В свете премьеры гангстерской драмы «Ирландец», в октябре 2019-го, Мартин Скорсезе дал развёрнутое интервью британскому журналу Empire, где среди прочего был задан вопрос, смотрел ли он чрезвычайно популярные ныне «марвеловские» ленты? «Я пытался, знаете ли», – прозвучал обескураживающий ответ легендарного режиссёра, добавившего, что не считает дорогостоящие кинокомиксы кинематографом, видя их ближайшим аналогом тематические парки развлечений. Высказывание вызвало настолько бурную полемику, что мэтру пришлось изложить своё мнение развёрнуто, в специально написанной статье под названием «Я сказал, что марвеловские фильмы – не кинематограф. Позвольте объясниться», опубликованной (4-го ноября того же года) в американской газете New York Times. Насколько убедительны приведённые доводы, каждый должен решить сам, но здесь интереснее другое. Мартин принадлежит к числу сравнительно немногих творцов «фабрики грёз», могущих позволить себе с размахом реализовывать серьёзные (значимые в социальном и философском плане, отмеченные нетривиальным художественным решением и т.д.) замыслы, которые чаще всего – находят отклик у широкой аудитории. У Скорсезе никогда не возникало потребности снимать ту или иную картину сугубо из коммерческих соображений. Не забывая о зрителях, он в первую очередь создавал произведения искусства, отвечающие личным идеалам.
Впрочем, мастер сделал принципиальную оговорку в том духе, что вполне допускает: если б триумф Кинематографической вселенной Marvel пришёлся на пору формирования эстетических вкусов, не исключено, что и отношение к подобной кинопродукции было бы иным. Под таким углом многое становится понятно. Да, Мартин Скорсезе уже вряд ли обратится к личности Железного человека или Халка. Однако политика топ-менеджмента ведущих голливудских кинокомпаний доверять постановку потенциальных блокбастеров (к слову, необязательно посвящённых подвигам супергероев) творцам, зарекомендовавшим себя талантливыми «независимыми» работами, даёт неплохие результаты. И с другой стороны – сами молодые авторы не видят ничего зазорного в том, чтобы пробовать силы в мейнстриме. Как и в случае с братьями Энтони и Джо Руссо, Джеймсом Ганном, Райаном Куглером, Кейт Шортланд (1), Хлое Чжао не пришлось наступать на горло собственной песне. Да, в «Вечных» при всём желании не получилось бы добиться такого же, бескомпромиссного реализма, ощущения полного погружения в повседневную (без прикрас и возвеличивания) жизнь Америки, как в пронзительных драмах «Наездник» /2017/ и «Земля кочевников» /2020/. И тем не менее её рука в ленте чувствуется.
В первую очередь на сеансе бросается в глаза та щепетильность, с какой режиссёр подошла к формированию актёрского состава. Хлоя, родившаяся в Пекине и жившая на родине до пятнадцати лет (когда родители отправили дочь учиться в Великобританию), помнится, спровоцировала негативную реакцию властей КНР высказываниями о существующих там порядках, казавшихся неоперившейся бунтарке насквозь лживыми и фальшивыми. Чжао не уставала подчёркивать влияние западной культуры, без чего и её драмы вряд ли получились бы столь убедительными. И тем не менее подбор для «Вечных» представителей разных рас и национальностей не воспринимается данью моде на политкорректность. Если Фину (не Афину, без буквы «А») играет Анджелина Джоли, то в образе силача Гильгамеша, обещающего приглядывать за воинственной женщиной, периодически теряющей контроль над собой, предстаёт кореец Ма Дон Сок. Если Кинго прославился в Болливуде (правда, комик Кумэйл Нанджиани появился на свет в Пакистане, а не в Индии) и, кстати, согласился с предложением менеджера Каруна фиксировать миссию на видеокамеру, то ему предстоит вступить в дискуссию с Друигом, умеющим подчинять разум людей, – в исполнении ирландца Барри Кеогана. И, конечно же, Альтер-эго автора выступает Серси, причём приглашению Джеммы Чан не помешало даже то, что накануне «звезда» отметилась в обличии Минн-Эрвы. Под этим углом особенно интересно наблюдать за неоднозначными отношениями героини с Икарисом и Спрайт, когда личные (в том числе романтические) симпатии накладываются на разное понимание долга. И это совсем не шутки, коль скоро на кону – благополучие всего живого на Земле!
