Очевидно, что идея ленты о быстром обогащении, подобная той, которую развивают в "Мне по кайфу" режиссеры и авторы сценария Бенуа Делепин и Гюстав Керверн, известные благодаря своим предыдущим работам "Сент-Амур: Удовольствия любви" и "Последний Мамонт Франции", оставляет огромное пространство для сюжетной интриги и социальных высказываний на злободневные для Франции темы. Представленная широкой публике на фестивале в Локарно в середине августа прошлого года лента Делепина и Керверна оказывается тем неожиданным эксцентричным и в меру абсурдным высказыванием от двух комедиографов, старающихся зафиксировать именно ускользающий дух времени в своих проектах. Помещая в центр "Мне по кайфу" возрастного остолопа Жака (потрясающий Жан Дюжарден, "Сердцеед", "12 мелодий любви"), разменявшего пятый десяток лет и абсолютно никчемного по определению, авторы подготовили добротную пощечину всем тем любителям быстрого обогащения, которые привыкли делать деньги из воздуха и вылавливать заветные евро из легкомысленных финансовых схем и пирамид. Когда в удивляющем своей визуальной точностью прологе герой Дюжардена в белых тапочках и халате из спа-салона шагает по обочине автострады и увлеченно жестикулирует, то абсолютно ясно, что внутренний конфликт Жака окажется выпуклым противостоянием между тем, кто вышел из синих воротничков, из рабочего класса, и тем, кто хочет бежать по светлой и сулящей немалые барыши дорожке настоящего успешного бизнесмена. Благодаря своему главному герою Делепину и Керверну удается достичь не только узнаваемости ситуаций, но и еще поставить хорошо сформулированный социальный диагноз для тех, готов поверить в легенды о гениях компьютерного мира и начать разворачивать (или хотя бы мечтать подобно Жаку) собственное дело в гараже, такие, как они всегда оказываются на шаг позади настоящих предпринимателей, их стартапы просто смешны и всегда движутся в сторону легких денег от доверчивого населения. Поэтому "Мне по кайфу" относится к тому виду сатирического кинематографа, где авторы и исполнители не играют жизнь, они ее реконструируют под очень острым углом, именно тогда в каждом из персонажей любой из зрителей можно увидеть то, на что закрываются глаза в обычной жизни.
В "Мне по кайфу" благодаря герою Дюжардена можно увидеть все этапы зарождения, развития, воплощения и краха трагикомического бизнес-плана, порожденного недалеким неудачником, жертвой книжного тренинга от Стива Джобса и Билла Гейтса. После бодрого марша по шоссе Жак прибывает в коммуну под названием "Эммаус" на юго-западе Франции, входящую в международную некоммерческую сеть, которая обеспечивает кров и занятость для бездомных и потерявших работу и основана неким аббатом Пьером. Несколько лет назад бодрящийся "гений бизнеса" покинул со скандалом родительский дом, просидев на родительской шее пару десятков лет и так не разбогатев на сомнительных интернет-инвестициях. За это время родители Жака, свято верившие и чтившие коммунистические идеалы, покинули этот загнивающий постбуржуазный мир, чем вызвали серьезную депрессию у его многострадальной старшей сестры Моник (Иоланда Моро, "Детство лидера", "Новейший завет"), у которой после этого развалился собственный брак и она оказалась на финансовом дне. Для героини Моро, разделявшей взгляды своих почивших родителей, быстро нашлось дело в "Эммаусе", она стала кем-то вроде бухгалтера для этих обиженных жизнью бедолаг, которые честно работают в коммуне на переработке разного хлама и вторсырья, являясь, по сути дела, напрочь вычеркнутыми из любых проявлений общественной жизни и списанных с большого баланса французского государства. Очевидные политические параллели Бенуа Делепина и Гюстава Керверна остро обозначают ситуацию, где хороший гражданин равен хорошему налогоплательщику, который сможет содержать не только себя и свою семью, но и помогать своими выплатами существованию самого государства. Персонажи из "Эммауса" в основной своей массе не являются профессиональными актерами, это настоящие французские клошары, которых потрепала и обидела окружающая жизнь. Они стараются не терять лица даже в этом отчаянном положении, но надежды подняться вверх у них до появления Жака практически не было. Только когда появился Жак, этот энергичный и чуждый на людях унынию прохиндей, жизнь в "Эммаусе" получила ту степень абсурдной надежды, что изменив внешность благодаря низкобюджетным пластическим операциям, можно получить второй старт и снова стать кем-то в обычной социальной среде.
