Лето, отпуск, запретный роман и карантин в Одессе 1970-го. Нежно-горькая ретродрама Валерия Тодоровского о городе детства и ушедшей эпохе. Фильм-погружение в прошлое с прекрасной операторской работой и блестящими ролями актеров разных поколений. Главного героя на распутье сыграл Евгений Цыганов.
Успешный журналист-международник из Москвы Борис вместе с восьмилетним сыном Валерой приезжает в Одессу к родителям своей жены. Сама она должна присоединиться к ним через несколько дней. На дворе жаркое лето 1970-го. Неожиданно все пути въезда и выезда из города закрывают из-за вспышки холеры. Так Борис задерживается в компании тещи и тестя, их недружных дочерей, тоже приехавших с семьями, и колоритных соседей, включая девочку-подростка Ирку. Несмотря на шумное окружение таких разных одесситов, Борис впервые за долгое время оказывается один на один со своими тайными сомнениями, мечтами и желаниями, о которых, быть может, он раньше и не подозревал. Несколько летних «карантинных» дней накаляют обстановку в их семье до предела.
Ценителям личного авторского кино с ностальгией по ушедшему предлагаем посмотреть онлайн фильм «Одесса».
Одесса, 1970. Рано утром, пока все семейство еще спит, Григорий Иосифович Давыдов выходит из дома, садится в трамвай, едет на Привоз. Проснувшись, его жена Раиса Ировна принимается жарить оладьи. В доме Давыдовых гостят их взрослые дочери, Лора и Мира, с мужьями, Володей и Ариком, и внучка Женька, дочь Лоры и Володи. Мира сообщает, что они с мужем перестали есть свинину. Лора злится, что матери не удалось договориться о покупке пианино. Володя – композитор, для работы ему нужен хороший инструмент.
Григорий Иосифович покупает продукты. Торговка рыбой сообщает, что в городе ходят слухи про заражение холерой. В здание входят сотрудники милиции и объявляют о закрытии рынка, все должны покинуть павильон.
Раиса Ировна готовит форшмак. Мира считает это еврейское блюдо слишком стереотипным. А Лоре оно нравится. Володя называет форшмак отличной закуской. Арик вызывается помочь теще прокручивать селедку через мясорубку. С Привоза возвращается Григорий Иосифович, включает телевизор. Передают выпуск новостей.
В Одессу из Москвы прилетает Борис, муж еще одной дочери Давыдовых – Аллы, с ним его восьмилетний сын Валерик. Борис берет такси, добирается до дома тестя и тещи. По приезде он сообщает, что Алла приедет через пару дней. А его самого должны скоро отправить спецкором в Бонн. Мира заявляет: а у нас тут холера.
Семейство видит, что по улице движется похоронная процессия. Валерик начинает задавать взрослым вопросы о смерти. Борис уверяет сына, что тот не умрет, если будет мыть руки.
Мира просит Бориса, чтобы он позволил им остаться в той комнате, которую они с Ариком сейчас занимают, раз уж он проведет здесь всего одну ночь. Борис хочет отправиться в гостиницу, но теща уговаривает его остановиться у соседей. Борис и Валерик заселяются к Жорикам. В квартире напротив живут дед-инвалид Жорик-старший, отец Жорик-средний и его дети – пятнадцатилетняя Ирка и десятилетний Жорик-младший. Мальчишки быстро находят общий язык.
Борис едет в аэропорт, где узнает, что все рейсы из Одессы отменены. Здание аэропорта оцеплено милицией. Чтобы сдержать натиск возмущенной толпы милиционеры вынуждены стрелять в воздух.
Ночью Володя пробирается в кладовку, находит там большую бутыль с вином, пьет его через трубку. В дом он возвращается утром, говорит жене, что ходил в уличный сортир. Лора требует, чтобы муж дыхнул. Мира ехидничает, Лора говорит, что без инструмента Володя не в состоянии работать.
Валерик спрашивает отца, где его плавки. Ирка собралась на мотоцикле ехать на лиман купаться. Брата она оставляет присматривать за дедом.
