Писательский талант как сверхъестественная способность
Не думаю, что картине суждено произвести фурор или хотя бы вызвать заметный интерес у широких зрительских масс. Даже в Стране восходящего солнца лента заняла в первый уикенд (в начале марта) скромное седьмое место, собрав примерно в десять раз меньше лидера проката. Причём как раз «Дораэмон – фильм: Остров сокровищ Нобиты» /2018/ Кадзуаки Имаи с лёгкостью заткнул за пояс голливудские блокбастеры, включая (страшно вымолвить!) пафосный и дорогостоящий кинокомикс «Чёрная Пантера» /2018/, только-только выпущенный на местные киноэкраны. В целом же Такуи Игараси и продюсерам пришлось довольствоваться суммой, примерно эквивалентной $2 млн. Продолжение одноимённого (1) телесериала не могло не спровоцировать всплеска энтузиазма среди его верных поклонников, равно как и среди почитателей манги Кафки Асагири и иллюстратора Санго Харукавы, публикующейся (авторитетным издательством Kadokawa Shoten) с декабря 2012-го по настоящее время. Проблема в том, что телевизионный цикл как таковой всё-таки не стал по-настоящему крупным событием – масштаба хотя бы легендарной «Сейлор Мун» /1995-2000/, к появлению которой режиссёр имел непосредственное касательство. Установлению и распространению культа сопоставимого размаха мешает, по-видимому, чрезмерная (во всяком случае – кажущаяся таковой за рубежом) культурологическая насыщенность зрелища. Если иронические отсылки к наследию американских, европейских и русских (подразумевается… Фёдор Михайлович Достоевский) писателей ещё считываются, то знатоков собственно японской литературы в мире, увы, не переизбыток. Многие ли знакомы, скажем, с творчеством Осаму Дадзая и знают, что вскоре после завершения работы над повестью «Исповедь «неполноценного» человека» тот покончил жизнь самоубийством? Или читали рассказ «Человек-тигр» (из сборника «Луна над горами») Ацуси Накадзимы?..
Между прочим, создатели полнометражного фильма прекрасно осознавали опасность остаться непонятыми, неспроста начав повествование с подробных справок о персонажах. Это воспринимается не слишком кинематографичным, но по крайней мере – позволяет ввести зрителей в курс дела, в общих чертах обрисовав ту эстетическую Вселенную, где развиваются события. Поначалу даже несколько досадуешь, недоумевая, что помешало сосредоточиться на одном-двух героях и на таком же количестве антагонистов, однако постепенно – контуры замысла проясняются. На ряд контекстных шуток отреагируют лишь так называемые отаку, что было заметно и на московской премьере по реакции «продвинутой» части публики. Вместе с тем авторы рискнули поставить под сомнение базовую предпосылку оригинала, придумав ситуацию, когда одарённые индивиды не просто теряют свой дар или погибают от рук более могущественных противников из лагеря тьмы (что было бы банально), а становятся его, этого самого дара, жертвами. Такой расклад предполагает совсем иную глубину.
Мотив сверхъестественных способностей вообще приобрёл в XXI веке пугающую популярность, найдя отражение далеко не только в триумфе помпезных экранизаций продукции Marvel Comics и DC Comics. Помимо плодов современного мифотворчества есть и весьма серьёзные теоретические наработки – вроде философской концепции трансгуманизма, провозглашающей целью изживание того, что Фридрих Ницше относил к человеческому, слишком человеческому. Но что, если сам постулат в корне неверен и, хуже того, несёт колоссальный риск?! Какие формы грозит принять извечная борьба и единство противоположностей? Членам Боевого детективного агентства, столкнувшимся с таинственным феноменом (загадочными смертями собратьев по всему миру) волей-неволей приходится кооперироваться с заклятыми врагами из Портовой Мафии – иначе под ударом окажется целый город, не говоря уже о том, что поборники добра лишатся будущего, и разверзнется хаос… Не станем раскрывать секрет развязки, тем более что нам приготовили сразу несколько сюрпризов, а размах затяжной битвы – по-настоящему впечатляет. Впрочем, не могу не отметить, что подчас перипетии развёртываются настолько стремительно, что ещё чуть-чуть – и действие выльется в полнейший сумбур.
