Проект "Мидуэй" режиссера Роланда Эммериха ("День независимости", "Штурм Белого дома"), известного своей любовью к масштабным постановкам, становится настоящей сагой из истории Второй мировой войны, которая посвящена столкновениям флотов американских и японских войск в Тихоокеанском регионе. Важно понимать, что Эммерих, ставший также одним из продюсеров фильма, прекрасно слышит и чувствует свою аудиторию, которая ждет от него очередного эпика и с прекрасным аппетитом поглощает концепт очередного спасения мира, где нет компромиссов, все четко и ясно и при этом реализовано при помощи новейших цифровых достижений и спецэффектов. Постановщик по-хорошему консервативен и использует традиционные голливудские нарративы, известные уже много лет и сделавшие поколение, участвовавшее в войне ни больше ни меньше как величайшим. Да, уходят из жизни ветераны войн, непосредственные носители исторической памяти, и в пределах культурного ландшафта появляются реконструкторы, подобные Эммериху, которые стремятся преподнести события не зацикливаясь на драмах отдельных людей, твердо следуя страницам учебника, где глобальность позволяет нарастить бюджет и снять блокбастер. Можно тысячу раз упрекнуть режиссера в помпезности, однако Эммерих, как никто другой, умеет работать в современном кино с настоящими глыбами материала, батальонами актеров и не разменивается на рефлексивные мелочи, создавая батальные эпизоды от динамики и агрессии которых захватывает дух. Дебютировавший в качестве сценариста полнометражного фильма Уэс Тук (сериалы "Жан-Клод Ван Джонсон" и "Колония") для очень хорошо сбалансированного актерского состава предлагает набор весьма шаблонных "фронтовых" диалогов, в большей степени концентрируясь на экшн-сценах, которые в этом фильме показывают весь мегаломанский потенциал проекта. Схема "ковбои против пришельцев" у Эммериха заполирована еще со времен "Дня независимости", появление в ней персонажа Эда Скрейна ("Малефисента: Владычица тьмы", "Алита: Боевой ангел"), реального военного пилота, проходящего службу на авианосце, прекрасно подчеркивает сочетание безудержной храбрости и стремления постоянно нарушать в небе все существующие правила. Тем не менее, Эммерих в этой работе оказывается необычайно аутентичен и демонстрирует в реальном времени сбрасывание бомб в режиме пикирования, создавая массу ощущений для зрителей, которые попадают в настоящее сражение, а не играют в виртуальный симулятор. Поэтому "Мидуэй" показывает по большей части серьезность режиссерских намерений, когда самолеты летают сотнями, опасности реальны, а сама экранная история последовательно подводит итоги того, как японская военная машина оказалась поверженной благодаря интуиции американских разведчиков и героизму пилотов.
В прологе "Мидуэя" Эммерих представляет одного из ключевых персонажей ленты, Эдвина Лейтона (Патрик Уилсон, "В высокой траве", "Аквамен"), строгого и проницательного разведчика, представлявшего интересы США в Японии во второй половине 30-х годов и работавшего с дипломатами. Очевидно, что уже в 1937 году герою Уилсона становится ясно, что японцы готовятся к большой войне. Морской летчик Дик Бэст (Эд Скрейн), безрассудный смельчак, который любит посмаковать во время вылета жевательную резинку, в конце 1941 года отрабатывает во время тренировочных вылетов массу приемов, имитирующих реальные ситуации, в том числе и посадку на палубу авианосца с выключенным двигателем. К этому характеру нужно присмотреться максимально внимательно, потому что Скрейну удается образ того самого парня, благодаря которому можно выиграть не только сражение, но и войну. Практика Бэста, пугающая второго пилота Джеймса Мюррея (Киан Джонсон, "Отлив", сериал "Эйфория"), во время военных действий станет возможностью для спасения их жизней, но пока все тихо и спокойно. Боевой корабль движется в направлении Пёрл-Харбора, где воздушного аса ждут молодая жена Энн (Мэнди Мур, "Тёмные отражения", "Синяя бездна") и маленькая дочь. Так случилось, что именно перед прибытием в порт 7 декабря 1941 года на Пёрл-Харбор