Тем, кто знаком с литературным (точнее, печатным) оригиналом, запущенным с лёгкой руки Джека Кирби в июле 1976-го года, будет проще принять предлагаемые авторами правила игры. Зрители же, исходящие строго из экранной мифологии, поначалу вынуждены делать над собой усилие, чтобы поверить, что на нашей планете (как и на других небесных телах, населённых разумными существами) действует ещё одна группа могущественных созданий, не обнаруженная хотя бы всеведующим Тони Старком. Сомнительно, чтобы учинённые Девиантами разрушения, не говоря уже о кульминационной битве, остались вне поля зрения членов инициативы «Мстители», да и исторические артефакты указывали на следы влияния извне на развитие древних цивилизаций. (В обличии обитателя Месопотамии, заметим в скобках, легко опознать юного Зейна Аль Рефеа, запомнившегося по проникновенному «Капернауму» /2018/ ливанки Надин Лабаки.) Потому-то Серси и приходится подробно разъяснять, что Вечным запрещено вмешиваться в конфликты людей, даже выходящие далеко за границы Солнечной системы. Мало того, именно победа над Таносом заставила её усомниться в правильности возложенной миссии, притом что от своевременного рождения Целестиала в недрах земной коры зависит течение эволюции в бескрайнем космосе…
Словом, постановка Чжао волей-неволей воспринимаются не столько частью обширной медиафраншизы, незаметно вступившей в четвёртую фазу, сколько самодостаточным произведением, что само по себе и неплохо. Хлоя с соавторами по написанию сценария вполне справились с задачей представить когорту разношёрстных персонажей, получившихся достаточно яркими и колоритными, чтобы с ходу запомниться и не перемешаться в сознании посетителей кинотеатров. Не последнюю роль в этом играют культурологические отсылки, будь то упоминания о древнегреческих богах, намёк на источник мифа об Икаре (мифа, отзывающегося гулким эхом под занавес) или сравнение «запертой» в теле девочки-подростка Спрайт с феей Динь-Динь, безответно влюблённой в Питера Пэна. Но, пожалуй, ещё забавнее кажется прямо-таки напрашивающаяся параллель с небезызвестными наёмниками Сильвестра Сталлоне, особенно –из третьей части, где Барни Росс на пару с рекрутером Бонапартом спешно собирали команду. Не раскрывая главного (озвучиваемого незадолго до развязки) секрета, тем не менее отметим, что спасителям человечества приходится ощутить себя «неудержимыми», которые на самом-то деле являются «пешками» в великой шахматной игре, пускаемыми в расход, что и означает английское слово «the expendables». Как следствие, неизбежно возникают коллизии, приводящие и к преображению давних соперников (Девианты, выступающие олицетворением слепого хаоса, получают частичку разума, что резко меняет расклад), и к предательству с последующим расколом в стане союзников. Получилось интересно и по-своему неглупо.
_______
1 – К слову, она «перехватила» у одарённой коллеги китайского происхождения постановку «Чёрной вдовы» /2021/.
7
,4
2021, США, Фантастика
151 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В свете премьеры гангстерской драмы «Ирландец», в октябре 2019-го, Мартин Скорсезе дал развёрнутое интервью британскому журналу Empire, где среди прочего был задан вопрос, смотрел ли он чрезвычайно популярные ныне «марвеловские» ленты? «Я пытался, знаете ли», – прозвучал обескураживающий ответ легендарного режиссёра, добавившего, что не считает дорогостоящие кинокомиксы кинематографом, видя их ближайшим аналогом тематические парки развлечений. Высказывание вызвало настолько бурную полемику, что мэтру пришлось изложить своё мнение развёрнуто, в специально написанной статье под названием «Я сказал, что марвеловские фильмы – не кинематограф. Позвольте объясниться», опубликованной (4-го ноября того же года) в американской газете New York Times. Насколько убедительны приведённые доводы, каждый должен решить сам, но здесь интереснее другое. Мартин принадлежит к числу сравнительно немногих творцов «фабрики грёз», могущих позволить себе с размахом реализовывать серьёзные (значимые в социальном и философском плане, отмеченные нетривиальным художественным решением и т.д.) замыслы, которые чаще всего – находят отклик у широкой аудитории. У Скорсезе никогда не возникало потребности снимать ту или иную картину сугубо из коммерческих соображений. Не забывая о зрителях, он в первую очередь создавал произведения искусства, отвечающие личным идеалам. Впрочем, мастер сделал принципиальную оговорку в том духе, что вполне допускает: если б триумф Кинематографической вселенной Marvel пришёлся на пору формирования эстетических вкусов, не исключено, что и отношение к подобной кинопродукции было бы иным. Под таким углом многое становится понятно. Да, Мартин Скорсезе уже вряд ли обратится к личности Железного человека или Халка. Однако политика топ-менеджмента ведущих голливудских кинокомпаний доверять постановку потенциальных блокбастеров (к слову, необязательно посвящённых подвигам супергероев) творцам, зарекомендовавшим себя талантливыми «независимыми» работами, даёт неплохие результаты. И с другой стороны – сами молодые авторы не видят