Многие зрители, услышав название, под которым картина Патрика Кассира выходит на отечественные киноэкраны, наверняка сразу же вспомнят тематически близкую голливудскую комедию «Так себе каникулы» /2009/. Вот только по-английски лента Уолта Беккера тоже называлась иначе («Старые псы»), и поведанная там история не была похожей: двое закадычных приятелей и партнёров по бизнесу, находившихся в предвкушении важного события, вынужденно нянчились с несносными сорванцами. В «Первом отпуске» (если дословно перевести оригинальный заголовок) исходные обстоятельства иные, причём даже более интересные. Бен и Марион, познакомившиеся при помощи Tinder’а (1), настолько проникаются друг к другу симпатией после романтического свидания, что, чуть-чуть поколебавшись, договариваются отправиться на отдых вместе. Неважно, что придётся отказаться от прежних планов и нарушить договорённости с родственниками… Кто знает, чем завершится поездка? Вдруг полученные впечатления послужат залогом дальнейших любовных отношений или даже – счастливого супружества… Ничего нельзя исключать!
В разгар морозов, когда всё-таки немногие граждане имеют возможность отправиться в тёплые края (например, на новогодние каникулы), особенно приятно посетить сеанс такого фильма. Вероятно, сходственным образом рассуждали и прокатчики во Франции, где зимний климат является вроде бы вполне щадящим (с русским не сравнить!). Достаточно солидный (как-никак €5,8 млн.) производственный бюджет позволил режиссёру-дебютанту не скупиться на живописную натуру и кое-какие трюковые съёмки, но главное, конечно, не в том. Патрик Кассир и Камиль Шаму (ведущая актриса выступила соавтором сценария, причём опыт работы на кинодраматургическом поприще для неё не был первым) прибегли к «безотказной» сюжетной предпосылке, не раз использовавшейся и в Голливуде. Туристам из США и Западной Европы, то бишь гражданам государств, относимых к так называемому «золотому миллиарду», приятно чувствовать себя хозяевами положения – цивилизованными («белыми») людьми – в обстановке, где царят вопиющая бедность и разнузданность нравов. Подобные инсинуации в отношении болгар поначалу производят, не стану скрывать, неприятное впечатление. Есть подозрение, что в этой бывшей народной (социалистической) республике, где в своё время установил абсолютный рекорд по посещаемости уморительный фарс «Кто же миллиардер?» /1979/ Серджиу Николаеску (об отпускнике из деревни, попавшем в роскошный отель), не оценят юмор французов. Впрочем, говорить о преднамеренном оскорблении чувства национальной гордости я бы тоже не стал. Тут дело, скорее, в издержках по части вкуса.
Понятно, что Патрику хотелось по максимуму заострить ситуацию. Бена с Марион, привыкших к комфорту, по понятным причинам раздражают простонародные замашки владелицы частного дома, где они арендовали комнату. Там всё плохо: и «удобства» на улице, и грубая (непривычная для желудков изнеженных лягушатников) местная пища, и оболтус-сынок, по утрам наяривающий тяжёлый рок. Как тут расслабишься?! Правда, внезапно выясняется, что гости получили ровно то, на что претендовали, уплатив достаточно скромную сумму (что-то порядка двадцати евро в сутки). Да и неизвестно, кто по факту оказался большим невежей, пусть и не по злой воле… Становится ещё интереснее, когда пара, отправившись практически наудачу, увязывается за случайными попутчиками и присоединяется к любителям «дикого» отдыха. Здесь тоже возникает масса недоразумений – и выходцы из разных стран раскрываются, прямо скажем, во всей красе. В конце концов не так уж трудно догадаться, что причину постоянных проколов и невезений следует искать не в окружении – в самих себе. Хорошо ещё, что Бен постепенно приближается к осознанию этой нехитрой истины и даже… не решается разразиться проклятиями по адресу парочки ушлых израильтян, прикарманивших напоследок их с подругой бумажники. Ничего себе каникулы! Заставили задуматься над собой!
