Вряд ли прозвучит преувеличением высказывание в том духе, что всё начало XXI века публика с замиранием сердца следила за перипетиями конкурирующих киноциклов, снимавшихся по романам соответственно Джона Рональда Руэла Толкина, Джоан Роулинг и Клайва Стейплза Льюиса (последний запустили с некоторой задержкой). Казалось очевидным, что с исчерпанием событий прославленных литературных первоисточников руководство киностудий, воодушевлённое финансовым триумфом конкурентов (не говоря уже о научно-техническом прогрессе, открывающем всё новые возможности), примется разрабатывать аналогичные проекты. Соизмеримого успеха пока не последовало (даже Крису Коламбусу, кинематографическому «отцу» Гарри Поттера, не удалось повторить собственного достижения с отроком Перси Джексоном), да и внимание массового зрителя плавно переключилось на другой сегмент – на кинокомиксы. Но это, разумеется, не значит, что продюсеры отступились от попыток открыть ещё одну золотоносную жилу – и не обращаются время от времени к прозе покойных (например, Джона Энтони Беллэрса в недавней «Тайне дома с часами» /2018/) и ныне здравствующих виртуозов словесности.
Датчане (режиссёр, кстати, успел зарекомендовать себя в глазах соотечественников) в данном отношении заслуживают искреннего уважения. Они резонно рассудили, что лучше самостоятельно (пусть и в кооперации с коллегами из других держав Старого Света) изыскать солидные средства, но не позволить иностранным конкурентам положить глаз на творчество Лене Каабербол. Всё-таки её книги переведены на десятки языков мира и разошлись общим тиражом в миллион экземпляров с лишним. В данном случае имеется в виду серия «Vildheks» (наши издатели остановились на варианте «Ведьма», а не «Чародейка»), начатая в 2010-м году и уже насчитывающая шесть наименований. Производственный бюджет (1) позволил обеспечить вполне приемлемые визуальные эффекты, особенно важные, когда на авансцену вступает Химера, присягнувшая на верность Бровите – могущественной колдунье, терпеливо ожидающей шанса вернуться в наш бренный мир. Впрочем, ленту смотришь с надеждой вовсе не на то, что европейцы сумеют превзойти «фабрику грёз» в области современных чудес, обеспечиваемых компьютерной графикой. Гораздо интереснее та национальная изюминка, что позволит фильму выделиться в общем потоке и запомниться.
Пожалуй, в ожиданиях не обманываешься. Подобно тому, как в киноверсиях названных выше авторов чувствуется (чувствуется, что ни говори!) англосаксонский дух, постановка Каспара Мунка позволяет чуткому, наблюдательному зрителю составить кое-какие представления об умонастроениях в сегодняшней Скандинавии. Выделим хотя бы фрагмент в школе, когда учитель биологии вынужден объяснять опоздавшему на урок Оскару, что в стае ястребов-перепелятников действует жёсткая иерархия – и что этим птицам общество себе подобных требуется не меньше, чем людям. Понятно, почему ученик, слывущий изгоем класса (из-за чудаковатого характера и склонности к уединению), высказывает сомнения относительно правильности подобного утверждения. Однако ирония всей ситуации заключается в том, что Кларе, не ведающей о ниспосланном свыше предназначении и об уникальном даре, предстоит постигать истину как бы в одиночку. Нет и в помине ничего подобного грандиозному учебному заведению Хогвартс с искушённым профессорско-преподавательским составом! Даже содействие тёти Исы, проявляющей максимальную деликатность, оказывается весьма ограниченным. Двенадцатилетней девочке, не успевшей толком овладеть искусством чародейства, предстоит лично встретиться с судьбой – отправиться туда, где покоится могила Бровиты. Мудрая родственница разумно заметила, что от предначертанного – не уйти, как ни старайся…
Лене вроде бы не отрицала влияния наследия того же Толкина и американки Урсулы Крёбер Ле Гуин, однако привычные сказочно-мифологические мотивы звучат у неё иначе. Совет воронов, пользующийся непререкаемым авторитетом, лишний раз напоминает произносящей торжественную клятву избранной, что основная миссия лесных ведьм – беззаветное служение природе: только в этом случае гарантируется всесторонняя, безоговорочная поддержка. Это не дань новомодному энвайронментализму, подчас принимающему в странах Северной Европы крайние, экстремистские формы; неслучайно же образы так называемых экологических террористов регулярно возникают в тамошних криминальных телесериалах (например, в блистательном «Мосте» /2011-18/). Защита окружающей среды имеет смысл лишь при условии, если человек заново открывает себя как её, окружающей среды, неотъемлемую часть – овладевает способностью понимать без слов язык животных, мысленно общаться с растениями, подпитываться живительной энергией… Линия достигает кульминации, когда Клара знакомится с ангелом-хранителем во плоти – лесным другом, неоднократно приходившим на выручку в критические моменты.
