Дебютная полнометражная работа "Звезды" режиссера Александра Новикова-Янгинова хорошо стартовала в прошлом году на нескольких отечественных фестивальных показах, где получила несколько конкурсных призов. Особо хочется отметить приз за лучший фильм в области защиты прав мигрантов, беженцев и лиц ищущих убежище, который получила эта картина на имеющем большие традиции московском фестивале "Сталкер", проводящем показы проектов, где освещается тема защиты прав человека. Дебют Новикова-Янгинова задает те же самые вопросы, которые поднимаются в большинстве фильмов о трудовых мигрантах, гастарбайтерах и беженцах и остаются актуальными не только для России и Европы, но и стран, которые до начала 90-х входили в состав Советского Союза. Благодаря постановочным амбициям автора "Звезд" в центре проекта оказывается ироничная и полная мягкого юмора история человека, Юрия Алексеевича Дербенева (многогранный Виктор Сухоруков, сериал "Годунов", "Рай"), который прекрасно знает русский язык благодаря своей профессии учителя, но вынужден отправиться на заработки в Россию из Узбекистана. Обладающий хорошим авторским чутьем сценарист Алексей Житковский сделал датой рождения протагониста май 1961 года, то самое время, когда на слуху у каждого советского человека была фамилия Гагарина, а имя "Юрий" было самым популярным. Можно рассматривать героя Сухорукова как частицу огромной распавшейся империи, унаследовавшего большинство качеств так называемого "советского человека", и Новиков-Янгинов старательно их идеализирует. Бурное время перемен и образования новых формаций словно прошло мимо Дербенева-"Гагарина", он остается классическим интеллигентом, обладающим порядочностью, совестью и ответственностью, чертами о которых сейчас вспоминают больше на уроках классической литературы, столь любимой главным героем. Парадокс, на котором построена большая часть фильма, очевиден и хорошо считывается: человек, прекрасно знающий русский язык, думающий на этом языке, становится нелегалом в стране, чьи культурные ценности на языке Пушкина, Толстого и столь обожаемого им Лермонтова он пропагандировал на своих уроках в Узбекистане. Поэтому "Звезды" пытаются быть тем, что можно обозначить как "драмеди", комедией, в которой без больших усилий обозначаются тени из советского кино 60-80-х, и драмой, где бывшие повзрослевшие и постаревшие дети Страны Советов всегда приходят на выручку друг другу.
Сложно сказать, как очутился главный герой "Звезд" в Ташкенте, может быть, приехал в этот город по существовавшему когда-то распределению да так и остался, может быть, здесь жили его родители, которые участвовали в одной из многочисленных всесоюзных строек. Юрий Алексеевич полностью ассимилировался в восточной среде, он - местный, бегло говорит по-узбекски, по-восточному тонко торгуется при продаже своего главного сокровища - подержанной вазовской "шестерки" и принимает систему ценностей той страны, где живет. Однако ясно одно - за четверть века после распада СССР герой Сухорукова все еще остается в душе гражданином той самой страны, где "дружба народов" была не просто дежурной фразой в речи очередного генерального секретаря компартии. После того, как заболела дочь, вместе с тысячами своих соотечественников Дербенев отправляется в Москву, где планирует остановиться у двоюродного брата жены. В поезде Юрий знакомится с группой узбеков, отправившихся за счастьем на московские просторы, и эта случайная встреча приводит его на стройплощадку и дает ему вполне уважительное прозвище "Гагарин", благодаря тому общему культурному коду, который еще остался у выросших в Советском Союзе. Так и превращается вполне уважаемый человек, учитель, в разнорабочего-нелегала, вкалывающего без выходных по семь дней в неделю. Очень мягко, практически незаметно, стараясь не акцентировать на этом внимание зрителей, Александр Новиков-Янгинов показывает современного работорговца, который очень быстро распрощался с начавшим выдыхаться от тяжелого труда "живым" товаром и сдал всех сразу представителям миграционной службы. Кажется, что случайно уцелевший при такой зачистке Гагарин должен усвоить очередной урок от жизни и отправиться обратно в Узбекистан. Но это было бы слишком банально, герой Сухорукова пытается легализоваться в Москве и стать официальным трудовым мигрантом и получить разрешение на работу по квоте. По процедуре для получения права на работу главный герой должен сдать экзамен на знание русского языка и только потом искать свое место под солнцем. И в очередной уже раз приходит неожиданная помощь, и вот уже Гагарин становится "гением" отделки, и начинает понимать, что в компании битых жизнью людей можно встретить и друзей, и найти сочувствие, и узнать, что люди, которые выполняют самую черную работу в мегаполисе, имеют образование и когда-то были очень успешными.