напали японцы. Роланд Эммерих с огромным удовольствием показывает большой эпизод, где застигнутые врасплох американцы становятся жертвами массированной бомбардировки, в видении постановщика очень напоминающей флотский апокалипсис, сеющий панику не только на море, но и на суше. В это же самое время зрителям опять показывают Эдвина Лейтона, офицера морской контрразведки, предупреждавшего о планах японцев и ссылавшегося на многочисленные перехваченные радиограммы. Искренность, с которой Уилсон относится к исполнению этой роли, показывает полную противоположность Бэсту, перед нами - типичный представитель той части армии, которая создает победу при помощи аналитики и информации, практически кабинетный ученый, способный к озарениям и спасающий благодаря этому в боях тысячи человеческих жизней. В момент нападения японцев Эммерих выстраивает все благодаря единственному контрасту, он показывает растерянность целой нации, слишком уверовавшей в свою силу и медлившей с объявлением войны, причем постановщик сознательно убирает все причины нападения и показывает жестокую резню и потерю очень большой части флота Америкой. Появление адмирала Честера Нимица (Вуди Харрельсон, "Zомбилэнд: Контрольный выстрел", "В погоне за Бонни и Клайдом"), который был назначен командующим Тихоокеанским флотом, должно было в кратчайшие сроки нейтрализовать силы японцев на море и остановить их экспансию на американские острова. До битвы у атолла Мидуэй оставалось примерно полгода.
В своей средней части, во втором акте, "Мидуэй" служит высокобюджетным реконструкторским пособием по военной истории, Эммерих с нескрываемым удовольствием показывает тактические столкновения двух флотов и двух систем, единственный значимый женский персонаж Мэнди Мур так и говорит своему мужу: "Покажите им, на что вы способны". Более слабая авиационная база американцев компенсируется их значимыми вылетами в глубокий тыл противника так, как это было с вылетом группы бомбардировщиков под командованием подполковника Джимми Дулиттла (Аарон Экхарт, сериал "Романовы", "Пазманский дьявол"), которая нанесла удары по Токио. Постановщик отдает должное смелости пилотов, заставивших испугаться самого японского императора, но по-прежнему не выходит за рамки рассказа, показывая в большей степени оживший учебник истории, чем реальных людей на большой войне. Характерные для Эммериха приемы продвижения сюжета через ура-патриотизм и штампованные фразы могут вызвать множество вопросов, однако подвиги американцев в этом случае не являются чем-то придуманным и привнесенным извне. Зрелищность фильма, сознательно выдвинутая на первый план и показывающая головокружительные воздушные бои, атаки на плавучие крепости и тысячи взрывов, показывает войну с изрядной порцией патетики и настоящей симфонии смертей и разрушения, где жизни отдельных людей практически ничего не значат. Боевые потери, которые понесли обе стороны в этих боях в итоге кажутся неисчислимыми, тем не менее, смелость пилотов и моряков во время атак становится больше похожей на хорошо разыгранное безрассудство и сумасшествие. Война - в первую очередь работа для этих людей, тяжелый труд, где постоянный риск подогревает отвагу и азарт. Вряд ли проект Эммериха будет формировать любовь к родине и справедливому возмездию, в большей степени "Мидуэй" является масштабным развлечением, стремящимся поразить воображение своей милитаристской мощью, бодростью и бравурностью, где очень важным оказывается сам момент, а не количество погибших и покалеченных. Такую реальность, где есть возможность прикоснуться к настоящему боевому опыту, постановщик создает с той самой степенью захватывающей беспощадности и бессмысленности, какая очень часто имеет место на настоящем фронте и настоящей войне, где возможность остаться в живых уже рассматривается как чудо. Режиссер наводит глянец на происходящее и лишает ленту экзистенциальной составляющей, для его героев, сжатых, подобно пружинам, катастрофически не хватает времени задумываться над тем, что творится и горевать о погибших товарищах.
