Одной из ранних (снятых ещё до принёсшей ему международную известность романтической комедии «Ноттинг-Хилл» /1999/) постановок Роджера Мичелла стал «Город «Титаник» /1998/; в названии содержался намёк на место действия – Белфаст, на верфях которого строился монументальный трансатлантический лайнер, затонувший в апреле 1912-го года. Причём драма вышла в кинопрокат на волне международного триумфа фильма-катастрофы Джеймса Кэмерона. По иронии судьбы, английскому режиссёру пришлось ждать свыше двух десятилетий, прежде чем удалось поработать на съёмочной площадке вместе с одной из ведущих «звёзд» «Титаника» /1997/ – Кейт Уинслет. Правда, в зрелой женщине, носящей очки, надевающей неброские свитера, явно морально уставшей от повседневных забот, решительно не узнать исполнительницу роли Роуз, невесты промышленника, закрутившей бурный роман с бедным художником Джеком под носом у ревнивого жениха. Да и режиссёр, обращаясь к столь острой теме, вряд ли всерьёз рассчитывал на сопоставимый зрительский ажиотаж. Другое дело, что для Кристиана Торпе, сочинявшего преимущественно для датского телевидения, и сотрудничество с Билле Аугустом (1) стало прорывом. Нетрудно представить себе радость кинодраматурга, нанятого написать сценарий римейка «Тихого сердца» /2014/ (наряду с партнёрами в производстве приняла участие достаточно крупная американская кинокомпания Millenium Films). К тому же, адаптировать сюжет к заокеанским реалиям оказалось не так уж сложно, поскольку затронутые автором этические проблемы для современных США не менее злободневны, чем для Европы (кстати, упоминаемой в диалогах наряду с парой «либеральных» штатов).
Возможно, экспозиция, неспешно знакомящая нас с характерами представителей трёх поколений семьи, немного затянута – но действие кажется скучноватым лишь до того момента (собственно, до завязки), когда выясняется цель приезда Дженнифер и Анны со своими близкими к родителям, Лили и Полу. Как только становится известно о намерении пожилой матери совершить самоубийство в свете прогнозируемого врачами (включая мужа, также дипломированного медика) резкого ухудшения состояния здоровья, за событиями принимаешься следить уже с повышенным, причём неослабевающим, интересом. В преддверии радикального шага, которым женщина желает предотвратить нечто худшее, чем смерть (отказ ряда жизненно важных органов, из-за чего даже кормить пациентку предполагается через трубку), каждый поступок, каждое произнесённое слово, каждый жест приобретают исключительное значение. Никто точно не осмелится отказать Лили в невинной просьбе – досрочно отпраздновать Рождество (вместо Дня благодарения), нарядив игрушками ёлку и с благодарностью приняв от хозяйки щедрые подарки… Вот только сама идея видится старшей дочери, мягко говоря, сомнительной. Ведь доктора могли и ошибиться! К тому же, Дженнифер нечаянно узнаёт об интрижке отца с Элизабет, лучшей подругой мамы, что даёт повод для совсем некрасивых подозрений в отношении папы…
Драматическая ситуация является настолько острой, что психологические коллизии – неотвратимы. Ничего не попишешь! Супруги придумали остроумный план, как Полу избежать уголовной ответственности за помощь в добровольном уходе из жизни, так как эвтаназия запрещена законами штата, из которого супруга категорически не хочет куда-то уезжать. И заявление дочки, что позвонит в службу спасения, заявив о попытке суицида, родственники, естественно, встречают в штыки. Женщина демонстрирует незаурядную мудрость, пресекая нехорошие домыслы заверениями в том духе, что не просто знает о любовной связи, но – лично попросила двух дорогих сердцу людей сблизиться. И ведь не так принципиально, говорит ли она правду… Да и в целом невесёлые обстоятельства волей-неволей способствуют откровенности. Так, Дженнифер, пользуясь случаем, выводит на разговоры по душам мужа и сестру. Лили деликатно вытягивает из внука Джонатана признание о сокровенной мечте (стать артистом), и сама сообщает некоторые пикантные подробности из прошлого. В предвкушении встречи с безмолвной вечностью воспоминания о насыщенной молодости приобретают странный оттенок – и в урочный час ей, окружённой любящими сердцами, будет гораздо проще побороть всё-таки неизбежный страх.
