Вторая полнометражная работа "Наездник" режиссера и автора сценария Хлои Чжао ("Песни, которым меня научили братья"), получившая премьерный показ в прошлом году в рамках "Двухнедельника режиссеров" на Каннском фестивале, сразу привлекла внимание как критиков, так и фестивальной публики. Осенью эта лента повторила успех на более демократичном кинофоруме в Торонто и стало очевидным, что основанный на реальных событиях проект о ковбоях из Южной Дакоты, снятый режиссером, которая родилась в Китае (!), оказался способен донести абсолютно новый взгляд не только на традиционное американское родео, но и на тех людей, которые в нем участвуют. Картина Чжао обладает жесткостью и беспристрастностью документального кино, показывающего быт потомков пионеров-первопроходцев Дикого Запада, но в то же время режиссеру удается найти удивительное пропорциональное сочетание из черной меланхолии, надежды на будущее и снов наяву, которые делают героев "Наездника" в широкополых шляпах представителями особого микрокосма, живущего своими ценностями и по своим законам. Езда на лошади для этих людей, укрощение необъезженных скакунов и бешеных быков становится чем-то большим, чем просто ощущение свободы, это скорее дорога между прошлым и будущим, которую каждый из них выбирает в соответствии с семейными традициями и увлеченным азартом дикого духа прерий. Работа Чжао, начинающаяся как репортаж о сторонах жизни тех, кто живет странными ценностями в век виртуальности и технократии, трансформируется на протяжении всего экранного времени в современный миф, в притчу, где смыслы о мужских архетипах и о способности принять необратимость становятся понятными любому человеку вне зависимости от места его проживания или от страны, где он родился. Поэтому "Наездник" становится на выходе густой и суровой документальной драмой, рассказывающей о том, как научиться жить после родео, когда кажется, что все компасы в жизни показывают только на скорый крах.
В основе сюжета "Наездника" лежит реальная история о молодом ковбое Брэйди Блэкберне (Брэйди Жандро), которого ждало блестящее будущее укротителя лошадей и дрессировщика, звезды родео, подающей очень большие надежды. Но в один прекрасный день жизнь Брэйди началась практически с чистого листа. Во время очередного представления на родео лошадь проломила парню череп да так, что после операции он стал похож на Франкенштейна из прерий после полученной тяжелейшей травмы. Кажется, что жизнь для еще живого Брэйди стала похожа на задутую внезапным вихрем свечу, по указаниям врачей он должен восстанавливаться и, возможно, уже больше никогда не окажется в седле. Семья, в которой живет Брэйди, далека от понимания всей глубины трагедии. Отец, Уэйн Блэкберн (Тим Жандро), когда-то лихой наездник и тоже звезда родео после смерти жены оказывается поглощен больше игровыми автоматами и картами, чем заботой о сыне и дочери. Сестра-подросток Лилли (Лилли Жандро) обладает большим сердцем, но никак не хочет взрослеть и далека от элементарной социализации. Режиссерский трюк, на который пускается Хлоя Чжао, раскрывается достаточно быстро и лежит практически на поверхности: в кадре практически отсутствуют профессиональные актеры, а в главных ролях заняты аутентичные местные жители. Естественно, по большей части все говорят о лошадях и о родео, неоднократно упоминая легендарного Лейна Скотта, которого Брэйди навещает в клинике. И жизнь переворачивается. Не такой и старый человек, который был первым учителем для парня, оказывается практически полностью обездвижен, лишен речи и изъясняется только при помощи пальцев рук после того, как он стал еще одной жертвой на родео и его сбросил бык. Странное, практически варварское шоу, которое сродни корриде, и желание Брэйди вернуться в него на полном скаку на горячем жеребце становятся основой его мотивации и поиском потерявшей смысл жизни.
Мастерство Хлои Чжао в "Наезднике" и ее умение работать с фактурой, не подвергая ее традиционной жанровой огранке и запуску очевидных сценарных линий, способно вызвать замирание сердца. Напряженный кризис, в котором оказывается главный герой, не разматывается на сопливую мелодраму с привлечением любовной составляющей. Чжао представляет на экране человека с таким мастерством, что становится ясно и его состояние, и его мысли, и его желание вернуться, а не жить унылой жизнью продавца из супермаркета, вспоминающего свои прежние достижения во время бесконечных просмотров записей и трансляций родео. Скупой режиссерский взгляд по большей части демонстрирует в "Наезднике" те черты фильмов о сильных людях, которые оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, мнению окружающих и собственному здоровью. Пальцы на правой, ведущей, руке Брэйди постоянно заклинивает, его моторика не успевает за его мозгом, но его это не останавливает, потому что он уже в молодом возрасте нашел свою идентичность и выработал свою жесткую систему ценностей. В компании друзей он не находит ни полезных советов о том, как жить дальше, ни пошаговых инструкций о реабилитации, Брэйди ищет с этими людьми утешения и, естественно, разговоров о родео. Эти люди могут говорить о лошадях и выступлениях часами, подобно тому, как бывалые рыбаки говорят о море, а искатели сокровищ - о найденных кладах. Было бы странно думать, что только азарт и жажда славы движут протагонистом в этой ленте. Брэйди бесконечно, до безумия, любит лошадей, умеет понимать их, разговаривать с ними и, конечно же, укрощать. Выросший в этой полудикой среде, главный герой кажется поначалу фаталистом, который безоговорочно с детства принимает все суровые стереотипы воспитания, при этом Чжао держится в стороне от излишней сентиментальности и старается не делать излишних акцентов в хорошо спрятанном развитии своего главного персонажа, иногда интуитивно, иногда методом проб и ошибок, стремящего изменить свою жизнь и понять, что в ней есть еще много чего, кроме родео.
