После прошлогодней дебютной "Реинкарнации" американский режиссер и сценарист Ари Астер, практически не сбавляя оборотов, представил свой второй проект "Солнцестояние", который, вопреки всем сложившимся жанровым стереотипам, показывает, что самые жуткие вещи могут происходить и на открытых местах, залитых ярким солнечным светом. Своих новых персонажей постановщик размещает в шведской глубинке и показывает, как могут работать посттравматический синдром в сочетании с представлениями об идеальном социуме с отчетливыми языческими установками и своими нормами устройства. Концепт Астера основывается на рассказе о разработанной им псевдокультуре со своей хорошо проработанной визуальной атрибутикой и целым сводом ритуалов, которые могут даже и шокировать неподготовленного зрителя. Когда несколько молодых американцев попадают на некий фольклорный фестиваль, то вряд ли можно ожидать от этого, что начнут оживать их худшие ночные кошмары, а стремление изменить состояние сознания в определенный момент станет просто ключом к принятию новой реальности. Для полноты понимания "Солнцестояния" можно также упомянуть мотив урегулирования личных отношений между центральными персонажами, когда при помощи считываемых только со стороны манипуляций герои не просто под действием увиденного пускаются во все тяжкие, но и еще пытаются стать полноценными участниками, а не гостями причудливого северного карнавала. В отличие от своей первой работы, Ари Астер не старается показать, что он способен работать по лекалам того же Стэнли Кубрика, а предъявляет уровень своих режиссерских амбиций, сняв странную, тягучую и одновременно увлекательную историю. Благодаря такому проекту автор уже демонстрирует уровень мастерства рассуждений на странные, запретные и табуированные темы, пряча за любопытным сюжетом в первую очередь собственные страхи и комплексы. Фильм, за исключением продолжительной экспозиции, которая вполне могла бы стать и отдельной короткометражкой, предпочитает просто выживать, пугать и умирать здесь и сейчас по строго сформулированным режиссером законам таинственных затворников в белых одеждах, не ударяясь в ретроспекции и пространный психологизм, как это часто бывает в подобных лентах. Поэтому "Солнцестояние" стремится на поверхности выглядеть как расширенный до пределов хэппенинга фильм ужасов, однако в глубине вскрывает сознание с просчитанной точностью психологического триллера, в котором кровь-любовь и стремление стать частью большой семьи обладают в большей степени свойствами эстетической иррациональной необратимости, чем логикой проработанной драмы.
После семейной трагедии в самом начале "Солнцестояния", произошедшей в семье студентки Дэни (Флоренс Пью, "Борьба с моей семьей", "Леди Макбет"), которая привела к двум убийствам и одному самоубийству, главная героиня в компании четырех молодых людей отправляется спустя несколько месяцев в Швецию, чтобы посетить фольклорный фестиваль, основанный на древних традициях, который проводится один раз в девять лет и длится девять дней. Тяга Ари Астера к нумерологии объясняется достаточно просто, девятка символизирует приближение окончания дел на нынешнем этапе и очень часто выполнение жизненной миссии. Поэтому цифровой ключ к пониманию картины оказывается прост и достаточно тонко просчитан. Инициатором поездки стал Пелле (Вильхельм Бломгрен), сирота, который вырос в общине, устраивающей на своей территории этот праздник. Он пригласил своих самых близких друзей, которые учатся в аспирантуре и занимаются антропологией, на европейские развлечения с богатой культурной и сексуальной программой. Нельзя сказать, что все едут к далеким шведам только чтобы оторваться по полной программе в лесной глуши. Темнокожий Джош (Уильям Джексон Харпер) темой для своего исследования избрал именно языческие ритуалы Северной Европы, посвященные празднованию одной из самых значительных для язычников дат. Друг Дэни, Кристиан (Джек Рейнор, "По половому признаку", "Кин"), давно топчется на месте в своем обучении и научной работе, однако надеется найти вдохновение и интересные факты для своего исследования, в котором также должны найти отражение вопросы празднования середины лета у скандинавских народов. Наконец Марк (Уилл Поултер) в этой компании выступает в качестве типичного потребителя, секс-туриста, надеющегося найти многочисленные жаркие совокупления во время разгула фестивальной вакханалии. В такой разношерстной компании молодых парней, имеющих совершенно разные цели для поездки, Дэни, которая до сих переживает последствия страшной трагедии и стала круглой сиротой, выглядит очевидным пятым колесом в мужской телеге и отправляется вместе со всеми в Швецию скорее не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Присутствие влюбленной пары определенно должно создавать неудобства для всех, однако после прибытия в Европу все пятеро во время поездки к пункту назначения отправляются в продолжительный галлюциногенный трип в красивейшей природной обстановке. Настроение и отношения в пятерке культурных путешественников улучшаются, и героиня Флоренс Пью перестает быть источником напряжения для всех. После четырехчасового переезда Пелле и его друзья-американцы попадают в место, где существует строгая система нормирования жизненного круга, разделенного на четыре значимых части. Бережно сохраняемая веками патриархальность свидетельствует о том, что по всем внешним признакам чужаки оказались внутри жестко организованной секты, которая нуждается в притоке свежей крови.