Очень умеренно в "Мидуэе" Эммерих комментирует саму психологию большого сражения, его приоритетом в большей степени оказываются этюды по логике ведения крупных военных операций, когда возможность переиграть противника зависит от множества случайностей и интуиции военных аналитиков, способных разгадать планы другого командования. Рутина, в которой работает американская разведка в Пёрл-Харборе и ее странный состав интеллектуалов, по креативности напоминающий современных IT-творцов, способных из ничтожных обрывков фраз сконструировать с точностью до пяти градусов и пяти минут предстоящие планы врага, заслуживает не меньшего уважения, чем те, кто приближал победу в море во время полугодового похода. В самой режиссерской манере Эммериха просматривается склонность к обобщениям и его в большей степени привлекает своим размахом именно война как столкновение, как возможность помериться мускулами, чем война как трагедия для целых народов и поток горя для родных и близких погибших. Тезис о том, что Америка сильна только потому, что всегда есть люди готовые защитить страну ценой собственной жизни трудно оспаривать, и из-за этого японский противник дегуманизируется до состояния агрессивных биороботов, которые вот-вот высадятся на Западном побережье и нанесут непоправимый удар по основам демократии и свободы. В соответствии с голливудскими традициями режиссер создает из живых людей целую вселенную легенд, отсекая все лишнее, что не работает на эти идею, и стремится максимально архетипировать не только многочисленных протагонистов, но и также даже персонажей второго плана. Поэтому "Мидуэй" в основном движется за счет описательных импульсов, которых в истории об этой битве более чем достаточно, рассказ о пробуждении спящего гиганта в виде американской военной машины показывает все-таки поле боя как способ утверждения для профессионалов, а не ту самую дубину народной войны, о которой все знают еще со времен бессмертного Толстого.
8
,0
2019, США, Военные
132 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Проект "Мидуэй" режиссера Роланда Эммериха ("День независимости", "Штурм Белого дома"), известного своей любовью к масштабным постановкам, становится настоящей сагой из истории Второй мировой войны, которая посвящена столкновениям флотов американских и японских войск в Тихоокеанском регионе. Важно понимать, что Эммерих, ставший также одним из продюсеров фильма, прекрасно слышит и чувствует свою аудиторию, которая ждет от него очередного эпика и с прекрасным аппетитом поглощает концепт очередного спасения мира, где нет компромиссов, все четко и ясно и при этом реализовано при помощи новейших цифровых достижений и спецэффектов. Постановщик по-хорошему консервативен и использует традиционные голливудские нарративы, известные уже много лет и сделавшие поколение, участвовавшее в войне ни больше ни меньше как величайшим. Да, уходят из жизни ветераны войн, непосредственные носители исторической памяти, и в пределах культурного ландшафта появляются реконструкторы, подобные Эммериху, которые стремятся преподнести события не зацикливаясь на драмах отдельных людей, твердо следуя страницам учебника, где глобальность позволяет нарастить бюджет и снять блокбастер. Можно тысячу раз упрекнуть режиссера в помпезности, однако Эммерих, как никто другой, умеет работать в современном кино с настоящими глыбами материала, батальонами актеров и не разменивается на рефлексивные мелочи, создавая батальные эпизоды от динамики и агрессии которых захватывает дух. Дебютировавший в качестве сценариста полнометражного фильма Уэс Тук (сериалы "Жан-Клод Ван Джонсон" и "Колония") для очень хорошо сбалансированного актерского состава предлагает набор весьма шаблонных "фронтовых" диалогов, в большей степени концентрируясь на экшн-сценах, которые в этом фильме показывают весь мегаломанский потенциал проекта. Схема "ковбои против пришельцев" у Эммериха заполирована еще со времен "Дня независимости", появление в ней персонажа Эда Скрейна ("Малефисента: Владычица тьмы", "Алита: Боевой