Ирка, Борис, Валерик и Женька приезжают на лиман. Женька сидит на берегу с книгой, мать разрешила ей только загорать. Ирка и Валерик плещутся у берега, к ним присоединяется Борис. Они мажутся грязью, дурачатся. Ирка ранит ногу стеклом. Борис промывает и заматывает рану. Он уверен, что заражения не будет.
Ночью Валерик встает в постели, не находит туалета в доме, мочится с балкона. Ирка говорит мальчишке, что все видела, но никому не скажет. Потом она говорит, что они тоже живут без мамы. А где она? Уехала. Куда? Далеко, отсюда не видно. Ирка утверждает, что вообще-то мальчики обычно больше любят маму, а девочки – папу. Особенно такого, как у Валерика. Он ведь такой у тебя весь импортный. А здесь у нас сейчас все заразные. Ирка заводит историю про мертвый город, нарочно пугает Валерика. В результате тот остается спать до утра в ее постели.
Мира сообщает родственникам, что они с Ариком планируют уехать в Израиль, уже подали документы. Борис в шоке: вы издеваетесь? Вы же на моей командировке в Бонн крест поставили! Григорий Иосифович стыдит дочь: ты ведь советский человек! Мира: зато там никто больше не назовет меня жидовкой. Лора показывает сестре паспорт, где записано, что она – русская. Мира: ты в зеркало на себя посмотри, бьют-то по морде, а не по паспорту. Борис говорит по телефону жене: мы никуда не едем, твоя сестра эмигрирует в Израиль. Трубку хватает Мира, они с Аллой ругаются, обзывают друг друга. Борис заявляет: вы со своим Ариком и в Израиле будете никто. Мира: теперь я туда из принципа поеду, чтобы Алке жизнь испортить. К ссоре присоединяется Володя. Он говорит, что в союзе композиторов от сионистов житья нет. Вас всех надо в Биробиджан или в Китай отправить. Мира просит родителей подписать согласие на их отъезд из страны. Григорий Иосифович, категорически отказывается: я на Бебеля пойду, в КГБ, с вами там разберутся. Раиса Ировна успокаивает Миру: да никуда он не пойдет, он этого КГБ сам боится. Прибегает Валерик: пап, там Жорик с отцом на ночную рыбалку собирается. А я что, лысый что ли?
Два Жорика, Борис и Валерик плывут ночью на моторной лодке. В море они вытаскивают из воды полные сети рыбы. Раздается сирена, это военный патруль. Рыбакам приказывают бросать концы и всем подняться на борт патрульного катера. Жорик-средний командует всем лечь на пол, стреляет из ружья и заводит мотор. Им удается уйти от погони. На берегу рыбаков поджидает Ирка с мотоциклом.
Дома Ирка чистит рыбу. К ней подходит Борис, он целует девушку в губы. Эту сцену видит сидящий в инвалидном кресле дед Ирки, он не в состоянии говорить, только возмущенно мычит.
Борис и Мира курят на балконе. Ирка приносит Раисе Ировне рыбу. Мира говорит Борису, что в возрасте Ирки она сама только и думала, кому бы отдаться.
Жорик-младший и Валерик тайком раскуривают одну на двоих папиросу. Валерик кашляет. Жорик учит его, как надо затягиваться. Ты потом у своего бати сигарету с фильтром стыришь? Ага.
Узнав о том, что Григорий Иосифович заявил на свою родную дочь в КГБ, Раиса Ировна устраивает мужу скандал, гонит его из дома. Тот говорит: умирать буду, а не вернусь. Когда Григорий Иосифович уходит, Раиса Ировна просит зятя: Боря, пойди за папой, нельзя ему одному.
Мира ссорится с Ариком заявляет ему: меня тошнит от тебя, никуда я с тобой не поеду. Арик признается: я знаю про того, который на красном «Москвиче», и про твой аборт тоже знаю, только не знаю, от кого. А почему раньше молчал? Боялся, что ты тогда уйдешь от меня. Мира: зря не сказал, развелись бы – и не мучились.
Григорий Иосифович покупает на улице литр Ркацители. Они с Борисом пьют вино на пустом пляже. Захмелевший тесть жалуется зятю: вот умру, никто по мне плакать не будет, кроме тебя и Аллочки. Все остальные – как чужие мне. Григорий Иосифович раздевается, заходит в воду. Борис кричит: там же холера! Тесть черпает горстями морскую воду, пьет ее: хочу умереть, тошно мне жить.