Поскольку Ари Астер в "Солнцестоянии" пытается сочетать, исключительно ради натуропатии и вхождения в местный колорит, визуальную идиллию белых одежд присутствующих в кадре селян с постоянным массовым употреблением активно действующих на сознание настоек и дымов, то лента приобретает отчетливые черты переосмысленной психоделии, где зрителю отводится роль удивленного и шокированного наблюдателя, но не участника. Ролевые игры и забавы стараются открыто показать, кто более всех ценен для общинников, а кто изящно должно покинуть этот мир в определенной последовательности. При этом мужская часть компании Дэни очень напоминает запорхавшихся мотыльков, каждый из которых со временем оказывается в жестоко расставленной и эксплуатирующей самые эгоистичные рычаги для каждого из трех характеров. Джош, который создает очевидную расовую дисгармонию, ценой собственной жизни понимает, что за большие сенсации в науке надо строго платить. Похотливый Марк с его, видимо, недостаточно впечатляющим семенным фондом оказывается просто жертвой во имя плодородия и главным героем инсталляции, с креативностью которой могут сравниться лучшие полотна о страданиях мучеников. Кристиан с расширенным чувством собственной значимости, на которого положила глаз местная огненноволосая красотка, оказывается всего лишь слабым на передок мужчиной, нужным только для ритуального произведения потомства. Экзистенциальная экскурсия, в которой постоянно что-то идет не так, с одной стороны развивается по предсказуемому нарративу, который будет ломать мозг самым впечатлительным, а с другой - показывает Астера в роли талантливого комментатора на тему закрытых культур и испытывающих кризис отношений, когда только через животные инстинкты проверяются некие гуманистические компоненты. Режиссер показывает современные грезы на тему зловещих эскапистов, густо сдабривая ленту псевдомистическими компонентами и собственными измышлениями о рациональности бытия и способности принять смерть в качестве последней радости жизни. Яркость сочной реальности, переданная благодаря камере Павла Погоржельского, становится противофазой для мрачных и кровавых событий, представленных без излишнего смакования деталями и льющейся кровью.
Удивительный финал "Солнцестояния" Ари Астера, который готовился на протяжении весьма продолжительного экранного времени, создает мощный резонирующий эффект для зрителей и заставляет с ним остаться на достаточно продолжительное время. Очевидно, что режиссер во многом интуитивно понимает как нужно работать с хорошо подавленными в глубине психики страхами и как их нужно выводить в художественном виде к публике, добиваясь не столько шокирующего, сколько терапевтического эффекта, когда очевидные уязвимости каждого человека, касающиеся его чувств, любви и отношений с ближайшими родственниками препарируются на уровне развития и поиска нового пути в жизни. От сложившейся десятилетиями в хоррорах традиции работы с клаустрофобией и максимально затемненными интерьерами Астер совершает прорыв в сторону формы и выводит страхи на открытые пространства, делает черное белым, ужас подавляет радостью, но при этом остается верен основной идеологии жанра, стремящейся показать за внешними смертями путь движения для души главной героини, которая неожиданно узнает своих в этих поселенцах, чей язык она даже не понимает. Работа Флоренс Пью вряд ли была для нее комфортабельной поездкой в край сосен и цветов, несущая большую часть смысловой нагрузки в этом фильме демонстрирует и завидную физическую выносливость в танцах за звание королевы праздника, и проходит через психологическое самосожжение, когда видит, как Джека Рейнора по плану общины участвует в ритуальном совокуплении с положившей на него глаз селянкой. Нахождение на территории, где несколько дней нет ни завтра, ни вчера и ни сегодня, оказывается вариантом зафиксированного режиссером сумасшествия для невежественных американских туристов, которые без всякого стеснения и страха стремятся вторгнуться в местные традиции, мочатся на священные деревья предков и пытаются сфотографировать рукописи с рунами, созданные местными святыми. Поэтому "Солнцестояние" выдвигает ряд острых акцентов и добивается главной цели, эмансипации героини Флоренс Пью, первоначально зависимой от мужчин и стремящейся быть максимально бесконфликтной. Обретение той свободы ценой страшных испытаний для Дэни в финальной сцене Ари Астер представляет как последний сеанс терапии, заметно маскируя рациональность, благодаря которой главная героиня отомстила всем мужчинам-изменникам сразу.