Отказ Кассира и Шаму в последней трети повествования от чисто комедийной интонации идёт картине строго на пользу. Не думаю, что авторы видели «Плащ Казановы» /1993/, но Марион приходится испытать примерно такое же унижение, что и Хлое в исполнении Инны Чуриковой в той замечательной (к сожалению, ныне почти забытой, а в своё время встреченной очень тепло) российско-итальянской постановке Александра Галина. Оскорбление, нанесённое молодым болгарином, оказавшимся заурядным жиголо, усугубляют упрёки и подозрения спутника, не на шутку испугавшегося за её благополучие. Мужчина как-то не заметил (подействовала атмосфера первоклассного отеля?), что начал предъявлять повышенные права на избранницу, словно они несколько лет состоят в законном браке. Хуже того, Бен не выказал душевной чуткости именно в тот момент, когда это требовалось больше всего, нанеся тем самым обиду… То, что обещало массу позитивных эмоций, завершилось мучительным разрывом и сожалениями. Неудивительно, что поездка (точнее, досадное расставание под занавес) вогнала в затяжную депрессию.
Фильм «Ничего себе каникулы!», к счастью, не скатывается до уровня рядовых эксцентрических комедий – чего-нибудь в духе «Европейских каникул» /1985/ или «Евротура» /2004/. Режиссёр раскрывается ближе к развязке не язвительным насмешником, а лириком, грустящим из-за вечных недоразумений и взаимного недопонимания в отношениях представителей противоположных полов. Марион не придумывает ничего лучше, чем выплеснуть тоску-печаль в творчестве, поведав о пережитых злоключениях на страницах… озорного комикса. Но без этого и Бен, возможно, не нашёл бы в себе сил обратиться к ней с просьбой дать ему второй шанс… Благополучная развязка не кажется притянутой за уши – призванной не оставлять публику в невесёлом расположении духа. В Патрике Кассире дремлет (дремлет ли?) натура романтика, которая, хочется верить, ещё не раз даст о себе знать.
__________
1 – Прямо-таки реклама популярного (частично платного) приложения для мобильных платформ Android и Apple iOS!
6
,7
2018, Комедии
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Многие зрители, услышав название, под которым картина Патрика Кассира выходит на отечественные киноэкраны, наверняка сразу же вспомнят тематически близкую голливудскую комедию «Так себе каникулы» /2009/. Вот только по-английски лента Уолта Беккера тоже называлась иначе («Старые псы»), и поведанная там история не была похожей: двое закадычных приятелей и партнёров по бизнесу, находившихся в предвкушении важного события, вынужденно нянчились с несносными сорванцами. В «Первом отпуске» (если дословно перевести оригинальный заголовок) исходные обстоятельства иные, причём даже более интересные. Бен и Марион, познакомившиеся при помощи Tinder’а (1), настолько проникаются друг к другу симпатией после романтического свидания, что, чуть-чуть поколебавшись, договариваются отправиться на отдых вместе. Неважно, что придётся отказаться от прежних планов и нарушить договорённости с родственниками… Кто знает, чем завершится поездка? Вдруг полученные впечатления послужат залогом дальнейших любовных отношений или даже – счастливого супружества… Ничего нельзя исключать! В разгар морозов, когда всё-таки немногие граждане имеют возможность отправиться в тёплые края (например, на новогодние каникулы), особенно приятно посетить сеанс такого фильма. Вероятно, сходственным образом рассуждали и прокатчики во Франции, где зимний климат является вроде бы вполне щадящим (с русским не сравнить!). Достаточно солидный (как-никак €5,8 млн.) производственный бюджет позволил режиссёру-дебютанту не скупиться на живописную натуру и кое-какие трюковые съёмки, но главное, конечно, не в том. Патрик Кассир и Камиль Шаму (ведущая актриса выступила соавтором сценария, причём опыт работы на кинодраматургическом поприще для неё не был первым) прибегли к «безотказной» сюжетной предпосылке, не раз использовавшейся и в Голливуде. Туристам из США и Западной Европы, то бишь гражданам государств, относимых к так называемому «золотому