Документальный фильм-исследование о настроениях и противоречиях в американском обществе накануне самых скандальных выборов XXI века, когда пост президента США занял Дональд Трамп. В причинах и последствиях «Американского хаоса» попытался разобраться режиссер и продюсер Джим Стерн. За несколько месяцев до президентских выборов 2016 года американский кинематографист и убежденный демократ Джим Стерн отправляется в экспедицию по тем регионам США, где большинство населения поддерживает консервативного республиканца, 70-летнего миллиардера и бывшего шоумена Дональда Трампа. Общаясь с его сторонниками, в основном пожилыми белыми людьми, Стерн пытается понять их мотивы, претензии к современной Америке и надежды на ее будущее. Независимый исследователь встает на место тех, с кем никогда не сможет согласиться, разбирается в причинах популярности Трампа и прослеживает истоки раскола американского общества. Социально-политическую картину «Американский хаос» можно посмотреть онлайн на нашем сайте.
Страны | США |
---|---|
Жанр | Зарубежные, Документальные |
Премьера в мире | 1 января 2018 |
Время | 1 ч. 26 мин. |
Режиссёры | Джеймс Д. Штерн |
---|
Кадры хроники: предвыборные кампании президентов США от Теодора Рузвельта до Барака Обамы. В 2016 году на политическую арену выходит Дональд Трамп.
Чикаго. 9 недель до выборов. Джим Стерн приезжает в город, где он родился. Он говорит, что вырос в политической семье: мы были демократами за Кеннеди в городе одной партии. Там, откуда я родом, тот факт, что мэр Дейли «украл» выборы у Джона Кеннеди, был предметом гордости.
Джим Стерн слушает прощальную речь Обамы 10 января 2017 года. Демократия не подразумевает единообразия. Если наша демократия призвана работать так, как она должна в этой огромной многонациональной стране, то тогда каждый из нас должен постараться прислушаться к совету одного великого героя американской литературы Аттикуса Финча, который сказал: «Не поймешь человека, пока не посмотришь на вещи с его точки зрения, пока не влезешь в его шкуру и не походишь в ней».
Лос-Анджелес, полгода до выборов. Первое голосование на съезде республиканцев.Побеждает политический аутсайдер Дональд Трамп. Джим Стерн расстроен. Но он считает, что Трамп не станет президентом. Америка не настолько наивна, чтобы избрать человека, который обирал людей в липовом университете, продавал паленую кошерную водку, торговал стейками, судился 3500 раз из-за того, что не платил людям. Сейчас за Дональда Трампа проголосовало 11 миллионов человек. Джим Стерн собирается выслушать сторонников Трампа и узнать, что они в нем нашли.
Флорида, 5 месяцев до выборов. Это «колеблющийся штат». Глава клуба РеспубликанцевАрманГроссман говорит: я был председателем демократической партии округа Дейд. Я не покидал партию демократов, это она покинула меня. Все те ценности, что были у меня тогда, сохранились по сей день, но они противоположны тем, что есть сейчас у демократов. Меня часто спрашивают: как ты можешь быть за Трампа? А как вы можете быть за Хиллари Клинтон?
Хайалия, Флорида. Джим беседует с ХулиоМартинесом, 70-летним кубинцем, когда-то бежавшим от Кастро, экс-мэром Хайалии. Наша семья переехала сюда в 1954 году, мне тогда было одиннадцать лет. У нас ушел год на оформление бумаг, анализы крови, медицинские справки и все такое. Не как сейчас. Сейчас они просто садятся в лодку – и назавтра они тут.К беседе присоединяется Франциско Эрнандес, друг Хулио. На Кубе нам говорили, что у нас будет бесплатная медицина, образование. Кастро говорил, что мы будем все равны. И правда. Мы были одинаково нищие. Разговор продолжает Хулио. Меня спрашивают: почему ты поддерживаешь этого сумасшедшего? Эта страна должна пускать мигрантов, если они приезжают легально, как приехал я. Почему у вас дома замок на двери? Вы не пускаете того, кого не знаете. Этого я хочу и для США. Поэтому я присоединился к штабу Трампа.
