Дебютная работа "Нас не догонят" (в оригинале - "Игроки") французского режиссера и сценариста Мари Монж получила престижный показ в рамках программы "Двухнедельник режиссеров" на Каннском фестивале в этом году. Как постановщица Монж в этом проекте открыто и со всем максимализмом идет навстречу крайностям, из которых буквально соткан этот фильм, и рассказывает историю о двух влюбленных, которые практически в прямом смысле поместили свою жизнь на игровой стол в подпольном парижском казино. Лента о тех, кто становится зависим от азарта и от ежедневного получения адреналина, рассматривает историю еще и через призму обжигающей страсти главных героев. Отчаянно зависимая от любви и так же отчаянно нуждающася в ней Элла, рано потерявшая мать, в исполнении удивительной по своей магии перевоплощений Стэйси Мартин ("Молодой Годар", "Все деньги мира") вспыхивает, когда встречает Абеля (Тахар Рахим, "Мария Магдалина", сериал "Призрачная башня"), из-за которого она проходит несколько кругов настоящего ада и сталкивается с психологическими и социальными последствиями разрушительной привычки. И чем глубже Элла погружается в этот мир людей, прожигающих жизнь за игровыми столами, тем больший прилив чувств и эмоций она испытывает. Головокружительное свободное падение главной героини, которое показывает зрителям Мари Монж, граничит с состоянием близким к расширяющему сознание опьянением, дающим опасную свободу и в то же время заставляющим потерять практически все. Экранная история, над которой Монж работала вместе Роменом Компином ("Любовь на кончиках пальцев") и Жюльеном Геттой, далека от традиции представления переосмысленных американских горок приключений парижских Бонни и Клайд. Разгоняя ритм повествования от сцены к сцене, Монж как режиссер добивается эффекта максимального ускорения и заменяет пространными многоточиями месяцы и дни жизни Эллы, катящейся вниз без всяких остановок и промедлений. Поэтому "Нас не догонят" привлекает в первую очередь неровным пульсом драматического триллера, который без всякого хладнокровия показывает, насколько губительным может оказаться азарт для тех, кто ставит все свои фишки на любовь и чувства.
Без долгих экспозиций, практически на первых же минутах "Нас не догонят", Мари Монж сталкивает лицом к лицу главных героев. Вне всяких сомнений, такие встречи должны быть, они фатальны, и они выжигают дотла. Но пока еще трудолюбивая Элла является ответственным менеджером в небольшом, но очень популярном бистро на бойком месте в Париже, которое она содержит вместе со своим отцом. Девушка целиком поглощена работой с утра и до вечера, за потоком посетителей она не видит самой жизни французской столицы и по каким-то внутренним причинам, которые авторы истории оставляют за кадром, даже не горит большим желанием попробовать ее на вкус. Появление в жизни Эллы харизматичного Абеля, неисправимого игрока и мошенника, становится для нее лучшей плохой новостью в этой налаженной, но абсолютно беспросветной и зацикленной жизни. Очевидно, что этот парень способен причинять настоящую боль девушкам, он способен на предательство, одновременно с этим Монж представляет зрителям героя, в которого трудно не влюбиться. Абель как минимум более умен, опытен и, откровенно говоря, излучает сексуальный животный магнетизм. У него есть все то, чем не может похвастаться Элла, которая в первый же вечер после трудовой смены Абеля оказывается в одном из парижских закрытых игровых клубов. Разумеется она выигрывает, выигрывает страшно много, новичкам обычно везет по-крупному, но главным становится отнюдь не это. Элла чувствует электрические разряды, исходящие от молодого человека, и понимает, что она поймала настоящую удачу не только в виде сорванного куша, но и встретила именно того человека с кем ей становится безумно интересно. Мари Монж при этом абсолютно не интересует, почему ее главная героиня проявила такую неожиданную слабость и не смогла устоять без всяких на то видимых и невидимых причин, будучи такой прагматичной и честной, ее, как постановщика, больше интересует история распада личности Эллы после того, как та впустила Абеля в свою жизнь. Демонстрируя зрителям медовый месяц этой страстной любви, которая строится на недоверии и обмане, Монж очень четко распределяет зоны ответственности своих характеров. И если на стороне героини Стэйси Мартин находятся любовь и ее опустошительные последствия, то герой Тахара Рахима выписывает куда более сложную траекторию, потому что он отвечает за главное в этой ленте - он ее нерв, драйвер и та непредсказуемая чертовщина, которая заставляет полыхать пламенем существование Эллы.