Интересно, что в "Наезднике" отношения человека и дикой природы, человека как укротителя скакунов также не выпячиваются на передний план излишней многословностью благодаря отличной операторской работе Джошуа Джеймса Ричардса ("Божья земля", "Песни, которым меня научили братья"). Пейзажи и ландшафты приобретают дополнительное измерение и дают фильму аскетичную духовность природной красоты бескрайности, очень просто объясняющую свободолюбивый дух главного героя и его желание быть частью этого пространства до бескрайнего горизонта. Этот симбиоз не случаен. Объезжая скакунов, Брэйди укрощает их дикую страсть, делает мягче и покорнее, но благодаря этому и у него начинают раскрываться его лучшие черты. Он не может пристрелить жеребца Аполлона, на которого потратил столько сил и времени, после того как тот повредил заднюю ногу и потерял всякую ценность для скачек, потому что главный герой отчасти проводит знак равенства между собой всем живым, что его окружает, понимая при этом, что не так давно он сам был в ситуации, подобной этой, но изломанных людей не пристреливают, в отличие от лошадей. Хлоя Чжао в равной степени представляет реализм рассказа, поэтику пейзажей и развитие Брэйди, его эволюцию человечности на протяжении всего фильма. В этом есть признак мастерства, когда история, основанная на реальных событиях становится удивительно сильным рассказом благодаря выверенному сочетанию этих компонентов, а не намекает, как это часто бывает, открыто зрителю, где теряется граница реальности и начинается художественная фантазия автора и выражение через нее собственной позиции. У Чжоу все иначе, ее психологические и философские подтексты о том, как сломленный юный 20-летний юнец превращается в мудрого мужчину скрыты настолько тонко и талантливо, что "Наездник" как фильм о собственной силе одного человека превращается в фильм-дилемму, который разрушает все существующие мифы о ковбоях и наполняет эту историю особенным вселенским звучанием.
7
,5
2017, США, Драмы
98 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вторая полнометражная работа "Наездник" режиссера и автора сценария Хлои Чжао ("Песни, которым меня научили братья"), получившая премьерный показ в прошлом году в рамках "Двухнедельника режиссеров" на Каннском фестивале, сразу привлекла внимание как критиков, так и фестивальной публики. Осенью эта лента повторила успех на более демократичном кинофоруме в Торонто и стало очевидным, что основанный на реальных событиях проект о ковбоях из Южной Дакоты, снятый режиссером, которая родилась в Китае (!), оказался способен донести абсолютно новый взгляд не только на традиционное американское родео, но и на тех людей, которые в нем участвуют. Картина Чжао обладает жесткостью и беспристрастностью документального кино, показывающего быт потомков пионеров-первопроходцев Дикого Запада, но в то же время режиссеру удается найти удивительное пропорциональное сочетание из черной меланхолии, надежды на будущее и снов наяву, которые делают героев "Наездника" в широкополых шляпах представителями особого микрокосма, живущего своими ценностями и по своим законам. Езда на лошади для этих людей, укрощение необъезженных скакунов и бешеных быков становится чем-то большим, чем просто ощущение свободы, это скорее дорога между прошлым и будущим, которую каждый из них выбирает в соответствии с семейными традициями и увлеченным азартом дикого духа прерий. Работа Чжао, начинающаяся как репортаж о сторонах жизни тех, кто живет странными ценностями в век виртуальности и технократии, трансформируется на протяжении всего экранного времени в современный миф, в притчу, где смыслы о мужских архетипах и о способности принять необратимость становятся понятными любому человеку вне зависимости от места его проживания или от страны, где он родился. Поэтому "Наездник" становится на выходе густой и суровой документальной драмой, рассказывающей о том, как научиться жить после родео, когда кажется, что все компасы в жизни показывают только на скорый крах. В основе сюжета "Наездника" лежит реальная история о молодом ковбое Брэйди Блэкберне (Брэйди Жандро), которого ждало блестящее будущее укротителя лошадей и дрессировщика, звезды родео, подающей очень большие надежды. Но в один прекрасный день жизнь Брэйди началась практически с чистого листа. Во время очередного представления на родео лошадь проломила парню череп да так, что после операции он стал похож на Франкенштейна из прерий после полученной тяжелейшей травмы. Кажется, что жизнь для еще живого Брэйди стала похожа на задутую внезапным вихрем свечу, по указаниям врачей он должен восстанавливаться и, возможно, уже больше никогда не окажется в седле. Семья, в которой живет Брэйди, далека от понимания всей глубины трагедии. Отец, Уэйн Блэкберн (Тим Жандро), когда-то лихой наездник и тоже звезда родео после смерти жены оказывается поглощен больше игровыми автоматами и картами, чем заботой о сыне и дочери. Сестра-подросток Лилли (Лилли