Когда главный герой "Звезд", умеющий говорить литературно по-русски, становится изгоем в стране, которая была для него лучом авантюрной надежды для преодоления жизненного отчаяния, остается только удивляться тому жизнелюбию и стремлению оставаться человеком в любой ситуации. Виктор Сухоруков, выдвинутый на передний план в качестве характера, который являет без всяких скидок вид "тяжелой артиллерии" для режиссера, играет роль человека, который постоянно находится над бездной, ходит по краю и вообще не знает, чем может закончиться для него следующий день. Этот актер передает всю остроту жизненной непредсказуемости и неопределенности, в которой он вынужден жить, в некоторых сценах блестяще хорош для этой картины и предлагает зрелые трактовки своего образа, стараясь не впадать в сентиментальность и морализаторство и не превращать претендующую на реализм ленту Новикова-Янгинова в очередную кальку с голливудских проектов. Как может Сухоруков утягивает этот фильм от прямолинейной пропаганды к возрождению Красной Империи, где партийные бонзы-вассалы правили под мудрой рукой всевидящей Москвы. Без всякого сарказма Юрий Алексеевич представляется своим новым друзьям и знакомым как "Гагарин" и эта фамилия первого космонавта Земли служит паролем, способным открыть границы для общения и получения советов и помощи. Гагарина до сих пор знают все. Герой Сухорукова везде находит земляков, оказывающихся по сюжету людьми широкой души. Авторы ленты иногда не могут провести строгую черту между слишком показной открытостью героев второго плана, их желанием в любой момент прийти на помощь и поделиться последним и суровой реальностью. Очень часто персонажи второго плана страдают отсутствием даже элементарного драматизма в своих ролях, эти характеры не рассыпаются в своей убедительности только благодаря опыту и мастерству. Так, по сюжету Амаду Мамадаков ("Человек, который удивил всех", "Везучий случай") играет роль одного из заправил овощного рынка, криминализировавшегося кандидата химических наук, а Сейдулла Молдаханов ("Тобол", сериал "Золотая Орда") показан как весьма проницательный строительный бригадир, стремящийся сыграть в Москве по благородным правилам со строительными воротилами.
Сам того не желая, Александр Новикова-Янгинов в "Звездах" отражает те нынешние мечты коллективного бессознательного о стабильности существования, о хорошей жизни, в отсутствии которой оказались виноваты алчные и тщеславные политики, растащившие огромную страну по национальным суверенитетам. Отголоски той катастрофы гремят еще и поныне в персонажах, подобных Гагарину Сухорукова, которого режиссер постоянно показывает в его снах романтиком в офицерском сюртуке, готового драться на дуэлях со своими обидчиками. Подобные игры воображения иногда выглядят откровенно спекулятивно, и "Звезды" существуют очень часто в каких-то удобных для авторов и продюсеров ленты экстремальных и излишне форсированных интонациях. С одной стороны, зрителей ждет добрый и в меру остроумный социальный натурализм, способный удивлять своими интересными сценами и показывающий, что приезжие мигранты - вполне приличные и желающие как можно скорее вписаться в систему российских трудовых реалий люди, с другой - ленте Новикова-Янгинова и ее экранной истории не хватает очевидной сюжетной арки о том, как налаживаются отношения у московских заносчивых аборигенов и "понаехавших". Очевидно, что Гагарин и без того, являющийся важнейшим элементом этого микрокосма в истории фильма, автоматически делается еще и ее носителем духовных ценностей, когда начинает обучать мальчика Юсуфа русскому языку и читает с ним Лермонтова. Лента, позиционирующаяся по мысли ее продюсеров как трагикомедия, с особым настроением преподносит нам мытарства прекрасного и искреннего героя и его друзей с сериальной слезливостью и не может за полтора часа породить ни одного искрящегося конфликта на экране, кроме условной и кажущейся деградации главного героя в третьем акте. Формально обращаясь в финале к теме общечеловеческого гуманизма авторы "Звезд" венчают фильм против всякой логики чудом исцеления дочери главного героя. Так тоже можно, даже и без всякого мистического реализма вывести все на грань иррационального. Поэтому "Звезды" при всей очевидной сырости дебюта говорят, тем не менее, на сложные темы вполне доступным киноязыком и вызывают множество симпатий своим ностальгическим путешествием, чередующем слоями светлые моменты и давно уже не злободневную чернуху и рассказывающем о пытающихся стать ближе друг к другу детях исчезнувшей галактики под названием "Советский Союз".
