Историческая драма режиссера Филлипа Абрютина («Команда мечты») с Ярославом Жалниным («В Париж!», «Пара гнедых», «Караси») и Сергеем Цаповым («Жизнь и судьба», «Опережая выстрел») в главных ролях. Советский Союз, крайний север, 1935 год. Инспектор Николай Жердев прилетает на полярную научную станцию на острове Врангеля. Из-за несчастного случая здесь погиб доктор Вольфсон, и Жердеву придется расследовать дело. Ради командировки он оставил семью и хотел бы поскорее вернуться назад, но вдруг выясняется, что подойти к делу формально не получится – видимо, Вольфсон был убит… Расследование может стоить Жердеву жизни. Руководство настойчиво рекомендует ему прекратить копаться в загадочном деле, но Николай идет своим путем и обнаруживает, что смерть Вольфсона – не первая на станции. И следующим вполне может стать и сам инспектор Жердев. Смотреть онлайн российский фильм «Трагедия в бухте Роджерс» можно в нашем интернет-кинотеатре.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Детективы, Исторические, Драмы |
Премьера в мире | 1 января 2015 |
Время | 1 ч. 32 мин. |
Режиссёры | Филипп Абрютин |
---|---|
Продюсеры | Светлана Кучмаева |
Актёры | Ярослав Жалнин, Сергей Цепов, Евгений Редько, Марина Князева, Евгения Лютая |
Сценаристы | Филипп Абрютин |
Операторы | Александр Тананов |
Человек бредет по заснеженной пустыне. Он кричит: помогите кто-нибудь! Затем человек падает навзничь, остается лежать на снегу.
Остров Врангеля, 1934 год. В чуме уныло поет старая чукчанка. Мужчина подает горячее питье лежащей женщине, поправляет одеяло на ее круглом животе. Остальные чукчи молча сидят у очага. Мужчина по имени Нанук выскакивает из чума, бежит к зданию полярной станции с криком: дайте нам еды, у меня жена умирает! Его останавливает, размахивая револьвером, начальник станции Константин Семенчук.
Доктор Вольфсон приносит в чум консервы. Сидящий там шаман Аналько говорит ему: ты уже ничем ей не поможешь, злой дух оказался очень сильный. Доктор пытается нащупать пульс у женщины. Она мертва.
В здании станции Семенчук разговаривает с ученым исследователем Яковом Вакуленко. Что-то мне не нравится твой кашель. Вот и доктор говорит, что тебя надо с первым самолетом отправлять на материк. Я со своим кашлем сам разберусь. Если кто-то меня попытается отправить со станции – я того собственными руками придушу. Смотри, тут карта перелетов этих птичек. Их надо дождаться. Представляешь, все остальные птицы зимовать на юг улетают, а эти – в Арктику.
Входит доктор Вольфсон. Он требует, чтобы Семенчук снабдил туземцев едой. Они умирают. Семенчук утверждает, что чукчи умирают от инфекции. Вольфсон возражает: они мрут от голода. Но я же не могу всех снабжать продуктами просто так. Ты сам прекрасно знаешь, что сорвал им охоту, не дал запастись мясом, все время заставлял их работать. Я буду вынужден сообщить об этом в Управление. Семенчук соглашается дать чукчам еды. Ладно, напиши мне список нуждающихся. Вольфсон выходит. Вакуленко, обращаясь к Семенчуку, говорит, что тот напрасно прислушивается к «этому жиду». Ты все равно будешь виноват. Тебя обвинят в том, что туземцы с голода умирают. И тебя же станут обвинять в том, что ты им раздал продукты, еды не хватило зимовщикам, и сотрудники станции вынуждены голодать. А все заслуги по спасению туземцев Вольфсон себе присвоит.
Нанук говорит чукчам, сидящим в чуме: начальник продуктов нам не дает, в ямах не осталось мяса, ловушки пусты. До прилета птиц мы дожить не сможем. Он пытается выбежать из чума, его останавливают. Шаман говорит: убить легко. Но так ты поможешь злому духу. Зла на свете станет еще больше. Тогда я уйду с этой земли, ведь дух раздает здесь зло повсюду. Вольфсон печатает от имени туземцев заявление о том, что они голодают и болеют, просит Нанука подписать бумагу.