В обозначенном контексте отсылки к фигурам мастеров изящной словесности из разных стран уже не воспринимаются хулиганскими, типично постмодернистскими шутками. Имеются в виду, конечно, не личности гениев как таковых: порождённые их воображением художественные образы и вложенные в тексты идеи, овладев умами масс, обрели материальную силу. Мало того, вышли из-под контроля и получили самостоятельную жизнь. Возможно, имена тех же Осаму Дадзая, Ацуси Накадзимы и т.д. (включая Эдогаву Рампо, Рюноскэ Акутагаву, Дзюнъитиро Танидзаки, признанных на Западе) не вызовут у рядовых зрителей шлейфа ассоциаций. Но как только на авансцену выходит глава инфернальной организации Крысы Мёртвого Дома, обстановка резко меняется. Способность, известная под условным наименованием «Преступление и наказание», выделяется даже на фоне умений представителей упомянутых выше противоборствующих лагерей. Всё верно, речь о глубинных, вырывающихся из бездн подсознания импульсах, энергии которых сложно что-либо противопоставить. Никакие сверхъестественные навыки на поверку не в состоянии подавить и изничтожить то, что заложено в натуре человека… И, конечно же, от души веселишься в тот момент, когда на экране появляется представительница Старого Света, с истинно британским изяществом готовая прийти на помощь – отправить звено стратегических бомбардировщиков с приказом стереть японский мегаполис с лица земли, пока зараза не распространилась повсеместно. Оказывается, англичанка гадит (но гадит изящно, элегантно держа в руке неизменную чашку чая) не только соотечественникам мрачного Фёдора-кун, «этого безумного русского». И в любом случае остаётся порадоваться тому обстоятельству, что независимо от коммерческих результатов фильма увидит свет продолжение телесериала: новость о запуске в производство третьего сезона уже разошлась в среде фанатов аниме.
__________
1 – В России, кроме того, получили хождение варианты перевода «Бродячие псы литературы» и «Великий из бродячих псов».
8
,2
2018, Япония, Фэнтези
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не думаю, что картине суждено произвести фурор или хотя бы вызвать заметный интерес у широких зрительских масс. Даже в Стране восходящего солнца лента заняла в первый уикенд (в начале марта) скромное седьмое место, собрав примерно в десять раз меньше лидера проката. Причём как раз «Дораэмон – фильм: Остров сокровищ Нобиты» /2018/ Кадзуаки Имаи с лёгкостью заткнул за пояс голливудские блокбастеры, включая (страшно вымолвить!) пафосный и дорогостоящий кинокомикс «Чёрная Пантера» /2018/, только-только выпущенный на местные киноэкраны. В целом же Такуи Игараси и продюсерам пришлось довольствоваться суммой, примерно эквивалентной $2 млн. Продолжение одноимённого (1) телесериала не могло не спровоцировать всплеска энтузиазма среди его верных поклонников, равно как и среди почитателей манги Кафки Асагири и иллюстратора Санго Харукавы, публикующейся (авторитетным издательством Kadokawa Shoten) с декабря 2012-го по настоящее время. Проблема в том, что телевизионный цикл как таковой всё-таки не стал по-настоящему крупным событием – масштаба хотя бы легендарной «Сейлор Мун» /1995-2000/, к появлению которой режиссёр имел непосредственное касательство. Установлению и распространению культа сопоставимого размаха мешает, по-видимому, чрезмерная (во всяком случае – кажущаяся таковой за рубежом) культурологическая насыщенность зрелища. Если иронические отсылки к наследию американских, европейских и русских (подразумевается… Фёдор Михайлович Достоевский) писателей ещё считываются, то знатоков собственно японской литературы в мире, увы, не переизбыток. Многие ли знакомы, скажем, с творчеством Осаму Дадзая и знают, что вскоре после завершения работы над повестью «Исповедь «неполноценного» человека» тот покончил жизнь самоубийством? Или читали рассказ «Человек-тигр» (из сборника «Луна над горами») Ацуси Накадзимы?.. Между прочим, создатели полнометражного фильма прекрасно осознавали опасность остаться непонятыми, неспроста начав повествование с подробных справок о персонажах. Это