ничего зазорного в том, чтобы пробовать силы в мейнстриме. Как и в случае с братьями Энтони и Джо Руссо, Джеймсом Ганном, Райаном Куглером, Кейт Шортланд (1), Хлое Чжао не пришлось наступать на горло собственной песне. Да, в «Вечных» при всём желании не получилось бы добиться такого же, бескомпромиссного реализма, ощущения полного погружения в повседневную (без прикрас и возвеличивания) жизнь Америки, как в пронзительных драмах «Наездник» /2017/ и «Земля кочевников» /2020/. И тем не менее её рука в ленте чувствуется. В первую очередь на сеансе бросается в глаза та щепетильность, с какой режиссёр подошла к формированию актёрского состава. Хлоя, родившаяся в Пекине и жившая на родине до пятнадцати лет (когда родители отправили дочь учиться в Великобританию), помнится, спровоцировала негативную реакцию властей КНР высказываниями о существующих там порядках, казавшихся неоперившейся бунтарке насквозь лживыми и фальшивыми. Чжао не уставала подчёркивать влияние западной культуры, без чего и её драмы вряд ли получились бы столь убедительными. И тем не менее подбор для «Вечных» представителей разных рас и национальностей не воспринимается данью моде на политкорректность. Если Фину (не Афину, без буквы «А») играет Анджелина Джоли, то в образе силача Гильгамеша, обещающего приглядывать за воинственной женщиной, периодически теряющей контроль над собой, предстаёт кореец Ма Дон Сок. Если Кинго прославился в Болливуде (правда, комик Кумэйл Нанджиани появился на свет в Пакистане, а не в Индии) и, кстати, согласился с предложением менеджера Каруна фиксировать миссию на видеокамеру, то ему предстоит вступить в дискуссию с Друигом, умеющим подчинять разум людей, – в исполнении ирландца Барри Кеогана. И, конечно же, Альтер-эго автора выступает Серси, причём приглашению Джеммы Чан не помешало даже то, что накануне «звезда» отметилась в обличии Минн-Эрвы. Под этим углом особенно интересно наблюдать за неоднозначными отношениями героини с Икарисом и Спрайт, когда личные (в том числе романтические) симпатии накладываются на разное понимание долга. И это совсем не шутки, коль скоро на кону – благополучие всего живого на Земле! Тем, кто знаком с литературным (точнее, печатным) оригиналом, запущенным с лёгкой руки Джека Кирби в июле 1976-го года, будет проще принять предлагаемые авторами правила игры. Зрители же, исходящие строго из экранной мифологии, поначалу вынуждены делать над собой усилие, чтобы поверить, что на нашей планете (как и на других небесных телах, населённых разумными существами) действует ещё одна группа могущественных созданий, не обнаруженная хотя бы всеведующим Тони Старком. Сомнительно, чтобы учинённые Девиантами разрушения, не говоря уже о кульминационной битве, остались вне поля зрения членов инициативы «Мстители», да и исторические артефакты указывали на следы влияния извне на развитие древних цивилизаций. (В обличии обитателя Месопотамии, заметим в скобках, легко опознать юного Зейна Аль Рефеа, запомнившегося по проникновенному «Капернауму» /2018/ ливанки Надин Лабаки.) Потому-то Серси и приходится подробно разъяснять, что Вечным запрещено вмешиваться в конфликты людей, даже выходящие далеко за границы Солнечной системы. Мало того, именно победа над Таносом заставила её усомниться в правильности возложенной миссии, притом что от своевременного рождения Целестиала в недрах земной коры зависит течение эволюции в бескрайнем космосе… Словом, постановка Чжао волей-неволей воспринимаются не столько частью обширной медиафраншизы, незаметно вступившей в четвёртую фазу, сколько самодостаточным произведением, что само по себе и неплохо. Хлоя с соавторами по написанию сценария вполне справились с задачей представить когорту разношёрстных персонажей, получившихся достаточно яркими и колоритными, чтобы с ходу запомниться и не перемешаться в сознании посетителей кинотеатров. Не последнюю роль в этом играют культурологические отсылки, будь то упоминания о древнегреческих богах, намёк на источник мифа об Икаре (мифа, отзывающегося гулким эхом под занавес) или сравнение «запертой» в теле девочки-подростка Спрайт с феей Динь-Динь, безответно влюблённой в Питера Пэна. Но, пожалуй, ещё забавнее кажется прямо-таки напрашивающаяся параллель с небезызвестными наёмниками Сильвестра Сталлоне, особенно –из третьей части, где Барни Росс на пару с рекрутером Бонапартом спешно собирали команду. Не раскрывая главного (озвучиваемого незадолго до развязки) секрета, тем не менее отметим, что спасителям человечества приходится ощутить себя «неудержимыми», которые на самом-то деле являются «пешками» в великой шахматной игре, пускаемыми в расход, что и означает английское слово «the expendables». Как следствие, неизбежно возникают коллизии, приводящие и к преображению давних соперников (Девианты, выступающие олицетворением слепого хаоса, получают частичку разума, что резко меняет расклад), и к предательству с последующим расколом в стане союзников. Получилось интересно и по-своему неглупо. _______ 1 – К слову, она «перехватила» у одарённой коллеги китайского происхождения постановку «Чёрной вдовы» /2021/.