Жена Вольфсона Гита Фельдман утешает мужа: мы все делаем правильно, а они – нет. В домик доктора заходит Семенчук: ну что, доктор, готов перейти от болтовни к делу? Тут вызов пришел с дальнего стойбища возле бухты Предательства. Там инфекция. Отправляйтесь на вызов. Вы прекрасно знаете, что там нет никакой инфекции, чукчи и эскимосы страдают от голода. Гита встревожена: но ведь там пурга. Какая пурга? Так, поземка. Дверь открывает каюр Старцев: надо срочно выезжать, пока погода не испортилась. Жена собирает доктора в дорогу. Тот в своей записной книжке пишет: всем, всем, всем! Если я погибну, знайте, во всем виноват Семенчук. Обо всех подробностях может рассказать моя жена Гита Фельдман. Семенчук, увидев, как одет доктор, говорит: ты чего так вырядился, самоубийство устроить хочешь? Семенчук отдает Вольфсону свой тулуп.
Доктор в растерянности стоит возле собачьей упряжки. Метет пурга. Вольфсон кричит: Старцев, помоги! Стреляет из винтовки в воздух. Затем доктор втыкает винтовку в снег и ложится на нарты. Кто-то берет винтовку.
В своем кабинете сидит заместитель начальника Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП). Подчиненный приносит ему папку. Там находится заявление, подписанное Нануком. Где Жердев? В коридоре. Запускай. В кабинет входит инспектор ГУ СМП Николай Жердев. Начальник говорит Жердеву, что на полярной станции на острове Врангеля случилось несчастье. Во время пурги замерз доктор Вольфсон. Необходимо все тщательно расследовать, грамотно оформить. Готов? Я прошу отправить другого сотрудника, у меня жена беременная. То есть вы хотите сказать, что не подготовлены. Ты ведь у нас недавно работаешь? А у тебя отец жизнь за царя отдал в Первую мировую. Ты его, наверное, героем считаешь? Я отца совсем не знал, без него вырос. И героем его не считаю. Я готов. Правильно. У тебя жена беременная. Может быть, я вам отдельную квартиру организую. Да, и еще: посмотри, как там туземцы живут. Есть там один такой – Нанук. Жердев выходит. Телефонный звонок. Чиновник, разговаривая с Генрихом Ягодой, стоит по стойке смирно. Да, письмо получили. Пока придержу. Завтра своего человека туда отправляю.
Жердев возвращается домой. Его жена хлопочет на кухне коммунальной квартиры. Она приносит обед для мужа в их комнату. Жердев говорит, что его отправляют в командировку. Надолго? Не знаю. Но ты же обещал, что нас не оставишь. Да говорил я начальству, что ты у меня беременная, бесполезно. Я тебя не отпущу! Жердев говорит жене, что его могут повысить. А начальник намекнул, что может выделить ему отдельную квартиру. А куда это, прямо на Северный полюс? Жердев показывает жене на карте, которая висит на стене, где находится остров Врангеля. Та говорит: но ведь в Арктике холодно, а у тебя даже теплых вещей нет. Да выдадут все. Нет, я тебе свитер теплый с собой дам, попрошу у соседей теплые вещи.
Жердев летит на самолете. Пилот показывает ему: вот он, остров. Визитера встречает Семенчук и парторг станции Грабовский. Заходите, размещайтесь. Этот домик пока свободен. Семенчук подбрасывает угля в печку. Если пурга, то мы ходим в ведро, извините, такие у нас тут условия: все время холодно, пурга, полярная ночь. Устроитесь – приходит к нам обедать. Жердев обнаруживает в домике семейное фото. На нем изображены Вольфсон и Фельдман.
