Вторая полнометражная работа "Верность" режиссера и сценариста Нигины Сайфуллаевой (сериал "Детки", "Как меня зовут"), удостоенная специального приза на "Кинотавре", стремится сразу к двум ощутимым и осознаваемым после просмотра целям. Автор ленты прекрасно чувствует конъюнктуру рынка и в тот момент, когда институт семьи в России серьезно лихорадит, снимает арт-хаус без больших компромиссов, способный, тем не менее, занять свою нишу именно в массовом прокате. Кроме того, режиссера интересует природа возникновения семейных кризисов, динамика их развития и разрешения. Это позволяет Сайфуллаевой особым образом, по живому, произвести настоящую гендерную перезагрузку для своих героев, показав в итоге ханжество общества, где женщины, которые позволяют себе походы на сторону, автоматически переквалифицируются из хранительниц очага в шлюх и подстилок, а отнюдь не в героинь-любовниц. Очевидно, что экранная история проекта, написанная совместно со сценаристом Любовью Мульменко ("Комбинат "Надежда", "Еще один год"), постоянным соавтором Сайфуллаевой, выглядит затейливо смоделированной и искусственной, стремясь обобщить опыт всех тех, кто устал от мужских слабостей не только в жизни, но и в супружеской постели. Главная героиня фильма, гинеколог Лена (Евгения Громова, сериал "Алмазный эндшпиль", "Городские птички"), вполне осознанно вступает в клуб тех, кто может без большого разбора позволить изменять мужу и тем самым осуществляет главную режиссерскую задачу - высказаться на тему раскрепощенности женщины в сексе. А это означает, что драматически, комично и просто фарсово извивающихся обнаженных тел будет в кадре не просто с избытком, иногда создается впечатление, что Сайфуллаева хочет обрушить вековую плотину деланной скромности и благочестия. Классика жанра о вечных отказах супруги от своего физиологического долга инвертируется режиссером, и вот уже стремящийся сконцентрироваться на своей роли в театре Сергей (проявивший себя с абсолютно неожиданной стороны Александр Паль, "Жизнь впереди", "Хороший мальчик"), обвиняется в адюльтере и дает право броситься героине Громовой практически под первого встречного. Уверений мужа, ярко выраженного интроверта, в том, что он ни с кем не спит, а сотни сердечек в сообщениях от коллеги-актрисы Кати (Марина Васильева, "Русское краткое", "Нелюбовь") являются просто творческим флиртом со строго очерченными границами не устраивают Лену практически полностью. Поэтому "Верность" оказывается тем самым фильмом, где действие происходит в условной провинции, в Калининграде, где нравы куда суровее столичных и слабинка в половой сфере раздувается до голиафа распущенности и множества вопросов к карьере.
Режиссерского мастерства Нигины Сайфуллаевой вполне хватает для того, чтобы увести "Верность" далеко в сторону от традиционной трехактной схемы, в сторону множества атональностей, визуальных, словесных и даже звуковых, и дать ленте больше манифестное звучание, чем это можно даже себе предполагать после первых минут просмотра. Характер Громовой позволяет судить о том, что ее отношения с супругом не только основательно подзакисли, но и перестали ее удивлять своей юношеской безбашенностью. В то же самое время, публичность профессии персонажа Паля показывает Сергея абсолютно безынициативным инфантилом с большим сердцем, который подобен архетипической верной жене, которая ждет по вечерам возвращения мужа с работы (здесь можно было бы сказать "с охоты") и которая готова закрыть глаза на измены тогда, когда этого требует ситуация. Сказать, что горячо до сих пор любящий свою жену центральный персонаж полигамен и грешен, будет не просто большой лестью для самого Сергея, которому и моногамии, и одной-единственной супруги что-то очень чересчур многовато. Парадокс о поисках Лены в себе феминного начала, женщины внутри себя, который выступает главной движущей силой картины Сайфуллаевой, вполне понятен и, насколько это позволил сценарий, максимально усилен именно профессией главной героини, которая внешне состоялась и построила успешную