Кому как, а лично мне, пожалуй, сильнее всего было обидно из-за отмены в разгар пандемии (точнее, переноса на неопределённый срок в будущем) премьеры именно «Тихого места 2», не других потенциальных блокбастеров. Конечно, тот факт, что кинодраматурги Скотт Бек и Брайан Вудс, которым в значительной степени (не только из-за источника вдохновения, уходящего корнями в детство) продюсеры обязаны успехом картины, решили не работать над продолжением, отдав предпочтение реализации новых идей, воспринялся не слишком хорошим сигналом. Да и Джон Красински не преминул поделиться с потенциальными зрителями в одной из социальных сетей, что изначально не горел желанием возвращаться к теме, позволив, дескать, завлечь себя обманом. Тем не менее интуиция подсказывала, что это – не тот случай (применительно к первому сиквелу уж точно), когда руководство крупной кинокомпании, столкнувшись с ажиотажем массовой аудитории, принялось оперативно выстраивать долгоиграющую медиафраншизу. Ожидания, к счастью, полностью оправдались. Всё-таки не слишком часто бывает, чтобы на сеансе второй части удавалось испытать практически весь спектр тех же эмоций, что и при просмотре оригинального кинопроизведения, произведшего мощное впечатление – воспринятого новаторским хотя бы в рамках заявленного жанра. Не говоря уже о том, что многим, очень многим хотелось получить разъяснения относительно того, что же произошло – почему шумный мир вдруг превратился в одно гигантское тихое место?..
Режиссёр-сценарист не стал уклоняться и обходить молчанием вопрос о происхождении отвратительных монстров, обладающих феноменально чутким слухом и вообще чрезвычайно опасных. Другое дело, что краткого пролога в форме флешбэка (позволившего ему, заметим, ненадолго вернуться на экран на обличии Ли) оказалось достаточно, чтобы поведать о том, что произошло. Положа руку на сердце, с готовностью соглашаешься с кинематографистами, что здесь не особо и нужны скрупулёзные, со всеми деталями, с пространными наукообразными рассуждениями объяснения (в духе, допустим, «Звёздного десанта» /1997/ Пола Верховена, по Роберту Э. Хайнлайну). В общем-то и не успеваешь толком задуматься над тем, почему на столь серьёзную угрозу из космоса слабо отреагировали вооружённые силы разных стран, не устроив в ответ на вторжение хотя бы «битву за Лос-Анджелес»: настолько основательно поглощает драматическая ситуация. Правда, на сей раз Красински не счёл необходимым строго придерживаться заявленного эстетического принципа – вынуждать персонажей избегать (наряду с иными громкими звуками) устной речи, дабы нечаянно не привлечь агрессивно настроенных пришельцев. Даже Риган, чья глухота (1) вынудила членов семьи изучить язык жестов, периодически разговаривает вслух с другими людьми, в том числе с Эмметтом, поначалу отнюдь не обрадовавшимся незваным гостям в своём убежище, но в итоге – решившим помочь отважной девушке.
Джон Красински вновь раскрывается блестящим специалистом по саспенсу. Эвелин, понявшая, что находящийся в некотором отдалении от населённого пункта дом не обеспечит должной безопасности, вроде бы находит место, позволяющее худо-бедно схорониться от чудовищ. Однако и без неделикатных намёков старого друга покойного мужа (Киллиану Мерфи выпал шанс вспомнить о начале кинематографической карьеры – о роли Джима в «28 днях спустя» /2002/ Дэнни Бойла) становится понятно, что до спокойствия далеко. Неудивительно, что создатели «Тихого места 2» прибегают к сюжетному ходу, апробированному в массе постапокалиптических боевиков, триллеров, драм. На сей раз вместо призывов сопротивляться бездушному врагу по радио звучит песня Beyond the Sea, позволяющая Риган понять, что где-то существует уцелевшее сообщество людей, и наталкивающая её на мысль отправиться на остров, не предупредив маму. Не приходится удивляться тому, что беглянку подстерегает масса неприятных сюрпризов. С удовлетворением отмечаешь, насколько виртуозно сняты эпизоды встреч с мерзкими инопланетянами – например, в раскуроченном вагоне заброшенного поезда. Причём периодическое переключение на «субъективный» режим (уменьшение громкости почти до нуля, чтобы зрители прочувствовали, каково приходится героине) тоже работает на удержание публики в состоянии тревожного ожидания. А ближе к финалу саспенс усиливается ещё и благодаря изобретательно применённому параллельному монтажу: события, разнесённые в пространстве, оказываются куда ближе, чем кажется на первый взгляд!