миллиарду», приятно чувствовать себя хозяевами положения – цивилизованными («белыми») людьми – в обстановке, где царят вопиющая бедность и разнузданность нравов. Подобные инсинуации в отношении болгар поначалу производят, не стану скрывать, неприятное впечатление. Есть подозрение, что в этой бывшей народной (социалистической) республике, где в своё время установил абсолютный рекорд по посещаемости уморительный фарс «Кто же миллиардер?» /1979/ Серджиу Николаеску (об отпускнике из деревни, попавшем в роскошный отель), не оценят юмор французов. Впрочем, говорить о преднамеренном оскорблении чувства национальной гордости я бы тоже не стал. Тут дело, скорее, в издержках по части вкуса. Понятно, что Патрику хотелось по максимуму заострить ситуацию. Бена с Марион, привыкших к комфорту, по понятным причинам раздражают простонародные замашки владелицы частного дома, где они арендовали комнату. Там всё плохо: и «удобства» на улице, и грубая (непривычная для желудков изнеженных лягушатников) местная пища, и оболтус-сынок, по утрам наяривающий тяжёлый рок. Как тут расслабишься?! Правда, внезапно выясняется, что гости получили ровно то, на что претендовали, уплатив достаточно скромную сумму (что-то порядка двадцати евро в сутки). Да и неизвестно, кто по факту оказался большим невежей, пусть и не по злой воле… Становится ещё интереснее, когда пара, отправившись практически наудачу, увязывается за случайными попутчиками и присоединяется к любителям «дикого» отдыха. Здесь тоже возникает масса недоразумений – и выходцы из разных стран раскрываются, прямо скажем, во всей красе. В конце концов не так уж трудно догадаться, что причину постоянных проколов и невезений следует искать не в окружении – в самих себе. Хорошо ещё, что Бен постепенно приближается к осознанию этой нехитрой истины и даже… не решается разразиться проклятиями по адресу парочки ушлых израильтян, прикарманивших напоследок их с подругой бумажники. Ничего себе каникулы! Заставили задуматься над собой! Отказ Кассира и Шаму в последней трети повествования от чисто комедийной интонации идёт картине строго на пользу. Не думаю, что авторы видели «Плащ Казановы» /1993/, но Марион приходится испытать примерно такое же унижение, что и Хлое в исполнении Инны Чуриковой в той замечательной (к сожалению, ныне почти забытой, а в своё время встреченной очень тепло) российско-итальянской постановке Александра Галина. Оскорбление, нанесённое молодым болгарином, оказавшимся заурядным жиголо, усугубляют упрёки и подозрения спутника, не на шутку испугавшегося за её благополучие. Мужчина как-то не заметил (подействовала атмосфера первоклассного отеля?), что начал предъявлять повышенные права на избранницу, словно они несколько лет состоят в законном браке. Хуже того, Бен не выказал душевной чуткости именно в тот момент, когда это требовалось больше всего, нанеся тем самым обиду… То, что обещало массу позитивных эмоций, завершилось мучительным разрывом и сожалениями. Неудивительно, что поездка (точнее, досадное расставание под занавес) вогнала в затяжную депрессию. Фильм «Ничего себе каникулы!», к счастью, не скатывается до уровня рядовых эксцентрических комедий – чего-нибудь в духе «Европейских каникул» /1985/ или «Евротура» /2004/. Режиссёр раскрывается ближе к развязке не язвительным насмешником, а лириком, грустящим из-за вечных недоразумений и взаимного недопонимания в отношениях представителей противоположных полов. Марион не придумывает ничего лучше, чем выплеснуть тоску-печаль в творчестве, поведав о пережитых злоключениях на страницах… озорного комикса. Но без этого и Бен, возможно, не нашёл бы в себе сил обратиться к ней с просьбой дать ему второй шанс… Благополучная развязка не кажется притянутой за уши – призванной не оставлять публику в невесёлом расположении духа. В Патрике Кассире дремлет (дремлет ли?) натура романтика, которая, хочется верить, ещё не раз даст о себе знать. __________ 1 – Прямо-таки реклама популярного (частично платного) приложения для мобильных платформ Android и Apple iOS!