Кажется, что история "Нас не догонят" является хорошо знакомой и предсказуемой, но Мари Монж идет гораздо дальше и, по сути дела, инвертирует гендерные архетипы классического нуара, меняя роковую красотку на персонажа Рахима и делая из роли Абеля именно того, кто сможет утянуть пуританскую и живущую по придуманным кем-то правилам Эллу на самый низ парижского дна. Она становится женским вариантом "плохого игрока" в жизни своего возлюбленного, той, которая приносит ему только одни неудачи и лишает его малейшего фарта за игровым столом. Но именно это действует на героиню Мартин максимально освежающе, безумно интересно наблюдать за жизнью молодой женщины, которая пытается сделать все возможное для своего любимого и стремится успеть за его подвижным, подобным ртути, темпераментом, подвергая себя опасностям и постоянно переступая через саму себя. Вне всяких сомнений, для Монж было важно показать зрителям главную героиню, которая является самым азартным персонажем в этой ленте, ее азарт временами начинает граничить с безумием, она пытается и очень хочет вырваться из этого круга, прервать эту зависимость не столько от любви, сколько от своего возлюбленного Абеля. То, что личность Эллы в третьем акте близка к полному распаду, а она сама напоминает надломленную тень и становится "живцом", наживкой для безжалостного коллектора Дьяко (Жан-Мишель Коррейя, "Дипан", "Самба") в поиске должников, вынуждает Монж искать те пределы, до которых может опуститься простой обыватель в максимально сжатые сроки. Тахар Рахим старается доводить до максимального насыщения напряженность в большинстве сцен, он является сладким и гадким сразу, временами его герой настолько отвратителен, что ему хочется двинуть кулаком в лицо, но именно он является тем катализатором, который создает шипящую и постоянно готовую к эмоциональному взрыву экранную химию отношений между Абелем и Эллой. Герой Рахима является тем жуликом, который может пить и играть на деньги, болтать и обольщать, чувствуя приливы неожиданной эйфории, но именно его Мари Монж делает тем типом, который становится заложником собственной собственной заигравшейся двуличности.
В динамичном выстроенном финале "Нас не догонят", в очередной раз ломающем ритм повествования, Мари Монж выворачивает ручки эмоциональной громкости экранной истории на полную и старается по-своему разрешить этот бином любви для Абеля и Эллы. Прекрасная любовь ставится в оппозицию черной смерти, и шумное падение главной героини заканчивается очевидным открытым финалом. Элла бежит, уже без надежды на возвращение к ее немногословному отцу, готовому ее принять в любую минуту... Для Монж, изо всех старавшейся держать зрителей в состоянии максимального напряжения и играющей в своей картине против правил, последние кадры становятся своеобразным признанием. Элла так и не смогла развернуть свою серую жизнь на 180 градусов, но она рискнула в ней всем, чем могла, как и постановщица этого фильма, которая с экспрессией намекает на темные стороны этой жизни, но не всегда уверенно использует эмоциональные краски и сюжетные ходя для своих персонажей. Возникает ощущение, что как режиссер Монж максимально выкладывается, стараясь сделать классическую схему о встрече, страсти и резком падении максимально ломаной и намеренно синкопированной. Превосходный саундтрек от Николаса Бекера и Максанса Дюссера даже в главной музыкальной теме "Нас не догонят" подчеркнуто выводит линии главных героев при помощи идущей напролом басовой линии в обрамлении струнных разной степени истеричности, врезаясь навсегда в память странным драйвом и оставаясь в ней надолго. Работа Мари Монж отчасти чем-то напоминает своеобразную баккару (или пунто-банко), которой с таким азартом отдаются герои Стэйси Мартин и Тахара Рахима, где каждый новый эпизод и каждая новая сцена становятся для режиссера вызовом самой себе, возможностью продолжать движение картины на дальше и ускорять развитие или в порыве экстаза поставить все и проиграть, закончив ленту на самом экстремуме, далеком от нравоучений. Поэтому "Нас не догонят" по своему концепту вполне оправдывает простая философия Абеля, который говорит о том, что чем больше он проигрывает, то тем свободнее он становится.