7
,1
2018, Россия, Драмы
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная полнометражная работа "Звезды" режиссера Александра Новикова-Янгинова хорошо стартовала в прошлом году на нескольких отечественных фестивальных показах, где получила несколько конкурсных призов. Особо хочется отметить приз за лучший фильм в области защиты прав мигрантов, беженцев и лиц ищущих убежище, который получила эта картина на имеющем большие традиции московском фестивале "Сталкер", проводящем показы проектов, где освещается тема защиты прав человека. Дебют Новикова-Янгинова задает те же самые вопросы, которые поднимаются в большинстве фильмов о трудовых мигрантах, гастарбайтерах и беженцах и остаются актуальными не только для России и Европы, но и стран, которые до начала 90-х входили в состав Советского Союза. Благодаря постановочным амбициям автора "Звезд" в центре проекта оказывается ироничная и полная мягкого юмора история человека, Юрия Алексеевича Дербенева (многогранный Виктор Сухоруков, сериал "Годунов", "Рай"), который прекрасно знает русский язык благодаря своей профессии учителя, но вынужден отправиться на заработки в Россию из Узбекистана. Обладающий хорошим авторским чутьем сценарист Алексей Житковский сделал датой рождения протагониста май 1961 года, то самое время, когда на слуху у каждого советского человека была фамилия Гагарина, а имя "Юрий" было самым популярным. Можно рассматривать героя Сухорукова как частицу огромной распавшейся империи, унаследовавшего большинство качеств так называемого "советского человека", и Новиков-Янгинов старательно их идеализирует. Бурное время перемен и образования новых формаций словно прошло мимо Дербенева-"Гагарина", он остается классическим интеллигентом, обладающим порядочностью, совестью и ответственностью, чертами о которых сейчас вспоминают больше на уроках классической литературы, столь любимой главным героем. Парадокс, на котором построена большая часть фильма, очевиден и хорошо считывается: человек, прекрасно знающий русский язык, думающий на этом языке, становится нелегалом в стране, чьи культурные ценности на языке Пушкина, Толстого и столь обожаемого им Лермонтова он пропагандировал на своих уроках в Узбекистане. Поэтому "Звезды" пытаются быть тем, что можно обозначить как "драмеди", комедией, в которой без больших усилий обозначаются тени из советского кино 60-80-х, и драмой, где бывшие повзрослевшие и постаревшие дети Страны Советов всегда приходят на выручку друг другу. Сложно сказать, как очутился главный герой "Звезд" в Ташкенте, может быть, приехал в этот город по существовавшему когда-то распределению да так и остался, может быть, здесь жили его родители, которые участвовали в одной из многочисленных всесоюзных строек. Юрий Алексеевич полностью ассимилировался в восточной среде, он - местный, бегло говорит по-узбекски, по-восточному тонко торгуется при продаже своего главного сокровища - подержанной вазовской "шестерки" и принимает систему ценностей той страны, где живет. Однако ясно одно - за четверть века после распада СССР герой Сухорукова все еще остается в душе гражданином той самой страны, где "дружба народов" была не просто дежурной фразой в речи очередного генерального секретаря компартии. После того, как заболела дочь, вместе с тысячами своих соотечественников Дербенев отправляется в Москву, где планирует остановиться у двоюродного брата жены. В поезде Юрий знакомится с группой узбеков, отправившихся за счастьем на московские просторы, и эта случайная встреча приводит его на стройплощадку и дает ему вполне уважительное прозвище "Гагарин", благодаря тому общему культурному коду, который еще остался у выросших в Советском Союзе. Так и превращается вполне уважаемый человек, учитель, в разнорабочего-нелегала, вкалывающего без выходных по семь дней в неделю. Очень мягко, практически незаметно, стараясь не акцентировать на этом внимание зрителей, Александр Новиков-Янгинов показывает современного работорговца, который очень быстро распрощался с начавшим выдыхаться от тяжелого труда "живым" товаром и сдал всех сразу представителям миграционной службы. Кажется, что случайно уцелевший при такой зачистке Гагарин должен усвоить очередной урок от жизни и отправиться обратно в Узбекистан. Но это было бы слишком банально, герой Сухорукова пытается легализоваться в Москве и стать официальным трудовым мигрантом и получить разрешение на работу по квоте. По процедуре для получения права на работу главный герой должен сдать экзамен на знание русского языка и только потом искать свое место под солнцем. И в очередной уже раз приходит неожиданная помощь, и вот уже Гагарин становится "гением" отделки, и начинает понимать, что в компании битых жизнью людей можно встретить