Талант сделать независимое художественное высказывание – это то, что отличает самобытного творца от критика. В силу обстоятельств Кирилл Серебренников сегодня ограничен в возможностях выражать свою точку зрения и недоступен для публичного диалога со зрителем. В каком-то смысле его нынешнее положение сродни ситуации родоначальников отечественного рок-движения: как художник он на многое способен, но инструменты для творческой самореализации, активность и свобода очерчены строгими рамками. Уже из-за такой схожести право именно этого режиссера воспевать романтику жизни музыкантов-восьмидесятников новой волны не оспаривается.
Летом 2018 года на экраны вышел одноименный художественный фильм, в чем-то неоднозначный, где-то не до мелочей биографичный, с непростой производственной судьбой, но точно атмосферный, стильно снятый, наполненный теплом и классной музыкой 80-х. «Лето», продвигаемое поначалу как «фильм про Цоя», на самом деле, от реального Виктора Цоя сохранило только настроение, дух. Сам Бессмертный тоже есть в картине, но скорее как символ. Основные герои ленты: молодость, энергия и разнообразная музыка.
Оценивая авторские приемы оригинального фильма, многие подметили, что вставки с персонажем Sceptic’ом, циником, нигилистом, контрреволюционером по натуре, – один из самых небанальных и запоминающихся ходов. Поэтому сделать Александра Кузнецова интервьюером документалки – супертолковое решение.
«После Лета» – небольшой, хронометражем на 45 минут чистого экранного времени, фильм-интервью про любовь и дружбу, снятый в цвете в локациях «Лета» той же творческой группой. Вся информация, показанная здесь, могла стать лишь дополнительными материалами или составной частью расширенной режиссерской версии. Однако у Кирилла Серебренникова нашлись силы создать полноценный ответ критикам «Лета», устами свидетелей эпохи и событий донести до зрителя всю суть своего замысла. Наталья Науменко, Артемий Троицкий, Николай Михайлов, Игорь (Иша) Петровский, Андрей Тропилло, Сева Новгородцев с позиции взрослых, опытных людей рассказывают о том, как возводился отечественный рок-н-ролльный культурный мост, призванный соединить отсталую в этом смысле советскую Россию и весь остальной мир. Документальный фильм решает важные задачи: дополняет и раскрывает личность Майка Науменко; обозначает русский рок как поэтическое направление, несущее славянскую матрицу ценностей; отвечает на вопрос: «Зачем создавалось ‘’Лето’’?».
Нет, Серебренников не ставил задачи запечатлеть Виктора Цоя как одну из знаковых фигур русского рока в начале творческого пути. Режиссер хотел показать романтизированную трагедию поколения, колоссальный контраст между невероятной пресностью тогдашней советской действительности и величием того, что происходило в творчестве. И хотя рок – творчество, безусловно, коллективное, но то, что новаторы, основные двигатели музыки поколения, как Майк Науменко и Виктор Цой, которые через свои песни искали свободы, уже нащупали ее, но так и не смогли в полной мере ощутить, уйдя из жизни с началом строительства новой России 90-х, – главный посыл на все времена: жить нужно сейчас и дышать полной грудью что бы ни было.
Артемий Троицкий в конце делает очень взвешенный вывод. Да, начало восьмидесятых годов было довольно мрачным временем в нашей стране: отсутствие силы политической воли у правящей верхушки, военные действия в Афганистане, дефицит продовольствия и товаров, но настроение молодых людей было очень веселое, жизнеутверждающее, устремленное в будущее.
Если нас не радует сегодняшняя жизнь, если мы позволяем себе роскошь тонуть в пучине повседневности, быть унылыми, понурыми и ходить, как в воду опущенными, – это личный выбор и право человека. Но есть другой путь: вдохновляться музыкой эпохи перемен, простой смысл и одухотворенность которой не устаревают. Фильм «Лето» снят черно-белым. «После Лета» раскрашивает эту историю, а каждый из нас – вот глубокий смысл работы Кирилла Серебренникова – сам решает, какой палитрой разрисовать свою реальность после «Лета»: будет нам все фиолетово, или жизнь заиграет новыми красками.