Когда благодаря иронии "Мне по кайфу" концентрируется на исследовании главного персонажа, который благодаря Жану Дюжардену становится собирательным образом того, кто разрывается между манией величия и старается изображать успешность при полной собственной никчемности, то это становится диагнозом для настоящего неудачника с навсегда промытыми мозгами, лишенного обычных человеческих радостей и эмоций. Само собой, поэтому для Жака отправной точкой отсчета для успешности становится его одноклассник, который продемонстрировал этому тупице, что для красивой жизни нужна только соответствующая внешность, а дальше все наладится играючи, появятся и богатство, и социальный статус, и недвижимость, и все то, что заставляет гордиться собой и важно нести себя окружающим. Делепин и Керверн мастерски воздерживаются от морализаторства и предпочитают ему фарсовые крайности, в которых наиболее доверчивые и уязвимые жители коммуны во главе с Моник ведут себя как люди потерявшие в жизни абсолютно все, но не утратившие разума и чувства собственного достоинства. Очень трудно принять позицию героя Дюжардена, его одержимость деньгами и быстрым обогащением, его тягу к надуманному гедонизму, впрочем так же сложно принять и то, чем старается заниматься Моник, которая воскрешает коммунистические идеалы в отдельно взятой локации, выстраивая новую французскую утопию для всех тех, кто готов построить новое здание своей жизни из отбросов и мусора других, более деятельных и подвижных членов общества. Эти социально-политические дилеммы имеют гораздо больший смысл и составляют второе, более сложное по части высказывания, дно этой картины. Примечательно, что финальный твист с главным героем и наделение его саркастичной трансформацией, которая связана с приобретением абсолютно новой внешности, показывает, что Жак, утративший весь экранный лоск кинозвезды, вынужден быть просто хорошим и полезным для "Эммауса" человеком с внешностью аббата Пьера, который по-прежнему и в другой форме одержим своими мыслями о финансовом гигантизме.
Несмотря на все старания из Жака в "Мне по кайфу" не получился гениальный менеджер, но герой Дюжардена вызывает симпатию, он волнует как тот, у кого ничего не получилось, но он хотя бы попробовал. Его эксперимент с пластической хирургией для бедных не столь плачевен, как это может показаться, именно благодаря ему многие жители "Эммауса" побывали в безумном путешествии по Восточной Европе и увидели что такое настоящий крах идеологии своими глазами. Бенуа Делепин и Гюстав Керверн показывают тот экстремальный способ, благодаря которому заполняются пустоты внутри главного героя, причем Жак, кажущийся поначалу жертвой пропаганды о том, что каждый может стать богатым и знаменитым, оказывается всего лишь человеком мечты, жирно навязанной ему обществом из-за его же слабохарактерности и родительского попустительства. Авторы "Мне по кайфу" стараются как можно продуктивнее столкнуть катастрофическую одержимость индивидуализма отдельно взятого ушлого индивида с мудрым коллективным сознательным общественной организации, но в итоге эта интересная идея дает осечку в финальном отрезке, горько показывающем всю безнадежность людей, желающих перемен, но не готовых к ним. Однако разоблачение реальности Делепином и Керверном происходит и то, что может беспокоить французов и других жителей Старого Света подано с большой долей яркого цветового сарказма в кадре, благодаря операторской работе Хью Пулена, постоянно сотрудничающего с творческим тандемом, визуально выстраивается ощутимый рывок в прошлое, лет на двадцать-тридцать назад, во времена молодости постояльцев "Эммауса", жизнь которых теперь полностью починяется разумному самоуправлению и является звонкой пощечиной обществу потребления, окружающему со всех сторон эту утопическую коммуну. Поэтому большинству безымянных героев "Мне по кайфу" перед финальными титрами так по душе тот защитный социальный кокон, в котором они оказались благодаря воле обстоятельств, Бенуа Делепин и Гюстав Керверн всегда любят тех, кого они снимают в своих фильмах, любят своих персонажей и позволяют себе смеяться только всегда вместе ними. Редкий дар для тех, кто посвящает свою жизнь комедийному жанру.