5
,2
2018, Драмы
107 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная работа "Нас не догонят" (в оригинале - "Игроки") французского режиссера и сценариста Мари Монж получила престижный показ в рамках программы "Двухнедельник режиссеров" на Каннском фестивале в этом году. Как постановщица Монж в этом проекте открыто и со всем максимализмом идет навстречу крайностям, из которых буквально соткан этот фильм, и рассказывает историю о двух влюбленных, которые практически в прямом смысле поместили свою жизнь на игровой стол в подпольном парижском казино. Лента о тех, кто становится зависим от азарта и от ежедневного получения адреналина, рассматривает историю еще и через призму обжигающей страсти главных героев. Отчаянно зависимая от любви и так же отчаянно нуждающася в ней Элла, рано потерявшая мать, в исполнении удивительной по своей магии перевоплощений Стэйси Мартин ("Молодой Годар", "Все деньги мира") вспыхивает, когда встречает Абеля (Тахар Рахим, "Мария Магдалина", сериал "Призрачная башня"), из-за которого она проходит несколько кругов настоящего ада и сталкивается с психологическими и социальными последствиями разрушительной привычки. И чем глубже Элла погружается в этот мир людей, прожигающих жизнь за игровыми столами, тем больший прилив чувств и эмоций она испытывает. Головокружительное свободное падение главной героини, которое показывает зрителям Мари Монж, граничит с состоянием близким к расширяющему сознание опьянением, дающим опасную свободу и в то же время заставляющим потерять практически все. Экранная история, над которой Монж работала вместе Роменом Компином ("Любовь на кончиках пальцев") и Жюльеном Геттой, далека от традиции представления переосмысленных американских горок приключений парижских Бонни и Клайд. Разгоняя ритм повествования от сцены к сцене, Монж как режиссер добивается эффекта максимального ускорения и заменяет пространными многоточиями месяцы и дни жизни Эллы, катящейся вниз без всяких остановок и промедлений. Поэтому "Нас не догонят" привлекает в первую очередь неровным пульсом драматического триллера, который без всякого хладнокровия показывает, насколько губительным может оказаться азарт для тех, кто ставит все свои фишки на любовь и чувства. Без долгих экспозиций, практически на первых же минутах "Нас не догонят", Мари Монж сталкивает лицом к лицу главных героев. Вне всяких сомнений, такие встречи должны быть, они фатальны, и они выжигают дотла. Но пока еще трудолюбивая Элла является ответственным менеджером в небольшом, но очень популярном бистро на бойком месте в Париже, которое она содержит вместе со своим отцом. Девушка целиком поглощена работой с утра и до вечера, за потоком посетителей она не видит самой жизни французской столицы и по каким-то внутренним причинам, которые авторы истории оставляют за кадром, даже не горит большим желанием попробовать ее на вкус. Появление в жизни Эллы харизматичного Абеля, неисправимого игрока и мошенника, становится для нее лучшей плохой новостью в этой налаженной, но абсолютно беспросветной и зацикленной жизни. Очевидно, что этот парень способен причинять настоящую боль девушкам, он способен на предательство, одновременно с этим Монж представляет зрителям героя, в которого трудно не влюбиться. Абель как минимум более умен, опытен и, откровенно говоря, излучает сексуальный животный магнетизм. У него есть все то, чем не может похвастаться Элла, которая в первый же вечер после трудовой смены Абеля оказывается в одном из парижских закрытых игровых клубов. Разумеется она выигрывает, выигрывает страшно много, новичкам обычно везет по-крупному, но главным становится отнюдь не это. Элла чувствует электрические разряды, исходящие от молодого человека, и понимает, что она поймала настоящую удачу не только в виде сорванного куша, но и встретила именно того человека с кем ей становится безумно интересно. Мари Монж при этом абсолютно не интересует, почему ее главная героиня проявила такую неожиданную слабость и не смогла устоять без всяких на то видимых и невидимых причин, будучи такой прагматичной и честной, ее, как постановщика, больше интересует история распада личности Эллы после того, как та впустила Абеля в свою жизнь. Демонстрируя зрителям медовый месяц этой страстной любви, которая строится на недоверии и обмане, Монж очень четко распределяет зоны ответственности своих характеров. И если на стороне героини Стэйси Мартин находятся любовь и ее опустошительные