Лейтмотивом первой части являлось выживание семьи, по объективным причинам отрезанной от большого мира и вообще не ведающей, остался ли кто-то в живых. Действие же второй начинается в тот момент, когда члены дружной, по Марксу и Энгельсу, «ячейки общества» понимают (или, скорее, догадываются на интуитивном уровне): настал момент, когда без этого самого общества – всё равно никаких перспектив. Вместе с тем Джон Красински недаром вкладывает в уста Эмметту реплику, что некоторые люди, мол, и не заслуживают спасения. Сам-то мужчина проявляет себя, несмотря на высказанные сомнения, с лучшей стороны, однако первая встреча с представителями биологического вида Homo sapiens, увы, подтверждает справедливость такого рода нелестных суждений. Эпизод, когда незнакомцы (очевидно, неплохо приспособившиеся к изменившейся обстановке) раскрываются настоящими подонками, пронизан острокритическим пафосом. Автор «Тихого места 2», возможно, не так последователен и точен в выводах, как Джеймс Кэмерон в «Чужих» /1986/, где Рипли бросала отстаивающему интересы Weyland-Yutani Corporation Бёрку: «Я и не знаю, какая из особей хуже». Но несложно догадаться, что подобное, циничное, откровенно хищническое поведение отдельных личностей сложилось не только (не столько?) под воздействием катастрофических обстоятельств – оказалось сформировано с детства, под влиянием социальной среды. Стало реализацией тех ценностных установок, что были взращены в головах граждан задолго до вторжения из открытого космоса…
Впрочем, режиссёр-сценарист не ставит на человечестве крест. Альтернативой банде, обосновавшейся в окрестностях пристани, выведена своеобразная коммуна, сложившаяся на том самом острове, где расположена радиостанция. Другое дело, что те, кто нашёл там прибежище, допустили ошибку иного рода – недооценили интеллект чудовищ, пусть и действительно не приспособленных к плаванию. Жанр антиутопии как таковой чаще всего подразумевает, что мечты об оазисах в тотальной пустыне (или, если воспользоваться религиозной аналогией, об уголках рая посреди разверзнувшегося на Земле ада) являются бесплодными, а то и откровенно вредными. Рассчитывать приходится исключительно на собственные ресурсы, помня при этом о резко возросшей ценности любой жизни. Повествование завершается на позитивной, воодушевляющей ноте (производящей особо сильное впечатление по контрасту с достигнутым в кульминации напряжением), но… в то же время понимаешь, что теперь Красински высказался на поднятую тему исчерпывающе. И если возникнет идея снять новое продолжение, голливудским творцам придётся изрядно напрячь фантазию.
_______
1 – Вероятно, глухота не абсолютная: такое предположение позволяет выдвинуть наличие портативного слухового аппарата.
7
,5
2021, США, Ужасы
93 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Кому как, а лично мне, пожалуй, сильнее всего было обидно из-за отмены в разгар пандемии (точнее, переноса на неопределённый срок в будущем) премьеры именно «Тихого места 2», не других потенциальных блокбастеров. Конечно, тот факт, что кинодраматурги Скотт Бек и Брайан Вудс, которым в значительной степени (не только из-за источника вдохновения, уходящего корнями в детство) продюсеры обязаны успехом картины, решили не работать над продолжением, отдав предпочтение реализации новых идей, воспринялся не слишком хорошим сигналом. Да и Джон Красински не преминул поделиться с потенциальными зрителями в одной из социальных сетей, что изначально не горел желанием возвращаться к теме, позволив, дескать, завлечь себя обманом. Тем не менее интуиция подсказывала, что это – не тот случай (применительно к первому сиквелу уж точно), когда руководство крупной кинокомпании, столкнувшись с ажиотажем массовой аудитории, принялось оперативно выстраивать долгоиграющую медиафраншизу. Ожидания, к счастью, полностью оправдались. Всё-таки не слишком часто бывает, чтобы на сеансе второй части удавалось испытать практически весь спектр тех же эмоций, что и при просмотре оригинального кинопроизведения, произведшего мощное впечатление – воспринятого новаторским хотя бы в рамках заявленного жанра. Не говоря уже о том, что многим, очень многим хотелось получить разъяснения относительно того, что же произошло – почему шумный мир вдруг превратился в одно гигантское тихое место?.. Режиссёр-сценарист не стал уклоняться и обходить молчанием вопрос о происхождении отвратительных монстров, обладающих феноменально чутким слухом и вообще чрезвычайно опасных. Другое дело, что краткого пролога в форме флешбэка (позволившего ему, заметим, ненадолго вернуться на экран на обличии Ли) оказалось достаточно, чтобы поведать о том, что произошло. Положа руку на сердце, с готовностью соглашаешься с кинематографистами, что здесь не особо и нужны скрупулёзные, со всеми деталями, с пространными наукообразными рассуждениями объяснения (в духе, допустим, «Звёздного десанта» /1997/ Пола Верховена, по Роберту Э. Хайнлайну). В общем-то и не успеваешь толком задуматься над тем, почему на столь