Джуду Лоу грех жаловаться на отсутствие успехов в карьере или признания в профессиональной среде, причём заслуженного, поскольку артист не обижен природой ни в отношении таланта, ни в части внешних данных. И, кстати, впечатляющих результатов добился сам, поскольку его родители трудились в сфере образования – не имели никакого отношения к кинематографу или театру. Сегодня уже можно с уверенностью констатировать, что Джуд заслужил в английском (а следом и в мировом) киноискусстве примерно такое же место, какое до него занимал сэр Майкл Кейн. В высшей степени знаменательно, что именно Лоу заново воплотил образ неисправимого ловеласа Элфи (Алфи), почти четырьмя десятилетиями ранее принёсший массу похвал предшественнику. А Кеннет Брана поступил тем более прозорливо, сведя двух одарённых «звёзд» разных возрастов в повторной экранизации пьесы Энтони Шаффера «Сыщик», предельно наглядно зафиксировав тем самым преемственность традиций. Радует, что кумир держит высокую планку, следуя примеру именитого коллеги, который, находясь на вершине Олимпа славы, старался чередовать участие в откровенно коммерческих проектах (разных жанров!) с ролями в глубоких, интеллектуальных картинах. С такой оговоркой появление «Гнезда» не вызывает удивления. Шон Дёркин, как и в случае с полнометражным дебютом «Марта, Марси Мэй, Марлен» /2011/, вряд ли рассчитывал на триумф у широкой публики, но премьера в рамках кинофестиваля «Сандэнс» (1) косвенно свидетельствует об определённых художественных амбициях авторов. Так и есть!
Любопытно, что режиссёр родился в Канаде (и по этой причине считается тамошним кинематографистом), однако рос в Лондоне и в графстве Суррей до двенадцати лет, пока его семья не переехала в Нью-Йорк – на Манхэттен. То есть он прекрасно понимал, каково приходится Рори О’Харе, разрывающемуся между двумя континентами (родной Европой и Северной Америкой), пусть и не признающемуся никому, включая себя, в том, что испытывает на сей счёт какие-то терзания. Закадычный приятель и коллега Стив, не покидавший Англию, не без зависти шутит, что тот добился исполнения заветной мечты, покорив Соединённые Штаты – и вернулся домой на правах победителя и хозяина жизни. Тем не менее на сеансе возникает одно странное соображение, будто Дёркин намеренно затягивает экспозицию, стараясь раньше времени не обнажить основной драматургический конфликт. Возможно, данное обстоятельство помешает при просмотре фильма массовому (нацеленному в первую очередь на развлечение) зрителю, но для создателей ленты являлось всё же принципиальным. Здесь было важно подчеркнуть, что чета О’Хара не испытывает материальных затруднений – и что по любым меркам является состоятельной, преуспевающей. Покупка роскошной загородной виллы (в одной из комнат дома некогда записывали песни музыканты из рок-группы Led Zeppelin!) недалеко от столицы Соединённого Королевства со всей очевидностью свидетельствует: супругов ждёт блестящее будущее. Как говорится, ничто не предвещает беды, и Эллисон со спокойной душой предаётся любимому занятию – объезжает скаковую лошадь, купленную мужем для дражайшей половины. А между тем…
Шон Дёркин обозначает исторический контекст ненавязчиво (и, заметим в скобках, не слишком оригинально) – через фрагмент звучащего по радио выпуска новостей, в котором сообщается об очередной инициативе Президента США Рональда Рейгана, введшего квоту на импорт в США из Старого Света шоколада, яблочного сока и дешёвых белых вин. Достаточно обладать минимальными знаниями, чтобы догадаться, что имеется в виду момент незадолго до того, как безудержный неолиберальный курс, более-менее синхронно насаждавшийся в рамках «рейганомики» и «тэтчеризма», обретёт полную силу. О’Хара резонно предупреждает владельца компании, у которого начинал восхождение по карьерной лестнице, что тот рискует разориться, не выдержав конкуренции с монстрами из-за океана, приготовившимися захватить новый рынок, как только отменят (в обозримой перспективе!) существующие юридические препоны. Получив предварительное согласие на сделку, Рори предвкушает денежный дождь – и уже ощущает себя кем-то вроде скорсезевского «волка с Уолл-Стрит» Джордана Белфорта. Кто ж мог предположить, что вожделенное слияние (поглощение?) сорвётся – и что доходов, соответственно, не будет?! В какой-то момент даже закрадывается подозрение, что ушлый финансист вознамерился цинично обойти Стива, воспользовавшись озвученной товарищем идеей с норвежским лососем. До такого морального падения, к счастью, не доходит, но… оттого оказывается не легче.
