Один из самых известных режиссеров в хоррор-жанре, Даррен Линн Боусман (франшиза "Пила", "Генетическая опера"), оказался не чужд модных веяний и снял "Святую Агату", эксплуатирующую околомонастырскую тематику и показывающую во всей красе страшных деятельниц Божьего дела в рясах. В новой работе Боусмана чувствуется сильное влияние "южной готики" и его желание показать ужасы, которые могли вполне происходить в американской глубинке в середине XX века. На фоне вышедшей в конце прошлого года и претендующей на смыслы и монументальность "Суспирии" Луки Гуаданьино "Святая Агата", в которой также рассматривается поведение женщин на грани нервного срыва в закрытом помещении, выглядит как упражнение в жанре. За Боусманом остается мастерство работы, он, возможно, даже слишком хорошо понимает все особенности фильмов ужасов и выдает в итоге мэйнстрим с предсказуемыми сюжетными поворотами и хорошо прописанными и всем понятными историями экранных характеров, сдабривая все это по-настоящему эффектными сценами, которые навсегда врезаются в память. Режиссер отлично знает, как дозировать тревожность, стуки, страхи и помахивания тесаком, из-за этого лента оказывается страшно забавным аттракционом, где есть место различным сюрпризам этого чернорясного цирка в виде запирания заживо в гробу, отрезания языка и отпаивания особо активных служительниц порциями доброго крысиного яда. Для Даррена Линна Боусмана действие, происходящее в самоорганизованной монастырской обители, служит лишь фоном, на котором он может высказаться о пороках и беспринципности, царящих в обществе, где все решают деньги и положение. Католицизм в том виде, в котором его представляют в "Святой Агате", является образцом и полем экспериментов для сверхъестественных ритуалов, а также хорошей возможностью продать с прибылью с большого экрана мученичество и жертвы. Поэтому "Святая Агата" является тем образцом субжанра "страхи женского монастыря", в котором пересекаются клаустрофобное настроение и фантасмагория на тему физических мучений.
Действие "Святой Агаты" разворачивается в 1957 году в штате Джорджия на юго-востоке США. Даррен Линн Боусман открывает фильм отличной сценой в качестве введения, где главная героиня Мэри (дебют Сабрины Керн) вопит изо всех сил будучи запертой внутри гроба. Очевидно, что путь Мэри в такое странное место оказался весьма извилистым. У девушки после смерти матери накопилось огромное количество проблем в отношениях с родным отцом (Джэйсон Уорнер Смит, "Клуб миллиардеров", "Спасибо за вашу службу"), который старается утопить личное горе на дне бутылки и демонстрирует полную растерянность в воспитании Мэри и ее младшего брата Уильяма. Героиня Керн оказывается, что называется в сложной жизненной ситуации, когда беременеет от мелкого жулика и музыканта-трубача Джимми (Джастин Майлз, сериалы "Сложности" и "Морская полиция: Новый Орлеан"). Находясь в положении, она не может колесить вместе с Джимми и его коллегами по городам Америки в гастрольном туре, поэтому принимает неожиданную помощь в столовой для бездомных, где ей предложили кров и сохранение на период вынашивания ребенка. Так Мэри оказывается в изолированном от внешнего мира монастыре Сестер Божьих, находящемся в глухом лесу. Суровая мать-настоятельница (выдающая блестящее злодейское шоу Кэролин Хеннеси, сериалы "Звёздные войны: Сопротивление" и "Человек будущего") объявляет девушке об устоях в этой обители, оказавшейся отключенной от финансирования из Ватикана и содержащейся на некие щедрые частные пожертвования от благотворителей, и особенно настаивает на обете молчания, который обязаны соблюдать все послушницы, находящиеся в основной массе в интересном положении. Боусману отлично при этом удается атмосфера этого странного заведения, кажется, что Мэри попала не в безопасное место, а в самый настоящий рассадник боли и жестокости, где эффект достигается при помощи эмоциональных и физических надругательств над доверившимися алчным монахиням несчастными бездомными девушками.