Говорит ведущая ток-шоу на радио Флориды Джойс Кауфман. Я устала от политиков.Я устала смотреть, как они продаются и покупаются. Я не знаю, каким президентом будет Дональд Трамп. Но я точно знаю, каким будет Хиллари. Я выросла в Нью-Йорке. Нас окружали разные люди. Мы пытались американизироваться. Мы могли бы варить рис и бобы или суп с мацой. Но в конечном итоге мы все ели хот-доги на День независимости. Нам надо приспособиться под вас. Изменить нашу культуру. Принять вещи, которые неприемлемы. Все эти вещи не делают Америку великой. Они ее разрушают.
Говорит АрманГроссман. Вернем Америке былое величие. Какое «былое»? Я могу вам ответить с позиции человека, который родился и рос в Америке во время Второй мировой. Большинство социологов считают, что в 1957 году был пик счастья.
Джим Стерн обращается за консультацией к социологу Дарнеллу Ханту. Тот рассказывает: в социологии есть такое понятие, как «социологическое воображение». Его смысл в том, что хороший социолог должен выйти за рамки своего собственного опыта и посмотреть шире, чтобы увидеть масштабные тенденции в обществе. После Второй мировой в Америке был огромный экономический подъем. В этот период формировался средний класс. И Америка была явно доминирующей мировой державой.
АрманГроссман: одна из тем, которая сегодня на устах у всех американцев – расизм. Все – расизм. Везде. В моем детстве этого не было.
Дарнелл Хант: привилегия белых американцев – не думать о расах. И не думать о расизме в свой адрес. Но туалеты только для белых, питьевые фонтаны – все это сохранилось до 1957. Девиз Трампа – попытка установить связь с белыми избирателями, которые почувствовали себя забытыми из-за забот о меньшинствах и иммигрантах.
Джим спрашивает сторонника Трампа: вы поддерживаете его запрет на въезд мусульман? Тот отвечает: я не уверен, что это религия. Это идеология, организация, основанная на политике. С чего вдруг мы позволим нашему врагу войти в наш дом и попытаться убить нас? Я хочу, чтобы мой Конгресс объявил войну этим террористам.
Лос-Анджелес, 4 месяца до выборов. Джим Стерн говорит: меня поражает это желание вернуться в старые времена. Нельзя вернуться во времена до глобализации. Америка – это пять процентов мирового населения. Мы должны приспособиться ко всему остальному миру.
Кливленд. Съезд республиканцев. Говорит Мэрион, член «Движения чаепития». Я бы скорее выбрала президентом труп, чем Хиллари. Она – преступница в деловом костюме.Джим чувствует себя в Кливленде не в своей тарелке. Он разговаривает с Тами и ДэйвомДонналли – социальными консерваторами, они руководят церковью. Меня, как пастора, часто спрашивают, как я могу быть за Трампа. Я отвечаю: «Мы не в пасторы его выбираем». «Поскольку ты прелюбодействовал, ты не достоин быть президентом». Подобные забавные дела в Белом доме уже случались. Не суди, да не судим будешь. Когда смотришь на такого человека, ты видишь его недостатки. Люди хотят кого-то настоящего, даже если этот настоящий немного шумный. Зато мы знаем, какой он.То, что сделал Обама, уничтожив армию и полицию, это подло. Хиллари это продолжит. А что он сделал? Пригласил «Черные жизни важны» в Белый дом. Я хочу сделать все, чтобы это правительство ушло.Я за вторую поправку. У меня нет разрешения на оружие, но я планирую его получить, потому что я готова его носить.
Джим сокрушается: когда ты приезжаешь в подобное место, и тебя окружают такие люди, начинаешь думать, что сам спятил. Это очень тяжело понять.
Говорит ЛэйнСкултетус, делегат НСР. США – это Саудовская Аравия угля. Можно создать технологии. На это просто нужно время. Проблема глобального потепления абсолютно выдумана. Ее втюхивают американцам, это неправда.Когда я вижу людей в Вирджинии, куда езжу охотиться и рыбачить, которые сидят без работы, у меня слезы на глаза наворачиваются.
Джим может его понять, но он не симпатизирует этому человеку.Мой брат Тодд стал послом Обамы в деле изменения климата. Он даже вел переговоры по Парижскому соглашению. Вот уже семь лет он работает над самой важной проблемой в мире.
