Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Никто не станет спорить с тем, что хорошую идею нужно продавать как минимум дважды. Если говорить о кино, то такой товар на экране легко продается и трижды, и четырежды, и так далее (сиквелы и прочие приквелы-мидквелы расходятся как горячие пирожки). В этом смысле Джон Красински находится лишь в самом начале, будем надеяться, очень долгого пути. На экраны вышло всего только первое продолжение его великолепного режиссерского дебюта – «Тихое место 2». Пока что это именно сиквел. В свое время я написал до неприличия хвалебную рецензию на первый фильм «Тихое место», а потому с опаской приступал к просмотру второго фильма. Уж больно высокую планку задали себе создатели произведения, открывающего сагу. В чем-то мои опасения подтвердились, но в целом Красински и на этот раз не разочаровал. Но обо всем по порядку. «Тихое место 2» начинается с эпизода, которым по идее мог бы открывать первый фильм. Нам показывают первый день апокалипсиса: Землю атакуют злобные пришельцы. После того, как мы получим полное представление о том, как все начиналось, действие продолжается ровно с того места, на котором финишировал первый фильм. Оставшись без мужа, обремененная тремя детьми (в их числе один грудной младенец), отважная Эвелин Эбботт в исполнении все той же бесподобной Эмили Блант пускается на поиски тихой пристани, надежного убежища для своей семьи в ставшем столь ненадежным мире. Начинается роуд-муви с эффектными жанровыми вставками фантастического ужастика и коротенькими лирическими эпизодами, призванными напомнить зрителю о значимости традиционных семейных ценностей. Начну с недостатков, чтобы потом с легким сердцем обратиться к неоспоримым и многочисленным достоинствам картины. Главная проблема, которую Красински так и не смог решить даже во втором фильме – прискорбная жанровая небрежность. Как известно, фантастика с некоторой долей условности может быть разделена на два поджанра: Science fiction и Fantasy (когда-то говорили про фантастику научную и сказочную). «Тихое место» и «Тихое место 2» однозначно относятся к научному жанру. То есть пара-тройка фантастических допущений – а затем все научно-логично-убедительно. Сплошной реализм с поправкой на доплеровское смещение. Это значит, что марсиане могут появиться на Бородинском поле, но вот разогнать их при помощи посоха Гэндальфа Кутузов права не имеет. Только картечью. С научностью вообще и с правдоподобием в частности у создателей фильма серьезные проблемы. Не буду придираться по мелочам, только о самом главном. Откуда берется электричество? С момента вторжения прошло уже почти полтора года, а персонажи фильма вовсю пользуются такими благами цивилизации, как электричество и водопровод. Свет сияет, радиостанции работают, проигрыватели прекрасно питаются от розетки. В подвале мертвого завода из труб льется вода. Интересно, у них там за углом, наверное, булки на деревьях вызревают? Если вспомните классическое произведение о постапокалипсисе – «Противостояние» Стивена Кинга – сколько усилий тамошние персонажи прикладывают для того, чтобы запустить электростанцию! Вот вам научная фантастика, пусть и с хорошей долей чертовщинки. Что касается водопровода. Это только в Древнем Риме вода по акведукам самотеком поступала жаждущему населению. Сейчас инженерная мысль основательно деградировала, приходится насосы использовать. А это – снова электроэнергия. Про обувь. Вот понравилось авторам фильма гонять героев босиком, дабы чуткие пришельцы на шум не прискакали! Ладно бы еще по лесу без обувки шастать. Но когда разутые герои мчатся по промзоне, усыпанной осколками стекла, кусками арматуры и бетонной крошкой – просто волосы дыбом. Это что – тоже элемент хоррора? А шуметь «можно и разумшись, так даже ловчее» ©. Помнится, Марк Твен прикалывался над Фенимором Купером, предлагая переименовать его сагу из «Кожаный чулок» в «Хрустнувший сучок». Там обязательно кто-то из персонажей наступает на сучок в лесу, чей треск ставит на ноги все пять ирокезских племен и французские войска в придачу. Что интересно: во втором фильме появляется Эмметт, который спокойно разгуливает в башмаках, и