5
,1
2018, Драмы
107 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Очевидно, что идея ленты о быстром обогащении, подобная той, которую развивают в "Мне по кайфу" режиссеры и авторы сценария Бенуа Делепин и Гюстав Керверн, известные благодаря своим предыдущим работам "Сент-Амур: Удовольствия любви" и "Последний Мамонт Франции", оставляет огромное пространство для сюжетной интриги и социальных высказываний на злободневные для Франции темы. Представленная широкой публике на фестивале в Локарно в середине августа прошлого года лента Делепина и Керверна оказывается тем неожиданным эксцентричным и в меру абсурдным высказыванием от двух комедиографов, старающихся зафиксировать именно ускользающий дух времени в своих проектах. Помещая в центр "Мне по кайфу" возрастного остолопа Жака (потрясающий Жан Дюжарден, "Сердцеед", "12 мелодий любви"), разменявшего пятый десяток лет и абсолютно никчемного по определению, авторы подготовили добротную пощечину всем тем любителям быстрого обогащения, которые привыкли делать деньги из воздуха и вылавливать заветные евро из легкомысленных финансовых схем и пирамид. Когда в удивляющем своей визуальной точностью прологе герой Дюжардена в белых тапочках и халате из спа-салона шагает по обочине автострады и увлеченно жестикулирует, то абсолютно ясно, что внутренний конфликт Жака окажется выпуклым противостоянием между тем, кто вышел из синих воротничков, из рабочего класса, и тем, кто хочет бежать по светлой и сулящей немалые барыши дорожке настоящего успешного бизнесмена. Благодаря своему главному герою Делепину и Керверну удается достичь не только узнаваемости ситуаций, но и еще поставить хорошо сформулированный социальный диагноз для тех, готов поверить в легенды о гениях компьютерного мира и начать разворачивать (или хотя бы мечтать подобно Жаку) собственное дело в гараже, такие, как они всегда оказываются на шаг позади настоящих предпринимателей, их стартапы просто смешны и всегда движутся в сторону легких денег от доверчивого населения. Поэтому "Мне по кайфу" относится к тому виду сатирического кинематографа, где авторы и исполнители не играют жизнь, они ее реконструируют под очень острым углом, именно тогда в каждом из персонажей любой из зрителей можно увидеть то, на что закрываются глаза в обычной жизни. В "Мне по кайфу" благодаря герою Дюжардена можно увидеть все этапы зарождения, развития, воплощения и краха трагикомического бизнес-плана, порожденного недалеким неудачником, жертвой книжного тренинга от Стива Джобса и Билла Гейтса. После бодрого марша по шоссе Жак прибывает в коммуну под названием "Эммаус" на юго-западе Франции, входящую в международную некоммерческую сеть, которая обеспечивает кров и занятость для бездомных и потерявших работу и основана неким аббатом Пьером. Несколько лет назад бодрящийся "гений бизнеса" покинул со скандалом родительский дом, просидев на родительской шее пару десятков лет и так не разбогатев на сомнительных интернет-инвестициях. За это время родители Жака, свято верившие и чтившие коммунистические идеалы, покинули этот загнивающий постбуржуазный мир, чем вызвали серьезную депрессию у его многострадальной старшей сестры Моник (Иоланда Моро, "Детство лидера", "Новейший завет"), у которой после этого развалился собственный брак и она оказалась на финансовом дне. Для героини Моро, разделявшей взгляды своих почивших родителей, быстро нашлось дело в "Эммаусе", она стала кем-то вроде бухгалтера для этих обиженных жизнью бедолаг, которые честно работают в коммуне на переработке разного хлама и вторсырья, являясь, по сути дела, напрочь вычеркнутыми из любых проявлений общественной жизни и списанных с большого баланса французского государства. Очевидные политические параллели Бенуа Делепина и Гюстава Керверна остро обозначают ситуацию, где хороший гражданин равен хорошему налогоплательщику, который сможет содержать не только себя и свою семью, но и помогать своими выплатами существованию самого государства. Персонажи из "Эммауса" в основной своей массе не являются профессиональными актерами, это настоящие французские клошары, которых потрепала и обидела окружающая жизнь. Они стараются не терять лица даже в этом отчаянном положении, но надежды подняться вверх у них до появления Жака практически не было. Только когда появился Жак, этот энергичный и чуждый на людях унынию прохиндей, жизнь в "Эммаусе" получила