4
,7
2019, США, Ужасы
146 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
После прошлогодней дебютной "Реинкарнации" американский режиссер и сценарист Ари Астер, практически не сбавляя оборотов, представил свой второй проект "Солнцестояние", который, вопреки всем сложившимся жанровым стереотипам, показывает, что самые жуткие вещи могут происходить и на открытых местах, залитых ярким солнечным светом. Своих новых персонажей постановщик размещает в шведской глубинке и показывает, как могут работать посттравматический синдром в сочетании с представлениями об идеальном социуме с отчетливыми языческими установками и своими нормами устройства. Концепт Астера основывается на рассказе о разработанной им псевдокультуре со своей хорошо проработанной визуальной атрибутикой и целым сводом ритуалов, которые могут даже и шокировать неподготовленного зрителя. Когда несколько молодых американцев попадают на некий фольклорный фестиваль, то вряд ли можно ожидать от этого, что начнут оживать их худшие ночные кошмары, а стремление изменить состояние сознания в определенный момент станет просто ключом к принятию новой реальности. Для полноты понимания "Солнцестояния" можно также упомянуть мотив урегулирования личных отношений между центральными персонажами, когда при помощи считываемых только со стороны манипуляций герои не просто под действием увиденного пускаются во все тяжкие, но и еще пытаются стать полноценными участниками, а не гостями причудливого северного карнавала. В отличие от своей первой работы, Ари Астер не старается показать, что он способен работать по лекалам того же Стэнли Кубрика, а предъявляет уровень своих режиссерских амбиций, сняв странную, тягучую и одновременно увлекательную историю. Благодаря такому проекту автор уже демонстрирует уровень мастерства рассуждений на странные, запретные и табуированные темы, пряча за любопытным сюжетом в первую очередь собственные страхи и комплексы. Фильм, за исключением продолжительной экспозиции, которая вполне могла бы стать и отдельной короткометражкой, предпочитает просто выживать, пугать и умирать здесь и сейчас по строго сформулированным режиссером законам таинственных затворников в белых одеждах, не ударяясь в ретроспекции и пространный психологизм, как это часто бывает в подобных лентах. Поэтому "Солнцестояние" стремится на поверхности выглядеть как расширенный до пределов хэппенинга фильм ужасов, однако в глубине вскрывает сознание с просчитанной точностью психологического триллера, в котором кровь-любовь и стремление стать частью большой семьи обладают в большей степени свойствами эстетической иррациональной необратимости, чем логикой проработанной драмы. После семейной трагедии в самом начале "Солнцестояния", произошедшей в семье студентки Дэни (Флоренс Пью, "Борьба с моей семьей", "Леди Макбет"), которая привела к двум убийствам и одному самоубийству, главная героиня в компании четырех молодых людей отправляется спустя несколько месяцев в Швецию, чтобы посетить фольклорный фестиваль, основанный на древних традициях, который проводится один раз в девять лет и длится девять дней. Тяга Ари Астера к нумерологии объясняется достаточно просто, девятка символизирует приближение окончания дел на нынешнем этапе и очень часто выполнение жизненной миссии. Поэтому цифровой ключ к пониманию картины оказывается прост и достаточно тонко просчитан. Инициатором поездки стал Пелле (Вильхельм Бломгрен), сирота, который вырос в общине, устраивающей на своей территории этот праздник. Он пригласил своих самых близких друзей, которые учатся в аспирантуре и занимаются антропологией, на европейские развлечения с богатой культурной и сексуальной программой. Нельзя сказать, что все едут к далеким шведам только чтобы оторваться по полной программе в лесной глуши. Темнокожий Джош (Уильям Джексон Харпер) темой для своего исследования избрал именно языческие ритуалы Северной Европы, посвященные празднованию одной из самых значительных для язычников дат. Друг Дэни, Кристиан (Джек Рейнор, "По половому признаку", "Кин"), давно топчется на месте в своем обучении и научной работе, однако надеется найти вдохновение и интересные факты для своего исследования, в котором также должны найти отражение вопросы празднования середины лета у скандинавских народов. Наконец Марк (Уилл Поултер) в этой компании выступает в качестве типичного потребителя, секс-туриста, надеющегося найти многочисленные жаркие совокупления во время разгула фестивальной вакханалии. В такой разношерстной компании молодых парней, имеющих совершенно разные цели для поездки, Дэни, которая до сих переживает последствия страшной трагедии и стала круглой сиротой, выглядит очевидным пятым колесом в мужской телеге и отправляется вместе со всеми в Швецию скорее не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Присутствие влюбленной пары определенно должно создавать неудобства для всех, однако после прибытия в Европу все пятеро во время поездки к пункту назначения отправляются в продолжительный галлюциногенный трип в красивейшей природной обстановке. Настроение