Грета Гервиг не была бы Гретой Гервиг, если бы сняла дословную экранизацию. Вопрос, зачем нам восьмая версия "Маленьких женщин", отпадал сам собой ещё на этапе трейлера. Это не очередной апгрейд ради апгрейда, в котором меняется только внешний вид, это абсолютно авторский ремикс — дерзкий, вольный и актуальный. Если хотите, это почти фанфик, чудесно субъективное прочтение знакомой истории. Поэтому, если любые изменения классики режут вас по живому, лучше пересмотрите версию 1994 года и не тревожьтесь понапрасну.
Парадоксально, но "Маленькие женщины" Гервиг — для тех, кто когда-то в детстве зачитывался приключениями сестричек Марч, но теперь уже давно их перерос. Режиссёр значительно перекраивает сюжет, разбивает повествование на несколько временных линий, совершенно убирает набожность и нравоучительность и куда громче кричит о женской эмансипации, чем могла позволить себе Луиза Мэй Олкотт в девятнадцатом веке. Последнее, впрочем, нисколько не напрягает: цветистые и сочные размышления Гервиг о женском предназначении растут не на пустом месте, а из зёрен, заронённых писательницей в первоисточнике. Просто сто пятьдесят лет назад для этих зёрен не было подходящей почвы, а сейчас их и поливать особо не нужно, чтобы обеспечить обильные всходы.
Понятно решение режиссёра наделить каждую из сестёр Марч своим особым талантом: Мэг — прирождённая актриса, Джо мечтает стать писателем, Эми потрясающе рисует, а Бет играет на пианино. Если в книге все эти занятия были скорее приятными хобби, которым не придавалось большого значения, Гервиг намеренно делает на этом акцент, чтобы на нескольких примерах показать "женскую судьбу".
Бет, боящаяся самой себе признаться в собственных желаниях, получает самый печальный финал. Если в книге её судьба была просто трагическим событием, необходимым для того, чтобы встряхнуть сюжет и прокатить читателя на эмоциональных горках, в фильме это явное заявление: игнорирование своего таланта равносильно смерти. Мэг вынуждена сделать выбор между браком и "собой", и, несмотря на то что в мужья ей достаётся хороший человек, и отношения строятся на любви, их жизнь полна лишений и тяжёлых разочарований. Эми поначалу активно борется за своё место в жизни и едет во Францию, чтобы изучать живопись. Но узнав, что её таланта недостаточно, чтобы покорить весь мир, она вынуждена смириться с ролью жены и украшения общества. И только Джо, как и в книге, плюёт на социальные ожидания и продолжает биться головой о стену, создавая романы, которые никто не хочет публиковать. Понятно, кому в итоге воздаётся сторицей.
Романтические линии романа, в целом, сохранены, только намёки на дальнейшее развитие событий всплывают куда раньше, чем у Олкотт: Лори изначально засматривается на Эми, а его время с Джо значительно сокращается. Не зная первоисточник, по фильму и не сразу поймёшь, что между ним и Джо существовала какая-то тяга. Вообще, это, пожалуй, единственное, чего мне не хватало в версии Гервиг. Она сразу подаёт Лори избалованным юнцом и отметает в качестве потенциального спутника жизни для своей любимицы. Будущий муж Джо оказывается не сорокалетним скучным профессором, а красавчиком Луи Гаррелем с преданностью лабрадора и бесконечно умным взглядом.
Несмотря на все вольночтения, атмосфера "Маленьких женщин" — игривость юности, взаимопомощь, первые жизненные откровения — осталась нетронутой. Образы сидят на актёрах, как влитые, и никого другого на их месте даже представлять не хочется. Мэрил Стрип и Лора Дерн здесь, правда, откровенно скучают: у них слишком маленькие роли, чтобы напрягаться. Всё внимание отдано Сирше Ронан, Тимоти Шаламе и Флоренс Пью. И хотя последняя несколько стара для Эми (и откровенно говоря, полновата), сыграла она вполне достойно. А уж Ронан и Шаламе — вообще стопроцентное попадание и дикий восторг.
Фильм уникален тем, что обновлена в нём не форма, а содержание. Обычно переделки классики заигрывают с визуальной стороной, но Грета Гервиг пошла дальше, и только за этот смелый ход ей хочется пожать руку. В отличие от предыдущей её работы ("Ледибёрд"), сценарий "Маленьких женщин" не похож рандомный набор поверхностных эпизодов, здесь чувствуется прочная подпорка от первоисточника. Остаётся только надеяться, что когда-нибудь Гервиг научится писать свои, такие же цельные истории.
