— Я надеялся, что нам повезёт сегодня. Но надежда опасная вещь.
Война. Война никогда не меняется. Однако с фильмами о войне дела обстоят несколько по-другому. Существует огромное количество лент, повествующих о различных военных противостояниях, мировых конфликтах и исторических событиях, связанных с этим неблагодарным делом. Какие-то фильмы придерживаются более классических правил повествования и исполнения, какие-то стараются с этим экспериментировать, привнося что-то новое, работая с жанром и пытаясь удивить зрителя.
Документальное военное кино, трагедии, драмы или мелодрамы и даже комедии – любая картина индивидуальна. Любая картина говорит со зрителем на своём языке. Но всех объединяет одна простая мысль: «Война – это плохо».
И даже если эта мысль не прослеживается напрямую или подаётся в саркастической манере, она не становится менее значимой и не перестаёт напоминать о бессмысленности природы военных действий. Что особенно актуально на сегодняшний день.
Так и новая картина британского кинорежиссёра Сэма Мендеса с очень лаконичным названием – «1917», несёт в себе такую мысль. Это военная драма, снятая по сценарию, основанному на истории, которую режиссёру рассказал его родной дедушка, младший капрал первого королевского стрелкового полка Альфред Х. Мендес. Происходила ли она взаправду или это красивая военная байка – неизвестно.
Картина рассказывает о двух молодых солдатах Блейке и Скофилде, которым приказано доставить сообщение об отмене наступления в соседний батальон для предотвращения массовой бойни. Герои обязаны пересечь вражескую территорию по Линии Гиндербурга в наикратчайший срок, иначе вместе с 1600 солдатами батальона погибнет и родной брат Блейка.
На первый взгляд Сэм Мендес говорит о войне очень простым языком. Есть все основания так думать. Он не прибегает к пафосным победным речам, вычурно героическим поступкам или искусственно созданным мучениям для своих героев. Он показывает войну такой, какая она есть на самом деле. Войну полную бессмысленных жертв, ненужного насилия, грязи и тихого ужаса, таящегося в жутком молчании мелочей.
Однако за кажущейся простотой скрывается глубоко философское рассуждение антивоенного характера. «1917» до мозга костей пацифистическое кино, основная идея которого пропитана призывом сложить оружие перед лицом беспощадных обстоятельств. Режиссёр открыто показывает, как одно доброе слово, произнесённое нужным человеком в нужный момент может быть эффективнее сотен взнесённых над головой мечей.
В какой-то степени новая картина Мендеса напоминает эпическое полотно сродни панораме Сталинградской битвы из одноимённого музейного комплекса в городе Волгоград. Полотно, разве что демонстрирующее несколько другую войну.
Тут прослеживается один очень интересный момент. Вынося на суд зрителям грандиозную в своей основе картину, постановщик отводит весь размах боевых действий и масштабность демонстрируемых событий на второй план, куда-то за линию фронта. Зритель не видит напрямую полноценных сражений. В кадре почти всё время находятся только последствия, а не причины или реальность боевых действий.
Тем не менее именно подобный подход позволяет всецело передать сущность войны. Гнетущая атмосфера безысходности, создаваемая за счёт пустых окопов, блиндажей, оставленных орудий, разрушенных зданий, звуков, летающих где-то вдали самолётов, гор мёртвых тел и бегающих между ними крыс обволакивает зрителя, позволяет прикоснуться к событиям столетней давности. Фильм даёт возможность прочувствовать тяготы и лишения, которые переживали простые солдаты в то время – в данном случае герои ленты.
Мендес намеренно помещает на место основных героев двух особо не выделяющихся на общем фоне солдат. В глазах режиссёра они являются лишь шахматными фигурами в руках командующих генералов. Через личности Блейка и Скофилда Мендес проводит аналогию с миллионами других таких же молодых ребят, не всегда даже участвующих в сражениях по своей воле.
Посредством взаимодействия персонажей между собой постановщик рассуждает на тему дружбы и военного товарищества. Задаётся вопросом обесценивания орденов и наград перед лицом смерти. Показывает насколько глупо порой могут складываться обстоятельства против воли невинных людей. И как незаметно проходят трагедии на фоне высших целей.
Зритель узнаёт о характерах героев только по мере их знакомства с окружающим миром. Мендес не старается акцентировать внимание исключительно на основных персонажах. Они лишь инструмент. Главное действующее лицо здесь – сама война.