ангел"), реального военного пилота, проходящего службу на авианосце, прекрасно подчеркивает сочетание безудержной храбрости и стремления постоянно нарушать в небе все существующие правила. Тем не менее, Эммерих в этой работе оказывается необычайно аутентичен и демонстрирует в реальном времени сбрасывание бомб в режиме пикирования, создавая массу ощущений для зрителей, которые попадают в настоящее сражение, а не играют в виртуальный симулятор. Поэтому "Мидуэй" показывает по большей части серьезность режиссерских намерений, когда самолеты летают сотнями, опасности реальны, а сама экранная история последовательно подводит итоги того, как японская военная машина оказалась поверженной благодаря интуиции американских разведчиков и героизму пилотов. В прологе "Мидуэя" Эммерих представляет одного из ключевых персонажей ленты, Эдвина Лейтона (Патрик Уилсон, "В высокой траве", "Аквамен"), строгого и проницательного разведчика, представлявшего интересы США в Японии во второй половине 30-х годов и работавшего с дипломатами. Очевидно, что уже в 1937 году герою Уилсона становится ясно, что японцы готовятся к большой войне. Морской летчик Дик Бэст (Эд Скрейн), безрассудный смельчак, который любит посмаковать во время вылета жевательную резинку, в конце 1941 года отрабатывает во время тренировочных вылетов массу приемов, имитирующих реальные ситуации, в том числе и посадку на палубу авианосца с выключенным двигателем. К этому характеру нужно присмотреться максимально внимательно, потому что Скрейну удается образ того самого парня, благодаря которому можно выиграть не только сражение, но и войну. Практика Бэста, пугающая второго пилота Джеймса Мюррея (Киан Джонсон, "Отлив", сериал "Эйфория"), во время военных действий станет возможностью для спасения их жизней, но пока все тихо и спокойно. Боевой корабль движется в направлении Пёрл-Харбора, где воздушного аса ждут молодая жена Энн (Мэнди Мур, "Тёмные отражения", "Синяя бездна") и маленькая дочь. Так случилось, что именно перед прибытием в порт 7 декабря 1941 года на Пёрл-Харбор напали японцы. Роланд Эммерих с огромным удовольствием показывает большой эпизод, где застигнутые врасплох американцы становятся жертвами массированной бомбардировки, в видении постановщика очень напоминающей флотский апокалипсис, сеющий панику не только на море, но и на суше. В это же самое время зрителям опять показывают Эдвина Лейтона, офицера морской контрразведки, предупреждавшего о планах японцев и ссылавшегося на многочисленные перехваченные радиограммы. Искренность, с которой Уилсон относится к исполнению этой роли, показывает полную противоположность Бэсту, перед нами - типичный представитель той части армии, которая создает победу при помощи аналитики и информации, практически кабинетный ученый, способный к озарениям и спасающий благодаря этому в боях тысячи человеческих жизней. В момент нападения японцев Эммерих выстраивает все благодаря единственному контрасту, он показывает растерянность целой нации, слишком уверовавшей в свою силу и медлившей с объявлением войны, причем постановщик сознательно убирает все причины нападения и показывает жестокую резню и потерю очень большой части флота Америкой. Появление адмирала Честера Нимица (Вуди Харрельсон, "Zомбилэнд: Контрольный выстрел", "В погоне за Бонни и Клайдом"), который был назначен командующим Тихоокеанским флотом, должно было в кратчайшие сроки нейтрализовать силы японцев на море и остановить их экспансию на американские острова. До битвы у атолла Мидуэй оставалось примерно полгода. В своей средней части, во втором акте, "Мидуэй" служит высокобюджетным реконструкторским пособием по военной истории, Эммерих с нескрываемым удовольствием показывает тактические столкновения двух флотов и двух систем, единственный значимый женский персонаж Мэнди Мур так и говорит своему мужу: "Покажите им, на что вы способны". Более слабая авиационная база американцев компенсируется их значимыми вылетами в глубокий тыл противника так, как это было с вылетом группы бомбардировщиков