Жердев приходит в гости к Семенчуку. Его знакомят с Вакуленко и женой Семенчука Надеждой. Она тут у нас отвечает за всю культуру и за библиотеку. Жердев жалуется на мигрень. Ему объясняют, что во всем виновато полярное сияние. Электромагнитные бури – его визитная карточка. Сияние вызывает у человека головную боль, нарушения сна. Оно ломает человека. Многие сходят с ума. Жердева угощают местным деликатесом: мясом кита. Надежда говорит, что лично ей оно не очень нравится, но туземцы едят с удовольствием. А как там поживают туземцы? Семенчук говорит, что живут они непросто. Но мы им помогает. А Вакуленко говорит: чукчи грязные, но в принципе безобидные. Есть таври пострашнее. Жердев интересуется: кто пострашнее? А вы как к жидам относитесь? То есть к евреям? Нет, к жидам. Есть евреи, и есть жиды. Доктор был как раз жид. Люди их различают. Я вот на улице жил, там табличка: Жидивска. И Агасфер был – вечный жид. Именно такие у меня диссертацию украли. Грабовский говорит, что подобные взгляды противоречат ленинскому интернационализму. А что за человек был доктор? Семенчук говорит: у нас в Арктике бывает сложно. Доктор совсем свихнулся, заговариваться начал. Поехал на вызов пьяным.
Провожая Жердева в его домик, Семенчук просит не обращать внимания на антисемитские высказывания Вакуленко. Он утверждает, что единственное безопасное место – территория станции. Вы за канат не заходите. А к чукчам? Вы же не хотите у них инфекцию подхватить. Семенчук говорит, что никогда не расстается с самым сильным аргументом и показывает Жердеву револьвер. Тут одного чукчу в сарай пришлось запереть. Он продукты со склада воровал. Да, совсем забыл. А куда делась Фельдман? Завтра о делах поговорим, отдыхайте.
Жердеву не спится. Он видит в окне пробегающего человека, выскакивает из домика с фонарем, догоняет мальчика чукчу, отбирает у него мешок. Ты продукты воруешь! Он заглядывает в мешок и извлекает оттуда картофельные очистки. Так тут отходы! Мальчик вырывается и убегает.
Утром в домик Жердева заходят Семенчук и Вакуленко. Они говорят, что шаман посылал мальчика воровать продукты. Шамана посадили в сарай.
Жердева приводят в холодное помещение, где хранится тело Вольфсона. Тут же находится его винтовка, у которой сломан приклад. Так у него же голова пробита. Он с нарт упал. Как можно так упасть с нарт, что череп проломлен? Височная кость очень тонкая, это я вам как биолог говорю. А почему винтовка сломана? Может быть, ею доктор на нартах тормозил. Жердев говорит, что хочет опросить всех зимовщиков. Так вы что, нам не верите? Но мне нужно запротоколировать, что доктор был пьян, и виноват в случившемся он сам. Вакуленко говорит Семенчуку: Жердев имеет на это полное право.
Вакуленко показывает Жердеву на карте: я нашел доктора вот здесь. Это километров пять к северу от бухты Предательства. А почему он был один, он же поехал с каюром? Старцев остановился починить свои нарты, доктор сказал ему: догоняй. И уехал вперед один. А какие у них были отношения? У нас здесь коллектив маленький, совсем без конфликтов не бывает. Жердев опрашивает зимовщиков Надежду Семенчук, Гарбовского, Зарубу, повариху Раскову. Никто ничего толком не знает. Версия о пьянстве доктора подтверждения не находит. Жердев спрашивает у Семенчука: где Фридман? Она со Старцевым поехала на вызов в дальнее стойбище. Когда они вернутся? Точно сказать невозможно. Жердев говорит, что надо будет делать вскрытие. Здесь что-то не так, главных свидетелей нет. Семенчук утверждает: это все злой дух, просто несчастный случай. Вы что, издеваетесь надо мной?
Вечером к Жердеву втайне от Семенчука приходит повариха Раскова. Она просит Жердева: спасите Гиту! Я при начальстве говорить боялась. Это Старцев, он туземок насильничал, с ним Вольфсон воевал. Тот его и погубил. Теперь Гиту погубит. Жердев говорит, что Раскова клевещет на коллектив станции. Та жалеет, что заговорила с Жердевым, убегает. Пилот готовится ко сну. Он говорит Жердеву, что ему надо выспаться. Завтра утром вылетать. Если протянуть еще день – можно застрять здесь надолго. Жердев интересуется у пилота: стал бы он с риском для себя помогать другому человеку. Человек близкий? Нет. Приказ начальства? Нет. Тогда не стал бы. У меня жена и ребенок. Я действую по инструкции. Иначе можно обжечься.