Режиссёр рассказывает очень личную историю, как ни парадоксально, «обезличенных» солдат. За счёт чего становится очень просто ассоциировать с ними самих себя и ещё глубже погружаться во внутренний мир ленты.
Этим «1917» одновременно и отличается, и напоминает ещё один военный фильм другого британского режиссёра. Как и в «Дюнкерке» Кристофера Нолана, Сэм Мендес ставит на первый план предмет войны, её зерно и природу. Как и в «Дюнкерке», в «1917» лейтмотивом через всю картину проходит тема времени, как главного врага. И времени, как самого ценного человеческого ресурса. Однако, если своей лентой Нолан рассказывает о войне с позиции общего горя целой нации, то Мендес сосредотачивается на судьбе конкретных людей, загнанных рамками приказа.
Технически фильм выполнен блестяще. Это самый настоящий операторский шедевр. Наверняка визуальная поэзия (по-другому назвать это я никак не могу) Роджера Дикенса будет удостоена «Оскаром» на предстоящей церемонии.
Снят фильм что называется «одним кадром». Конечно, не буквально. Но по ощущениям будто так и есть. Камера непрерывно движется за героями. Что бы ни происходило: проходы по окопам, взрывы, перестрелки, выходы на открытую местность – полёт камеры ни на секунду не прерывается. Сделано это было благодаря искусно скрытым склейкам между кадрами протяжённых сцен хронометражем до восьми с половиной минут.
За счёт поточного движения, как героев, так и камеры создаётся ощущение постоянной прогрессии, и фильм смотрится на одном дыхании. Также всегда находящаяся за плечом персонажей камера позволяет пережить путешествие героев, бок о бок пройдя весь путь вместе с Блейком и Скофилдом. Что в какой-то степени, и об этом писали уже, наверное, все, кому не лень – напоминает видеоигру.
Роджер Дикенс предоставляет очень интересный кинематографический опыт. А Сэм Мендес, будучи преимущественно автором камерных драм наподобие «Жизни задом наперёд», неожиданно и для зрителя, и, возможно, для самого себя удивляет столь масштабной и технически сложно выполненной работой. Вдобавок Томас Ньюман «вишенкой на торте» дополняет ленту шикарным саундреком.
Стоит признать, что для многих технического совершенства картины может оказаться недостаточно, а история без интереса к технической части покажется довольно посредственной. Поэтому, особенно в первой половине, есть вероятность того, что «1917» будет загонять в сон. Однако это исключительно дело вкуса.
Актёрские работы хороши под стать всем остальным аспектам фильма. Дуэт Дина-Чарльза Чэпмена и Джорджа Маккея, младшие капралы Блейк и Скофилд соответственно, безумно органично смотрится в кадре. Несмотря на то, что они исполняют роли, с позволения сказать рядовых «болванчиков», видно, что каждый вкладывает в роль душу, отдаваясь персонажу целиком.
Многие второстепенные персонажи в исполнении таких именитых актёров, как Бенедикт Камбербэтч, Колин Фёрт, Марк Стронг, Эндрю Скотт и Ричард Мэдден смотрятся где-то даже выразительнее основных. Суммарно их время нахождения на экране не превышает и десяти-пятнадцати минут. Но даже в столь короткий промежуток времени каждый из них с успехом показывает, чего стоит.
Подводя итог, следует сказать, что у Сэма Мендеса получилось создать очень амбициозный проект, колоссальный успех которого уже подтверждается огромным количеством завоёванных наград и ещё большим количеством номинаций. Учитывая то, что картина завоевала главные призы в номинации «Лучший фильм» по версии «Золотого глобуса» и премии «BAFTA» есть очень большая вероятность, что «1917» станет «Лучшим фильмом» и по версии Американской Киноакадемии.
Такие фильмы, как «1917» выходят редко, и поэтому обязательно должны поддерживаться зрительским вниманием. Это на редкость поэтичное кино о войне, несущее исключительно правильный посыл и нужные мысли. Кино, в котором подвиг может быть и не замечен массами, но для кого-то, пусть даже одного человека, подвиг – останется подвигом.
Да, фильм может показаться кому-то скучным или вовсе бессмысленным. Кто-то увидит в нём лишь пример совершенной подачи, но не наполнения. Для кого-то он станет настоящим открытием, а для кого-то горестным разочарованием.
Но, как бы там ни было, «1917» - это технически безупречная история, способная научить очень многому. А главное, способная показать, насколько важно любить жизнь, тем более в условиях, в которых этой самой жизни нет места.