воспринимается не слишком кинематографичным, но по крайней мере – позволяет ввести зрителей в курс дела, в общих чертах обрисовав ту эстетическую Вселенную, где развиваются события. Поначалу даже несколько досадуешь, недоумевая, что помешало сосредоточиться на одном-двух героях и на таком же количестве антагонистов, однако постепенно – контуры замысла проясняются. На ряд контекстных шуток отреагируют лишь так называемые отаку, что было заметно и на московской премьере по реакции «продвинутой» части публики. Вместе с тем авторы рискнули поставить под сомнение базовую предпосылку оригинала, придумав ситуацию, когда одарённые индивиды не просто теряют свой дар или погибают от рук более могущественных противников из лагеря тьмы (что было бы банально), а становятся его, этого самого дара, жертвами. Такой расклад предполагает совсем иную глубину. Мотив сверхъестественных способностей вообще приобрёл в XXI веке пугающую популярность, найдя отражение далеко не только в триумфе помпезных экранизаций продукции Marvel Comics и DC Comics. Помимо плодов современного мифотворчества есть и весьма серьёзные теоретические наработки – вроде философской концепции трансгуманизма, провозглашающей целью изживание того, что Фридрих Ницше относил к человеческому, слишком человеческому. Но что, если сам постулат в корне неверен и, хуже того, несёт колоссальный риск?! Какие формы грозит принять извечная борьба и единство противоположностей? Членам Боевого детективного агентства, столкнувшимся с таинственным феноменом (загадочными смертями собратьев по всему миру) волей-неволей приходится кооперироваться с заклятыми врагами из Портовой Мафии – иначе под ударом окажется целый город, не говоря уже о том, что поборники добра лишатся будущего, и разверзнется хаос… Не станем раскрывать секрет развязки, тем более что нам приготовили сразу несколько сюрпризов, а размах затяжной битвы – по-настоящему впечатляет. Впрочем, не могу не отметить, что подчас перипетии развёртываются настолько стремительно, что ещё чуть-чуть – и действие выльется в полнейший сумбур. В обозначенном контексте отсылки к фигурам мастеров изящной словесности из разных стран уже не воспринимаются хулиганскими, типично постмодернистскими шутками. Имеются в виду, конечно, не личности гениев как таковых: порождённые их воображением художественные образы и вложенные в тексты идеи, овладев умами масс, обрели материальную силу. Мало того, вышли из-под контроля и получили самостоятельную жизнь. Возможно, имена тех же Осаму Дадзая, Ацуси Накадзимы и т.д. (включая Эдогаву Рампо, Рюноскэ Акутагаву, Дзюнъитиро Танидзаки, признанных на Западе) не вызовут у рядовых зрителей шлейфа ассоциаций. Но как только на авансцену выходит глава инфернальной организации Крысы Мёртвого Дома, обстановка резко меняется. Способность, известная под условным наименованием «Преступление и наказание», выделяется даже на фоне умений представителей упомянутых выше противоборствующих лагерей. Всё верно, речь о глубинных, вырывающихся из бездн подсознания импульсах, энергии которых сложно что-либо противопоставить. Никакие сверхъестественные навыки на поверку не в состоянии подавить и изничтожить то, что заложено в натуре человека… И, конечно же, от души веселишься в тот момент, когда на экране появляется представительница Старого Света, с истинно британским изяществом готовая прийти на помощь – отправить звено стратегических бомбардировщиков с приказом стереть японский мегаполис с лица земли, пока зараза не распространилась повсеместно. Оказывается, англичанка гадит (но гадит изящно, элегантно держа в руке неизменную чашку чая) не только соотечественникам мрачного Фёдора-кун, «этого безумного русского». И в любом случае остаётся порадоваться тому обстоятельству, что независимо от коммерческих результатов фильма увидит свет продолжение телесериала: новость о запуске в производство третьего сезона уже разошлась в среде фанатов аниме. __________ 1 – В России, кроме того, получили хождение варианты перевода «Бродячие псы литературы» и «Великий из бродячих псов».