и отношения в пятерке культурных путешественников улучшаются, и героиня Флоренс Пью перестает быть источником напряжения для всех. После четырехчасового переезда Пелле и его друзья-американцы попадают в место, где существует строгая система нормирования жизненного круга, разделенного на четыре значимых части. Бережно сохраняемая веками патриархальность свидетельствует о том, что по всем внешним признакам чужаки оказались внутри жестко организованной секты, которая нуждается в притоке свежей крови. Поскольку Ари Астер в "Солнцестоянии" пытается сочетать, исключительно ради натуропатии и вхождения в местный колорит, визуальную идиллию белых одежд присутствующих в кадре селян с постоянным массовым употреблением активно действующих на сознание настоек и дымов, то лента приобретает отчетливые черты переосмысленной психоделии, где зрителю отводится роль удивленного и шокированного наблюдателя, но не участника. Ролевые игры и забавы стараются открыто показать, кто более всех ценен для общинников, а кто изящно должно покинуть этот мир в определенной последовательности. При этом мужская часть компании Дэни очень напоминает запорхавшихся мотыльков, каждый из которых со временем оказывается в жестоко расставленной и эксплуатирующей самые эгоистичные рычаги для каждого из трех характеров. Джош, который создает очевидную расовую дисгармонию, ценой собственной жизни понимает, что за большие сенсации в науке надо строго платить. Похотливый Марк с его, видимо, недостаточно впечатляющим семенным фондом оказывается просто жертвой во имя плодородия и главным героем инсталляции, с креативностью которой могут сравниться лучшие полотна о страданиях мучеников. Кристиан с расширенным чувством собственной значимости, на которого положила глаз местная огненноволосая красотка, оказывается всего лишь слабым на передок мужчиной, нужным только для ритуального произведения потомства. Экзистенциальная экскурсия, в которой постоянно что-то идет не так, с одной стороны развивается по предсказуемому нарративу, который будет ломать мозг самым впечатлительным, а с другой - показывает Астера в роли талантливого комментатора на тему закрытых культур и испытывающих кризис отношений, когда только через животные инстинкты проверяются некие гуманистические компоненты. Режиссер показывает современные грезы на тему зловещих эскапистов, густо сдабривая ленту псевдомистическими компонентами и собственными измышлениями о рациональности бытия и способности принять смерть в качестве последней радости жизни. Яркость сочной реальности, переданная благодаря камере Павла Погоржельского, становится противофазой для мрачных и кровавых событий, представленных без излишнего смакования деталями и льющейся кровью. Удивительный финал "Солнцестояния" Ари Астера, который готовился на протяжении весьма продолжительного экранного времени, создает мощный резонирующий эффект для зрителей и заставляет с ним остаться на достаточно продолжительное время. Очевидно, что режиссер во многом интуитивно понимает как нужно работать с хорошо подавленными в глубине психики страхами и как их нужно выводить в художественном виде к публике, добиваясь не столько шокирующего, сколько терапевтического эффекта, когда очевидные уязвимости каждого человека, касающиеся его чувств, любви и отношений с ближайшими родственниками препарируются на уровне развития и поиска нового пути в жизни. От сложившейся десятилетиями в хоррорах традиции работы с клаустрофобией и максимально затемненными интерьерами Астер совершает прорыв в сторону формы и выводит страхи на открытые пространства, делает черное белым, ужас подавляет радостью, но при этом остается верен основной идеологии жанра, стремящейся показать за внешними смертями путь движения для души главной героини, которая неожиданно узнает своих в этих поселенцах, чей язык она даже не понимает. Работа Флоренс Пью вряд ли была для нее комфортабельной поездкой в край сосен и цветов, несущая большую часть смысловой нагрузки в этом фильме демонстрирует и завидную физическую выносливость в танцах за звание королевы праздника, и проходит через психологическое самосожжение, когда видит, как Джека Рейнора по плану общины участвует в ритуальном совокуплении с положившей на него глаз селянкой. Нахождение на территории, где несколько дней нет ни завтра, ни вчера и ни сегодня, оказывается вариантом зафиксированного режиссером сумасшествия для невежественных американских туристов, которые без всякого стеснения и страха стремятся вторгнуться в местные традиции, мочатся на священные деревья предков и пытаются сфотографировать рукописи с рунами, созданные местными святыми. Поэтому "Солнцестояние" выдвигает ряд острых акцентов и добивается главной цели, эмансипации героини Флоренс Пью, первоначально зависимой от мужчин и стремящейся быть максимально бесконфликтной. Обретение той свободы ценой страшных испытаний для Дэни в финальной сцене Ари Астер представляет как последний сеанс терапии, заметно маскируя рациональность, благодаря которой главная героиня отомстила всем мужчинам-изменникам сразу.