карьеру в клинике. Но, несмотря на это, на внешнее социальное благополучие и кажущуюся зрелость, сексуальность молодой женщины по-прежнему остается для нее самой тайной за семью печатями. И благодаря простейшим триггерам режиссер заставляет Лену попробовать разобраться с собственным телом и собственными мыслями на стороне, за территорией супружеской спальни. Наличие большого количества эротических сцен по определению должно отчетливо проявить путь прозрения и поиска мучительной гармонии в полевых и гостиничных условиях. Не нужно быть лицемером и ханжой, чтобы ответить утвердительно на вопрос о том, насколько часто сейчас возникают подобные ситуации и насколько часто они разрешаются отнюдь не при помощи кинематографических коллизий. При отсутствии интереса с противоположной стороны очень быстро запускаются компенсаторные механизмы, однако Сайфуллаева стремится провести спасительную черту между тем, что Лена изменяет мужу только физически, и оправдывает ее поведение с виду простым коммуникативным сбоем в отношениях с собственным мужем. И то, о чем рассказывает режиссер при помощи языка тел, оказывается определенным общественным диагнозом: люди, которые уже давно вместе, оказываются бессильны в проявлении чувств к друг другу без видимых на то причин. И вряд ли это проблема воспитания. Скорее, навязываемые со всех сторон стандарты успешности начинают играть все больше и больше играть злую шутку с поколением тридцатилетних, и именно они дают тот большой разрыв между продвигающейся карьерой и неумением выстраивать собственную любовную линию в собственной жизни. Об этом, о неумении полноценно, и социально, и биологически, жить вдвоем говорит открыто Нигина Сайфуллаева в своей картине.
Сложно не заметить характерное для "Верности" Сайфуллаевой сверхконцентрированное желание рассказать об опыте и метаниях персонажа Громовой и при этом максимально вывести из-под удара того мужчину, который живет вместе с Леной в одной квартире. Герой Александра Паля далек от позерства и киношного плейбойства, напротив, именно он - такой же противоречивый и тонко настроенный камертон ленты - способен со всей прямотой и иронией дать по-житейски зрелую оценку произошедшему в кульминационном моменте. И эта ставка на мужскую внутреннюю чистоту, целостность и отсутствие похотливости у Сергея становится еще одним ощутимым парадоксом фильма. Успешный актер провинциального театра в жизни стремится найти подлинное и настоящее в те моменты, когда одну из его точек опоры в жизни, его собственную жену, изрядно лихорадит ниже пояса. При этом режиссер заслуживает явного комплимента за то, что при всех переменах ролей и перевороте "мужское-женское" Сергей остается обычным земным мужчиной, а не жертвенным знаком, введенным в ленту для сурового общественного порицания. Без всякого показательного осуждения и претензий к аморальности Сайфуллаева выстраивает и линии второго плана. Так появляется Вадим (Павел Ворожцов, сериалы "Ненастье" и "Звоните ДиКаприо!"), замордованный собственной властной супругой (Анна Котова-Дерябина, сериалы "Мылодрама" и "Учителя") до состояния трусливого семейного туземца, "краснокожего", как она его называет. Персонаж Ворожцова, переживший из-за встречи и секса с Леной, настоящий гормональный взрыв отнюдь не выглядит искусственно созданным вкраплением, таких примеров - миллионы, однако его линия намеренно подана чересчур функционально и показывает в большей степени комика-подкаблучника, не приученного принимать решения, чрезмерно опекаемого женой и стремящегося вырваться на свободу из семейной клетки, в том числе и сексуальную. Появление у Сайфуллаевой блестящего Алексея Аграновича ("Выше неба", "Юморист") в роли Ивана, главврача клиники, где работает Лена, дает еще одну точку опоры проекту. При всей скромности своей роли второго плана Агранович является очень четким указателем на дисфункциональность отношений своей подчиненной, которой намного проще со всех точек зрения понять опытного и ироничного коллегу, чем продолжать метаться в шторме собственного брака.