под командованием подполковника Джимми Дулиттла (Аарон Экхарт, сериал "Романовы", "Пазманский дьявол"), которая нанесла удары по Токио. Постановщик отдает должное смелости пилотов, заставивших испугаться самого японского императора, но по-прежнему не выходит за рамки рассказа, показывая в большей степени оживший учебник истории, чем реальных людей на большой войне. Характерные для Эммериха приемы продвижения сюжета через ура-патриотизм и штампованные фразы могут вызвать множество вопросов, однако подвиги американцев в этом случае не являются чем-то придуманным и привнесенным извне. Зрелищность фильма, сознательно выдвинутая на первый план и показывающая головокружительные воздушные бои, атаки на плавучие крепости и тысячи взрывов, показывает войну с изрядной порцией патетики и настоящей симфонии смертей и разрушения, где жизни отдельных людей практически ничего не значат. Боевые потери, которые понесли обе стороны в этих боях в итоге кажутся неисчислимыми, тем не менее, смелость пилотов и моряков во время атак становится больше похожей на хорошо разыгранное безрассудство и сумасшествие. Война - в первую очередь работа для этих людей, тяжелый труд, где постоянный риск подогревает отвагу и азарт. Вряд ли проект Эммериха будет формировать любовь к родине и справедливому возмездию, в большей степени "Мидуэй" является масштабным развлечением, стремящимся поразить воображение своей милитаристской мощью, бодростью и бравурностью, где очень важным оказывается сам момент, а не количество погибших и покалеченных. Такую реальность, где есть возможность прикоснуться к настоящему боевому опыту, постановщик создает с той самой степенью захватывающей беспощадности и бессмысленности, какая очень часто имеет место на настоящем фронте и настоящей войне, где возможность остаться в живых уже рассматривается как чудо. Режиссер наводит глянец на происходящее и лишает ленту экзистенциальной составляющей, для его героев, сжатых, подобно пружинам, катастрофически не хватает времени задумываться над тем, что творится и горевать о погибших товарищах. Очень умеренно в "Мидуэе" Эммерих комментирует саму психологию большого сражения, его приоритетом в большей степени оказываются этюды по логике ведения крупных военных операций, когда возможность переиграть противника зависит от множества случайностей и интуиции военных аналитиков, способных разгадать планы другого командования. Рутина, в которой работает американская разведка в Пёрл-Харборе и ее странный состав интеллектуалов, по креативности напоминающий современных IT-творцов, способных из ничтожных обрывков фраз сконструировать с точностью до пяти градусов и пяти минут предстоящие планы врага, заслуживает не меньшего уважения, чем те, кто приближал победу в море во время полугодового похода. В самой режиссерской манере Эммериха просматривается склонность к обобщениям и его в большей степени привлекает своим размахом именно война как столкновение, как возможность помериться мускулами, чем война как трагедия для целых народов и поток горя для родных и близких погибших. Тезис о том, что Америка сильна только потому, что всегда есть люди готовые защитить страну ценой собственной жизни трудно оспаривать, и из-за этого японский противник дегуманизируется до состояния агрессивных биороботов, которые вот-вот высадятся на Западном побережье и нанесут непоправимый удар по основам демократии и свободы. В соответствии с голливудскими традициями режиссер создает из живых людей целую вселенную легенд, отсекая все лишнее, что не работает на эти идею, и стремится максимально архетипировать не только многочисленных протагонистов, но и также даже персонажей второго плана. Поэтому "Мидуэй" в основном движется за счет описательных импульсов, которых в истории об этой битве более чем достаточно, рассказ о пробуждении спящего гиганта в виде американской военной машины показывает все-таки поле боя как способ утверждения для профессионалов, а не ту самую дубину народной войны, о которой все знают еще со времен бессмертного Толстого.