Даррен Линн Боусман в "Святой Агате" нагоняет настоящей жути для зрителей при помощи простых с виду средств: режиссура отличается уверенностью и пониманием стиля, художественный дизайн Молли Коффи создает ощущение захлопнувшегося навсегда благочестивого капкана, а отличная актерская игра всего состава не заставляет ни на секунду сомневаться в зловещих целях по расширенной распродаже монастырских деток. Героиня Кэролин Хеннеси вместе со своими криминальными подельницами, Полой (Трин Миллер, сериал "Поле разума", "Капитан Фантастик") и сестрами Сьюзан, Хелен и Ольгой добавляют настоящей жути и проворства, когда показывают, что созданы отнюдь не для добрых дел. Для Боусмана в этой ленте важен точечный, но запоминающийся натурализм. Например, когда юная послушница поедает собственную рвоту, то это сопровождается кротким сестринским комментарием на тему, что в обители ни одна капелька еды не расходуется впустую. А когда звезда хорроров Ханна Файрман ("Сирена", "Незваная"), обладающая прекрасной актерской фактурой для фильмов ужасов, с подачи матери-настоятельницы стремится обезмолвить себя при помощи нехитрых ножниц, то, возможно, мы видим одну из лучших сцен жанровых сцен этого года. Хищная деловитость святых сестер и их желание всеми силами обеспечить функционирование своего бэби-инкубатора внушают достотачно страха своими отнюдь не богоугодными деяниями, каждое появление героини Хеннеси в кадре гальванизирует окружающую обстановку насколько это возможно и заставляет еще раз содрогнуться от расчетливой жестокости этой женщины, которая не может иметь собственных детей. Сабрине Керн удается характер девушки, попавшей в ловушку, но не загнанной при этом в угол окончательно, нельзя сказать, что Мэри блещет бунтарским духом и поднимает восстание в обшарпанной внешне обители, она последовательно борется за жизнь и проходит, будучи беременной, через огромной количество разрывающих ее психику страданий, демонстрируя волю настоящего борца.
Интересно, что как режиссер Боусман в "Святой Агате" позволяет себе в разумных пределах маленькие эстетические удовольствия в разумных пределах: то покажет матушек-монахинь с перекошенными от злобы физиономиями, то даст им в руки по хорошей доброй винтовке, а то и совсем выставит их ряжеными уголовницами, для которых крест, ангелы и Иисус - всего лишь прикрытие для криминального клана. Поскольку большая часть проекта проходит внутри традиционного для американских южных штатов большого дома, то важно отметить, что используется с пользой практически каждый квадратный метр этого помещения, камера Джозефа Уайта, постоянно работающего с Дарреном Линном Боусманом, стремится вытянуть максимум визуальных возможностей из ограниченного количества комнат, лестниц и подвала. Интерьеры своим пошлым богатством и позолотой зачастую напоминают не святое место, а дом терпимости для не слишком прихотливой публики, что также работает на общую атмосферу этого проекта и показывает, что все монашеское предприятие создавалось и переделывалось людьми не самых высоких моральных ценностей. Экранная история "Святой Агаты" без ложного стыда показывает, что на американской территории вполне возможно создание тайной секты, скрытой подальше от людских глаз и промышляющей откровенно циничным и выворачивающим души людей наизнанку бизнесом. Не удивительно, что картина Боусмана берет свое начало в имевших место эпизодах реальной жизни и использует максимум возможностей для гендерно-ориентированного хоррора. Поэтому "Святая Агата" концентрирует в себе именно психический ужас, благодаря которому по сюжету ломается воля большинства девушек, используемых как безвольный биоматериал в этом проекте, однако, несмотря на все садистские истязания, эта лента показывает, что можно победить и горе, и безнадежность, даже если для этого понадобится такой нестандартный инструмент, как пуповина недавно рожденного ребенка.