В "Верности" Нигина Сайфуллаева страется посмотреть на ситуацию, связанную с изменами, на уровне отдельной истории, частной истории и не стремится к каким-то глобальным обобщениям. Работая с интимной темой, которая до сих пор в обществе остается во многом неразрешимой и создающей множество комплексов в отношениях, режиссер уходит от стыдливости, но не продвигается дальше демонстрации множества ситуативных клише и не создает интересных сюжетных арок для центральных персонажей. Публика зрелого возраста просто может пожать плечами от увиденного и не заметить еще один кирпич в стене того, как можно быстро и радикально преодолеть собственную неуверенность. Героиня Евгении Громовой настолько отравлена токсичными отношениями, что готова самоутвердиться самым простым способом и почувствовать себя желанной практически с первым встречным. Однако поверить в бессознательность поведения Лены, крайне быстро избавляющейся от всего того, что было накоплено в семейной и профессиональной жизни за долгое время, сложно именно с рациональной стороны. Работе Сайфуллаевой не хватает поясняющих ретроспективных сцен, которые еще сильнее бы подчеркнули желание мести у главной героини. Из-за этого с одной стороны у режиссера творческий, тонко чувствующий и готовый страдать от любви воздушный шарик Сережа, а с другой - мастурбирующая в общей постели Лена, которая откровенно взрывается от зашкаливающего либидо. Другой вопрос в том, насколько справедливым остается общество, позволяющее себе размазывать женщин, чьи мужья уже давно перестали быть патриархальными добытчиками и опорами. Поэтому вопрос о том, можно ли все исправить, взять наконец-то фамилию мужа, перейти на работу в другую клинику, уехать в мегаполис, где никто не знает о случившемся и вообще нет ни до кого дела, для "Верности" остается вопросом открытого и очень четко сфокусированного при этом финала, где, кажется, только и начинается настоящая семейная жизнь у центральных персонажей.
8
,1
2019, Россия, Драмы
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вторая полнометражная работа "Верность" режиссера и сценариста Нигины Сайфуллаевой (сериал "Детки", "Как меня зовут"), удостоенная специального приза на "Кинотавре", стремится сразу к двум ощутимым и осознаваемым после просмотра целям. Автор ленты прекрасно чувствует конъюнктуру рынка и в тот момент, когда институт семьи в России серьезно лихорадит, снимает арт-хаус без больших компромиссов, способный, тем не менее, занять свою нишу именно в массовом прокате. Кроме того, режиссера интересует природа возникновения семейных кризисов, динамика их развития и разрешения. Это позволяет Сайфуллаевой особым образом, по живому, произвести настоящую гендерную перезагрузку для своих героев, показав в итоге ханжество общества, где женщины, которые позволяют себе походы на сторону, автоматически переквалифицируются из хранительниц очага в шлюх и подстилок, а отнюдь не в героинь-любовниц. Очевидно, что экранная история проекта, написанная совместно со сценаристом Любовью Мульменко ("Комбинат "Надежда", "Еще один год"), постоянным соавтором Сайфуллаевой, выглядит затейливо смоделированной и искусственной, стремясь обобщить опыт всех тех, кто устал от мужских слабостей не только в жизни, но и в супружеской постели. Главная героиня фильма, гинеколог Лена (Евгения Громова, сериал "Алмазный эндшпиль", "Городские птички"), вполне осознанно вступает в клуб тех, кто может без большого разбора позволить изменять мужу и тем самым осуществляет главную режиссерскую задачу - высказаться на тему раскрепощенности женщины в сексе. А это означает, что драматически, комично и просто фарсово извивающихся обнаженных тел будет в кадре не просто с избытком, иногда создается впечатление, что Сайфуллаева хочет обрушить вековую плотину деланной скромности и благочестия. Классика жанра о вечных отказах супруги от своего физиологического долга инвертируется режиссером, и вот уже стремящийся сконцентрироваться на своей роли в театре Сергей (проявивший себя с абсолютно неожиданной