никаких тебе сучков. О пришельцах. Нарисованы эти твари вполне на среднем уровне: достаточно стандартные богомолопотамы с замашками взбесившегося Кинг-Конга. Но абсолютно непонятна их природа, образ жизни, цели и принципы. Они вообще – разумные существа или твари, сбежавшие из космического зоопарка? Вроде бы прилетели на космических кораблях, высочайший уровень технологии предполагается. А они носятся, как самцы верблюда в течке (просто Айтматова сразу вспоминаешь, снова ужас!), крушат все без разбора. При этом не используют никаких орудий, только природные клешни. Непонятна и степень их уязвимости. Казалось бы, перед монстрами капитулировали все армии мира, а потом их несовершеннолетняя девица протыкает штативом от микрофона. А, может быть, это носители какого-то коллективного разума, эдакие жукабры из «Звездного десанта» или «Игры Эндера»? Тогда где их матка? За два фильма нам так и не удосужились дать четкого ответа. Если в первой части это было просительно, то в сиквеле вроде бы уже пора сообщить что-то внятное. А пока – просто фэнтези чистой воды: появились неведомы зверушки, Мордор их знает, откуда и зачем. И, наконец, один из главных персонажей – Маркус. Он, похоже, задуман играть роль того самого мерзкого ребенка, который призван устраивать родителям и всем прочим «веселую» жизнь своим дебилизмом и головотяпством. В этом случае персонаж получился хоть куда. Только один пример: он выходит из убежища несмотря на строгий запрет матери, бросая беспомощного младенца. А потом внезапно пугается трупа в ванной (откровенная аллюзия на знаменитую сцену из «Сияния» Кубрика). И это парень, полтора года живущий в обстановке постапокалипсиса, видевший покойников в разной стадии разложения чаще, чем его нынешние ровесники Сашу Петрова на экране! Истеричка, да и только. Но, несмотря на все эти недостатки, фильм смотрится прекрасно. Возможно, моя высокая оценка отчасти вызвана приятными воспоминаниями о первой части, ее можно считать и оммажем Джону Красински. Но и вторая часть обладает неоспоримыми и самыми весомыми достоинствами. Фильм просто затягивает, его смотришь, не отрываясь. В чем причина? Какой-нибудь рецензент из числа гугл-эрудитов сообщит вам, что «Тихое место 2» – «яркий образчик атмосферного кино». Но я гнушаюсь использовать убогий арт-сленг, не имеющий реального смыслового наполнения, а потому отмечу блестящую работу операторов, монтажеров и звукорежиссеров. Авторский коллектив буквально ведет за ручку зрителя: показывает тот или иной эпизод с нужного ракурса, микширует сцены в нужной последовательности, создавая именно то впечатление, которое требуется. Плюс ставшие уже легендарными после первого фильма длинные планы. Это только такой зануда, как я, станет обращать внимание на прегрешения против законов жанра и пренебрежение здравым смыслом. Нормальный человек просто расслабится и станет получать удовольствие на всю катушку. Напрягаться здесь не надо, мы понимаем все, что хотели сообщить нам авторы. Не надо додумывать мотивы поведения героев, создавать в воображении полное устройство тела монстра. Звуковыми средствами нам аккуратно дадут понять: вы наблюдаете мир глазами глухонемой девочки; сейчас появится кто-то зубастый и укусит. Представьте, что вы попали в большой музей масштаба Лувра или Эрмитажа, но с вами нет экскурсовода, а по специальности вы не искусствовед, а всего лишь мерчендайзер нижних конечностей. Вы поймете, что нарисовано на картинах? Что это за дядька, утыканный стрелами, как ежик? Но если вам на помощь придет грамотный человек, то вам станет ясно, кто такой святой Себастьян и за что его приговорили к расстрелу (то есть умерщвлению при помощи стрел). Ассоциация с музеем не случайна. Многие кадры «Тихого места 2» напоминают настоящие шедевры изобразительного искусства, а с нами рядом те самые экскурсоводы (режиссер, оператор и их коллеги). И создателям фильма прощаешь очередную несуразицу, когда видишь тициановские оттенки в идеальной прическе Эвелин, которая по сюжету уже полтора года ванну не принимала. Надеюсь, Красински удастся сохранить команду и порадовать нас продолжением, очередной историей про вынужденно тихие зори.