Сьюзен Сарандон (между прочим, согласившаяся сниматься в картине после отказа не менее талантливой Дайан Китон) существует на экране очень точно, не допуская избыточной сусальности, чем всё-таки грешила в «Мачехе» /1998/ Криса Коламбуса – в образе Джеки, тоже поражённой неизлечимым недугом. Но её присутствие знаменательно ещё и по иной причине. Тот факт, что актриса начала покорять «фабрику грёз» пятью (!) десятилетиями ранее, получив признание благодаря партии бунтарки Мелиссы Комптон, сбежавшей от опостылевших родителей в мир «свободной любви», придаёт дополнительную убедительность рассуждениям Лили о славной эпохе, канувшей в Лету. И не так уж существенно, что на музыкальном фестивале в Вудстоке побывать тогда, увы, не довелось. Пожилая чета, как ни странно, пронесла через долгие годы совместного бытования верность идеалам юности, включая достижения «сексуальной революции» и позитивное отношение к «лёгким» наркотикам. Помнится, Милош Форман в своей первой голливудской ленте «Отрыв» /1971/ ехидно высмеял компанию интеллигентных обывателей, откровенно оконфузившихся, вознамерившись (дабы лучше понимать новомодные интересы сыновей и дочерей) попробовать коллективно раскурить «косяк». Для Лили с Полом же подобные «шалости» не составляют больших трудностей – и они сами предлагают дополнить празднество самокруткой с отборной марихуаной. Мероприятие проходит тихо, без тени скандала.
Таким образом, Торпе и Мичелл осторожно намекают, что героиня, приняв тяжёлое решение, не противопоставила себя кому-либо, будь то родные или социум в целом. Сергей Георгиевич Кара-Мурза неслучайно считал отношение к эвтаназии очень показательным для общества западного типа, всё настойчивее отрицающего традиционные установки (в частности, проповедующего «собственническое» отношение к человеческому телу). Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд, и выходит за рамки сугубо рациональных (медицинских, психологических и т.д.) соображений – в область превалирующих в масштабах цивилизации ценностных установок. Даже Лили, внешне сохраняющая спокойствие, не колеблющаяся ни секунды, подспудно понимает, что берёт на себя слишком большую ответственность, выбрав время, место и способ ухода в мир иной. Правда, кинематографисты не скрывают, что разделяют позицию женщины, предпринявшей всё от неё зависящее, чтобы удостовериться, что на этом свете успела сделать то, что сделать была должна, особенно – в отношениях с дочерьми. Но в данном случае, пожалуй, важнее сама постановка проблемы – предлог лишний раз задуматься над далеко не праздным вопросом. Премьера «Чёрного дрозда» состоялась в рамках международного кинофестиваля в Торонто, однако лучше всего ленту восприняли, по-видимому, на киносмотре в калифорнийском городе Милл-Валли, где создатели удостоились приза зрительских симпатий.
_______
1 – Мастер, добившись признания за рубежом, периодически возвращается к знакомым скандинавским реалиям.
7
,6
2019, США, Драмы
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Одной из ранних (снятых ещё до принёсшей ему международную известность романтической комедии «Ноттинг-Хилл» /1999/) постановок Роджера Мичелла стал «Город «Титаник» /1998/; в названии содержался намёк на место действия – Белфаст, на верфях которого строился монументальный трансатлантический лайнер, затонувший в апреле 1912-го года. Причём драма вышла в кинопрокат на волне международного триумфа фильма-катастрофы Джеймса Кэмерона. По иронии судьбы, английскому режиссёру пришлось ждать свыше двух десятилетий, прежде чем удалось поработать на съёмочной площадке вместе с одной из ведущих «звёзд» «Титаника» /1997/ – Кейт Уинслет. Правда, в зрелой женщине, носящей очки, надевающей неброские свитера, явно морально уставшей от повседневных забот, решительно не узнать исполнительницу роли Роуз, невесты промышленника, закрутившей бурный роман с бедным художником Джеком под носом у ревнивого жениха. Да и режиссёр, обращаясь к столь острой теме, вряд ли всерьёз рассчитывал на сопоставимый зрительский ажиотаж. Другое дело, что для Кристиана Торпе, сочинявшего преимущественно для датского телевидения, и сотрудничество с Билле Аугустом (1) стало прорывом. Нетрудно представить себе радость кинодраматурга, нанятого написать сценарий римейка «Тихого сердца» /2014/ (наряду с партнёрами в производстве приняла участие достаточно крупная американская кинокомпания Millenium Films). К тому же, адаптировать сюжет к заокеанским реалиям оказалось не так уж сложно, поскольку затронутые автором этические проблемы для современных США не менее злободневны, чем для Европы (кстати, упоминаемой в диалогах наряду с парой «либеральных» штатов). Возможно, экспозиция, неспешно знакомящая нас с характерами представителей трёх поколений семьи, немного затянута – но действие кажется скучноватым лишь до того момента (собственно, до завязки), когда выясняется цель приезда Дженнифер и Анны со своими близкими к родителям, Лили и Полу. Как только становится известно о намерении пожилой матери совершить самоубийство в свете прогнозируемого врачами (включая мужа, также