Жандро) обладает большим сердцем, но никак не хочет взрослеть и далека от элементарной социализации. Режиссерский трюк, на который пускается Хлоя Чжао, раскрывается достаточно быстро и лежит практически на поверхности: в кадре практически отсутствуют профессиональные актеры, а в главных ролях заняты аутентичные местные жители. Естественно, по большей части все говорят о лошадях и о родео, неоднократно упоминая легендарного Лейна Скотта, которого Брэйди навещает в клинике. И жизнь переворачивается. Не такой и старый человек, который был первым учителем для парня, оказывается практически полностью обездвижен, лишен речи и изъясняется только при помощи пальцев рук после того, как он стал еще одной жертвой на родео и его сбросил бык. Странное, практически варварское шоу, которое сродни корриде, и желание Брэйди вернуться в него на полном скаку на горячем жеребце становятся основой его мотивации и поиском потерявшей смысл жизни. Мастерство Хлои Чжао в "Наезднике" и ее умение работать с фактурой, не подвергая ее традиционной жанровой огранке и запуску очевидных сценарных линий, способно вызвать замирание сердца. Напряженный кризис, в котором оказывается главный герой, не разматывается на сопливую мелодраму с привлечением любовной составляющей. Чжао представляет на экране человека с таким мастерством, что становится ясно и его состояние, и его мысли, и его желание вернуться, а не жить унылой жизнью продавца из супермаркета, вспоминающего свои прежние достижения во время бесконечных просмотров записей и трансляций родео. Скупой режиссерский взгляд по большей части демонстрирует в "Наезднике" те черты фильмов о сильных людях, которые оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, мнению окружающих и собственному здоровью. Пальцы на правой, ведущей, руке Брэйди постоянно заклинивает, его моторика не успевает за его мозгом, но его это не останавливает, потому что он уже в молодом возрасте нашел свою идентичность и выработал свою жесткую систему ценностей. В компании друзей он не находит ни полезных советов о том, как жить дальше, ни пошаговых инструкций о реабилитации, Брэйди ищет с этими людьми утешения и, естественно, разговоров о родео. Эти люди могут говорить о лошадях и выступлениях часами, подобно тому, как бывалые рыбаки говорят о море, а искатели сокровищ - о найденных кладах. Было бы странно думать, что только азарт и жажда славы движут протагонистом в этой ленте. Брэйди бесконечно, до безумия, любит лошадей, умеет понимать их, разговаривать с ними и, конечно же, укрощать. Выросший в этой полудикой среде, главный герой кажется поначалу фаталистом, который безоговорочно с детства принимает все суровые стереотипы воспитания, при этом Чжао держится в стороне от излишней сентиментальности и старается не делать излишних акцентов в хорошо спрятанном развитии своего главного персонажа, иногда интуитивно, иногда методом проб и ошибок, стремящего изменить свою жизнь и понять, что в ней есть еще много чего, кроме родео. Интересно, что в "Наезднике" отношения человека и дикой природы, человека как укротителя скакунов также не выпячиваются на передний план излишней многословностью благодаря отличной операторской работе Джошуа Джеймса Ричардса ("Божья земля", "Песни, которым меня научили братья"). Пейзажи и ландшафты приобретают дополнительное измерение и дают фильму аскетичную духовность природной красоты бескрайности, очень просто объясняющую свободолюбивый дух главного героя и его желание быть частью этого пространства до бескрайнего горизонта. Этот симбиоз не случаен. Объезжая скакунов, Брэйди укрощает их дикую страсть, делает мягче и покорнее, но благодаря этому и у него начинают раскрываться его лучшие черты. Он не может пристрелить жеребца Аполлона, на которого потратил столько сил и времени, после того как тот повредил заднюю ногу и потерял всякую ценность для скачек, потому что главный герой отчасти проводит знак равенства между собой всем живым, что его окружает, понимая при этом, что не так давно он сам был в ситуации, подобной этой, но изломанных людей не пристреливают, в отличие от лошадей. Хлоя Чжао в равной степени представляет реализм рассказа, поэтику пейзажей и развитие Брэйди, его эволюцию человечности на протяжении всего фильма. В этом есть признак мастерства, когда история, основанная на реальных событиях становится удивительно сильным рассказом благодаря выверенному сочетанию этих компонентов, а не намекает, как это часто бывает, открыто зрителю, где теряется граница реальности и начинается художественная фантазия автора и выражение через нее собственной позиции. У Чжоу все иначе, ее психологические и философские подтексты о том, как сломленный юный 20-летний юнец превращается в мудрого мужчину скрыты настолько тонко и талантливо, что "Наездник" как фильм о собственной силе одного человека превращается в фильм-дилемму, который разрушает все существующие мифы о ковбоях и наполняет эту историю особенным вселенским звучанием.