стороны Александр Паль, "Жизнь впереди", "Хороший мальчик"), обвиняется в адюльтере и дает право броситься героине Громовой практически под первого встречного. Уверений мужа, ярко выраженного интроверта, в том, что он ни с кем не спит, а сотни сердечек в сообщениях от коллеги-актрисы Кати (Марина Васильева, "Русское краткое", "Нелюбовь") являются просто творческим флиртом со строго очерченными границами не устраивают Лену практически полностью. Поэтому "Верность" оказывается тем самым фильмом, где действие происходит в условной провинции, в Калининграде, где нравы куда суровее столичных и слабинка в половой сфере раздувается до голиафа распущенности и множества вопросов к карьере. Режиссерского мастерства Нигины Сайфуллаевой вполне хватает для того, чтобы увести "Верность" далеко в сторону от традиционной трехактной схемы, в сторону множества атональностей, визуальных, словесных и даже звуковых, и дать ленте больше манифестное звучание, чем это можно даже себе предполагать после первых минут просмотра. Характер Громовой позволяет судить о том, что ее отношения с супругом не только основательно подзакисли, но и перестали ее удивлять своей юношеской безбашенностью. В то же самое время, публичность профессии персонажа Паля показывает Сергея абсолютно безынициативным инфантилом с большим сердцем, который подобен архетипической верной жене, которая ждет по вечерам возвращения мужа с работы (здесь можно было бы сказать "с охоты") и которая готова закрыть глаза на измены тогда, когда этого требует ситуация. Сказать, что горячо до сих пор любящий свою жену центральный персонаж полигамен и грешен, будет не просто большой лестью для самого Сергея, которому и моногамии, и одной-единственной супруги что-то очень чересчур многовато. Парадокс о поисках Лены в себе феминного начала, женщины внутри себя, который выступает главной движущей силой картины Сайфуллаевой, вполне понятен и, насколько это позволил сценарий, максимально усилен именно профессией главной героини, которая внешне состоялась и построила успешную карьеру в клинике. Но, несмотря на это, на внешнее социальное благополучие и кажущуюся зрелость, сексуальность молодой женщины по-прежнему остается для нее самой тайной за семью печатями. И благодаря простейшим триггерам режиссер заставляет Лену попробовать разобраться с собственным телом и собственными мыслями на стороне, за территорией супружеской спальни. Наличие большого количества эротических сцен по определению должно отчетливо проявить путь прозрения и поиска мучительной гармонии в полевых и гостиничных условиях. Не нужно быть лицемером и ханжой, чтобы ответить утвердительно на вопрос о том, насколько часто сейчас возникают подобные ситуации и насколько часто они разрешаются отнюдь не при помощи кинематографических коллизий. При отсутствии интереса с противоположной стороны очень быстро запускаются компенсаторные механизмы, однако Сайфуллаева стремится провести спасительную черту между тем, что Лена изменяет мужу только физически, и оправдывает ее поведение с виду простым коммуникативным сбоем в отношениях с собственным мужем. И то, о чем рассказывает режиссер при помощи языка тел, оказывается определенным общественным диагнозом: люди, которые уже давно вместе, оказываются бессильны в проявлении чувств к друг другу без видимых на то причин. И вряд ли это проблема воспитания. Скорее, навязываемые со всех сторон стандарты успешности начинают играть все больше и больше играть злую шутку с поколением тридцатилетних, и именно они дают тот большой разрыв между продвигающейся карьерой и неумением выстраивать собственную любовную линию в собственной жизни. Об этом, о неумении полноценно, и социально, и биологически, жить вдвоем говорит открыто Нигина Сайфуллаева в своей картине. Сложно не заметить характерное для "Верности" Сайфуллаевой сверхконцентрированное желание рассказать об опыте и метаниях персонажа Громовой и при этом максимально вывести из-под удара того мужчину, который живет вместе с Леной в одной квартире. Герой Александра