и друзей, и найти сочувствие, и узнать, что люди, которые выполняют самую черную работу в мегаполисе, имеют образование и когда-то были очень успешными. Когда главный герой "Звезд", умеющий говорить литературно по-русски, становится изгоем в стране, которая была для него лучом авантюрной надежды для преодоления жизненного отчаяния, остается только удивляться тому жизнелюбию и стремлению оставаться человеком в любой ситуации. Виктор Сухоруков, выдвинутый на передний план в качестве характера, который являет без всяких скидок вид "тяжелой артиллерии" для режиссера, играет роль человека, который постоянно находится над бездной, ходит по краю и вообще не знает, чем может закончиться для него следующий день. Этот актер передает всю остроту жизненной непредсказуемости и неопределенности, в которой он вынужден жить, в некоторых сценах блестяще хорош для этой картины и предлагает зрелые трактовки своего образа, стараясь не впадать в сентиментальность и морализаторство и не превращать претендующую на реализм ленту Новикова-Янгинова в очередную кальку с голливудских проектов. Как может Сухоруков утягивает этот фильм от прямолинейной пропаганды к возрождению Красной Империи, где партийные бонзы-вассалы правили под мудрой рукой всевидящей Москвы. Без всякого сарказма Юрий Алексеевич представляется своим новым друзьям и знакомым как "Гагарин" и эта фамилия первого космонавта Земли служит паролем, способным открыть границы для общения и получения советов и помощи. Гагарина до сих пор знают все. Герой Сухорукова везде находит земляков, оказывающихся по сюжету людьми широкой души. Авторы ленты иногда не могут провести строгую черту между слишком показной открытостью героев второго плана, их желанием в любой момент прийти на помощь и поделиться последним и суровой реальностью. Очень часто персонажи второго плана страдают отсутствием даже элементарного драматизма в своих ролях, эти характеры не рассыпаются в своей убедительности только благодаря опыту и мастерству. Так, по сюжету Амаду Мамадаков ("Человек, который удивил всех", "Везучий случай") играет роль одного из заправил овощного рынка, криминализировавшегося кандидата химических наук, а Сейдулла Молдаханов ("Тобол", сериал "Золотая Орда") показан как весьма проницательный строительный бригадир, стремящийся сыграть в Москве по благородным правилам со строительными воротилами. Сам того не желая, Александр Новикова-Янгинов в "Звездах" отражает те нынешние мечты коллективного бессознательного о стабильности существования, о хорошей жизни, в отсутствии которой оказались виноваты алчные и тщеславные политики, растащившие огромную страну по национальным суверенитетам. Отголоски той катастрофы гремят еще и поныне в персонажах, подобных Гагарину Сухорукова, которого режиссер постоянно показывает в его снах романтиком в офицерском сюртуке, готового драться на дуэлях со своими обидчиками. Подобные игры воображения иногда выглядят откровенно спекулятивно, и "Звезды" существуют очень часто в каких-то удобных для авторов и продюсеров ленты экстремальных и излишне форсированных интонациях. С одной стороны, зрителей ждет добрый и в меру остроумный социальный натурализм, способный удивлять своими интересными сценами и показывающий, что приезжие мигранты - вполне приличные и желающие как можно скорее вписаться в систему российских трудовых реалий люди, с другой - ленте Новикова-Янгинова и ее экранной истории не хватает очевидной сюжетной арки о том, как налаживаются отношения у московских заносчивых аборигенов и "понаехавших". Очевидно, что Гагарин и без того, являющийся важнейшим элементом этого микрокосма в истории фильма, автоматически делается еще и ее носителем духовных ценностей, когда начинает обучать мальчика Юсуфа русскому языку и читает с ним Лермонтова. Лента, позиционирующаяся по мысли ее продюсеров как трагикомедия, с особым настроением преподносит нам мытарства прекрасного и искреннего героя и его друзей с сериальной слезливостью и не может за полтора часа породить ни одного искрящегося конфликта на экране, кроме условной и кажущейся деградации главного героя в третьем акте. Формально обращаясь в финале к теме общечеловеческого гуманизма авторы "Звезд" венчают фильм против всякой логики чудом исцеления дочери главного героя. Так тоже можно, даже и без всякого мистического реализма вывести все на грань иррационального. Поэтому "Звезды" при всей очевидной сырости дебюта говорят, тем не менее, на сложные темы вполне доступным киноязыком и вызывают множество симпатий своим ностальгическим путешествием, чередующем слоями светлые моменты и давно уже не злободневную чернуху и рассказывающем о пытающихся стать ближе друг к другу детях исчезнувшей галактики под названием "Советский Союз".