Ночью Жердев ломает замок в сарае и заходит в посаженным туда чукчам, дает им консервы. Он спрашивает, где Нанук? И мальчонку накормите, а то он объедки собирает. И мой вам совет: не воруйте. Чукчи отвечают: мы не сможем этого сделать. Мальчик убежал к верхним людям. Жердев идет в чум, видит там старуху, отпевающую мертвого мальчика.
Утром Семенчук говорит Жердеву, что чукчи сломали замок и сбежали. Это я сломал замок. Жердев требует, чтобы ему дали собачью упряжку, он поедет на поиски Гиты. У меня нет каюра. Я поеду сам. Но до бухты Предательства сто километров. Вы собаками управлять умеете? Это не сложно. Вакуленко говорит Семенчуку: пусть едет. Жердев договаривается с пилотом, чтобы тот летел без него, если он не вернется к назначенному сроку. Пилот дает ему ракетницу: может пригодиться.
Жердев едет на собачьей упряжке. Заблудившись, он стреляет из ракетницы, собаки пугаются и убегают от Жердева.
Жердев бредет по заснеженной пустыне. Он кричит: помогите кто-нибудь! Затем Жердев падает навзничь, остается лежать на снегу.
Жердев приходит в себя в чуме. Рядом сидят чукчи. Жердев говорит им, что нужно срочно найти Гиту. Она здесь. Ему показывают лежащую без сознания Гиту. Ее бросил в тундре Старцев. Чукчи ее спасли. Они подобрали и докторский саквояж, который Гите достался после смерти Вольфсона.
Чукчи на собачьих упряжках везут Жердева и Гиту к станции. Жердев видит взлетающий самолет. Он отправляется чукчей с Гитой обратно к их стойбищу, а сам забирает саквояж и пешком добирается до станции. Там его встречает Семенчук. Жердев читает в записной книжке доктора его прощальную записку. Он рассказывает об этом Семенчуку. Семенчук, Надежда, Вакуленко и Старцев обсуждают, что им делать дальше. Семенчук утверждает, что это Старцев из мести убил доктора. Тот говорит, что сам начальник станции намекнул ему, что доктора неплохо бы потерять в тундре. А у Вакуленко был мотив: доктор знал о его чахотке и собирался отправить его на Большую землю, чтобы он не заразил зимовщиков. И почему именно Вакуленко удалось найти доктора, хотя его искали полтора суток? Надежда говорит Семенчуку: сделай что-нибудь. Тот выходит. Оставшись с Вакуленко Надежда обращается к нему: почему ты мне не сказал? Спаси меня!
Семенчук подходит к Жердеву и умоляет его не докладывать о случившемся в Управлении. А то вы свой аргумент предъявите? Да он не заряжен. Семенчук передает свой револьвер Жердеву. Тот целится из него в Семенчука. Раздается выстрел. Жердев падает. Это Вакуленко выстрелил в него из винтовки. Семенчук приказывает схватить Вакуленко и посадить его в сарай. Тот говорит, что приговор ему уже подписан, кашляет, сплевывает кровь на снег.
На станцию прилетают сотрудники милиции, на самолеты грузят тело Жердева и пришедшую в сознание Фельдман, забирают Семенчука и Старцева. Когда отпирают сарай, куда был посажен Вакуленко, то выясняется, что тот повесился. Надежда Семенчук кричит: Яшенька!
Флешбэк. На нартах лежит замерзающий Вольфсон. Подходит Нанук. Он говорит, что заберет зло у духов. Он берет винтовку доктора и наносит удары по голове лежащего на нартах человека. Потом Нанук бредет к обрыву и говорит, что забрал все зло у духов. Теперь оно уйдет вместе с ним. Нанук делает шаг к краю пропасти.
Финальные титры: Верховный суд РСФСР в 1936 году приговорил к расстрелу Семенчука и Старцева, обвинив в бандитизме и антисемитизме. В 1989 году они были реабилитированы за отсутствием события преступления. Кто убил доктора Вольфсона – осталось неизвестным.
Отзывы