ту степень абсурдной надежды, что изменив внешность благодаря низкобюджетным пластическим операциям, можно получить второй старт и снова стать кем-то в обычной социальной среде. Когда благодаря иронии "Мне по кайфу" концентрируется на исследовании главного персонажа, который благодаря Жану Дюжардену становится собирательным образом того, кто разрывается между манией величия и старается изображать успешность при полной собственной никчемности, то это становится диагнозом для настоящего неудачника с навсегда промытыми мозгами, лишенного обычных человеческих радостей и эмоций. Само собой, поэтому для Жака отправной точкой отсчета для успешности становится его одноклассник, который продемонстрировал этому тупице, что для красивой жизни нужна только соответствующая внешность, а дальше все наладится играючи, появятся и богатство, и социальный статус, и недвижимость, и все то, что заставляет гордиться собой и важно нести себя окружающим. Делепин и Керверн мастерски воздерживаются от морализаторства и предпочитают ему фарсовые крайности, в которых наиболее доверчивые и уязвимые жители коммуны во главе с Моник ведут себя как люди потерявшие в жизни абсолютно все, но не утратившие разума и чувства собственного достоинства. Очень трудно принять позицию героя Дюжардена, его одержимость деньгами и быстрым обогащением, его тягу к надуманному гедонизму, впрочем так же сложно принять и то, чем старается заниматься Моник, которая воскрешает коммунистические идеалы в отдельно взятой локации, выстраивая новую французскую утопию для всех тех, кто готов построить новое здание своей жизни из отбросов и мусора других, более деятельных и подвижных членов общества. Эти социально-политические дилеммы имеют гораздо больший смысл и составляют второе, более сложное по части высказывания, дно этой картины. Примечательно, что финальный твист с главным героем и наделение его саркастичной трансформацией, которая связана с приобретением абсолютно новой внешности, показывает, что Жак, утративший весь экранный лоск кинозвезды, вынужден быть просто хорошим и полезным для "Эммауса" человеком с внешностью аббата Пьера, который по-прежнему и в другой форме одержим своими мыслями о финансовом гигантизме. Несмотря на все старания из Жака в "Мне по кайфу" не получился гениальный менеджер, но герой Дюжардена вызывает симпатию, он волнует как тот, у кого ничего не получилось, но он хотя бы попробовал. Его эксперимент с пластической хирургией для бедных не столь плачевен, как это может показаться, именно благодаря ему многие жители "Эммауса" побывали в безумном путешествии по Восточной Европе и увидели что такое настоящий крах идеологии своими глазами. Бенуа Делепин и Гюстав Керверн показывают тот экстремальный способ, благодаря которому заполняются пустоты внутри главного героя, причем Жак, кажущийся поначалу жертвой пропаганды о том, что каждый может стать богатым и знаменитым, оказывается всего лишь человеком мечты, жирно навязанной ему обществом из-за его же слабохарактерности и родительского попустительства. Авторы "Мне по кайфу" стараются как можно продуктивнее столкнуть катастрофическую одержимость индивидуализма отдельно взятого ушлого индивида с мудрым коллективным сознательным общественной организации, но в итоге эта интересная идея дает осечку в финальном отрезке, горько показывающем всю безнадежность людей, желающих перемен, но не готовых к ним. Однако разоблачение реальности Делепином и Керверном происходит и то, что может беспокоить французов и других жителей Старого Света подано с большой долей яркого цветового сарказма в кадре, благодаря операторской работе Хью Пулена, постоянно сотрудничающего с творческим тандемом, визуально выстраивается ощутимый рывок в прошлое, лет на двадцать-тридцать назад, во времена молодости постояльцев "Эммауса", жизнь которых теперь полностью починяется разумному самоуправлению и является звонкой пощечиной обществу потребления, окружающему со всех сторон эту утопическую коммуну. Поэтому большинству безымянных героев "Мне по кайфу" перед финальными титрами так по душе тот защитный социальный кокон, в котором они оказались благодаря воле обстоятельств, Бенуа Делепин и Гюстав Керверн всегда любят тех, кого они снимают в своих фильмах, любят своих персонажей и позволяют себе смеяться только всегда вместе ними. Редкий дар для тех, кто посвящает свою жизнь комедийному жанру.