом контексте гениальное замечание Карла Маркса (из «Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта») о том, что «люди сами делают свою историю», но «они её делают не так, как им вздумается», приобретает совсем мрачный смысл. Чем обернётся Генезис 2.0?
__________
1 – Ярчайшим свидетельством чему служит избрание на пост президента национальной киноакадемии.
7
,3
2018, Документальные
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Знатокам документалистики, разумеется, не нужно представлять Кристиана Фрая. Он широко известен (по крайней мере – в профессиональной среде) и пользуется непререкаемым авторитетом в родной Швейцарии (1), впрочем, не одаривавшей по-настоящему яркими талантами чуть ли не полвека – с тех пор, как громко заявили о себе единомышленники-шестидесятники, объединившиеся в так называемую «Группу 5». Уже первая полнометражная постановка мастера «Рикардо, Мириам и Фидель» /1997/ вызвала, пожалуй, не столько художественный, сколько общественный резонанс, спровоцировав весьма неоднозначную реакцию как противников, так и сторонников социально-политического устройства современной Кубы. Не менее острым получился выдвинутый на премию «Оскар» «Военный фотограф» /2001/, посвящённый нелёгкому ремеслу Джеймса Нахтвея, «охотящегося» за снимками в «горячих точках» по всей планете. Наконец, отрезвляюще и грустно для зрителей из постсоветских республик прозвучала картина «Космические туристы» /2009/, в которой судьба нескольких состоятельных бизнесменов, купивших за баснословные деньги право побыть астронавтами, косвенно сопоставлялась с горькой долей казахских сборщиков металлолома, влачащих жалкое существование… В «Генезисе 2.0» Фрай развивает подход, заявленный в последней (из упомянутых выше) постановке. Залогом успеха ленты, вызвавшей повышенный интерес (специальный приз жюри) на кинофестивале «Сандэнс», стало сотрудничество с Максимом Арбугаевым, в прошлом хоккеистом, в настоящее время – его перспективным молодым коллегой, работавшим над проектом параллельно с учёбой во ВГИКе. Между прочим, глубина взаимопонимания сорежиссёров замечательно раскрывается в их электронных письмах друг другу, в которых соратники, разделённые огромными расстояниями, делятся новостями о ходе съёмок, обмениваются соображениями философского и психологического толка и т.д. Перед нашим соотечественником стояла непростая задача – провести около двух месяцев в компании искателей останков мамонтов, в основном жителей Якутии, надеющихся если и не разбогатеть, то по крайней мере обеспечить себе и семьям сносное бытование. Кристиан же взялся за освещение большого мира – мира науки, устремлённого в будущее, пребывающего в предвкушении открытий, обещающих радикально изменить чуть ли не саму природу представителей вида Homo sapiens. Сюжетные линии пересекаются в заключительной части повествования, когда Семён Григорьев, директор лаборатории «Музей мамонта имени П.А. Лазарева», отправляется вместе с женой в Восточную Азию (сначала в Южную Корею, затем – в Китайскую Народную Республику) вместе с образцами своей уникальной находки. Авторам, к счастью, удалось избежать слишком прямолинейного – лобового – противопоставления. Якуты, занятые установлением местонахождения и извлечением костей, не воспринимаются кем-то вроде современных «Нануков с Севера» (если вспомнить классический фильм Роберта Флаэрти). Исследователь, запечатлённый в тот момент, когда, вылезая из очередной узкой пещеры, иронически замечает на камеру, что, мол, такая вот у палеонтологов жизнь, демонстрирует не меньше энтузиазма, чем молодые учёные, съехавшиеся со всего света на конференцию, или работники компаний, занимающих передовые позиции в области генетики. И ещё неизвестно, чей вклад в сокровищницу людских знаний весомее. Обнаружить в почти безупречном состоянии (с уцелевшими мягкими тканями и даже… кровью) тушу животного, вымершего около десяти тысяч лет назад, – редкостная удача! Но постепенно острокритический пафос слышится отчётливее. Сотрудницу Пекинского института генома (согласно приведённой справке, в его попечительский совет входят военачальники вооружённых сил КНР и функционеры КПК), собравшую крупнейший в мире банк данных, явно ставит в тупик вопрос приезжего коллеги относительно морально-этического аспекта. И трудно забыть пронзительный финал, когда члены экспедиции на Новосибирские острова возвращаются домой: восстанавливается будничный ритм, производится сбыт добычи (видимо, не вполне легальный), и помимо прочего становится известно, что большинство рядовых участников получают за рискованный труд всего по несколько сотен долларов США. Отрывки из олонхо (якутского эпоса) «Элэс Боотур» звучат укором неблагодарным сынам, поддавшимся жажде наживы, забывшим традиции предков. А какой невосполнимый ущерб науке наносится тем, что основная масса (до тридцати тонн ежегодно!) бивней служит сырьём для изготовления красивых резных безделушек… Впрочем, фильм неслучайно получил громкий заголовок – «Генезис 2.0». Как и в «Космический туристах», Кристиан Фрай не устаёт поражаться тому, как парадоксально в человечестве сочетаются разнонаправленные тенденции. Но не только. Опасность, на которую указывали ещё Майкл Крайтон и Стивен Спилберг (в романе «Парк юрского периода» и, соответственно, в экранизации), принимает куда как реальные очертания. И в общем-то неважно, что мечта Григорьева найти сохранившуюся клетку, пригодную для клонирования мамонта, пока не сбылась. Достижения в этой области уже поражают воображение и… не на шутку пугают. Прогресс не остановить – и никто не гарантирует, что технология, разработанная для благих целей, однажды не будет использована во вред – или хотя бы не приведёт к непредсказуемым результатам. То, что мило начиналось с овечки Долли и с собачек, «штампуемых» для сентиментальных хозяев в стенах Sooam Biotech Research Foundation (под руководством Хвана Ву Сока, сумевшего восстановить честное имя после обвинений в мошенничестве), грозит вылиться в неконтролируемый, стремительно ускоряющийся процесс. Причём опасность таится не столько в конкретных личностях (грубо говоря, последователях уэллсовского доктора Моро), сколько – в методе как таковом. Страшнее, чем игра в Бога зарвавшихся индивидов, – комплекс всемогущего творца, возводимый в идеологический принцип. В новом контексте гениальное замечание Карла Маркса (из «Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта») о том, что «люди сами делают свою историю», но «они её делают не так, как им вздумается», приобретает совсем мрачный смысл. Чем обернётся Генезис 2.0? __________ 1 – Ярчайшим свидетельством чему служит избрание на пост президента национальной киноакадемии.