Казалось бы, какое Шону Дёркину дело до эпохи, какую он, появившись на свет в декабре 1981-го, если и застал, то – в детском возрасте, слабо отдавая себе тогда отчёт в происходящих общественно-политических процессах? Вопрос далеко не праздный. При просмотре фильма напрашивается ответ в том духе, что кинематографист интуитивно чувствует: нынешнее положение вещей уходит корнями именно туда. Мировой экономический кризис, длящийся с 2008-го, вынудил граждан западных стран приспособиться к парадоксальной обстановке, когда с одной стороны все (хорошо, пусть не все, но представители так называемого среднего класса – точно) привыкли к интенсивному потреблению благ, к бытованию на грани роскошества, но с другой… Но с другой стороны – постоянно давят отнюдь не беспочвенные страхи очередной рецессии, надвигающейся безработицы, снижения зарплат и далее по списку. О’Хара в этом смысле представляется одним из первых людей начала XXI века, не просто приучив себя жить не по средствам, а став заложником ситуации, когда иного позволить попросту не может. Разрешишь себе публично показать шаткость, дашь повод усомниться в истинности своих речей – и лишишься последнего клиента. Даже обычный таксист высадит из машины, распознав неплатёжеспособного пассажира.
Впрочем, «Гнездо» является по жанру драмой, однако – не трагедией. Да, режиссёр-сценарист очень глубоко анализирует истоки опасной тенденции, запущенной незадолго до окончания «холодной войны». Да, жертвой рискованной стратегии стали близкие финансиста, которому до обидного не хватает качеств истинного стоика. Налицо тревожные симптомы намечающегося распада семьи, в том числе – усугубляющиеся детско-подростковые проблемы и у сына Бенджамина, и у Саманты, которая постарше брата. Да, скоропостижная гибель лошади прозвучала тревожным сигналом, чуть ли не наведя на мысли о довлеющем над местом проклятии. И всё-таки развязка не кажется безысходной. Шон Дёркин прозрачно намекает: беды потому и свалились на голову Рори, что он умудрился опередить время. Совсем скоро наступит благословенный для элит «золотого миллиарда» краткосрочный период стремительного поглощения производственных мощностей и захвата рынков государств побеждённого социалистического лагеря, а затем – и всего остального мира. Вот тогда-то такие, как О’Хара и развернутся по-настоящему, преодолев временные трудности. Перефразируя мудрую пословицу, сколько «волка с Уолл-стрит» ни корми (деньгами), он всё равно в лес смотрит, только и лес как таковой хищник в дорогом костюме рассматривает исключительно в качестве источника ресурсов, полагая, что эти самые ресурсы неисчерпаемы.
_______
1 – По счастью, торжественное мероприятие состоялось 26-го января сего года – до повсеместного введения жёстких карантинных мер.
6
,0
2020, Драмы
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Джуду Лоу грех жаловаться на отсутствие успехов в карьере или признания в профессиональной среде, причём заслуженного, поскольку артист не обижен природой ни в отношении таланта, ни в части внешних данных. И, кстати, впечатляющих результатов добился сам, поскольку его родители трудились в сфере образования – не имели никакого отношения к кинематографу или театру. Сегодня уже можно с уверенностью констатировать, что Джуд заслужил в английском (а следом и в мировом) киноискусстве примерно такое же место, какое до него занимал сэр Майкл Кейн. В высшей степени знаменательно, что именно Лоу заново воплотил образ неисправимого ловеласа Элфи (Алфи), почти четырьмя десятилетиями ранее принёсший массу похвал предшественнику. А Кеннет Брана поступил тем более прозорливо, сведя двух одарённых «звёзд» разных возрастов в повторной экранизации пьесы Энтони Шаффера «Сыщик», предельно наглядно зафиксировав тем самым преемственность традиций. Радует, что кумир держит высокую планку, следуя примеру именитого коллеги, который, находясь на вершине Олимпа славы, старался чередовать участие в откровенно коммерческих проектах (разных жанров!) с ролями в глубоких, интеллектуальных картинах. С такой оговоркой появление «Гнезда» не вызывает удивления. Шон Дёркин, как и в случае с полнометражным дебютом «Марта, Марси Мэй, Марлен» /2011/, вряд ли рассчитывал на триумф у широкой публики, но премьера в рамках кинофестиваля «Сандэнс» (1) косвенно свидетельствует об определённых художественных амбициях авторов. Так и есть! Любопытно, что режиссёр родился в Канаде (и по этой причине считается тамошним кинематографистом), однако рос в Лондоне и в графстве Суррей до двенадцати лет, пока его семья не переехала в Нью-Йорк – на Манхэттен. То есть он прекрасно понимал, каково приходится Рори О’Харе, разрывающемуся между двумя континентами (родной Европой и Северной Америкой), пусть и не признающемуся никому, включая себя, в том, что испытывает на сей счёт какие-то терзания. Закадычный приятель и коллега Стив, не покидавший Англию, не без зависти шутит, что тот добился исполнения заветной мечты, покорив Соединённые Штаты – и вернулся домой на правах победителя и хозяина жизни. Тем не менее на сеансе возникает одно