Паля далек от позерства и киношного плейбойства, напротив, именно он - такой же противоречивый и тонко настроенный камертон ленты - способен со всей прямотой и иронией дать по-житейски зрелую оценку произошедшему в кульминационном моменте. И эта ставка на мужскую внутреннюю чистоту, целостность и отсутствие похотливости у Сергея становится еще одним ощутимым парадоксом фильма. Успешный актер провинциального театра в жизни стремится найти подлинное и настоящее в те моменты, когда одну из его точек опоры в жизни, его собственную жену, изрядно лихорадит ниже пояса. При этом режиссер заслуживает явного комплимента за то, что при всех переменах ролей и перевороте "мужское-женское" Сергей остается обычным земным мужчиной, а не жертвенным знаком, введенным в ленту для сурового общественного порицания. Без всякого показательного осуждения и претензий к аморальности Сайфуллаева выстраивает и линии второго плана. Так появляется Вадим (Павел Ворожцов, сериалы "Ненастье" и "Звоните ДиКаприо!"), замордованный собственной властной супругой (Анна Котова-Дерябина, сериалы "Мылодрама" и "Учителя") до состояния трусливого семейного туземца, "краснокожего", как она его называет. Персонаж Ворожцова, переживший из-за встречи и секса с Леной, настоящий гормональный взрыв отнюдь не выглядит искусственно созданным вкраплением, таких примеров - миллионы, однако его линия намеренно подана чересчур функционально и показывает в большей степени комика-подкаблучника, не приученного принимать решения, чрезмерно опекаемого женой и стремящегося вырваться на свободу из семейной клетки, в том числе и сексуальную. Появление у Сайфуллаевой блестящего Алексея Аграновича ("Выше неба", "Юморист") в роли Ивана, главврача клиники, где работает Лена, дает еще одну точку опоры проекту. При всей скромности своей роли второго плана Агранович является очень четким указателем на дисфункциональность отношений своей подчиненной, которой намного проще со всех точек зрения понять опытного и ироничного коллегу, чем продолжать метаться в шторме собственного брака. В "Верности" Нигина Сайфуллаева страется посмотреть на ситуацию, связанную с изменами, на уровне отдельной истории, частной истории и не стремится к каким-то глобальным обобщениям. Работая с интимной темой, которая до сих пор в обществе остается во многом неразрешимой и создающей множество комплексов в отношениях, режиссер уходит от стыдливости, но не продвигается дальше демонстрации множества ситуативных клише и не создает интересных сюжетных арок для центральных персонажей. Публика зрелого возраста просто может пожать плечами от увиденного и не заметить еще один кирпич в стене того, как можно быстро и радикально преодолеть собственную неуверенность. Героиня Евгении Громовой настолько отравлена токсичными отношениями, что готова самоутвердиться самым простым способом и почувствовать себя желанной практически с первым встречным. Однако поверить в бессознательность поведения Лены, крайне быстро избавляющейся от всего того, что было накоплено в семейной и профессиональной жизни за долгое время, сложно именно с рациональной стороны. Работе Сайфуллаевой не хватает поясняющих ретроспективных сцен, которые еще сильнее бы подчеркнули желание мести у главной героини. Из-за этого с одной стороны у режиссера творческий, тонко чувствующий и готовый страдать от любви воздушный шарик Сережа, а с другой - мастурбирующая в общей постели Лена, которая откровенно взрывается от зашкаливающего либидо. Другой вопрос в том, насколько справедливым остается общество, позволяющее себе размазывать женщин, чьи мужья уже давно перестали быть патриархальными добытчиками и опорами. Поэтому вопрос о том, можно ли все исправить, взять наконец-то фамилию мужа, перейти на работу в другую клинику, уехать в мегаполис, где никто не знает о случившемся и вообще нет ни до кого дела, для "Верности" остается вопросом открытого и очень четко сфокусированного при этом финала, где, кажется, только и начинается настоящая семейная жизнь у центральных персонажей.