«Изображая Бога» или, если придерживаться совсем точного перевода с английского языка, «Играя в Бога» – так называлась сравнительно неплохая криминальная драма Энди Уилсона. Дэвид Духовны, на тот момент ассоциировавшийся почти исключительно с образом специального агента ФБР Фокса Малдера, имевшего допуск к «секретным материалам», исполнил роль доктора Юджина Сэндса. Его персонаж лишился медицинской лицензии после того, как провёл операцию, находясь под воздействием амфетаминов и опиатов, в результате чего погибла пациентка. Однако талант врачевателя в конечном итоге позволил Юджину, окончательно пристрастившемуся к наркотикам, совсем опустившемуся, обрести новый смысл существования, пусть метаморфозы и вызвали вопросы у сотрудников правоохранительных органов… Вот и коллега Сэндса (правда, не хирург, а онколог) из Португалии, носящий необычную (1) фамилию Иван, оказывается подвержен аналогичному комплексу – комплексу Всевышнего, всеблагого, строгого, но справедливого. Ему и в самом деле нравится считать, что помогает людям, притом помогает искренне и бескорыстно, открыть радость бытия, избавившись от уныния, неслучайно относимого в христианстве к главным грехам. Но во что же выльется затянувшаяся «забава»?
Если две первые полнометражные постановки (не говоря уже о ранних короткометражках!) Луиша Диого остались незамеченными, то «Безупречную жизнь» вполне неплохо встретили на ряде киносмотров. Злые языки ещё могут порассуждать на предмет того, что на «Фантаспорту» захотели поддержать страну-организатора (премию получил актёр Эрик Да Сильва), однако в отношении жюри и публики кинофестивалей в Индианаполисе, Финиксе, Чикаго ничего подобного точно не скажешь. Наоборот, приходится признать, что режиссёр, а также автор оригинального сюжета и сценария откликнулся на одну из самых любопытных тенденций в современном жанровом кинематографе Запада. В данной связи можно упомянуть цикл «Пила», в котором получила, пожалуй, наиболее яркое воплощение идея превратить маньяка-убийцу не просто в гения, способного безошибочно предугадывать чужие реакции и подстраивать нужное стечение обстоятельств, но и в мыслителя-моралиста, воздающего нечестивцам по заслугам. Собственно, доктор Иван занимается примерно тем же – разве что не боится предстать перед жертвами лично, в наспех наклеенной бороде и натянутом на голову парике. Менее же безнадёжным «больным» достаточно озвучить заведомо ложный диагноз (рак в последней стадии), чтобы те испытали огромное облегчение, услышав через пару-тройку дней, что выводы, сделанные на основе первых анализов, не подтвердились…
Когда-то (имеется в виду замечательная кинофантазия Фрэнка Капры «Эта прекрасная жизнь» /1946/) с небес спускался ангел, чтобы доходчиво разъяснить отчаявшемуся человеку: не следует вешать нос и сгоряча совершать непоправимые поступки. Ныне всё обстоит куда прозаичнее. Эскулап, прикинувшийся садистом-психопатом, заставляет индивида на персональном опыте прочувствовать значимость того, что бедолага преступно не ценил. Да хотя бы пяти базовых органов чувств, позволяющих нам воспринимать окружающий мир в его неповторимом многообразии. Всё бы ничего, но именно здесь Диого декларирует принципиальное несогласие с Джеймсом Ваном, Ли Уоннеллом и их последователями. Дело не только в отсутствии натуралистичных подробностей (не считая фотографий, развешенных с целью усилить ужас похищенных). Европейский кинематографист, подержав публику в изрядном напряжении, в конечном итоге отдаёт предпочтение драматизму – хотя бы и в ущерб саспенсу. В действительности не бывает так, чтобы разум смог объять необъятное. Рано или поздно должен произойти прокол – со всеми вытекающими последствиями. Вопреки опасениям, интерес к экранным событиям не падает и в тот момент, когда изумлённый палач-спаситель оказывается на месте жертвы. Напротив!