странное соображение, будто Дёркин намеренно затягивает экспозицию, стараясь раньше времени не обнажить основной драматургический конфликт. Возможно, данное обстоятельство помешает при просмотре фильма массовому (нацеленному в первую очередь на развлечение) зрителю, но для создателей ленты являлось всё же принципиальным. Здесь было важно подчеркнуть, что чета О’Хара не испытывает материальных затруднений – и что по любым меркам является состоятельной, преуспевающей. Покупка роскошной загородной виллы (в одной из комнат дома некогда записывали песни музыканты из рок-группы Led Zeppelin!) недалеко от столицы Соединённого Королевства со всей очевидностью свидетельствует: супругов ждёт блестящее будущее. Как говорится, ничто не предвещает беды, и Эллисон со спокойной душой предаётся любимому занятию – объезжает скаковую лошадь, купленную мужем для дражайшей половины. А между тем… Шон Дёркин обозначает исторический контекст ненавязчиво (и, заметим в скобках, не слишком оригинально) – через фрагмент звучащего по радио выпуска новостей, в котором сообщается об очередной инициативе Президента США Рональда Рейгана, введшего квоту на импорт в США из Старого Света шоколада, яблочного сока и дешёвых белых вин. Достаточно обладать минимальными знаниями, чтобы догадаться, что имеется в виду момент незадолго до того, как безудержный неолиберальный курс, более-менее синхронно насаждавшийся в рамках «рейганомики» и «тэтчеризма», обретёт полную силу. О’Хара резонно предупреждает владельца компании, у которого начинал восхождение по карьерной лестнице, что тот рискует разориться, не выдержав конкуренции с монстрами из-за океана, приготовившимися захватить новый рынок, как только отменят (в обозримой перспективе!) существующие юридические препоны. Получив предварительное согласие на сделку, Рори предвкушает денежный дождь – и уже ощущает себя кем-то вроде скорсезевского «волка с Уолл-Стрит» Джордана Белфорта. Кто ж мог предположить, что вожделенное слияние (поглощение?) сорвётся – и что доходов, соответственно, не будет?! В какой-то момент даже закрадывается подозрение, что ушлый финансист вознамерился цинично обойти Стива, воспользовавшись озвученной товарищем идеей с норвежским лососем. До такого морального падения, к счастью, не доходит, но… оттого оказывается не легче. Казалось бы, какое Шону Дёркину дело до эпохи, какую он, появившись на свет в декабре 1981-го, если и застал, то – в детском возрасте, слабо отдавая себе тогда отчёт в происходящих общественно-политических процессах? Вопрос далеко не праздный. При просмотре фильма напрашивается ответ в том духе, что кинематографист интуитивно чувствует: нынешнее положение вещей уходит корнями именно туда. Мировой экономический кризис, длящийся с 2008-го, вынудил граждан западных стран приспособиться к парадоксальной обстановке, когда с одной стороны все (хорошо, пусть не все, но представители так называемого среднего класса – точно) привыкли к интенсивному потреблению благ, к бытованию на грани роскошества, но с другой… Но с другой стороны – постоянно давят отнюдь не беспочвенные страхи очередной рецессии, надвигающейся безработицы, снижения зарплат и далее по списку. О’Хара в этом смысле представляется одним из первых людей начала XXI века, не просто приучив себя жить не по средствам, а став заложником ситуации, когда иного позволить попросту не может. Разрешишь себе публично показать шаткость, дашь повод усомниться в истинности своих речей – и лишишься последнего клиента. Даже обычный таксист высадит из машины, распознав неплатёжеспособного пассажира. Впрочем, «Гнездо» является по жанру драмой, однако – не трагедией. Да, режиссёр-сценарист очень глубоко анализирует истоки опасной тенденции, запущенной незадолго до окончания «холодной войны». Да, жертвой рискованной стратегии стали близкие финансиста, которому до обидного не хватает качеств истинного стоика. Налицо тревожные симптомы намечающегося распада семьи, в том числе – усугубляющиеся детско-подростковые проблемы и у сына Бенджамина, и у Саманты, которая постарше брата. Да, скоропостижная гибель лошади прозвучала тревожным сигналом, чуть ли не наведя на мысли о довлеющем над местом проклятии. И всё-таки развязка не кажется безысходной. Шон Дёркин прозрачно намекает: беды потому и свалились на голову Рори, что он умудрился опередить время. Совсем скоро наступит благословенный для элит «золотого миллиарда» краткосрочный период стремительного поглощения производственных мощностей и захвата рынков государств побеждённого социалистического лагеря, а затем – и всего остального мира. Вот тогда-то такие, как О’Хара и развернутся по-настоящему, преодолев временные трудности. Перефразируя мудрую пословицу, сколько «волка с Уолл-стрит» ни корми (деньгами), он всё равно в лес смотрит, только и лес как таковой хищник в дорогом костюме рассматривает исключительно в качестве источника ресурсов, полагая, что эти самые ресурсы неисчерпаемы. _______ 1 – По счастью, торжественное мероприятие состоялось 26-го января сего года – до повсеместного введения жёстких карантинных мер.