7
,8
2019, США, Военные
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
— Я надеялся, что нам повезёт сегодня. Но надежда опасная вещь. Война. Война никогда не меняется. Однако с фильмами о войне дела обстоят несколько по-другому. Существует огромное количество лент, повествующих о различных военных противостояниях, мировых конфликтах и исторических событиях, связанных с этим неблагодарным делом. Какие-то фильмы придерживаются более классических правил повествования и исполнения, какие-то стараются с этим экспериментировать, привнося что-то новое, работая с жанром и пытаясь удивить зрителя. Документальное военное кино, трагедии, драмы или мелодрамы и даже комедии – любая картина индивидуальна. Любая картина говорит со зрителем на своём языке. Но всех объединяет одна простая мысль: «Война – это плохо». И даже если эта мысль не прослеживается напрямую или подаётся в саркастической манере, она не становится менее значимой и не перестаёт напоминать о бессмысленности природы военных действий. Что особенно актуально на сегодняшний день. Так и новая картина британского кинорежиссёра Сэма Мендеса с очень лаконичным названием – «1917», несёт в себе такую мысль. Это военная драма, снятая по сценарию, основанному на истории, которую режиссёру рассказал его родной дедушка, младший капрал первого королевского стрелкового полка Альфред Х. Мендес. Происходила ли она взаправду или это красивая военная байка – неизвестно. Картина рассказывает о двух молодых солдатах Блейке и Скофилде, которым приказано доставить сообщение об отмене наступления в соседний батальон для предотвращения массовой бойни. Герои обязаны пересечь вражескую территорию по Линии Гиндербурга в наикратчайший срок, иначе вместе с 1600 солдатами батальона погибнет и родной брат Блейка. На первый взгляд Сэм Мендес говорит о войне очень простым языком. Есть все основания так думать. Он не прибегает к пафосным победным речам, вычурно героическим поступкам или искусственно созданным мучениям для своих героев. Он показывает войну такой, какая она есть на самом деле. Войну полную бессмысленных жертв, ненужного насилия, грязи и тихого ужаса, таящегося в жутком молчании мелочей. Однако за кажущейся простотой скрывается глубоко философское рассуждение антивоенного характера. «1917» до мозга костей пацифистическое кино, основная идея которого пропитана призывом сложить оружие перед лицом беспощадных обстоятельств. Режиссёр открыто показывает, как одно доброе слово, произнесённое нужным человеком в нужный момент может быть эффективнее сотен взнесённых над головой мечей. В какой-то степени новая картина Мендеса напоминает эпическое полотно сродни панораме Сталинградской битвы из одноимённого музейного комплекса в городе Волгоград. Полотно, разве что демонстрирующее несколько другую войну. Тут прослеживается один очень интересный момент. Вынося на суд зрителям грандиозную в своей основе картину, постановщик отводит весь размах боевых действий и масштабность демонстрируемых событий на второй план, куда-то за линию фронта. Зритель не видит напрямую полноценных сражений. В кадре почти всё время находятся только последствия, а не причины или реальность боевых действий. Тем не менее именно подобный подход позволяет всецело передать сущность войны. Гнетущая атмосфера безысходности, создаваемая за счёт пустых окопов, блиндажей, оставленных орудий, разрушенных зданий, звуков, летающих где-то вдали самолётов, гор мёртвых тел и бегающих между ними крыс обволакивает зрителя, позволяет прикоснуться к событиям столетней давности. Фильм даёт возможность прочувствовать тяготы и лишения, которые переживали простые солдаты в то время – в данном случае герои ленты. Мендес намеренно помещает на место основных героев двух особо не выделяющихся на общем фоне солдат. В глазах режиссёра они являются лишь шахматными фигурами в руках командующих генералов. Через личности Блейка и Скофилда Мендес проводит аналогию с миллионами других таких же молодых ребят, не всегда даже участвующих в сражениях по своей воле. Посредством взаимодействия персонажей между собой постановщик рассуждает на тему дружбы и военного товарищества. Задаётся вопросом обесценивания орденов и наград перед лицом смерти. Показывает насколько глупо порой могут складываться обстоятельства против воли невинных людей. И как незаметно проходят трагедии на фоне высших целей. Зритель узнаёт о характерах героев только по мере их знакомства с окружающим миром. Мендес не старается акцентировать