5
,4
2018, США, Ужасы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Один из самых известных режиссеров в хоррор-жанре, Даррен Линн Боусман (франшиза "Пила", "Генетическая опера"), оказался не чужд модных веяний и снял "Святую Агату", эксплуатирующую околомонастырскую тематику и показывающую во всей красе страшных деятельниц Божьего дела в рясах. В новой работе Боусмана чувствуется сильное влияние "южной готики" и его желание показать ужасы, которые могли вполне происходить в американской глубинке в середине XX века. На фоне вышедшей в конце прошлого года и претендующей на смыслы и монументальность "Суспирии" Луки Гуаданьино "Святая Агата", в которой также рассматривается поведение женщин на грани нервного срыва в закрытом помещении, выглядит как упражнение в жанре. За Боусманом остается мастерство работы, он, возможно, даже слишком хорошо понимает все особенности фильмов ужасов и выдает в итоге мэйнстрим с предсказуемыми сюжетными поворотами и хорошо прописанными и всем понятными историями экранных характеров, сдабривая все это по-настоящему эффектными сценами, которые навсегда врезаются в память. Режиссер отлично знает, как дозировать тревожность, стуки, страхи и помахивания тесаком, из-за этого лента оказывается страшно забавным аттракционом, где есть место различным сюрпризам этого чернорясного цирка в виде запирания заживо в гробу, отрезания языка и отпаивания особо активных служительниц порциями доброго крысиного яда. Для Даррена Линна Боусмана действие, происходящее в самоорганизованной монастырской обители, служит лишь фоном, на котором он может высказаться о пороках и беспринципности, царящих в обществе, где все решают деньги и положение. Католицизм в том виде, в котором его представляют в "Святой Агате", является образцом и полем экспериментов для сверхъестественных ритуалов, а также хорошей возможностью продать с прибылью с большого экрана мученичество и жертвы. Поэтому "Святая Агата" является тем образцом субжанра "страхи женского монастыря", в котором пересекаются клаустрофобное настроение и фантасмагория на тему физических мучений. Действие "Святой Агаты" разворачивается в 1957 году в штате Джорджия на юго-востоке США. Даррен Линн Боусман открывает фильм отличной сценой в качестве введения, где главная героиня Мэри (дебют Сабрины Керн) вопит изо всех сил будучи запертой внутри гроба. Очевидно, что путь Мэри в такое странное место оказался весьма извилистым. У девушки после смерти матери накопилось огромное количество проблем в отношениях с родным отцом (Джэйсон Уорнер Смит, "Клуб миллиардеров", "Спасибо за вашу службу"), который старается утопить личное горе на дне бутылки и демонстрирует полную растерянность в воспитании Мэри и ее младшего брата Уильяма. Героиня Керн оказывается, что называется в сложной жизненной ситуации, когда беременеет от мелкого жулика и музыканта-трубача Джимми (Джастин Майлз, сериалы "Сложности" и "Морская полиция: Новый Орлеан"). Находясь в положении, она не может колесить вместе с Джимми и его коллегами по городам Америки в гастрольном туре, поэтому принимает неожиданную помощь в столовой для бездомных, где ей предложили кров и сохранение на период вынашивания ребенка. Так Мэри оказывается в изолированном от внешнего мира монастыре Сестер Божьих, находящемся в глухом лесу. Суровая мать-настоятельница (выдающая блестящее злодейское шоу Кэролин Хеннеси, сериалы "Звёздные войны: Сопротивление" и "Человек будущего") объявляет девушке об устоях в этой обители, оказавшейся отключенной от финансирования из Ватикана и содержащейся на некие щедрые частные пожертвования от благотворителей, и особенно настаивает на обете молчания, который обязаны соблюдать все послушницы, находящиеся в основной массе в интересном положении. Боусману отлично при этом удается атмосфера этого странного заведения, кажется, что Мэри попала не в безопасное место, а в самый настоящий рассадник боли и жестокости, где эффект достигается при помощи эмоциональных и физических