Говорит Дэвид Арчер, профессор геофизики. Уголь выделяет в два раза больше углерода, чем природный газ. Когда мы выпускаем углекислый газ в атмосферу, мы меняем климат. Причина войны в Сирии – засуха, которая вынудила людей покинуть деревни и уйти в город. Чем дольше это продолжается, тем страшнее становится.
Выступает Дональд Трамп. Мой оппонент хочет выкинуть шахтеров и металлургов с работы и из бизнеса. Этого не произойдет при президенте Дональде Трампе. Наши металлурги и шахтеры вернутся на работу.
Джим возвращается в Лос-Анджелес. Он смотритпо телевизору съезд демократов вместе с дочерью. Хиллари Клинтон называет своих политических оппонентов расистами, сексистами, гомофобами, ксенофобами, исламофобами и так далее. Как она не понимает, что это будет боевым кличем сторонников Трампа?
Западная Вирджиния. 6 недель до выборов. Джим выслушивает мнениеместногобизнесменаДэвида Хатфилда. Мы не перестроили нашу экономику, потому что люди верили, что у нас хватит угля еще на 200 лет. Теперь мы страдаем. В Западной Вирджинии многим нравится Трамп, он говорит то, что думают многие американцы. Здешним углем мы освещали целую страну многие годы. Теперь шахты закрыты. О нас забыли.
Говорит бизнесмен Брайан Беддоу.Вы слышали, чтобы Трампа обвиняли в продажности? Про Хиллари так говорят постоянно. Нет дыма без огня. Ясно, что Трамп – хороший бизнесмен. Иначе бы он не был миллиардером.
Комментарии дает Джон П. Роллерт, специалист поведенческих наук. Большая часть ранней политической кампании – это установление определенной репутации, бренда. Трампу этого делать не пришлось. В шоу «Ученик» вы на протяжении 14 лет видели успешного, решительного бизнесмена. О его обратной стороне не говорили. Например, о судебных процессах. Включая Университет Трампа, где люди платили по 35000 долларов. На семинары приходили люди, находящиеся в сложной ситуации. Загонять их в еще большие долги – бесстыдство. Трамп из богатой семьи, но он всегда преподносит себя как аутсайдера. Личность, которую он сам создал, а значит предполагается, что и вы можете стать таким. Когда вы говорите с избирателями, например, в Огайо или Западной Вирджинии, есть ощущение, что он все может понять. Это очень известный политический трюк.
Говорит шахтер Дэнни Мэсси. Это единственная хорошая работа тут. Указ Обамы нужно отменить. Трампэто может.Хиллари сказала, что в первый же день правления отменит Вторую поправку.
Брайан Беддоу: 99 процентов здешних жителей хорошо вооружены и умеют хорошо стрелять. Кристи Беддоу: как сказал Трамп, пусть Хиллари попросит сложить оружие свою охрану. Если она не хочет, чтобы мы защищались, почему она защищена?
Дэнни Мэсси: все, в чем ее обвиняют, гарантирует ей тюрьму за измену. Она не знала, что иметь личный мейл-сервер – незаконно. А люди хотят ее сделать президентом.
Комментарии дает Кэтлин Макхью, профессор гендерных наук. С 93-го Хиллари Клинтон была серьезной угрозой президентству. Так что она подошла к выборам с большим багажом. Все это обернулось тем, что она – инсайдер. Застойный, коррупционный инсайдер в Вашингтоне. Ее настолько систематически демонизируют, что все, что в ней есть хорошего, оборачивается негативом.
Джим делает вывод: тут другая страна. Зачем им разумный закон об оружии? Тут совершенно другой менталитет.Завтра первые дебаты. Говорят, их будут смотреть 100 миллионов человек.
Два часа до дебатов. Голоса сейчас – пятьдесят на пятьдесят. Джим нервничает. С кем американцы хотели бы поужинать? Этот кандидат всегда побеждает. Обама или Ромни? Обама или Маккейн? Конечно, Обама. Буш или Керри? Буш. Буш или Гор? Хоть Гор в каком-то смысле выиграл, он не победил. Буш стал президентом. И сейчас американцы выпили бы пива с Дональдом Трампом, хоть многие его и недолюбливают. Он бы меня выбесил. Это было бы ужасно. Он бы вел себя, как нарцисс. Но во многих отношениях с Трампом было бы веселее.