дипломированного медика) резкого ухудшения состояния здоровья, за событиями принимаешься следить уже с повышенным, причём неослабевающим, интересом. В преддверии радикального шага, которым женщина желает предотвратить нечто худшее, чем смерть (отказ ряда жизненно важных органов, из-за чего даже кормить пациентку предполагается через трубку), каждый поступок, каждое произнесённое слово, каждый жест приобретают исключительное значение. Никто точно не осмелится отказать Лили в невинной просьбе – досрочно отпраздновать Рождество (вместо Дня благодарения), нарядив игрушками ёлку и с благодарностью приняв от хозяйки щедрые подарки… Вот только сама идея видится старшей дочери, мягко говоря, сомнительной. Ведь доктора могли и ошибиться! К тому же, Дженнифер нечаянно узнаёт об интрижке отца с Элизабет, лучшей подругой мамы, что даёт повод для совсем некрасивых подозрений в отношении папы… Драматическая ситуация является настолько острой, что психологические коллизии – неотвратимы. Ничего не попишешь! Супруги придумали остроумный план, как Полу избежать уголовной ответственности за помощь в добровольном уходе из жизни, так как эвтаназия запрещена законами штата, из которого супруга категорически не хочет куда-то уезжать. И заявление дочки, что позвонит в службу спасения, заявив о попытке суицида, родственники, естественно, встречают в штыки. Женщина демонстрирует незаурядную мудрость, пресекая нехорошие домыслы заверениями в том духе, что не просто знает о любовной связи, но – лично попросила двух дорогих сердцу людей сблизиться. И ведь не так принципиально, говорит ли она правду… Да и в целом невесёлые обстоятельства волей-неволей способствуют откровенности. Так, Дженнифер, пользуясь случаем, выводит на разговоры по душам мужа и сестру. Лили деликатно вытягивает из внука Джонатана признание о сокровенной мечте (стать артистом), и сама сообщает некоторые пикантные подробности из прошлого. В предвкушении встречи с безмолвной вечностью воспоминания о насыщенной молодости приобретают странный оттенок – и в урочный час ей, окружённой любящими сердцами, будет гораздо проще побороть всё-таки неизбежный страх. Сьюзен Сарандон (между прочим, согласившаяся сниматься в картине после отказа не менее талантливой Дайан Китон) существует на экране очень точно, не допуская избыточной сусальности, чем всё-таки грешила в «Мачехе» /1998/ Криса Коламбуса – в образе Джеки, тоже поражённой неизлечимым недугом. Но её присутствие знаменательно ещё и по иной причине. Тот факт, что актриса начала покорять «фабрику грёз» пятью (!) десятилетиями ранее, получив признание благодаря партии бунтарки Мелиссы Комптон, сбежавшей от опостылевших родителей в мир «свободной любви», придаёт дополнительную убедительность рассуждениям Лили о славной эпохе, канувшей в Лету. И не так уж существенно, что на музыкальном фестивале в Вудстоке побывать тогда, увы, не довелось. Пожилая чета, как ни странно, пронесла через долгие годы совместного бытования верность идеалам юности, включая достижения «сексуальной революции» и позитивное отношение к «лёгким» наркотикам. Помнится, Милош Форман в своей первой голливудской ленте «Отрыв» /1971/ ехидно высмеял компанию интеллигентных обывателей, откровенно оконфузившихся, вознамерившись (дабы лучше понимать новомодные интересы сыновей и дочерей) попробовать коллективно раскурить «косяк». Для Лили с Полом же подобные «шалости» не составляют больших трудностей – и они сами предлагают дополнить празднество самокруткой с отборной марихуаной. Мероприятие проходит тихо, без тени скандала. Таким образом, Торпе и Мичелл осторожно намекают, что героиня, приняв тяжёлое решение, не противопоставила себя кому-либо, будь то родные или социум в целом. Сергей Георгиевич Кара-Мурза неслучайно считал отношение к эвтаназии очень показательным для общества западного типа, всё настойчивее отрицающего традиционные установки (в частности, проповедующего «собственническое» отношение к человеческому телу). Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд, и выходит за рамки сугубо рациональных (медицинских, психологических и т.д.) соображений – в область превалирующих в масштабах цивилизации ценностных установок. Даже Лили, внешне сохраняющая спокойствие, не колеблющаяся ни секунды, подспудно понимает, что берёт на себя слишком большую ответственность, выбрав время, место и способ ухода в мир иной. Правда, кинематографисты не скрывают, что разделяют позицию женщины, предпринявшей всё от неё зависящее, чтобы удостовериться, что на этом свете успела сделать то, что сделать была должна, особенно – в отношениях с дочерьми. Но в данном случае, пожалуй, важнее сама постановка проблемы – предлог лишний раз задуматься над далеко не праздным вопросом. Премьера «Чёрного дрозда» состоялась в рамках международного кинофестиваля в Торонто, однако лучше всего ленту восприняли, по-видимому, на киносмотре в калифорнийском городе Милл-Валли, где создатели удостоились приза зрительских симпатий. _______ 1 – Мастер, добившись признания за рубежом, периодически возвращается к знакомым скандинавским реалиям.