7
,2
2018, Россия, Документальные
47 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Талант сделать независимое художественное высказывание – это то, что отличает самобытного творца от критика. В силу обстоятельств Кирилл Серебренников сегодня ограничен в возможностях выражать свою точку зрения и недоступен для публичного диалога со зрителем. В каком-то смысле его нынешнее положение сродни ситуации родоначальников отечественного рок-движения: как художник он на многое способен, но инструменты для творческой самореализации, активность и свобода очерчены строгими рамками. Уже из-за такой схожести право именно этого режиссера воспевать романтику жизни музыкантов-восьмидесятников новой волны не оспаривается. Летом 2018 года на экраны вышел одноименный художественный фильм, в чем-то неоднозначный, где-то не до мелочей биографичный, с непростой производственной судьбой, но точно атмосферный, стильно снятый, наполненный теплом и классной музыкой 80-х. «Лето», продвигаемое поначалу как «фильм про Цоя», на самом деле, от реального Виктора Цоя сохранило только настроение, дух. Сам Бессмертный тоже есть в картине, но скорее как символ. Основные герои ленты: молодость, энергия и разнообразная музыка. Оценивая авторские приемы оригинального фильма, многие подметили, что вставки с персонажем Sceptic’ом, циником, нигилистом, контрреволюционером по натуре, – один из самых небанальных и запоминающихся ходов. Поэтому сделать Александра Кузнецова интервьюером документалки – супертолковое решение. «После Лета» – небольшой, хронометражем на 45 минут чистого экранного времени, фильм-интервью про любовь и дружбу, снятый в цвете в локациях «Лета» той же творческой группой. Вся информация, показанная здесь, могла стать лишь дополнительными материалами или составной частью расширенной режиссерской версии. Однако у Кирилла Серебренникова нашлись силы создать полноценный ответ критикам «Лета», устами свидетелей эпохи и событий донести до зрителя всю суть своего замысла. Наталья Науменко, Артемий Троицкий, Николай Михайлов, Игорь (Иша) Петровский, Андрей Тропилло, Сева Новгородцев с позиции взрослых, опытных людей рассказывают о том, как возводился отечественный рок-н-ролльный культурный мост, призванный соединить отсталую в этом смысле советскую Россию и весь остальной мир. Документальный фильм решает важные задачи: дополняет и раскрывает личность Майка Науменко; обозначает русский рок как поэтическое направление, несущее славянскую матрицу ценностей; отвечает на вопрос: «Зачем создавалось ‘’Лето’’?». Нет, Серебренников не ставил задачи запечатлеть Виктора Цоя как одну из знаковых фигур русского рока в начале творческого пути. Режиссер хотел показать романтизированную трагедию поколения, колоссальный контраст между невероятной пресностью тогдашней советской действительности и величием того, что происходило в творчестве. И хотя рок – творчество, безусловно, коллективное, но то, что новаторы, основные двигатели музыки поколения, как Майк Науменко и Виктор Цой, которые через свои песни искали свободы, уже нащупали ее, но так и не смогли в полной мере ощутить, уйдя из жизни с началом строительства новой России 90-х, – главный посыл на все времена: жить нужно сейчас и дышать полной грудью что бы ни было. Артемий Троицкий в конце делает очень взвешенный вывод. Да, начало восьмидесятых годов было довольно мрачным временем в нашей стране: отсутствие силы политической воли у правящей верхушки, военные действия в Афганистане, дефицит продовольствия и товаров, но настроение молодых людей было очень веселое, жизнеутверждающее, устремленное в будущее. Если нас не радует сегодняшняя жизнь, если мы позволяем себе роскошь тонуть в пучине повседневности, быть унылыми, понурыми и ходить, как в воду опущенными, – это личный выбор и право человека. Но есть другой путь: вдохновляться музыкой эпохи перемен, простой смысл и одухотворенность которой не устаревают. Фильм «Лето» снят черно-белым. «После Лета» раскрашивает эту историю, а каждый из нас – вот глубокий смысл работы Кирилла Серебренникова – сам решает, какой палитрой разрисовать свою реальность после «Лета»: будет нам все фиолетово, или жизнь заиграет новыми красками.