внимание исключительно на основных персонажах. Они лишь инструмент. Главное действующее лицо здесь – сама война. Режиссёр рассказывает очень личную историю, как ни парадоксально, «обезличенных» солдат. За счёт чего становится очень просто ассоциировать с ними самих себя и ещё глубже погружаться во внутренний мир ленты. Этим «1917» одновременно и отличается, и напоминает ещё один военный фильм другого британского режиссёра. Как и в «Дюнкерке» Кристофера Нолана, Сэм Мендес ставит на первый план предмет войны, её зерно и природу. Как и в «Дюнкерке», в «1917» лейтмотивом через всю картину проходит тема времени, как главного врага. И времени, как самого ценного человеческого ресурса. Однако, если своей лентой Нолан рассказывает о войне с позиции общего горя целой нации, то Мендес сосредотачивается на судьбе конкретных людей, загнанных рамками приказа. Технически фильм выполнен блестяще. Это самый настоящий операторский шедевр. Наверняка визуальная поэзия (по-другому назвать это я никак не могу) Роджера Дикенса будет удостоена «Оскаром» на предстоящей церемонии. Снят фильм что называется «одним кадром». Конечно, не буквально. Но по ощущениям будто так и есть. Камера непрерывно движется за героями. Что бы ни происходило: проходы по окопам, взрывы, перестрелки, выходы на открытую местность – полёт камеры ни на секунду не прерывается. Сделано это было благодаря искусно скрытым склейкам между кадрами протяжённых сцен хронометражем до восьми с половиной минут. За счёт поточного движения, как героев, так и камеры создаётся ощущение постоянной прогрессии, и фильм смотрится на одном дыхании. Также всегда находящаяся за плечом персонажей камера позволяет пережить путешествие героев, бок о бок пройдя весь путь вместе с Блейком и Скофилдом. Что в какой-то степени, и об этом писали уже, наверное, все, кому не лень – напоминает видеоигру. Роджер Дикенс предоставляет очень интересный кинематографический опыт. А Сэм Мендес, будучи преимущественно автором камерных драм наподобие «Жизни задом наперёд», неожиданно и для зрителя, и, возможно, для самого себя удивляет столь масштабной и технически сложно выполненной работой. Вдобавок Томас Ньюман «вишенкой на торте» дополняет ленту шикарным саундреком. Стоит признать, что для многих технического совершенства картины может оказаться недостаточно, а история без интереса к технической части покажется довольно посредственной. Поэтому, особенно в первой половине, есть вероятность того, что «1917» будет загонять в сон. Однако это исключительно дело вкуса. Актёрские работы хороши под стать всем остальным аспектам фильма. Дуэт Дина-Чарльза Чэпмена и Джорджа Маккея, младшие капралы Блейк и Скофилд соответственно, безумно органично смотрится в кадре. Несмотря на то, что они исполняют роли, с позволения сказать рядовых «болванчиков», видно, что каждый вкладывает в роль душу, отдаваясь персонажу целиком. Многие второстепенные персонажи в исполнении таких именитых актёров, как Бенедикт Камбербэтч, Колин Фёрт, Марк Стронг, Эндрю Скотт и Ричард Мэдден смотрятся где-то даже выразительнее основных. Суммарно их время нахождения на экране не превышает и десяти-пятнадцати минут. Но даже в столь короткий промежуток времени каждый из них с успехом показывает, чего стоит. Подводя итог, следует сказать, что у Сэма Мендеса получилось создать очень амбициозный проект, колоссальный успех которого уже подтверждается огромным количеством завоёванных наград и ещё большим количеством номинаций. Учитывая то, что картина завоевала главные призы в номинации «Лучший фильм» по версии «Золотого глобуса» и премии «BAFTA» есть очень большая вероятность, что «1917» станет «Лучшим фильмом» и по версии Американской Киноакадемии. Такие фильмы, как «1917» выходят редко, и поэтому обязательно должны поддерживаться зрительским вниманием. Это на редкость поэтичное кино о войне, несущее исключительно правильный посыл и нужные мысли. Кино, в котором подвиг может быть и не замечен массами, но для кого-то, пусть даже одного человека, подвиг – останется подвигом. Да, фильм может показаться кому-то скучным или вовсе бессмысленным. Кто-то увидит в нём лишь пример совершенной подачи, но не наполнения. Для кого-то он станет настоящим открытием, а для кого-то горестным разочарованием. Но, как бы там ни было, «1917» - это технически безупречная история, способная научить очень многому. А главное, способная показать, насколько важно любить жизнь, тем более в условиях, в которых этой самой жизни нет места.