Собственно, постановщик задаёт (как минимум, старается задать) высокий накал страстей человеческих в первых же кадрах, когда мы не только становимся очевидцами душевных терзаний безутешного мужчины, пережившего трагедию, но и слышим необычную песню. Надо бы, конечно, вслушаться в текст этой пронзительной баллады о никчёмности нашего прозябания, о привычном нахождении в финансово-кредитном рабстве, об опостылевшей работе, о вечной погоне за навязываемой модой и т.д. После этого многие вопросы, касающиеся деятельности доктора Ивана, должны отпасть сами собой. Должны… Но отпадают ли? Верный ли диагноз ставит медик обществу (в лице наиболее угрюмых и пессимистично настроенных его членов)? А вдруг прав главврач, бросающий молодому коллеге упрёк в самонадеянности?! На основании чего тот решил, что помогает «пациентам» – что не наносит новую, ещё более глубокую душевную травму, привив страх перед возвращением рака?.. Финал вроде бы расставляет всё по своим местам, но… всё ли? Стоило разрушать собственное благополучие или, вернее, красивую иллюзию благополучия?
Вот именно здесь Луиш Диого и выходит на стержневую проблему. Иван, конечно, волен считать своё бытование безупречным (мало того, возвышенным, если точнее перевести с португальского языка имя прилагательное «sublime»), благо что организованная руководством больницы встреча как бы позволяет в этом удостовериться. Тонкость заключается в том, что доктор берётся лечить, что называется, не болезнь, а симптомы. Да, он остроумно подводит сограждан к осознанию народной мудрости: что имеем – не храним, потерявши – плачем. Но дальше-то не идёт, в том числе – в отношении самого себя! А ведь ещё выдающийся психолог Виктор Франкл, основатель логотерапии, проницательно подметил одну из базовых, хотя и не всегда осознаваемых, потребностей представителей вида Homo sapiens – в стремлении найти и реализовать смысл жизни, существующий во внешнем мире. Недостижимость этого открывает, стоит лишь вдуматься, ещё более страшную перспективу, чем подмеченная Микеланджело Антониони тотальная некоммуникабельность, грозившая в пределе обернуться полным разрывом связей с реальностью.
________
1 – Провоцирующую ассоциации с Россией, вряд ли запланированные авторами (уж во всяком случае – ничем не подкреплённые на фабульном уровне).
7
,1
2018, Триллеры
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Изображая Бога» или, если придерживаться совсем точного перевода с английского языка, «Играя в Бога» – так называлась сравнительно неплохая криминальная драма Энди Уилсона. Дэвид Духовны, на тот момент ассоциировавшийся почти исключительно с образом специального агента ФБР Фокса Малдера, имевшего допуск к «секретным материалам», исполнил роль доктора Юджина Сэндса. Его персонаж лишился медицинской лицензии после того, как провёл операцию, находясь под воздействием амфетаминов и опиатов, в результате чего погибла пациентка. Однако талант врачевателя в конечном итоге позволил Юджину, окончательно пристрастившемуся к наркотикам, совсем опустившемуся, обрести новый смысл существования, пусть метаморфозы и вызвали вопросы у сотрудников правоохранительных органов… Вот и коллега Сэндса (правда, не хирург, а онколог) из Португалии, носящий необычную (1) фамилию Иван, оказывается подвержен аналогичному комплексу – комплексу Всевышнего, всеблагого, строгого, но справедливого. Ему и в самом деле нравится считать, что помогает людям, притом помогает искренне и бескорыстно, открыть радость бытия, избавившись от уныния, неслучайно относимого в христианстве к главным грехам. Но во что же выльется затянувшаяся «забава»? Если две первые полнометражные постановки (не говоря уже о ранних короткометражках!) Луиша Диого остались незамеченными, то «Безупречную жизнь» вполне неплохо встретили на ряде киносмотров. Злые языки ещё могут порассуждать на предмет того, что на «Фантаспорту» захотели поддержать страну-организатора (премию получил актёр Эрик Да Сильва), однако в отношении жюри и публики кинофестивалей в Индианаполисе, Финиксе, Чикаго ничего подобного точно не скажешь. Наоборот, приходится признать, что режиссёр, а также автор оригинального сюжета и сценария откликнулся на одну из самых любопытных тенденций в современном жанровом кинематографе Запада. В