Дэвид Хатфилд: традиционно демократы были партией рабочих. Сейчас Трамп перетягивает эти голоса на свою сторону только потому, что он больше на них похож и больше обращается к ним.
Лос-Анджелес, месяц до выборов. Трампа уличили в нарушении сексуального поведения в шоу «Голливуд Аксесс», где он сказал: «Меня просто тянет к красоткам. Я просто их целую. Это как магнит. Просто целую. И даже не жду». Республиканцы забегали, как крысы. Люди требовали снять его с выборов. А сегодня дебаты. Надеюсь, что Трамп не сможет скрыть свою опасную натуру, свои инстинкты, правила и взгляды. И что они обернутся против него. И люди поймут весь ужас того, что будет, если он возглавит Белый дом.
Вовремя дебатов ведущий говорит Трампу: вы назвали свои слова «пустой болтовней». Но целовать женщин без их согласия, хватать их за гениталии – это насилие. Вы хвастались тем, что насиловали женщин. Нет, я такого не говорил. Никто не уважает женщин больше меня. Я никогда никого не насиловал.
Хиллари Клинтон утверждает: с предыдущими кандидатами-республиканцами я была не согласна. Но я никогда не сомневалась в их способности служить народу. Дональд Трамп – другой. Я с июня месяца говорю, что он не подходит на роль президента.
Обсудив дебаты со своими друзьями, Джим вспоминает анекдот, как три слепца встретили слона. Именно так я бы описал политику сегодня. Мы все смотрим на одно и то же, но держимся за разные части, и никто из нас не видит целого.
Аризона. 3 недели до выборов. Впервые за 124 года Аризона поддержала демократа. В итоге, у них появилась угроза жизни, и люди этим очень недовольны.
Говорит Фил Боас, редактор «Аризона Репаблик». Миллионы американцев либо не видят, либо им все равно, что он плохой человек и ему нечего делать в Овальном кабинете. Это что-то новое и угрожающее в политике – выбрать того, кто подстрекает к насилию.
Говорит Айрис Линч, член «Менсы». Он просто так воспитан. Я родилась и выросла в Бруклине. Я понимаю жителей Нью-Йорка. Они никому не позволяли их задирать. Трамп такой.
Говорит Сью Митчелл, ветеран воздушных войск. Когда я служила в воздушных войсках, я поклялась защищать страну. Не уверена, что Хиллари защитит страну. А Трамп защитит.
Айрис Линч: Хиллари не волнуют американцы. Ее волнуют только власть и деньги. Она доказывает это снова и снова. Трамп другой.
Сью Митчелл: я бы не раздувала скандал вокруг слова «гениталии», но я бы раздула скандал из-за тех женщин, которые не дали отпор. Я никогда не видела Трампа с фингалом или с разбитым лицом. Что не так с теми женщинами? Когда меня унижали в армии, я шла к главному инспектору и подавала жалобу. Я это с рук не спускала.
Джим Стерн интересуется: что бы вы сказали женщине, которая считает, что каждый восьмой голос – подтасовка? Она знает об этом, потому что прочитала. И когда я пытаюсь выяснить где, она лишь пожимает плечами. Комментарии на эту тему дает РамешСринивасан, профессор информатики. Это целый алгоритм того, как информация отбирается и доходит до человека. Это зависит от ее картины мира. Эта дама из Аризоны существует в своей экосистеме чувств. Есть много способов с помощью технологий узнать о ваших чувствах. Это называется «анализ настроения». Это большая проблема, и она выходит из-под контроля. Вы видите лишь ссылку, но мы-то знаем, что эти истории выбраны специально для вас. Феномен фейковых новостей – это лишь проявление того, что всегда существовало, но сейчас проявляется так ярко из-за всех этих платформ, как Фейсбук, Гугл и так далее, где содержимое преподносится вам на основе просмотренных ранее статей. Это очень опасно для демократии, потому что она построена на принятии множества точек зрения и способности видеть мир шире, чем свой собственный.