Борис приводит тестя домой. Григорий Иосифович просит прощения у жены и дочерей, он готов подписать перед смертью согласие на выезд Миры в Израиль. Почувствовав боль в животе, он запирается в туалете и запрещает родным вызывать скорую.
Поздно вечером Лора обнаруживает, что Женька пропала. В милиции отказываются принять заявление. Борис, Володя и Арик отправляются на поиски сбежавшей девушки. Им не удается ее обнаружить.
Утром Женька возвращается сама. Она ссорится с матерью, требует, чтобы та оставила их с отцом в покое: ты нас уже забодала, вцепилась, как клещ, и заботишься! Борис отправляется спать.
Ирка забирается в постель к Борису. Тот пытается вразумить девицу.
Борис и Валерик прощаются с родней и отправляются на пристань. Там стоит океанский лайнер, где приезжие могут пройти обсервацию. Пять дней нужно сдавать анализы, потом можно будет получить справку и уехать из зоны карантина. Валерик упрямится, он не хочет в Москву, здесь гораздо интересней. Борис соглашается вернуться: соврем маме, что нас не пустили? Ага.
Валерик и Жорик взрывают карбид.
Борис и Ирка валяются на пляже. Девушка обдирает обгоревшую кожу на плечах мужчины. Борис говорит Ирке, что он слишком стар для нее.
Мира и Лора продолжают выяснять отношения. Вместе они обвиняют родителей, что при решении жилищного вопроса лучшую долю получила Алла. Обиженная Раиса Ировна уходит к соседям. Жорик-старший реагирует на ее слова выразительным мычанием. По его интонации Раиса Ировна догадывается о связи Ирки с Борисом.
Борис в очередной раз созванивается с Аллой, Раиса Ировна сообщает дочери, что ее муж спутался с малолеткой. Масла в огонь подливает Мира.
Борис и Валерик живут на лайнере. За взятку к ним пропускают Ирку. Борис выдает ее за свою младшую сестру. Девушке позволяют переночевать в их каюте. Ирка спит в одной постели с Валериком. Завтракают они в компании холеной дамы, жены капитана дальнего плавания Веры. Та говорит, что во время отпуска у нее был молодой любовник, ему 23 года. Вера предлагает Валерику показать теплоход, обещает даже доступ в капитанскую рубку.
Жорик-средний грозится наказать Ирку и расправиться с Борисом. Григорий Иосифович договаривается с Жориком-старшим, чтобы тот запретил сыну совершать преступление, за которые тот снова может попасть в тюрьму. Жорик-средний дает слово, что не тронет дочь, но Бориса он видеть больше не желает.
Вера приводит Валерика в свою каюту, угощает Кока-колой, а сама уходит переодеваться. Валерик листает заграничные журналы. Вера говорит, что все мальчишкам интересно, как выглядит голая женщина. Она ненадолго отдергивает перед обалдевшим Валериком шторку: посмотрел? Теперь ты будешь об этом знать.
Григорий Иосифович приходит на теплоход, беседует с Борисом. Тот отсылает тестя домой.
Вечером в ресторане на лайнере проходит вечеринка. Борис лихо отплясывает с Иркой, потом они отправляются в бар. Ирку приглашает танцевать другой мужчина. К Борису подсаживается Вера, говорит про Ирку: она же просто девчонка. Борис выходит из себя: что вы про это знаете? Я с ней живой! Он пытается увести Ирку от взрослого кавалера, с которым та уже уединилась. Пьяная Ирка устраивает истерику. В каюте Борис пытается успокоить девушку. Просыпается Валерик и видит, как отец целуется с Иркой. Он выскакивает из каюты. Борис и Ирка бегут следом. Валерик прыгает за борт, Борис и Ирка – за ним.
В опустевшей квартире Раиса Ировна жарит оладьи. Григорий Иосифович читает газету. За завтраком Раиса Ировна говорит: Алла и Боря отправили Валерика учить немецкий. Вот если бы они знали идиш, считай, и немецкий бы уже знали. Григорий Иосифович предлагает жене собрать посылку для детей: синеньких надо им отправить, уже ведь не холера, поезда ходят.
Отзывы