последствия, то герой Тахара Рахима выписывает куда более сложную траекторию, потому что он отвечает за главное в этой ленте - он ее нерв, драйвер и та непредсказуемая чертовщина, которая заставляет полыхать пламенем существование Эллы. Кажется, что история "Нас не догонят" является хорошо знакомой и предсказуемой, но Мари Монж идет гораздо дальше и, по сути дела, инвертирует гендерные архетипы классического нуара, меняя роковую красотку на персонажа Рахима и делая из роли Абеля именно того, кто сможет утянуть пуританскую и живущую по придуманным кем-то правилам Эллу на самый низ парижского дна. Она становится женским вариантом "плохого игрока" в жизни своего возлюбленного, той, которая приносит ему только одни неудачи и лишает его малейшего фарта за игровым столом. Но именно это действует на героиню Мартин максимально освежающе, безумно интересно наблюдать за жизнью молодой женщины, которая пытается сделать все возможное для своего любимого и стремится успеть за его подвижным, подобным ртути, темпераментом, подвергая себя опасностям и постоянно переступая через саму себя. Вне всяких сомнений, для Монж было важно показать зрителям главную героиню, которая является самым азартным персонажем в этой ленте, ее азарт временами начинает граничить с безумием, она пытается и очень хочет вырваться из этого круга, прервать эту зависимость не столько от любви, сколько от своего возлюбленного Абеля. То, что личность Эллы в третьем акте близка к полному распаду, а она сама напоминает надломленную тень и становится "живцом", наживкой для безжалостного коллектора Дьяко (Жан-Мишель Коррейя, "Дипан", "Самба") в поиске должников, вынуждает Монж искать те пределы, до которых может опуститься простой обыватель в максимально сжатые сроки. Тахар Рахим старается доводить до максимального насыщения напряженность в большинстве сцен, он является сладким и гадким сразу, временами его герой настолько отвратителен, что ему хочется двинуть кулаком в лицо, но именно он является тем катализатором, который создает шипящую и постоянно готовую к эмоциональному взрыву экранную химию отношений между Абелем и Эллой. Герой Рахима является тем жуликом, который может пить и играть на деньги, болтать и обольщать, чувствуя приливы неожиданной эйфории, но именно его Мари Монж делает тем типом, который становится заложником собственной собственной заигравшейся двуличности. В динамичном выстроенном финале "Нас не догонят", в очередной раз ломающем ритм повествования, Мари Монж выворачивает ручки эмоциональной громкости экранной истории на полную и старается по-своему разрешить этот бином любви для Абеля и Эллы. Прекрасная любовь ставится в оппозицию черной смерти, и шумное падение главной героини заканчивается очевидным открытым финалом. Элла бежит, уже без надежды на возвращение к ее немногословному отцу, готовому ее принять в любую минуту... Для Монж, изо всех старавшейся держать зрителей в состоянии максимального напряжения и играющей в своей картине против правил, последние кадры становятся своеобразным признанием. Элла так и не смогла развернуть свою серую жизнь на 180 градусов, но она рискнула в ней всем, чем могла, как и постановщица этого фильма, которая с экспрессией намекает на темные стороны этой жизни, но не всегда уверенно использует эмоциональные краски и сюжетные ходя для своих персонажей. Возникает ощущение, что как режиссер Монж максимально выкладывается, стараясь сделать классическую схему о встрече, страсти и резком падении максимально ломаной и намеренно синкопированной. Превосходный саундтрек от Николаса Бекера и Максанса Дюссера даже в главной музыкальной теме "Нас не догонят" подчеркнуто выводит линии главных героев при помощи идущей напролом басовой линии в обрамлении струнных разной степени истеричности, врезаясь навсегда в память странным драйвом и оставаясь в ней надолго. Работа Мари Монж отчасти чем-то напоминает своеобразную баккару (или пунто-банко), которой с таким азартом отдаются герои Стэйси Мартин и Тахара Рахима, где каждый новый эпизод и каждая новая сцена становятся для режиссера вызовом самой себе, возможностью продолжать движение картины на дальше и ускорять развитие или в порыве экстаза поставить все и проиграть, закончив ленту на самом экстремуме, далеком от нравоучений. Поэтому "Нас не догонят" по своему концепту вполне оправдывает простая философия Абеля, который говорит о том, что чем больше он проигрывает, то тем свободнее он становится.