надругательств над доверившимися алчным монахиням несчастными бездомными девушками. Даррен Линн Боусман в "Святой Агате" нагоняет настоящей жути для зрителей при помощи простых с виду средств: режиссура отличается уверенностью и пониманием стиля, художественный дизайн Молли Коффи создает ощущение захлопнувшегося навсегда благочестивого капкана, а отличная актерская игра всего состава не заставляет ни на секунду сомневаться в зловещих целях по расширенной распродаже монастырских деток. Героиня Кэролин Хеннеси вместе со своими криминальными подельницами, Полой (Трин Миллер, сериал "Поле разума", "Капитан Фантастик") и сестрами Сьюзан, Хелен и Ольгой добавляют настоящей жути и проворства, когда показывают, что созданы отнюдь не для добрых дел. Для Боусмана в этой ленте важен точечный, но запоминающийся натурализм. Например, когда юная послушница поедает собственную рвоту, то это сопровождается кротким сестринским комментарием на тему, что в обители ни одна капелька еды не расходуется впустую. А когда звезда хорроров Ханна Файрман ("Сирена", "Незваная"), обладающая прекрасной актерской фактурой для фильмов ужасов, с подачи матери-настоятельницы стремится обезмолвить себя при помощи нехитрых ножниц, то, возможно, мы видим одну из лучших сцен жанровых сцен этого года. Хищная деловитость святых сестер и их желание всеми силами обеспечить функционирование своего бэби-инкубатора внушают достотачно страха своими отнюдь не богоугодными деяниями, каждое появление героини Хеннеси в кадре гальванизирует окружающую обстановку насколько это возможно и заставляет еще раз содрогнуться от расчетливой жестокости этой женщины, которая не может иметь собственных детей. Сабрине Керн удается характер девушки, попавшей в ловушку, но не загнанной при этом в угол окончательно, нельзя сказать, что Мэри блещет бунтарским духом и поднимает восстание в обшарпанной внешне обители, она последовательно борется за жизнь и проходит, будучи беременной, через огромной количество разрывающих ее психику страданий, демонстрируя волю настоящего борца. Интересно, что как режиссер Боусман в "Святой Агате" позволяет себе в разумных пределах маленькие эстетические удовольствия в разумных пределах: то покажет матушек-монахинь с перекошенными от злобы физиономиями, то даст им в руки по хорошей доброй винтовке, а то и совсем выставит их ряжеными уголовницами, для которых крест, ангелы и Иисус - всего лишь прикрытие для криминального клана. Поскольку большая часть проекта проходит внутри традиционного для американских южных штатов большого дома, то важно отметить, что используется с пользой практически каждый квадратный метр этого помещения, камера Джозефа Уайта, постоянно работающего с Дарреном Линном Боусманом, стремится вытянуть максимум визуальных возможностей из ограниченного количества комнат, лестниц и подвала. Интерьеры своим пошлым богатством и позолотой зачастую напоминают не святое место, а дом терпимости для не слишком прихотливой публики, что также работает на общую атмосферу этого проекта и показывает, что все монашеское предприятие создавалось и переделывалось людьми не самых высоких моральных ценностей. Экранная история "Святой Агаты" без ложного стыда показывает, что на американской территории вполне возможно создание тайной секты, скрытой подальше от людских глаз и промышляющей откровенно циничным и выворачивающим души людей наизнанку бизнесом. Не удивительно, что картина Боусмана берет свое начало в имевших место эпизодах реальной жизни и использует максимум возможностей для гендерно-ориентированного хоррора. Поэтому "Святая Агата" концентрирует в себе именно психический ужас, благодаря которому по сюжету ломается воля большинства девушек, используемых как безвольный биоматериал в этом проекте, однако, несмотря на все садистские истязания, эта лента показывает, что можно победить и горе, и безнадежность, даже если для этого понадобится такой нестандартный инструмент, как пуповина недавно рожденного ребенка.