Таким образом, Каспар Мунк (вслед за Каабербол) выходит на проблемы, которые считает подлинно злободневными. Но здесь же кроется и известная слабость картины. Дело не только в том, что создатели уделили – именно в силу намеченной для себя генеральной линии – гораздо меньшее внимания прологу и эпилогу, обрамляющим основное действие; эпизоды в школе воспринимаются, скорее, дежурными. Не могу не отметить и того, что многие сюжетные повороты зрители, поднаторевшие в экранных фэнтези и сказках, сумеют предугадать. Однако в целом «Чародейка» оставляет благоприятное впечатление, воспринимаясь умным и добрым кинопроизведением, увлекающим аудиторию кинотеатра (в том числе её юную часть) не магией как таковой, а сложными нравственными вопросами, которые вынуждена решать героиня. И, конечно, вызывает улыбку ироничный (явно постмодернистского толка) финальный аккорд, когда Клара с любопытством слушает рассказ новой подруги, зачисленной высокомерными однокашницами в отщепенки, о прочитанной книге, где повествуется о девочке, гостящей у тётушки и учащейся у мудрой женщины разным полезным трюкам.
__________
1 – Порядка DKK 33 млн., то есть чуть больше $5 млн.
6
,5
2018, Фэнтези
95 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вряд ли прозвучит преувеличением высказывание в том духе, что всё начало XXI века публика с замиранием сердца следила за перипетиями конкурирующих киноциклов, снимавшихся по романам соответственно Джона Рональда Руэла Толкина, Джоан Роулинг и Клайва Стейплза Льюиса (последний запустили с некоторой задержкой). Казалось очевидным, что с исчерпанием событий прославленных литературных первоисточников руководство киностудий, воодушевлённое финансовым триумфом конкурентов (не говоря уже о научно-техническом прогрессе, открывающем всё новые возможности), примется разрабатывать аналогичные проекты. Соизмеримого успеха пока не последовало (даже Крису Коламбусу, кинематографическому «отцу» Гарри Поттера, не удалось повторить собственного достижения с отроком Перси Джексоном), да и внимание массового зрителя плавно переключилось на другой сегмент – на кинокомиксы. Но это, разумеется, не значит, что продюсеры отступились от попыток открыть ещё одну золотоносную жилу – и не обращаются время от времени к прозе покойных (например, Джона Энтони Беллэрса в недавней «Тайне дома с часами» /2018/) и ныне здравствующих виртуозов словесности. Датчане (режиссёр, кстати, успел зарекомендовать себя в глазах соотечественников) в данном отношении заслуживают искреннего уважения. Они резонно рассудили, что лучше самостоятельно (пусть и в кооперации с коллегами из других держав Старого Света) изыскать солидные средства, но не позволить иностранным конкурентам положить глаз на творчество Лене Каабербол. Всё-таки её книги переведены на десятки языков мира и разошлись общим тиражом в миллион экземпляров с лишним. В данном случае имеется в виду серия «Vildheks» (наши издатели остановились на варианте «Ведьма», а не «Чародейка»), начатая в 2010-м году и уже насчитывающая шесть наименований. Производственный бюджет (1) позволил обеспечить вполне приемлемые визуальные эффекты, особенно важные, когда на авансцену вступает Химера, присягнувшая на верность Бровите – могущественной колдунье, терпеливо ожидающей шанса вернуться в наш бренный мир. Впрочем, ленту смотришь с надеждой вовсе не на то, что европейцы сумеют превзойти «фабрику грёз» в области современных чудес, обеспечиваемых компьютерной графикой. Гораздо интереснее та национальная изюминка, что позволит фильму выделиться в общем потоке и запомниться. Пожалуй, в ожиданиях не обманываешься. Подобно тому, как