8
,5
2019, США, Драмы
129 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Грета Гервиг не была бы Гретой Гервиг, если бы сняла дословную экранизацию. Вопрос, зачем нам восьмая версия "Маленьких женщин", отпадал сам собой ещё на этапе трейлера. Это не очередной апгрейд ради апгрейда, в котором меняется только внешний вид, это абсолютно авторский ремикс — дерзкий, вольный и актуальный. Если хотите, это почти фанфик, чудесно субъективное прочтение знакомой истории. Поэтому, если любые изменения классики режут вас по живому, лучше пересмотрите версию 1994 года и не тревожьтесь понапрасну. Парадоксально, но "Маленькие женщины" Гервиг — для тех, кто когда-то в детстве зачитывался приключениями сестричек Марч, но теперь уже давно их перерос. Режиссёр значительно перекраивает сюжет, разбивает повествование на несколько временных линий, совершенно убирает набожность и нравоучительность и куда громче кричит о женской эмансипации, чем могла позволить себе Луиза Мэй Олкотт в девятнадцатом веке. Последнее, впрочем, нисколько не напрягает: цветистые и сочные размышления Гервиг о женском предназначении растут не на пустом месте, а из зёрен, заронённых писательницей в первоисточнике. Просто сто пятьдесят лет назад для этих зёрен не было подходящей почвы, а сейчас их и поливать особо не нужно, чтобы обеспечить обильные всходы. Понятно решение режиссёра наделить каждую из сестёр Марч своим особым талантом: Мэг — прирождённая актриса, Джо мечтает стать писателем, Эми потрясающе рисует, а Бет играет на пианино. Если в книге все эти занятия были скорее приятными хобби, которым не придавалось большого значения, Гервиг намеренно делает на этом акцент, чтобы на нескольких примерах показать "женскую судьбу". Бет, боящаяся самой себе признаться в собственных желаниях, получает самый печальный финал. Если в книге её судьба была просто трагическим событием, необходимым для того, чтобы встряхнуть сюжет и прокатить читателя на эмоциональных горках, в фильме это явное заявление: игнорирование своего таланта равносильно смерти. Мэг вынуждена сделать выбор между браком и "собой", и, несмотря на то что в мужья ей достаётся хороший человек, и отношения строятся на любви, их жизнь полна лишений и тяжёлых разочарований. Эми поначалу активно борется за своё место в жизни и едет во Францию, чтобы изучать живопись. Но узнав, что её таланта недостаточно, чтобы покорить весь мир, она вынуждена смириться с ролью жены и украшения общества. И только Джо, как и в книге, плюёт на социальные ожидания и продолжает биться головой о стену, создавая романы, которые никто не хочет публиковать. Понятно, кому в итоге воздаётся сторицей. Романтические линии романа, в целом, сохранены, только намёки на дальнейшее развитие событий всплывают куда раньше, чем у Олкотт: Лори изначально засматривается на Эми, а его время с Джо значительно сокращается. Не зная первоисточник, по фильму и не сразу поймёшь, что между ним и Джо существовала какая-то тяга. Вообще, это, пожалуй, единственное, чего мне не хватало в версии Гервиг. Она сразу подаёт Лори избалованным юнцом и отметает в качестве потенциального спутника жизни для своей любимицы. Будущий муж Джо оказывается не сорокалетним скучным профессором, а красавчиком Луи Гаррелем с преданностью лабрадора и бесконечно умным взглядом. Несмотря на все вольночтения, атмосфера "Маленьких женщин" — игривость юности, взаимопомощь, первые жизненные откровения — осталась нетронутой. Образы сидят на актёрах, как влитые, и никого другого на их месте даже представлять не хочется. Мэрил Стрип и Лора Дерн здесь, правда, откровенно скучают: у них слишком маленькие роли, чтобы напрягаться. Всё внимание отдано Сирше Ронан, Тимоти Шаламе и Флоренс Пью. И хотя последняя несколько стара для Эми (и откровенно говоря, полновата), сыграла она вполне достойно. А уж Ронан и Шаламе — вообще стопроцентное попадание и дикий восторг. Фильм уникален тем, что обновлена в нём не форма, а содержание. Обычно переделки классики заигрывают с визуальной стороной, но Грета Гервиг пошла дальше, и только за этот смелый ход ей хочется пожать руку. В отличие от предыдущей её работы ("Ледибёрд"), сценарий "Маленьких женщин" не похож рандомный набор поверхностных эпизодов, здесь чувствуется прочная подпорка от первоисточника. Остаётся только надеяться, что когда-нибудь Гервиг научится писать свои, такие же цельные истории.