серьёзную угрозу из космоса слабо отреагировали вооружённые силы разных стран, не устроив в ответ на вторжение хотя бы «битву за Лос-Анджелес»: настолько основательно поглощает драматическая ситуация. Правда, на сей раз Красински не счёл необходимым строго придерживаться заявленного эстетического принципа – вынуждать персонажей избегать (наряду с иными громкими звуками) устной речи, дабы нечаянно не привлечь агрессивно настроенных пришельцев. Даже Риган, чья глухота (1) вынудила членов семьи изучить язык жестов, периодически разговаривает вслух с другими людьми, в том числе с Эмметтом, поначалу отнюдь не обрадовавшимся незваным гостям в своём убежище, но в итоге – решившим помочь отважной девушке. Джон Красински вновь раскрывается блестящим специалистом по саспенсу. Эвелин, понявшая, что находящийся в некотором отдалении от населённого пункта дом не обеспечит должной безопасности, вроде бы находит место, позволяющее худо-бедно схорониться от чудовищ. Однако и без неделикатных намёков старого друга покойного мужа (Киллиану Мерфи выпал шанс вспомнить о начале кинематографической карьеры – о роли Джима в «28 днях спустя» /2002/ Дэнни Бойла) становится понятно, что до спокойствия далеко. Неудивительно, что создатели «Тихого места 2» прибегают к сюжетному ходу, апробированному в массе постапокалиптических боевиков, триллеров, драм. На сей раз вместо призывов сопротивляться бездушному врагу по радио звучит песня Beyond the Sea, позволяющая Риган понять, что где-то существует уцелевшее сообщество людей, и наталкивающая её на мысль отправиться на остров, не предупредив маму. Не приходится удивляться тому, что беглянку подстерегает масса неприятных сюрпризов. С удовлетворением отмечаешь, насколько виртуозно сняты эпизоды встреч с мерзкими инопланетянами – например, в раскуроченном вагоне заброшенного поезда. Причём периодическое переключение на «субъективный» режим (уменьшение громкости почти до нуля, чтобы зрители прочувствовали, каково приходится героине) тоже работает на удержание публики в состоянии тревожного ожидания. А ближе к финалу саспенс усиливается ещё и благодаря изобретательно применённому параллельному монтажу: события, разнесённые в пространстве, оказываются куда ближе, чем кажется на первый взгляд! Лейтмотивом первой части являлось выживание семьи, по объективным причинам отрезанной от большого мира и вообще не ведающей, остался ли кто-то в живых. Действие же второй начинается в тот момент, когда члены дружной, по Марксу и Энгельсу, «ячейки общества» понимают (или, скорее, догадываются на интуитивном уровне): настал момент, когда без этого самого общества – всё равно никаких перспектив. Вместе с тем Джон Красински недаром вкладывает в уста Эмметту реплику, что некоторые люди, мол, и не заслуживают спасения. Сам-то мужчина проявляет себя, несмотря на высказанные сомнения, с лучшей стороны, однако первая встреча с представителями биологического вида Homo sapiens, увы, подтверждает справедливость такого рода нелестных суждений. Эпизод, когда незнакомцы (очевидно, неплохо приспособившиеся к изменившейся обстановке) раскрываются настоящими подонками, пронизан острокритическим пафосом. Автор «Тихого места 2», возможно, не так последователен и точен в выводах, как Джеймс Кэмерон в «Чужих» /1986/, где Рипли бросала отстаивающему интересы Weyland-Yutani Corporation Бёрку: «Я и не знаю, какая из особей хуже». Но несложно догадаться, что подобное, циничное, откровенно хищническое поведение отдельных личностей сложилось не только (не столько?) под воздействием катастрофических обстоятельств – оказалось сформировано с детства, под влиянием социальной среды. Стало реализацией тех ценностных установок, что были взращены в головах граждан задолго до вторжения из открытого космоса… Впрочем, режиссёр-сценарист не ставит на человечестве крест. Альтернативой банде, обосновавшейся в окрестностях пристани, выведена своеобразная коммуна, сложившаяся на том самом острове, где расположена радиостанция. Другое дело, что те, кто нашёл там прибежище, допустили ошибку иного рода – недооценили интеллект чудовищ, пусть и действительно не приспособленных к плаванию. Жанр антиутопии как таковой чаще всего подразумевает, что мечты об оазисах в тотальной пустыне (или, если воспользоваться религиозной аналогией, об уголках рая посреди разверзнувшегося на Земле ада) являются бесплодными, а то и откровенно вредными. Рассчитывать приходится исключительно на собственные ресурсы, помня при этом о резко возросшей ценности любой жизни. Повествование завершается на позитивной, воодушевляющей ноте (производящей особо сильное впечатление по контрасту с достигнутым в кульминации напряжением), но… в то же время понимаешь, что теперь Красински высказался на поднятую тему исчерпывающе. И если возникнет идея снять новое продолжение, голливудским творцам придётся изрядно напрячь фантазию. _______ 1 – Вероятно, глухота не абсолютная: такое предположение позволяет выдвинуть наличие портативного слухового аппарата.