в киноверсиях названных выше авторов чувствуется (чувствуется, что ни говори!) англосаксонский дух, постановка Каспара Мунка позволяет чуткому, наблюдательному зрителю составить кое-какие представления об умонастроениях в сегодняшней Скандинавии. Выделим хотя бы фрагмент в школе, когда учитель биологии вынужден объяснять опоздавшему на урок Оскару, что в стае ястребов-перепелятников действует жёсткая иерархия – и что этим птицам общество себе подобных требуется не меньше, чем людям. Понятно, почему ученик, слывущий изгоем класса (из-за чудаковатого характера и склонности к уединению), высказывает сомнения относительно правильности подобного утверждения. Однако ирония всей ситуации заключается в том, что Кларе, не ведающей о ниспосланном свыше предназначении и об уникальном даре, предстоит постигать истину как бы в одиночку. Нет и в помине ничего подобного грандиозному учебному заведению Хогвартс с искушённым профессорско-преподавательским составом! Даже содействие тёти Исы, проявляющей максимальную деликатность, оказывается весьма ограниченным. Двенадцатилетней девочке, не успевшей толком овладеть искусством чародейства, предстоит лично встретиться с судьбой – отправиться туда, где покоится могила Бровиты. Мудрая родственница разумно заметила, что от предначертанного – не уйти, как ни старайся… Лене вроде бы не отрицала влияния наследия того же Толкина и американки Урсулы Крёбер Ле Гуин, однако привычные сказочно-мифологические мотивы звучат у неё иначе. Совет воронов, пользующийся непререкаемым авторитетом, лишний раз напоминает произносящей торжественную клятву избранной, что основная миссия лесных ведьм – беззаветное служение природе: только в этом случае гарантируется всесторонняя, безоговорочная поддержка. Это не дань новомодному энвайронментализму, подчас принимающему в странах Северной Европы крайние, экстремистские формы; неслучайно же образы так называемых экологических террористов регулярно возникают в тамошних криминальных телесериалах (например, в блистательном «Мосте» /2011-18/). Защита окружающей среды имеет смысл лишь при условии, если человек заново открывает себя как её, окружающей среды, неотъемлемую часть – овладевает способностью понимать без слов язык животных, мысленно общаться с растениями, подпитываться живительной энергией… Линия достигает кульминации, когда Клара знакомится с ангелом-хранителем во плоти – лесным другом, неоднократно приходившим на выручку в критические моменты. Таким образом, Каспар Мунк (вслед за Каабербол) выходит на проблемы, которые считает подлинно злободневными. Но здесь же кроется и известная слабость картины. Дело не только в том, что создатели уделили – именно в силу намеченной для себя генеральной линии – гораздо меньшее внимания прологу и эпилогу, обрамляющим основное действие; эпизоды в школе воспринимаются, скорее, дежурными. Не могу не отметить и того, что многие сюжетные повороты зрители, поднаторевшие в экранных фэнтези и сказках, сумеют предугадать. Однако в целом «Чародейка» оставляет благоприятное впечатление, воспринимаясь умным и добрым кинопроизведением, увлекающим аудиторию кинотеатра (в том числе её юную часть) не магией как таковой, а сложными нравственными вопросами, которые вынуждена решать героиня. И, конечно, вызывает улыбку ироничный (явно постмодернистского толка) финальный аккорд, когда Клара с любопытством слушает рассказ новой подруги, зачисленной высокомерными однокашницами в отщепенки, о прочитанной книге, где повествуется о девочке, гостящей у тётушки и учащейся у мудрой женщины разным полезным трюкам. __________ 1 – Порядка DKK 33 млн., то есть чуть больше $5 млн.