Джим Стерн подъезжает к мексиканско-американской границе вместе с владельцем приграничного ранчо ДжономЛаддом. Вся эта территория – наше ранчо. Вот большая стена. В ней есть отверстия для воды. Они открыты четыре месяца в году. Вода идет со стороны Мексики и уходит севернее. А нелегалы могут сквозь них перебраться? Только на нашем ранчо их полмиллиона поймали за последние 25 лет. Вашингтон не заметит проблему, пока в ней замешаны большие деньги. Они тратят миллионы на технологии. Но надо иметь и тех, кто топчет землю, чтобы поймать тех, кого засекли камеры и радары. Я даже не пытаюсь остановить людей. Я звоню патрулю, шерифу. Самое опасное для меня – оказаться на их пути. Еще до всех этих дебатов я сказал: «Трамп – единственный, кто отстаивает то, во что верит. Независимо от того, правильно это или нет». Смотрите, там дрон. Это мексиканцы нас высматривают. Они хотят знать, что мы тут делаем. Самые большие дроны переносят дурь через границу, в Калифорнию. Это точно установлено.
Говорит Кейси Джонс, глава республиканцев округа Кочис. Я ждал на поле у четырнадцатого отверстия, пока нелегалы пересекут границу, чтобы не задавить их. Граница на замке? Ха! С ним согласна Пегги Дэвис, владелец приграничного ранчо. Патруль признается, что ловит лишь трех из десяти. Я подбираю иглы от шприцев. Это угроза здоровью. Тесты на беременность. Не говоря уж об отходах на моем пастбище.Что, к сожалению, упускается в разговоре про иммиграцию, так это сотни и сотни душ, которые ежегодно гибнут в пустыне. Вы знаете, что такое дерево насилия? Плохие нелегалы пересекают границу, и всех женщин, что с ними, они насилуют, а потом вывешивают их трусы на дерево. Я знаю владельцев всех ранчо тут. И не знаю ни одного, кто бы не нашел мертвеца. Или не спас человека. Про нас хотят думать, что мы линчеватели. Но я позаботилась о несчетном числе нелегалов, которые пересекали мой участок. Я даю им еду, воду. Я – ваша первая линия защиты. Вы в безопасности? Если придет Хиллари, то ужесточит контроль за оружием. А нам что делать, когда мы тут, как легкая добыча? Люди удивляются, почему мы поддерживаем Трампа. Мы пытаемся привлечь внимание к этой проблеме уже 20 лет. Он первый, кто нас услышал.
После визита в Аризону Джим приходит к выводу: у этих людей совсем другие проблемы, в отличие от нас.На сегодня у Хиллари 92 процента шансов выиграть, согласно «Нью-Йорк таймс». Насколько они почувствуют себя обманутыми, если проиграют?
За 10 дней до выборов Трамп заявляет: ФБР возобновило расследование против Хиллари Клинтон и обнаружило еще 650 тысяч электронных писем. Кажется, мы нашли золотую жилу, как говорят шахтеры.
Флорида, два дня до выборов. Срочная новость. Джеймс Коми заявил Конгрессу США, что обзор новых писем Клинтон не изменит предыдущего заключения об отсутствии состава преступления. На улицах Флориды проходят демонстрации в поддержку Трампа.
День выборов. Хулио Мартинес: очередина избирательных участках означают, что люди хотят перемен. И они грядут. Не думали, что Трамп пройдет нижний порог, а теперь он близко.Джойс Кауфман: я очень воодушевлена. Флорида проголосовала не так, как я ожидала. Это станет началом чего-то нового для великой Америки. Джима это, напротив, пугает.
Дональд Трамп избран президентом США. Клинтон заявляет о поражении.
Возле Капитолия собрались американцы, чтобы увидеть инаугурацию нового президента. Джим признается: когда я начинал съемки фильма, то не понимал, почему люди недовольны Обамой и, как следствие, Хиллари Клинтон. Но по дороге от Флориды до Западной Виргинии и Аризоны, не говоря уже о 20000 митингующих в Кливленде, я видел людей, которые считают, что их не слышат. Не удивительно, что они поверили человеку, пообещавшему, что о них больше не забудут. Хоть я и опасаюсь за будущее, но приливы и отливы в истории – и есть комфорт для моих детей и для меня самого. Потому что, если бы победил Гор, у нас не было бы Обамы. Кто-то противоположный Трампу обязательно придет. Я лишь надеюсь, что, когда он придет, маятник не качнется обратно, а застынет на полпути. И люди в «красных» штатах не будут чувствовать себя брошенными, даже когда мы в «синих» штатах чувствуем новую надежду.
Отзывы