данной связи можно упомянуть цикл «Пила», в котором получила, пожалуй, наиболее яркое воплощение идея превратить маньяка-убийцу не просто в гения, способного безошибочно предугадывать чужие реакции и подстраивать нужное стечение обстоятельств, но и в мыслителя-моралиста, воздающего нечестивцам по заслугам. Собственно, доктор Иван занимается примерно тем же – разве что не боится предстать перед жертвами лично, в наспех наклеенной бороде и натянутом на голову парике. Менее же безнадёжным «больным» достаточно озвучить заведомо ложный диагноз (рак в последней стадии), чтобы те испытали огромное облегчение, услышав через пару-тройку дней, что выводы, сделанные на основе первых анализов, не подтвердились… Когда-то (имеется в виду замечательная кинофантазия Фрэнка Капры «Эта прекрасная жизнь» /1946/) с небес спускался ангел, чтобы доходчиво разъяснить отчаявшемуся человеку: не следует вешать нос и сгоряча совершать непоправимые поступки. Ныне всё обстоит куда прозаичнее. Эскулап, прикинувшийся садистом-психопатом, заставляет индивида на персональном опыте прочувствовать значимость того, что бедолага преступно не ценил. Да хотя бы пяти базовых органов чувств, позволяющих нам воспринимать окружающий мир в его неповторимом многообразии. Всё бы ничего, но именно здесь Диого декларирует принципиальное несогласие с Джеймсом Ваном, Ли Уоннеллом и их последователями. Дело не только в отсутствии натуралистичных подробностей (не считая фотографий, развешенных с целью усилить ужас похищенных). Европейский кинематографист, подержав публику в изрядном напряжении, в конечном итоге отдаёт предпочтение драматизму – хотя бы и в ущерб саспенсу. В действительности не бывает так, чтобы разум смог объять необъятное. Рано или поздно должен произойти прокол – со всеми вытекающими последствиями. Вопреки опасениям, интерес к экранным событиям не падает и в тот момент, когда изумлённый палач-спаситель оказывается на месте жертвы. Напротив! Собственно, постановщик задаёт (как минимум, старается задать) высокий накал страстей человеческих в первых же кадрах, когда мы не только становимся очевидцами душевных терзаний безутешного мужчины, пережившего трагедию, но и слышим необычную песню. Надо бы, конечно, вслушаться в текст этой пронзительной баллады о никчёмности нашего прозябания, о привычном нахождении в финансово-кредитном рабстве, об опостылевшей работе, о вечной погоне за навязываемой модой и т.д. После этого многие вопросы, касающиеся деятельности доктора Ивана, должны отпасть сами собой. Должны… Но отпадают ли? Верный ли диагноз ставит медик обществу (в лице наиболее угрюмых и пессимистично настроенных его членов)? А вдруг прав главврач, бросающий молодому коллеге упрёк в самонадеянности?! На основании чего тот решил, что помогает «пациентам» – что не наносит новую, ещё более глубокую душевную травму, привив страх перед возвращением рака?.. Финал вроде бы расставляет всё по своим местам, но… всё ли? Стоило разрушать собственное благополучие или, вернее, красивую иллюзию благополучия? Вот именно здесь Луиш Диого и выходит на стержневую проблему. Иван, конечно, волен считать своё бытование безупречным (мало того, возвышенным, если точнее перевести с португальского языка имя прилагательное «sublime»), благо что организованная руководством больницы встреча как бы позволяет в этом удостовериться. Тонкость заключается в том, что доктор берётся лечить, что называется, не болезнь, а симптомы. Да, он остроумно подводит сограждан к осознанию народной мудрости: что имеем – не храним, потерявши – плачем. Но дальше-то не идёт, в том числе – в отношении самого себя! А ведь ещё выдающийся психолог Виктор Франкл, основатель логотерапии, проницательно подметил одну из базовых, хотя и не всегда осознаваемых, потребностей представителей вида Homo sapiens – в стремлении найти и реализовать смысл жизни, существующий во внешнем мире. Недостижимость этого открывает, стоит лишь вдуматься, ещё более страшную перспективу, чем подмеченная Микеланджело Антониони тотальная некоммуникабельность, грозившая в пределе обернуться полным разрывом связей с реальностью. ________ 1 – Провоцирующую ассоциации с Россией, вряд ли запланированные авторами (уж во всяком случае – ничем не подкреплённые на фабульном уровне).